Стратегические центры России
Автор статьи – доктор психологических наук, член Клуба стратегической элиты, говорит о том, что государство в лице коррумпированных чиновников не заинтересовано в разработке стратегии развития России. Сформировать идеологию новой России призваны представители интеллектуальных сообществ. В статье представлена типология действующих в стране стратегических центров.
Владимир Лепский
Стратегические центры России
"Экономические стратегии", №7-2004, стр. 66-68
Введение
Мы стоим перед необходимостью преодолеть тяжелый комплексный кризис, охвативший политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. Развитие общества немыслимо без общественного согласия. Сегодня на передний план выходит самый трудный и драматический вопрос – о субъектах исторического действия. Главная болезнь России – бессубъектность.
Особая ответственность лежит на интеллектуалах, которые проиграли в прошлом и явно проигрывают сегодня государственной бюрократии. Все более актуальным становится формирование и консолидация новой элиты, ядро которой могли бы составить те, кто не оторвался от народа, не утратил государственной, гражданской, культурной и этнической идентичности. Это представители научных сообществ, сферы культуры, образования и здравоохранения, малого и среднего бизнеса, работники ВПК, военные и др. Именно они призваны сформировать идеологию новой России, наметить ориентиры ее развития с учетом лучших традиций прошлого. Такая интеллектуальная работа уже сегодня ведется энтузиастами. Залогом ее успешности является создание негосударственной стратегической сетевой структуры, основу которой составили бы стратегические центры (площадки, клубы, лаборатории, журналы, институты, "фабрики мысли" и др.). Сегодня в России существует множество разнообразных по форме и ориентации интеллектуальных центров, но их влияние на жизнь страны близко к нулю. Почему? Мы попытаемся найти ответ на этот вопрос.
Анализ обстановки, в которой формируются и функционируют стратегические центры
Во-первых, государство в лице коррумпированных чиновников не заинтересовано в разработке стратегии развития России, а следовательно, – в создании стратегических центров. Между тем в мировой практике государственного управления общественные (как коммерческие, так и некоммерческие) структуры активно привлекаются к разработке стратегических проблем. Так, в США существуют многочисленные "фабрики мысли" (включая RAND), допущенные к решению самых важных государственных стратегических проблем; в некоторых европейских странах привлечение негосударственных организаций к экспертизе и проработке стратегических проектов обусловлено законодательно.
Во-вторых, отсутствие государственной идеологии и стратегии развития России затрудняет процессы формирования и самоопределения стратегических центров, координацию их работы, а также адекватную оценку их деятельности, провоцирует создание в стране стратегических центров, финансируемых из-за рубежа и действующих в интересах других государств и международных групп.
В-третьих, скрыто насаждается неолиберальная идеология, противоречащая базовым российским цивилизационным ценностям, что способствует появлению "придворных" стратегических центров, нацеленных на манипулирование общественным сознанием в интересах коррумпированных чиновников и финансовых группировок. Такого рода "стратегические центры", руководствующиеся стремлением к наживе, легко переключаются на решение любых проблем – лишь бы платили.
В-четвертых, так называемая "советская интеллигенция" оказалась не способна к самоопределению и самоорганизации. Одна ее часть организовала перестройку и приватизацию. Эти люди купаются в роскоши, в то время как население страны вымирает. Им нужны "придворные" стратегические центры для сохранения комфортной жизни. Другую ее часть, не обогатившуюся, но мечтающую что-нибудь получить с "господского стола", также мало волнует судьба страны. Ее основная забота – приобщение к процессу перераспределения национальных богатств. Только патриоты-романтики, мечтающие о процветании России, об усилении государства, о социальной справедливости и сохранении базовых национальных ценностей, способны создать пророссийски ориентированные стратегические центры.
В-пятых, развал науки и образования обусловил дефицит кадров для стратегических центров.
<
b>Типология стратегических центров России
Прежде чем объединять и для того чтобы объединить усилия стратегических центров, необходимо осуществить их мониторинг. Один из первых шагов на этом пути – выявление основных типов стратегических центров (1). Нами была осуществлена экспертная оценка ряда центров. Полученные данные представлены в таблице. Их анализ позволяет выделить три основных типа центров:
- целеустремленные стратегические центры;
- проектно-технологические стратегические центры;
- интеллектуальные стратегические клубы.
Целеустремленные стратегические центры постоянно ищут общие устойчивые стратегические цели, наличие которых позволяет успешно защищаться от внешних влияний и попыток перехвата управления. Они стремятся к достижению поставленных целей через организацию проектной деятельности, выступая в качестве инициаторов и стимуляторов проектов, претендуют на роль центров социального развития.
Среди рассмотренных центров данному определению в наибольшей степени соответствуют Интеллектуальный клуб "Стратегическая матрица" и Институт проблем безопасности и устойчивого развития, имеющие ярко выраженную социальную и проектную направленность. К числу целеустремленных стратегических центров относится также фонд "Экспериментальный творческий центр", однако здесь недостаточно сильна проектная ориентация. Проектно-технологические стратегические центры напоминают западные "фабрики мысли". Отсутствие четко осознанных стратегических целей не позволяет им строго придерживаться пророссийской позиции. Они главным образом занимаются выполнением заказных работ в соответствии с принципом "кто платит, тот и заказывает музыку". Цель, сформулированная заказчиком, оправдывает используемые для ее достижения средства. В современной России подобная позиция обеспечивает портфель заказов и широкие возможности для лоббирования интересов. Как следствие, такие центры крайне слабо защищены от внешних манипулятивных воздействий. Их позитивная черта – концентрация сил на технологии решения разнообразных социальных задач, более широкая ресурсная база, чем у центров других типов. Яркий пример проектно-технологического стратегического центра – Фонд эффективной политики.
Интеллектуальные стратегические клубы концентрируются на рассмотрении наиболее сложных, в том числе и стратегических проблем общества и государства. Как правило, они не занимаются проектной деятельностью. Основная цель их работы – стимулировать рефлексивные процессы в общественном сознании и способствовать становлению консолидированной позиции новой российской элиты. Их позитивная черта – коллегиальное рассмотрение проблем с разных точек зрения. Пример клуба такого типа – клуб "Свободное слово", в работе которого на протяжении 15 лет принимают участие более ста высококвалифицированных специалистов, представляющих различные области знания. Членами клуба проведены сотни заседаний, опубликованы десятки сборников и сотни статей.
Сетевая организация стратегических центров России
Целеустремленные стратегические центры могут рассматриваться как системообразующие в сети стратегических центров. Это разработчики стратегических ориентиров и проектов, главные функциональные единицы сетевой организации. Проектно-технологические центры могли бы выступить в качестве ведущих интеграторов социальных технологий, а интеллектуальные стратегические клубы – в качестве независимых аналитических структур, генераторов нестандартных идей, а также проводников воздействия на общественное сознание. Пока неясно, кто займется координацией, стимулированием и поддержкой механизмов сетевой самоорганизации. Видимо, для решения этих проблем нужны стратегические центры нового типа.
Результаты экспертной оценки разнородных стратегических центров для выделения их основных типов
Заключение
Государство в лице коррумпированных чиновников не заинтересовано в разработке ст