Стратегическая матрица MBA в Казахстане. Рейтинг программ MBA

Номер 2 - ЦА. Эра экономики знаний

«ИНЭС – ЦА» предлагает специальную методику оценки потенциала, ресурсов и степени адаптируемости трех вузов Казахстана, обучающих по программе МВА

Ануар Аязбеков
Стратегическая матрица MBA в Казахстане. Рейтинг программ MBA

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №2-2007, стр. 92-97

Аязбеков Ануар Еремекович – научный сотрудник «ИНЭС – ЦА».

Сегодня специалист, желающий учиться по программе МВА в Казахстане, имеет возможность выбрать из трех альтернативных вариантов: Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП), Международная академия бизнеса (МАБ) и Университет международного бизнеса (УМБ). Абитуриенту, который стоит перед выбором, иногда бывает сложно получить полную информацию о названных выше вузах из открытых источников. Сравнительные оценки можно сделать лишь по отдельным объективным критериям, таким, например, как стоимость обучения или престижность вуза. В то же время такие индикаторы, как состав преподавателей и студентов, динамика развития программ МBА или бизнес-среда, в которой вуз осуществляет свою деятельность, остаются не вполне ясными.
Институт экономических стратегий – Центральная Азия предлагает специальную методику оценки потенциала, ресурсов и степени адаптируемости трех упомянутых высших учебных заведений с помощью адаптированной методологии стратегической матрицы, разработанной Институтом экономических стратегий и Международной лигой стратегического управления. Данные были любезно предоставлены Казахстанским институтом менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП), Международной академией бизнеса (МАБ) и Университетом международного бизнеса (УМБ).

Эта концепция оценки стратегического потенциала учреждений бизнес-образования позволяет провести сравнительный анализ и представить удобный рейтинг трех вузов по всем ключевым параметрам.

Чтобы облегчить понимание методики оценки программ MBA, мы приводим главные показатели (факторы), по которым производится оценка бизнес-школ, а также количественное соотношение трех основных групп этих показателей.

Методика исследования

На первый взгляд методика выглядит несколько громоздко, тем не менее приведенная ниже информация позволит легко ее понять и составить целостное представление о том или ином казахстанском вузе, предлагающем программы МВА.

Мы вывели 16 основных факторов (критериев) оценки вуза и свели их в три "корзины".

"Корзина" I

Ресурсы вуза – основные качественные и количественные критерии оценки вуза и кафедры. Возможность выбора курсов, интересующих студента, срок, за который можно получить академическую степень, количество студентов, преподавателей и ряд других факторов. Данная "корзина" важна для составления общего представления о вузе и кафедре MBA.

Факторы "корзины" I

1. Год начала работы программы.
2. Коэффициент, отражающий соотношение количества преподавателей и студентов.
3. Количество студентов со степенями магистров, кандидатов, докторов наук.
4. Количество учебных часов.
5. Количество часов для консультаций с преподавателями.
6. Продолжительность про­граммы.
7. Отношение числа обучающихся на программах MBA в вузе к общему числу обучающихся на программах MBA в Казахстане.
8. Характеристика преподавательского состава с точки зрения научных званий и академических степеней.

"Корзина" II

Возможности студента – сравнительная оценка преимуществ и недостатков обучения в конкретном вузе. Как правило, программа MBA вне академического контекста позволяет наладить связи с коллегами из других организаций и стран, поэтому контингент студентов также является важным критерием при выборе вуза. Помимо этого качественный состав студентов сам по себе является показателем успешности программы MBA.

Факторы "корзины" II

9. Возможность самостоятельно выбирать учебные курсы.
10. Разнообразие предлагаемых программ.
11. Возможность дистанционного обучения.
12. Количество иностранных студентов.
13. Количество работников руководящего звена среди студентов.
14. Размер оплаты для граждан Казахстана (для иностранных граждан).

"Корзина" III

Бизнес-среда – МАБ, УМБ и КИМЭП, как и любые другие вузы, готовящие специалистов для рынка, интегрированы в бизнес-процессы в Казахстане – они занимаются подготовкой и переподготовкой административных и управленческих кадров. От того, насколько развиты корпоративные связи, во многом зависят возможности трудоустройства и "узнаваемость" диплома выпускника. Также интерес представляет размер средней заработной платы, которую предлагают работодатели обладателям степени MBA, полученной в упомянутых вузах.

Факторы "корзины" III

15. Количество трудоустроенных от общего числа выпускников за академический год.
16. Корпоративные связи (обучение работников того или иного предприятия, трудоустройство выпускников на том или ином предприятии, спонсорская и иная поддержка кафедры).

Таким образом, все факторы группируются в три "корзины".

I. РЕСУРСЫ ВУЗА (преподавательский состав, учебные программы и т. д.);
II. ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТА (финансы, студенческий контингент и т. д.);
III. БИЗНЕС-СРЕДА (корпоративные связи, уровень зарплаты и т. д.).

Оптимальное распределение бал­лов для вузов является следующим:

РЕСУРСЫ ВУЗА – 40% от общего количества баллов;
ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТА – 30% от общего количества баллов;
БИЗНЕС-СРЕДА – 30% от общего количества баллов.

Каждая "корзина" факторов оценивается по шкале от 0 до 3-х баллов, где 3 – это лучший показатель. Соответственно, на основе веса каждой "корзины" в общей оценке определяется общий балл для программы по такой же шкале от 0 до 3 баллов.

Чтобы выставить оценки, необходимо выяснить удельный вес каждого фактора внутри "корзин". Для этого следует свести их в "узлы", которые объединяют схожие по параметрам факторы.

Данные вузов по каждому из факторов

Год начала работы программы – показательная оценка, во многом имиджевая.
КИМЭП – 1992 г.
МАБ – 1996 г.
УМБ – 2001 г.

Коэффициент, отражающий соотношение количества преподавателей и студентов, – численность обучающихся является индикатором удобства обучения, популярности программ и самого вуза, в то же время количество преподавателей является ключевым фактором, свидетельствующим о качестве обучения.

КИМЭП – 220 преподавателей, 330 студентов
МАБ – 52 преподавателя,
629 студентов
УМБ – 35 преподавателей,
1000 студентов

Качественная характеристика профессорско-преподавательского состава – важный фактор оценки качества образования.

КИМЭП – 100% со степенями магистров, кандидатов, докторов наук и опытом работы по специальности
МАБ – 83% со степенями магистров, кандидатов, докторов наук и опытом работы по специальности
УМБ – 68% со степенями магистров, кандидатов, докторов наук и опытом работы по специальности

Узел "Характеристика программ и студентов"

Отношение числа обучающихся на программах MBA в вузе к общему числу обучающихся на программах MBA в Казахстане – важный показатель места вуза на рынке образования. По оценкам опрашиваемых вузов, все они имеют сопоставимую рыночную долю.

КИМЭП – 33%
МАБ – 33%
УМБ – 33%

Количество студентов со степенями магистров, кандидатов и докторов наук – показатель как престижности вуза, так и высоких требований к процессу обучения.

КИМЭП – 2%
МАБ – Данные недоступны
УМБ – 5%

Узел "Характеристика учебного процесса"

Продолжительность программы – то, за сколько месяцев (лет) можно завершить образование или же продолжать обучение (гибкость программы), во многом влияет на выбор университета.

КИМЭП – От 2 до 4 лет
МАБ – 2 года
УМБ – От 2 до 4 лет

Количество учебных часов – данный показатель важен для определения степени загруженности студентов учебой.

КИМЭП – 510 ч
МАБ – 600 ч
УМБ – 672 ч

Количество часов для консультаций с преподавателями – данный индикатор отражает индивидуальный подход преподавателей к каждому студенту и возможность постоянно консультироваться в процессе обучения.

КИМЭП – 40%
МАБ – 33%
УМБ – 17%

"Корзина" "ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТА"

Узел "Уровень адаптированности к возможностям студента"

Разнообразие предлагаемых программ – показатель как динамики развития программ MBA, так и адаптируемости вуза к рынку образовательных услуг.

КИМЭП – MBA, Executive MBA, Doctor of Business Administration
МАБ – MBA, Doctor of Business Administration, Executive MBA. Совместные программы с Маастрихтской школой менеджмента (Нидерланды), Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, с Высшей школой менеджмента (Франция), Финансовой академией при Правительстве РФ
УМБ – MBA, вечерняя программа, дистанционная, очно-дистанционная. Совместная программа MBA с Московской международной высшей школой бизнеса

Возможность самостоятельно выбирать учебные курсы – для студентов программ MBA важна возможность выбора именно тех курсов, которые будут полезны в работе.

КИМЭП – Существует
МАБ – Существует
УМБ – Существует

Возможность дистанционного обучения – многие студенты обучаются "без отрыва от производства", поэтому данный фактор может существенно повлиять на выбор вуза.

КИМЭП – Не существует
МАБ – Существует
УМБ – Существует

Узел "Контингент студентов"

Количество работников руководящего звена среди студентов – важный фактор, свидетельствующий о возможности приобрести перспективные знакомства.

КИМЭП – 5%
МАБ – 40%
УМБ – 60%

Количество иностранных студентов – фактор, свидетельствующий о возможности обмена опытом, налаживания бизнес-контактов.

КИМЭП – 4%
МАБ – 1%
УМБ – Нет данных

Узел "Размер оплаты"

Размер оплаты для граждан Казахстана (для иностранных граждан) за весь период обучения – фактор, непосредственно влияющий на выбор вуза.

КИМЭП – 12 000 – 14 000 долл. для граждан РК (18 000 – 20 000 долл. для иностранцев)
МАБ – 12 000 – 22 000 долл. для всех
УМБ – 8300 долл. для всех

"Корзина" "БИЗНЕС-СРЕДА"

Узел "Корпоративные связи"

Корпоративные связи (обучение работников того или иного предприятия, трудоустройство выпускников на том или ином предприятии, спонсорская и иная поддержка кафедры) – в силу специфики программ MBA данный фактор является ключевым в "корзине". Во всех опрашиваемых вузах назвали таких клиентов, как международные организации, компании из финансового, нефтегазового, коммуникационного и других секторов экономики.

Узел "Характеристика возможностей после обучения"

Количество трудоустроенных от общего числа выпускников за академический год – важный критерий как общей оценки вуза, так и индивидуальных возможностей выпускника трудоустроиться.

КИМЭП – 96%
МАБ – 100%
УМБ – 100%

Таким образом, общий рейтинг вузов по всем показателям следующий:

Следить за новостями ИНЭС: