Спутниковая связь – стратегический потенциал России
Российский национальный оператор спутниковой связи ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) насчитывает почти 40-летнюю историю. Долгое время ГПКС было единственным предприятием спутниковой связи в стране. Однако в последние годы ситуация изменилась. На российском рынке появились и другие операторы спутниковой связи. Грядущее вступление России в ВТО, безусловно, приведет на российский рынок западных операторов. В связи с этим наиболее актуальным становится вопрос: насколько конкурентоспособны сегодня отечественные системы спутниковой связи? Каковы перспективы развития отрасли – как в России, так и в мире? Какие проблемы стоят в данный момент перед предприятиями спутниковой связи? Обо всем этой – в интервью главного редактора «ЭС» Александра Агеева с исполняющим обязанности генерального директора ФГУП «Космическая связь» Юрием Измайловым.
Юрий Измайлов
Спутниковая связь – стратегический потенциал России
"Экономические стратегии", №4-2005, стр. 74-77
Российский национальный оператор спутниковой связи ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) насчитывает почти 40-летнюю историю. Долгое время ГПКС было единственным предприятием спутниковой связи в стране. Однако в последние годы ситуация изменилась. На российском рынке появились и другие операторы спутниковой связи. Грядущее вступление России в ВТО, безусловно, приведет на российский рынок западных операторов. В связи с этим наиболее актуальным становится вопрос: насколько конкурентоспособны сегодня отечественные системы спутниковой связи? Каковы перспективы развития отрасли – как в России, так и в мире? Какие проблемы стоят в данный момент перед предприятиями спутниковой связи? Обо всем этом – в интервью главного редактора "ЭС" Александра Агеева с исполняющим обязанности генерального директора ФГУП "Космическая связь" Юрием Измайловым. |
ФГУП «Космическая связь» — российский национальный оператор спутниковой связи — образовано в 1967 г. |
У Вас за плечами большой опыт управленческой работы. Как, на Ваш взгляд, следует организовывать управление организациями и людьми? Сформулируйте, пожалуйста, три ключевых принципа развития Вашей организации.
Существуют общеизвестные принципы управления. Как бы мы ни относились к формам экономической деятельности – плановая или рыночная экономика, – безусловно одно: без планирования, как тактического, так и стратегического, невозможно нормальное функционирование ни одного субъекта экономической деятельности. Необходимо прогнозировать развитие не только конкретных предприятий, но и окружающей среды, т.е. отрасли в целом, сопоставляя возможные направления и оценивая мировые тенденции. В этом смысле наличие ясной и, самое главное, реалистичной стратегии развития является отправной точкой работы любого предприятия. Когда люди понимают, куда движется их предприятие, какое направление выбрано в качестве приоритетного в рамках развития отрасли, они видят и перспективы собственного развития. Без этого не будет ни нормальной команды, ни настроя коллектива на решение поставленных задач, ни результата. Если нет единого движущего фактора, получится как в известной басне "Лебедь, щука и рак", а это просто недопустимо.
Вы просили назвать три принципа развития организации, но я думаю, что их значительно больше. Это тема для отдельного разговора. Детальная проработка каждого из этих принципов позволяет сформировать общий принцип управления, который включает в себя методы руководства и способы построения организационно-штатной структуры, организации коммерческой службы и обеспечивающих структур, определения направлений их деятельности.
В управлении необходима жесткая вертикаль при максимальном взаимодействии всех хозяйствующих субъектов по горизонтали. Без этого, на мой взгляд, не удастся создать единый организм, единую компанию и бессмысленно говорить об управлении.
Наше предприятие не может исправно функционировать в отрыве как от наземных операторов фиксированной связи, так и от операторов подвижной связи, потому что, по сути, мы создаем ту самую транспортную среду, на основе которой идет работа всех остальных операторов. А от того, в какой сфере они предоставляют услуги, зависят и требования, предъявляемые к нам. Мы же, в свою очередь, должны учитывать все интересы.
То есть, по существу, Ваше предприятие является оператором операторов, предоставляющих различные услуги?
Да, можно сказать и так. Недаром изменилось название нашего министерства: на первое место вышло "информационных технологий и связи". Это своего рода сигнал, указывающий на перспективы развития отрасли, для нас он абсолютно понятен. Сегодня для нас очень важны маркетинговые исследования рынка спутниковой связи, потому что теперь мы можем оказывать услуги не только на территории России и ближнего зарубежья, но практически в любой точке мира. Ресурса космической группировки российских спутников для этого вполне достаточно. Таково сейчас основное направление развития ФГУП "Космическая связь".
Отвечая на мой вопрос, Вы затронули проблему стратегии развития отрасли в целом. Чем, на Ваш взгляд, может обернуться для ФГУП "Космическая связь" вступление России в ВТО?
Здесь есть два аспекта, которым следует уделить особое внимание: возможности развития отрасли в целом и развития нашей компании в частности. Я хотел бы остановиться на последнем аспекте. Если раньше ГПКС был единственным оператором спутниковой связи на территории России и его услугами пользовались в основном внутренние пользователи, то сегодня совершено иная картина. На отечественном отраслевом рынке появились такие игроки, как "Газком", и некоторые другие. Пусть их не так много, но им принадлежит около 20% рынка. Вступление в ВТО, безусловно, откроет границы для европейских операторов спутниковой связи. Я думаю, что и американские операторы захотят выйти на российский рынок – уже прослеживаются такие тенденции.
Российские клиенты пользуются услугами и американских, и европейских спутников. С европейцами у нас заключены соглашения о сотрудничестве в области спутниковой связи. Уже сегодня мы работаем не в замкнутом пространстве и исходим из того, что на территории России функционируют иностранные операторы спутниковой связи. Вступление в ВТО придаст новый импульс такому сотрудничеству, сделает его более интенсивным. К этому нужно готовиться, потому что и перед отраслевыми компаниями, и перед клиентами встанут вопросы, связанные с тарификацией и качеством предоставляемых услуг, надежностью, живучестью систем спутниковой связи. Кроме того, клиентам придется решать проблему выбора оператора. В целом ГПКС и сегодня уже конкурентоспособно на мировом рынке. Это подтверждает тот факт, что около 40% от общего объема продаж составляют продажи зарубежным клиентам.
Как Вы думаете, какая доля российского рынка будет принадлежать ФГУП "Космическая связь", скажем, через пять лет?
Не могу назвать точную цифру, это зависит от количества игроков, которые будут на рынке, но думаю, что эта доля сократится; одновременно расширится спектр услуг, предоставляемых нами на территории других государств. Это не голословное заявление – только за прошлый год мы в несколько раз увеличили объем услуг, предоставляемых клиентам дальнего зарубежья и стран СНГ.
Вы работаете с российскими поставщиками комплектующих, носителей и спутников. Насколько их продукция конкурентоспособна по сравнению с зарубежными аналогами?
Дело в том, что производство такого сложного и высокотехнологичного изделия, как спутник, невозможно без кооперации. Например, в создании аппарата серии "Экспресс-АМ" было задействовано более 30 российских и несколько зарубежных компаний – французская Alcatel Space, немецкая Astrium, японский консорциум NЕС TOSHIBA Space Systems, Boeing и многие другие. Связано это прежде всего с тем, что отдельные элементы, используемые для создания спутников, выпускаются в разных странах и регионах. География кооперации очень широка – от Юго-Восточной Азии до Америки.
Что же касается конкурентоспособности российских предприятий, то, на мой взгляд, "Протон", который выводит на орбиту наши спутники, по надежности, живучести и возможностям вполне конкурентоспособен. Спутники у нас в стране делают такие известные компании, как ФГУП "НПО прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева" (НПО ПМ), "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", РКК "Энергия" и др.
Да, у нас еще имеется определенное технологическое отставание, на преодоление которого нацелена Федеральная космическая программа. В ее рамках НПО ПМ значительно улучшило качество своей продукции – увеличилась надежность платформ, мощность полезной нагрузки. Если срок работы на орбите такого спутника, как "Горизонт", составлял три года, а спутника "Экспресс-А" – семь лет, то сегодня "Экспресс-АМ" работает до двенадцати лет. Совместно с НПО ПМ мы рассматриваем возможность продления срока работы спутников до пятнадцати лет. Если это удастся, то можно говорить о прорыве – мы получим продукцию, соответствующую лучшим мировым аналогам.
В силу специфики предоставляемых услуг Вашим сотрудникам приходится заниматься правительственной связью. Можете ли Вы сказать, сколько организаций во всем мире обеспечивает связь такого уровня?
Все операторы спутниковой связи в той или иной мере предоставляют услуги силовым блокам своих государств. В каком объеме и с какими требованиями к защите – это решает руководство государства. Общемировой тенденцией является уход от создания чисто военных спутников и переход к системе спутников двойного назначения. Т.е. спутники должны обеспечивать нужды и гражданских операторов, и вооруженных сил, правоохранительных органов, служб, ответственных за устранение чрезвычайных ситуаций. Причем в последнем случае имеются в виду не только стихийные бедствия, но и военные действия.
В различных дискуссиях о перспективах отрасли озвучивались такие цифры: к 2010 г. число спутниковых терминалов может достигнуть 100 тыс. В то же время сегодня наблюдается явное отставание в сфере оказания услуг населению. Что, на Ваш взгляд, мешает прогрессу в этой области?
На мой взгляд, причина в том, что это еще очень молодое направление. Рынок еще не сформирован. Не все вопросы регулирования решены. В 2004 г. было принято решение об упрощении процедуры внедрения VSAT-технологий на территории России. Это дает основание полагать, что в текущем году значительно увеличатся темпы роста отрасли в целом, в том числе будут решены вопросы, которые сегодня поднимают многие операторы спутниковой связи и их клиенты. Наиболее острые из них – упрощение процедуры и сокращение сроков выдачи разрешений.
Может сложиться впечатление, что VSAT-технологии получат наибольшее распространение на Севере и Дальнем Востоке, то есть там, где слабее всего развита инфраструктура связи, но это не так. На самом деле развитие этих технологий имеет место на всей территории России – и в Европейской части, и в восточных регионах, причем по некоторым показателям на востоке России VSAT-технологии распространяются опережающими темпами.
На мой взгляд, за VSAT-технологиями, и вообще за технологиями индивидуального потребления услуг спутниковой связи, – будущее. Основные производители такого оборудования активно работают над снижением его стоимости, что должно способствовать повышению спроса на эти услуги. VSAT-технологии позволяют предоставлять универсальную услугу с различной номенклатурой и спецификацией, под любые скорости. Их внедрение открывает широкие возможности для создания ведомственных и локальных сетей. Первопроходцем в этом направлении был Центробанк, сегодня свою систему создают Федеральное казначейство, Сбербанк, Министерство по налогам и сборам. Это только начало, первый, в некотором смысле обучающий, этап внедрения VSAT-технологий. Если они продолжат развиваться такими темпами, думаю, что появится и соответствующая нормативная база, но в идеале она должна идти на несколько шагов впереди. Да, есть бюрократизм, но мы всегда преодолевали его. Министерство информационных технологий и связи тоже это прекрасно понимает и делает все для того, чтобы предложения, которые поступают от операторов, были реализованы как можно скорее.
И в заключение скажите: есть ли у Ваших конкурентов нечто, что недоступно Вам с точки зрения технологии или по каким-либо другим причинам?
Вы знаете, сегодня в сфере развития космических технологий увеличилась степень открытости, расширился обмен информацией. Я не имею в виду коммерческую тайну – в эту область мы никогда не пытались проникнуть. Сравнивая технические средства и предоставляемые услуги у нас и у конкурентов, можно с уверенностью сказать – это вполне соизмеримая продукция.