Сострадать чужой боли
Президент Российской фармацевтической ассоциации («Росфарма»), президент ОАО «Фармимэкс» Александр Дмитриевич Апазов в беседе с первым заместителем главного редактора «ЭС» Ольгой Бардовой подробно анализирует тенденции фармацевтического рынка России и возможные пути улучшения ситуации в этой жизненно важной сфере.
Александр Апазов
Сострадать чужой боли
"Экономические стратегии", №03-2008, стр. 80-85
Президент Российской фармацевтической ассоциации ("Росфарма"), президент ОАО "Фармимэкс" Александр Дмитриевич Апазов в беседе с первым заместителем главного редактора "ЭС" Ольгой Бардовой подробно анализирует тенденции фармацевтического рынка России и возможные пути улучшения ситуации в этой жизненно важной сфере. |
Александр Дмитриевич, Вы возглавляете открытое акционерное общество "Фармимэкс", широко известное в России и других странах. Оно занимает одно из ведущих мест в сфере закупок и поставок лекарственных средств, субстанций, изделий медицинского назначения, химических реактивов и аптечного оборудования. Что отличает Вашу компанию от других, работающих на рынке фармацевтических препаратов и услуг? Каковы ее приоритеты?
ОАО "Фармимэкс" – бывшее главное аптечное управление СССР, т.е. профессиональная организация, всегда занимавшаяся фармацевтическим бизнесом. Отличает ее от других фармкомпаний понимание роли аптечных организаций в осуществлении лечебного процесса. В последние годы ОАО "Фармимэкс" – быстро растущая компания. За последние три года объемы прироста продаж у нас не опускались ниже 30%. Это выше средних отраслевых показателей. Мы работаем открыто и честно: ни фальсификата, ни контрафакта у нас нет, и потребители это ценят.
Компания M.S.I. Vertriebs GmbH и ее российское дочернее предприятие ЗАО "М.С.И. Фертрибс" совместно с проверенным партнером ОАО "Фармимэкс" ежегодно проводят международную специализированную выставку "АПТЕКА". Четырнадцатая такая выставка прошла 12-16 февраля 2008 г. в МВЦ "Крокус Экспо". Каковы ее итоги?
Если говорить о выставочных мероприятиях, то лидирующее положение по значимости занимает конгресс "Человек и лекарство", который ежегодно проводит Александр Григорьевич Чучалин. Второе место – выставка "АПТЕКА", которую организуют ОАО "Фармимэкс" и фирма MSI под эгидой Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук. Мы провели тринадцать выставок. Третья по объему выставка "Здравоохранение" проводится в декабре.
В настоящее время Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), во главе с А.Н. Шохиным, создано новое направление – "Здравоохранение", которым руководит Комиссия по здравоохранению и медицинской промышленности РСПП. Основной задачей Комиссии является привлечение внимания представителей крупного бизнеса к инвестированию в инновационные проекты в области здравоохранения, в развитие производства лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. Одним из разделов ее работы является проведение крупного мероприятия – Международного медицинского форума "Индустрия здоровья".
Это мероприятие имеет прекрасные перспективы. Почему? Во-первых, в его организации участвует Министерство здравоохранения и социального развития РФ, что существенно повышает его статус. Во-вторых, у РСПП значительно больше возможностей – он имеет большую клиентуру, его руководители ближе к властным структурам. В-третьих, мероприятие будет проводиться в выставочном центре "Крокус", а он хотя и находится далековато, но располагает огромными выставочными площадями. Нам обещали обеспечить подачу транспорта к метро и гарантировать расселение людей.
Если раньше на выставке "АПТЕКА" стенды государственных органов были не очень заметны, то сейчас совсем другое дело: государственные организации занимают очень важное место. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Департамент здравоохранения (г. Москва), Московская область и Краснодарский край были представлены отдельными большими стендами, на выставке прошел "День здравоохранения Москвы", "День здравоохранения Московской области". В рамках научно-практической программы "Врач России XXI века" проведены симпозиумы, конференции по актуальным вопросам здравоохранения.
Очень важно, что в "Крокусе" можно проводить несколько медицинских мероприятий одновременно. Директор ГУ "Научный центр здоровья детей РАМН", председатель исполкома Союза педиатров России А.А. Баранов со своим съездом педиатров также примет участие в форуме "Индустрия здоровья". Специалист из провинции приезжает на неделю и должен иметь возможность ознакомиться со всеми отраслевыми новинками. Вы поймите: здравоохранение нельзя делить на части. Любому врачу-специалисту важно знать, какие современные лекарства появились на рынке, какие новые направления возникли, послушать лекции и т.д. Это как раз то, к чему мы сегодня стремимся.
В своих выступлениях и интервью Вы неоднократно высказывали серьезные опасения по поводу положения на рынке лекарств. Что конкретно Вы имели в виду и есть ли способы изменить ситуацию?
Нельзя сказать, что на нашем рынке все плохо. То, что было, предположим, в 1990-х гг., и то, что есть сейчас – это небо и земля. Значительно расширилась номенклатура лекарств. Появились лекарственные препараты, созданные на основе высоких технологий. Конечно, они очень дорогие, но и качество, и эффективность у них совершенно другие. И это положительное явление.
Кстати, хочу отметить, что как бы ни критиковали программу Дополнительного лекарственного обеспечения, она дала возможность аптечной системе подняться на новый качественный уровень. Это касается и ассортимента лекарственных препаратов, и оснащения аптек компьютерной техникой, и многого другого. В программе использован системный подход: хотели врачи и фармацевты или не хотели, они были вынуждены двигаться вперед. Единственная системная ошибка этой программы – разрешение гражданам, имеющим право на дополнительное бесплатное лекарственное обеспечение, выходить из программы, т.е. получать деньги вместо лекарств.
Результатом трехлетнего периода работы программы явилось значительное увеличение потребления лекарств россиянами, и в первую очередь малоимущими слоями населения. Ресурсы лекарств в расчете на одного среднестатистического жителя Российской Федерации возросли за эти годы с 44 долл. до 90 долл. в год, в то время как в предшествующие 10 лет прирост был небольшой.
Если все так хорошо, то в чем сложность ситуации на российском фармацевтическом рынке? Что для улучшения положения предпринимается на государственном уровне?
Если рассматривать фармацевтический бизнес как бизнес, приносящий большую прибыль, то, безусловно, человек с его проблемами виден не будет. Например, до 1997 г. на нашем рынке не было фальсифицированных лекарств, потому что в то время основные рецептурные лекарственные препараты поставляла профессиональная компания "Фармимэкс". Что стало причиной появления подделок? Это человеческий фактор и появление большого числа организаций на фармацевтическом рынке. В 1991 г. 70% работающих в аптечной системе имели высшее и среднее фармацевтическое образование. Сегодня, я думаю, доля дипломированных специалистов в лучшем случае составляет 30%.
С самого начала в России должны были быть приняты законы, регулирующие основные положения организации лекарственной помощи в условиях перехода к рыночным отношениям. Этого не произошло. Основная цель каждого предприятия, в том числе и фармацевтического, – получение прибыли, к сожалению даже любой ценой. Это является еще одной причиной появления на рынке фальсифицированных препаратов.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), "фальсифицированным (контрафактным) лекарственным средством является продукт, преднамеренно и противоправно снабженный этикеткой, неверно указывающей подлинность препарата и/или изготовителя. Фальсификации могут подвергаться как оригинальные, так и воспроизведенные лекарственные средства; контрафактные продукты могут включать препараты, содержащие ингредиенты, соответствующие этикетке, не соответствующие этикетке, не содержащие активных ингредиентов, с недостаточным содержанием активных ингредиентов или в фальсифицированной упаковке".
Как же бороться с этим страшным явлением, наносящим вред здоровью россиян? Свое слово должны сказать профессиональные общественные организации. Также должна существовать законодательная база, которая позволит контролирующим организациям принимать действенные меры по пресечению этих негативных явлений – тем более что в 2005 г. была создана специальная федеральная служба, отделения которой имеются в каждом регионе и которая ежегодно совершенствуется.
Сегодня, к сожалению, человек, который занимается, мягко говоря, нецивилизованным бизнесом, имеет больше возможностей остаться на рынке, чем тот, который ведет цивилизованный бизнес. Как я уже сказал, самое страшное, что снижается профессиональный уровень сотрудников. "Аптекарь" без специального образования, сам того не подозревая, может продать покупателю некачественное лекарство.
Если раньше в России было около 15 тыс. аптечных учреждений, очень жесткая система контроля качества, не существовало мелких самостоятельных точек, которые очень трудно контролировать, то сейчас юридических лиц не меньше 60 тыс., а может, и больше. Более того, в 1993-1998 гг. была разрушена система управления аптечной службой. Некоторые министры делали это целенаправленно. Правда, после 2000 г. ее начали восстанавливать.
Кто сейчас контролирует ввозимые лекарства?
Создана многоступенчатая система контроля. Ввоз осуществляется по лицензии, которую выдает Минэкономразвития. Кроме того, она согласовывается в Минздраве. Если раньше контракты на приобретение зарубежных лекарственных средств разрешалось заключать с посредниками, то теперь такие контракты необходимо заключать только с производителями.
Любой лекарственный препарат находится на таможенной очистке до тех пор, пока не будет произведен отбор пробы для анализа представителями Росздравнадзора и таможни. Только после положительных результатов анализа выдается декларация о соответствии лекарственных средств. Отечественные производители также декларируют свои лекарственные средства.
Другими словами, контроль жесткий, но если фальсификат появляется, значит, есть какие-то лазейки… А причина, на мой взгляд, – в нравственном климате, свойственном российскому обществу: мы снисходительно относимся к нарушению законов. Главное здесь – человек, в данном случае он сам является источником зла. Сейчас наблюдается громадное падение нравственности, люди думают только о личной выгоде. Когда каждый человек начнет честно делать свое дело, исчезнут многие проблемы.
Следует отметить, что проблема фальсифицированных лекарственных средств носит международный характер.
Что, на Ваш взгляд, нужно, чтобы укрепить нравственные основы нашего общества?
Чтобы добиться успеха в развитии такого общества, как российское, нужна сильная власть.
В интервью "Литературной газете" президент РАМН, академик РАН и РАМН М.И. Давыдов заметил, что "у нас никакие стратегические реформы невозможны по той причине, что Россия не имеет ни медицинской, ни фармацевтической промышленности и – что самое главное – не собирается их иметь. Мы уже давно сидим "на игле" у фирм-поставщиков. Практически все противоопухолевые препараты, например, у нас импортного производства. Наше технологическое отставание уже превышает 35 лет… Мы ежегодно от излечимых болезней теряем миллион человек. Возникает проблема сверхсмертности". Что Вы думаете по этому поводу?
Я не полностью согласен с данным утверждением, и вот почему. В советские времена отечественная промышленность поставляла около 80% как номенклатуры лекарственных средств, так и их объемов, и это хороший показатель. Но если мы возьмем качественные параметры, то очевидно, что сегодня они значительно улучшились. Ведь тогда и сырье было другим, и технические условия производства ориентировались на иные стандарты. Я уже не говорю о том, что за последние десять лет значительно расширилась номенклатура лекарственных препаратов, появились новые поколения современных средств, совершенно несопоставимые по эффективности с ассортиментом лекарств советского времени.
Сейчас многие онкологические препараты завозятся из-за рубежа, но они и в СССР по большей части импортировались. Да, в России за эти рыночные 15 лет ничего не сделано для того, чтобы сохранить свою фармацевтическую промышленность, здесь я согласен с академиком Давыдовым. После развала Советского Союза я руководил фармацевтической службой в Минздраве России. Тогда мы подписали с западными фармацевтическими компаниями 35 соглашений о создании в нашей стране современных производств новых эффективных лекарственных препаратов по JМР. Из этих 35 проектов, к сожалению, на данный момент работает только два. Государство должно грамотно тратить свои деньги. Разумнее закупать не готовые лекарства, а технологии и создать современную отечественную промышленность. Нам также выгоднее приобретать субстанции, так как в этом случае прибавочная стоимость и рабочие места создаются в России.
А почему субстанции нельзя производить в России?
В основе их производства – сложный химический или биологический синтез, это "грязная" работа. Субстанции сегодня производятся в основном в нескольких странах, таких как Китай, Индия. Это, по сути дела, страны-монополисты. Производство многих современных лекарств связано с высокими технологиями, ведущие фирмы, как правило, сами разрабатывают и производят субстанции. Нанотехнологии – дело дорогостоящее, тут необходимо вмешательство государства, оно должно вложить деньги, которые позволят за короткий промежуток времени сделать очень большой скачок. Тогда мы будем избавлены от необходимости оплачивать чужой труд в таких больших объемах и сможем обеспечить национальную безопасность.
Но ведь у нас все разрушено. Есть ли в России необходимая исследовательская база?
Ее практически нет. Сейчас в нашей стране в разных отраслях создаются государственные корпорации. Если идти этим путем в фармацевтической промышленности, то следует не объединять обнищавшие государственные предприятия – это ничего не даст, – а заново строить отрасль на принципиально ином качественном уровне. Для этого нужны очень большие деньги, современные технологии и время.
Ведь у нас есть талантливые умы и неплохие проекты. Например, на основе разработок генной инженерии мы научились производить инсулин. А возьмите сельскохозяйственную продукцию. Вы думаете, у нас ее мало производится? При этом она значительно более здоровая и вкусная, чем импортная, и тем не менее продовольствие мы покупаем за рубежом.
В этих вопросах России необходима продуманная государственная политика.
В январе в ряде аптек Санкт-Петербурга и Екатеринбурга исчезли такие препараты, как корвалол и валокордин, содержащие фенобарбитал. Изъятие из продажи этих препаратов объяснялось Постановлением Правительства "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации". У январского лекарственного дефицита могут быть разные причины. Возможно, кто-то, пользуясь неразберихой, попытался искусственно создать повышенный спрос на популярные лекарства и извлечь из ситуации максимальную выгоду. А может быть, причиной "аптечного кризиса" стало обыкновенное наше разгильдяйство, когда "правая рука не ведает, что делает левая"?
Отпуск лекарств из аптек осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым приказами министерства здравоохранения. Кстати в упомянутом Постановлении ничего не было сказано об отпуске лекарственных препаратов, там речь идет о другом. У данного прецедента действительно может быть множество причин. Не исключено, что у кого-то были большие запасы этих лекарств и он решил от них избавиться, создав панику. Но, скорее всего, это обычная безответственность.
На страницах нашего журнала мы не раз обсуждали взаимодействие на фармацевтическом рынке автономных аптек и аптечных сетей. Какая форма организации аптечной торговли, на Ваш взгляд, является приоритетной?
Право на существование имеют и те и другие. С экономической точки зрения сети лучше защищены: они более крупные, а в бизнесе сегодня идет поглощение.
У нас рынок нецивилизованный, маленький бизнес легче отнять. Большой бизнес отнять труднее.
А с функциональной точки зрения автономные аптеки выигрышнее. Если их закрыть, ухудшится качество обслуживания. Хотя плюсы и минусы есть и у автономных аптек, и у аптечных сетей.
Не важно, какая аптека Вас обслужит, важно, чтобы там работали люди, которые умеют сострадать чужой боли. Если человек лишен этого качества, ему нечего делать за аптечным прилавком, да и вообще противопоказано работать в системе здравоохранения. Конечно, мы осуществляем тщательный отбор персонала, но, к сожалению, никакие тесты не могут застраховать от ошибок.
Расширение современного аптечного ассортимента осуществляется не только за счет медикаментов, но и за счет парафармацевтики (БАДов, товаров гигиены, лечебной косметики). Как Вы оцениваете развитие этого сегмента фармацевтического рынка?
Ценообразование в аптечной системе построено исходя из того, что лекарства, которые являются жизненно важными, в структуре доходности аптек должны занимать самое незначительное место. А самый большой доход аптеки получают от БАДов, пищевых добавок, косметики, поскольку наценка на них может быть очень высокой – главное, чтобы была востребованность. Но прежде всего люди идут в аптеку за лекарствами, и наша основная задача – сделать их достаточно дешевыми и гарантировать качество.
Следующий вопрос касается рейдерских действий. Как Вы думаете, можно ли законодательно противостоять рейдерской практике? Совершенствуются ли в России нормативные механизмы разрешения корпоративных конфликтов?
К сожалению, рейдерство пришло и в аптечную систему. Приведу пример, который затронул интересы нашей компании. Нам было сделано предложение продать помещение аптеки на Новом Арбате рядом с рестораном "Прага". Мы отказались, и тогда начались отключения электричества и другие действия, которые, видимо, должны были сделать нас более сговорчивыми. Мне пришлось обратиться за помощью в соответствующие организации.
Я принципиальный человек и не люблю, когда посягают на мои законные права. Почему кто-то должен диктовать мне условия?
Я знаю, что прав, и буду до конца отстаивать свою правоту. Безусловно, наличие действующих и жестких законов в этой сфере позволит истинным владельцам реально защищать свой бизнес.
Вы являетесь одним из крупнейших в стране специалистов в области организации здравоохранения, долгое время возглавляли Межведомственную комиссию Совета безопасности РФ по охране здоровья населения. Как Вы оцениваете эффективность реализации национальных проектов в области здравоохранения?
Что такое национальный проект? Это возможность концентрации значительных ресурсов государства на конкретном направлении с целью осуществления технологического прорыва. Такой подход позволит добиться мощного положительного сдвига в сфере охраны здоровья населения. Концентрация финансовых ресурсов позволит более эффективно их использовать и, самое главное, на наиболее слабых участках.
Позвольте задать Вам наш фирменный вопрос: есть ли какая-нибудь пословица или поговорка, которая наиболее точно отражает Ваше отношение к жизни и к профессиональной деятельности?
За годы работы в аптечной системе я пришел к выводу, что главное в нашем деле – неукоснительно следовать принципу, которым руководствовались еще античные медики: "Не навреди!" Более того, старайся принести максимум пользы! Ведь мы не просто имеем дело с людьми, это люди больные, страдающие. Они ждут от нас помощи, и я получаю огромное удовлетворение от того, что могу им помочь, их благодарность для меня – высшая награда. Очень важно, когда твой труд отмечают те, кому ты служишь.
ПЭС 8048/03.03.2008