Социальная турбулентность в феврале – апреле 2005 г.
Относительный уровень турбулентности в деловой и политической жизни страны на 15 февраля – 15 апреля 2005 года.
Олег Доброчеев
Социальная турбулентность в феврале – апреле 2005 г.
"Экономические стратегии", №1-2005, стр. 106-107
|
Сравнение предшествующих прогнозов с реализацией
В последнем выпуске журнала "ЭС" за 2004 г. мы предсказали периоды, а в некоторых случаях и точные даты турбулентных и потому драматичных природных и общественных изменений. Так, например,
15 декабря 2004 г. мы писали: "Конец /…/ нынешнего и начало следующего года, /…/ ничего хорошего не принесет, поскольку это время будет характеризоваться максимальным разгулом природных стихий и ослаблением защитных функций организма. Людям с ослабленным здоровьем /…/ надо быть особенно осторожными. Лучше всего использовать канун Нового года для отдыха и творчества. /…/ В начале января расширение масштабов экономической турбулентности может сопровождаться резкими переменами на мировых рынках сырья и валюты".
Эти прогнозы оказались на редкость точными. Как известно, 26 декабря 2004 г. на страны Юго-Восточной Азии обрушилось самое сильное за последние десятилетия цунами. Начало 2005 г. ознаменовалось небывалыми наводнениями в Европе и Северной Америке. Природные аномалии не обошли стороной и нашу страну: на полюсе холода, в Верхоянске и Оймяконе, в первой половине января средняя температура была на 30°С выше обычной для этих мест. Сразу же отметим, что "автошок", как говорят специалисты, недавних природных аномалий, возможно, повторится в середине марта 2005 г. Глобальные природные катаклизмы вызвали заметные колебания цен на мировых рынках.
Как пользоваться прогнозом? Обращаться к нему, лишь когда политическая и экономическая ситуация становится предельно неопределенной. Надо иметь в виду, что повышение уровня социальной турбулентности обычно сопровождается увеличением числа экстраординарных событий и снижением эффективности деловой жизни, а его падение, наоборот, – оздоровлением социальной среды, расширением масштабов общественного сотрудничества и конструктивной, созидательной активности.
Прогнозные оценки на ближайшие месяцы
Как видно на приведенном ниже графике социальной турбулентности, ее расчетный уровень в конце зимы – начале весны будет весьма изменчив. В этом нет ничего удивительного, достаточно вспомнить переменчивость погоды в это время года. Человеческий организм очень чувствителен к изменениям природной среды. Однако наши расчеты масштабов ожидаемой социальной и политической неустойчивости базируются не только и не столько на оценках изменчивости природы, сколько на математическом моделировании поведения общественных масс, мировых экономических рынков и политической жизни страны исходя из законов своеобразной социальной физики (см. "ЭС" за 2000-2001 гг.).
Рисунок 1. Прогноз относительного уровеня турбулентности в деловой и политической жизни страны на 15.02.2005 г. –15.04.2005 г.
В рассматриваемом интервале времени наибольшие перемены ожидают нас в общественной и экономической жизни. Они двумя волнами будут нарастать в марте – апреле. Первая волна н
естабильности ожидается с 5 по 21 марта. Вторая начнется с короткого всплеска в районе 29-31 марта; апогея она достигнет к концу прогнозного периода, в середине апреля. При этом политической нестабильности в обоих случаях будет предшествовать социально-экономическая.
В марте вполне вероятен второй после конца декабря 2004 г. разгул природных стихий, а в апреле – годовой пик техногенных катастроф. Нельзя исключить в это время и очередного всплеска терроризма. К этому весеннему перевалу в нашей личной и общественной жизни надо готовиться заранее.
С какими событиями могут быть связаны ожидаемые весной перемены в общественной и политической жизни страны? Пищу для размышлений дает предполагаемая синхронизация в середине апреля годичных пиков природной, социальной и политической турбулентности. В это время экономическую нестабильность может усугубить политическая или природная, и наоборот. В результате данный период может оказаться самым драматичным в 2005 г. и в чем-то даже переходным от одной системы политических или экономических координат к другой.
С этой точки зрения повышенная социальная напряженность, вызванная полномасштабным введением пенсионной реформы и ростом тарифов на услуги ЖКХ, которой многие политологи ждут весной 2005 г., в опытных руках может оказаться мощнейшим инструментом давления на власть. Самыми слабыми звеньями системы государственного правления в это время могут стать президентская власть и лично премьер М.Е. Фрадков.
Однако прежде, чем волна социального протеста наберет силу, в феврале – начале марта ожидается относительно короткий период политической стабильности, который может быть использован, как это уже бывало в нашей политической истории (достаточно вспомнить проведенные В.В. Путиным год назад, накануне президентских выборов, упреждающие правительственные назначения), для принятия превентивных мер.
По законам социальной турбулентности непосредственно после предельного напряжения общественной жизни, как правило, наступает ее предельная же стабилизация. С этой точки зрения в ближайшее время наиболее благоприятными периодами для начала новых проектов и налаживания конструктивного сотрудничества с партнерами и оппонентами должна стать вторая половина февраля и – в еще большей степени – последняя декада марта.