Со временем руководитель становится жестче

Номер 7. Национальная идея

Для того, кто отягощен интеллектом, сегодня не возникает сомнения в том, что отечественное телевидение переживает далеко не лучшие времена. Давно миновала эпоха доморощенного, «ненастоящего», «игрушечного» бизнеса девяностых. Те каналы почили в бозе, те проекты мало кто помнит. Те люди выросли, и очень многие из них переключились на более надежный вариант лицензионных программ. Где за тебя все придумал чужой заокеанский дядя. Где рассчитано все — вплоть до местоположения той самой «лопаты», после упоминания которой должен засмеяться (или всхлипнуть) «средний» зритель. Пришла эпоха «среднего человека» с его средними проблемами и очень средними эстетическими запросами. Если раньше, в неоднозначные и сложные для талантливого человека советские времена, все же существовала установка — пусть даже идеологически ангажированная — на «дотягивание» зрителя, отстающего в культурном отношении, до некоего определенного уровня, в деликатной и не оскорбительной форме преподносимого как норма, то теперь тот самый уровень, похоже, «снизошел» до масс. Значительную часть того, что сейчас щедро льется с экрана и предлагается едва ли не как стандарт, можно охарактеризовать двумя словами. Первое — пошлость. Сегодня слово «пошлый» чаще употребляют почему-то в его второстепенном значении — «непристойный, неприличный». Основное значение — «заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов». Второе слово — кстати, весьма часто произносимое старыми телевизионщиками — непрофессионализм.
Истинных профессионалов сегодня на телевидении меньшинство. Они не занимаются тиражированием чужих клише — зато, к сожалению, у них самих зачастую «заимствуют» идеи. Они не всегда имеют возможность иметь собственный канал. Но этих людей знают и уважают все. О них никогда не скажут «ну этот… как его». Их ни с кем не путают.
Кира Прошутинская — одна из создателей телекомпании АТВ, ее вице-президент и главный редактор — работает в системе телевидения более 30 лет и известна как автор таких программ, как «Пресс-клуб», «Мужчина и женщина», «В поисках утраченного», «Старая квартира» и многих других. В беседе с Ольгой Бардовой, заместителем главного редактора «Экономических стратегий» Кира Александровна затрагивает уже упомянутую проблему дефицита профессионалов на телевидении, раскрывает свои принципы подхода к работе и к творческому процессу.

Кира Прошутинская
Со временем руководитель становится жестче
"Экономические стратегии", №07-2006, стр. 118-123

Для того, кто отягощен интеллектом, сегодня не возникает сомнения, что отечественное телевидение переживает не лучшие времена. Миновала эпоха доморощенного, "ненастоящего", "игрушечного" бизнеса девяностых. Те каналы почили в бозе, те проекты мало кто помнит. Те люди выросли, и очень многие из них переключились на более надежный вариант лицензионных программ. Где за тебя все придумал чужой заокеанский дядя. Где рассчитано все – вплоть до местоположения той самой "лопаты", после упоминания которой должен засмеяться (или всхлипнуть) "средний" зритель. Пришла эпоха "среднего человека" с его средними проблемами и очень средними эстетическими запросами. Если раньше, в неоднозначные и сложные для талантливого человека советские времена, все же существовала установка – пусть даже идеологически ангажированная – на "дотягивание" зрителя, отстающего в культурном отношении, до некоего определенного уровня, в деликатной и не оскорбительной форме преподносимого как норма, то теперь тот самый уровень, похоже, "снизошел" до масс. Значительную часть того, что сейчас щедро льется с экрана и предлагается едва ли не как стандарт, можно охарактеризовать двумя словами. Первое – пошлость. Сегодня слово "пошлый" чаще употребляют почему-то в его втором, не основном значении – "непристойный, неприличный". Основное значение – "заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов". Второе слово – кстати, весьма часто произносимое старыми телевизионщиками – непрофессионализм.
Истинных профессионалов сегодня на телевидении меньшинство. Они не тиражирут чужие клише – зато, к сожалению, у них самих зачастую "заимствуют" идеи. Они не всегда имеют возможность иметь собственный канал. Но этих людей знают и уважают все. О них никогда не скажут "ну этот… как его". Их ни с кем не путают.
Кира Прошутинская – одна из создателей телекомпании АТВ, ее вице-президент и главный редактор – работает в системе телевидения более 30 лет и известна как автор таких программ, как "Пресс-клуб", "Мужчина и женщина", "В поисках утраченного", "Старая квартира" и многих других. В беседе с Ольгой Бардовой, заместителем главного редактора "ЭС", Кира Александровна затрагивает уже упомянутую проблему дефицита профессионалов на телевидении, раскрывает свои принципы подхода к работе и к творческому процессу.

Как у Вас возникла идея создать Авторское телевидение?

В конце 1980-х гг. мы с Анатолием Григорьевичем Малкиным делали передачу о МЖК, героем которой был архитектор Юра Макаров. Потом он открыл кооператив, и в знак благодарности за ту программу предложил нам создать нечто при архитектурном кооперативе.

Это было время, когда Малкина не брали в штат, хотя он был одним из лучших режиссеров, – как говорили на государственном телевидении, у него была гремучая смесь еврея с поляком. Нами двигала скорее обида, чем стремление заработать. В 1988 г. Малкин придумал АТВ. Оно изначально задумывалось как альтернативное телевидение, но потом В.Я. Ворошилов, с которым мы тесно сотрудничали и дружили, сказал: "Ребята, не сходите с ума, Вас же сразу прикроют". Нам жалко было менять "А" на другую букву, и мы сделали Авторское телевидение.

Вы зарегистрировали свой товарный знак?

АТВ? Конечно. Авторское телевидение – это воплощение наших представлений о телевидении вообще: мы ни разу не делали лицензионных программ, ни у кого не крали идеи. Работаем только с авторами. Коммерческую основу разрабатывали на даче Ворошилова в Светлогорске Калининградской области. Он был человек системный, всегда докапывался до сути и умел вычленить все самое интересное и важное. Ворошилов две недели разговаривал с Малкиным, задавал ему вопросы и в итоге буквально вынудил его создать первую коммерческую модель телевидения. Она была опробована на программе "Что? Где? Когда?". В результате появилась возможность привлекать дополнительные деньги для того, чтобы покупать новое оборудование, заказывать людям такси, приглашать актеров. Затем появились такие телекомпании, как ВИД, "Рен-ТВ" и т.д.

Я являлась заместителем главного редактора молодежной редакции, а Малкин ушел с государственного телевидения. Нам удалось убедить Александра Сергеевича Пономарева, который тогда руководил нашей редакцией, что АТВ – это прообраз производителя конкурентоспособного телевизионного продукта. АТВ была компанией-производителем, а Центральное телевидение, Первый канал – вещателями. Мы привлекали средства, делали программу, какую-то часть нам платили на телевидении, остальное зарабатывали сами. Мы тогда не имели представления о мировой практике и, честно говоря, изобретали велосипед. Так же работали и ВИД, и "Рен-ТВ". Со временем телекомпании стали отделяться, это был уход в небытие.

Когда это произошло?

Году в 1992, наверное. Тогда встал вопрос о том, что АТВ как производящая частная компания должна существовать отдельно, и все, кто работал со мной в молодежной редакции, ушли. Люди предприняли героическую попытку изменить свою жизнь, героическую, потому что никто не знал, сколько это продлится. Нелегко уходить из государственный структуры в никуда. С нами ушли лучшие видеоинженеры Останкино, и многие из них до сих пор работают на АТВ.

Кто-нибудь остался от того коллектива?

Таких сотрудников немало. В прошлом году под Новый год мы награждали ценными подарками тех, кто проработал в компании более десяти лет. Их набралось более ста человек. Раньше коммерческие структуры были в гораздо более выгодном положении, там людям платили большие деньги. Сейчас на государственном телевидении заработная плата значительно выше – они получают доходы от рекламы, а нам платят за производство программ.

От чего зависит цена программы – от рейтинга, от предпочтений рекламодателей?

Думаю, что нет. К сожалению, передачи выбирают не по месту в рейтинге и не по степени таланта. Все очень условно. Например, многие программы, которые получили ТЭФИ, на следующий год были закрыты. Цена зависит от близости к руководству того или иного канала. Это нецивилизованные отношения.

Речь идет о стратегии руководства телеканала?

Совершенно верно.

Какое стратегическое преимущество Вы использовали, создавая Авторское телевидение? Что позволяло Вам делать конкурентоспособные программы?

Мы создавали некий продукт, которому не было аналогов, делали очень качественную продукцию. Был момент, когда мы объединились в Ассоциацию независимых производителей. В этой общественной организации было три телекомпании – Авторское телевидение, "Рен-ТВ" и ВИД, – и у каждой имелись свои сильные стороны. Продукцию в основном продавали на Первый канал, и с нами были вынуждены считаться, потому что, если бы эти три компании ушли из эфира, многое бы пропало. Так продолжалось года два-три, а потом Ассоциация распалась. Сейчас есть НАТ – Независимая ассоциация телевещателей, которую возглавляет Э.М. Сагалаев, но это не то же самое, что Ассоциация независимых производителей.

Скажите, существует ли на телевидении какой-то свод правил, набор ограничений, определяющий соотношение передач различной тематики на конкретном канале? Или руководство каждого канала самостоятельно решает вопрос о том, сколько эфирного времени отдать политике, социальным, детским программам?

То, что сейчас происходит на каналах, невозможно просчитать: детского вещания мало, политических аналитических программ фактически нет, передача "Спокойной ночи, малыши" долгое время была бесхозной, и это при том, что у нас два государственных канала – Первый и РТР. Похоже, ни у кого нет стратегии.

Между тем телезрители не понимают, почему, например, в субботу или в воскресенье, когда семья собирается у телевизора, по всем каналам показывают убийства…

Поверьте, мы тоже этого не понимаем. В журнале "Политический класс" были опубликованы результаты анонимного опроса руководителей всех наших главных каналов. Получается, что и они в ужасе от современного телевидения, от этих "стрелялок", пошлости, насилия, жестокости. Все говорят об одном: нужны передачи светлые, оптимистичные, высокохудожественные, утверждающие вечные ценности. Пока же из некоторых передач можно узнать, как обращаться с оружием, убить человека или обокрасть квартиру.

Кто может изменить ситуацию?

Только Президент, да и то если Госдума или Совет Федерации не предъявят обвинения в попытке ограничения свободы слова.

У меня вопрос о лицензионных западных программах. Возьмем, к примеру, "Танцы на льду". Почему они идут в одно и то же время по двум каналам?

Это трудно понять и нам, профессионалам. Я рассматриваю подобные вещи как одно из проявлений современного телевизионного безумия.

А Вы покупали лицензии на передачи?

Никогда.

Почему?

Потому что у нас другой принцип. Думаю, что настанет время, когда у нас начнут покупать лицензии, и не только у Авторского телевидения. Российские телекомпании тоже придумали много такого, что можно с успехом перенести на инородную почву. Предположим, нашу "Старую квартиру", которой в мире нет аналогов, с удовольствием смотрят на Западе. Или "Времечко" – новости маленького человека… Несколько лет назад к нам на АТВ приезжали 100 самых богатых людей Америки, и мы им показывали сюжеты "Времечка". Они смотрели, открыв рот.

У Вас уже покупали программы?

Нет.

Почему? Может быть, за границей мало знают о Вас?

Нет фирмы, которая бы продвигала на Запад нашу продукцию.

А почему Вы не займетесь этим сами?

Мы – прежде всего творцы. И потом, нам нужно зарабатывать деньги, ведь у нас постоянно работает около трехсот человек, это большая организация.

Чем объясняется засилье на телевидении лицензионных программ? Может быть, у отечественных телевизионщиков иссяк творческий потенциал?

Лицензионные программы не имеют ничего общего с творчеством. Есть так называемая "библия", где расписан каждый кадр, каждый переход, каждая реплика и даже реакция зрителей. Нужно это слепо повторять. Сегодня не найти режиссера-постановщика такого уровня, как Ворошилов или Малкин, их просто нет. Мы сейчас запускаем римейк программы "От всей души" и не можем найти режиссера-постановщика, потому что их извели как класс.

А как Вы находите ведущих?

Сначала придумываем программу и только потом тщательно подбираем ведущего. За 15 лет существования мы дали отечественному телевидению около ста звезд. Я назову лишь некоторые фамилии: Парфенов, Угольников, Кортнев, Пельш, Швыдкой, Комиссаров, Дибров, Чурикова, Голуб. Большинство из них сейчас работает на центральных каналах.

У Вас фактически существует телевизионная мини-МВА.

Пожалуй, Вы правы. Мы ищем новые лица, но находить их все труднее и труднее. Я чувствую, кто будет звездой, а кто нет, это почти сразу бывает понятно.

Какой-нибудь вуз готовит ведущих?

В прошлом году мы вместе с МГУ открыли Высшую школу телевидения. Туда принимают людей, имеющих высшее образование, обучение длится десять месяцев. Готовим ведущих, редакторов, режиссеров-постановщиков, операторов. У нас уже был первый выпуск. Практически все выпускники трудоустроились: человека три остались у нас, остальные вышли на рынок. Сейчас огромный дефицит профессионалов. Ведущий должен быть яркой харизматической личностью, а таких очень мало. Все похожи друг на друга, индивидуальностей нет. Почему люди запоминают Андрея Максимова? Потому что он ни на кого не похож.

Как у Вас складываются отношения с теми, кто уходит?

С теми, кто уходит плохо, у нас нет никаких отношений. Хочу отметить – есть принцип, которого мы неукоснительно придерживаемся: никогда не отвечать прессе. Нам теперь не звонят, как раньше: "А Вы можете прокомментировать?" Не можем, не хотим. Те же, кто уходит нормально, приходят сюда, мы общаемся, состоим в хороших отношениях.
Назовите три управленческих принципа, которых Вы придерживаетесь в отношениях с коллективом.

Во-первых, во главе любой организации должны стоять профессионалы, которых по-настоящему уважают. Во-вторых, люди должны понимать, что руководитель генерирует какие-то идеи, востребованные в данной отрасли.

В-третьих, надо так подбирать коллектив, чтобы у каждого была своя творческая ниша и свобода творчества, что не исключает жесткости руководства. Мои подчиненные знают, что хотя я достаточно строгий руководитель, любая их творческая инициатива будет оценена и вознаграждена.

В нашем коллективе очень демократичная обстановка. Во многих компаниях есть отдельное место или отдельный стол, где кормится руководство. У нас все сидят за одним столом, который называют "взрослый стол", и это нас объединяет. Когда-то, придумывая АТВ, мы с Малкиным мечтали о том, как у нас будет свое помещение, свой ресторан. Тогда у нас еще ничего не было, поэтому над нами все смеялись: "Какой, к черту, ресторан!" А теперь у нас пять или шесть тысяч метров площади, красивый ресторан, где очень вкусно и дешево кормят.

Вы считаете, что коллектив должен напоминать семью?

Иногда говорят, что сейчас жесткое время и поэтому отношения в коллективе должны быть деловые: Вы работаете, мы Вам платим. Но я помню, как быстро развалилось НТВ, где все строилось на жесткой экономической основе, хотя мне казалось, что сотрудники компании должны были сплотиться в трудный момент. Я безумно благодарна нашим людям за то, что они не разбежались, когда у нас бывали очень непростые времена. Думаю, причина в том, что у них есть ощущение ответственности за общее дело.

Какой проступок подчиненного может спровоцировать увольнение?

Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Но и в этом случае мы бываем очень терпеливы, стараемся дать человеку возможность проявить себя. Не дай бог чего-то не увидеть. Это для меня самый большой грех. Я знаю, скольких людей просто просмотрели, потому что было лень, потому что не увидели индивидуальности.
Мне кажется, что я очень мягкая, мне трудно сказать человеку, что он плохо работает, что он не нужен здесь и т.д. Малкин более жесткий, в силу того что он мужчина, но иногда мы бываем одинаково принципиальны, ведь мы сами прошли все ступени, от рядового сотрудника до главного редактора или вице-президента и президента компании. Когда я понимаю, что человек выработан, что он не хочет больше ничего делать, то мне его не жалко, к сожалению, – "нехорошее" качество, пришедшее ко мне с годами. Возможно, это плохо, но со временем любой профессиональный руководитель становится жестче.

Вы работаете в компании вместе с мужем и сыном. Как Вы оцениваете такую семейственность?

Мы с Малкиным равноценные партнеры: он занят одним, я другим. Мой сын – самый главный помощник Малкина – хорошо знает дело. Он не хотел приходить на АТВ наследным принцем. У него была своя компания, он делал передачи, зарабатывал, может быть, даже больше, чем здесь. У каждого из нас своя ниша и своя позиция. Часто мы друг с другом не согласны. Сын Анатолия Григорьевича Малкина Илья занялся кино, он работает вместе с нами – у нас есть большое кинопроизводство, – но, опять же, работает сам. Мы не тянем своих детей. Когда в государственных компаниях вместе работают мужья, жены, дети, снохи – это безобразие. Но АТВ – частная компания. У нас работает много семейных пар. Одно время их было 20 или 30.

Вы берете людей на работу по рекомендации или исходя из их профессиональных качеств?

Сейчас мой заместитель – дочка главного редактора газеты "Культура" Александра Белявская. Отец привел ее десять лет назад, попросил взять на работу. Пришла она совсем девочкой, а сейчас – один из самых серьезных наших руководителей, замечательно понимает телевидение. Человек вырос. Есть еще один вариант: лет шесть назад я увидела в газете очень профессиональную статью о телевидении и попросила найти мне ее автора, как мне тогда казалось – серьезную женщину лет сорока.
В результате ко мне на встречу пришла двадцатилетняя девушка с ростом и внешностью модели.
Я предложила стать ей одним из авторов сценария "Мужчины и женщины". Теперь Людмила Сатушева – мой заместитель.

Вы не пробовали снимать сериалы?

У нас есть сериал "Таксистка", который пользуется популярностью у зрителей. "Агентство одиноких сердец", "Эх, Семеновна!" – конкурс частушек, "Детектив-шоу", "Лучшие анекдоты из России" – все это наши программы.

Они лучше идут, чем серьезные авторские программы?

Они хорошо шли, но их быстро закрывали на других каналах.

Почему?

Программы закрывались без объяснения причин: хозяин – барин. Вещатель, заинтересованный в том, чтобы производством занимались его структуры, – плохой помощник творчеству. У нас, к сожалению, вообще очень мало думают о творчестве. Я говорю это не потому, что обижена – у нас, слава богу, все нормально, – а потому, что понимаю, сколько мы могли бы сделать, если бы имели свой канал.

Наша встреча состоялась благодаря клубу "Леди лидер" и его президенту Марине Коростелевой – у нас есть совместная рубрика. Как Вы оцениваете то, что в последнее время женщины все чаще лидируют в профессиональной сфере?

Если роль женщины в обществе сегодня изменилась, значит, так надо, значит, наступило такое время. Полагаю, профессиональные успехи не мешают женщине быть хорошей хозяйкой, женой и матерью. Я, например, на работе одна, дома совсем другая: люблю готовить, принимать гостей. У нас много друзей, с которыми нас не связывают деловые отношения, с некоторыми я дружу со студенческих времен. Должна сказать, что я не феминистка, не эмансипированная женщина – с удовольствием уступаю лидерство мужу и сыну и искренне их уважаю как профессионалов и как настоящих мужчин. Мне с ними просто повезло, я смотрю на них и радуюсь. Но это не мешает им относиться ко мне с уважением как к профессионалу, как к редактору и журналисту.

То есть для женщины дом и семья – это не самое главное, она должна реализоваться как творческая личность?

У каждого свой путь. Я никогда никому ничего не навязываю и не даю советов, если меня об этом не просят.

Я знаю, что у Вас две внучки.

Да.

Скажите, исходя из каких принципов Вы воспитываете детей?

Главное – это свобода и демократичность. На "ТВ-Центре" мы делаем программу "100 вопросов взрослому". Может быть, Вы ее видели?

Не видела, но слышала о ней.

Мы приглашали на эту передачу и М.С. Горбачева, и "Тату", и Л.К. Слиску, и думающих молодых людей, которые вроде бы воспитаны на "стрелялках". Видимо, из общего потока информации они отбирают то, что хотят. И на мою программу "Народ хочет знать" приходит молодежь, я вижу, какая она патриотичная. Мне даже странно. Значит, что-то есть в генетике.

Какие перспективы у Авторского телевидения?

Я отвечу так: точно такие же, как в других сферах в нашей стране.

Значит, не радужные. У нас есть фирменный вопрос, который мы задаем всем: есть ли у Вас любимая пословица, поговорка или анекдот, который отражает Ваше видение мира?

Моим учителем была ныне покойная Елена Павловна Смелая, потрясающий режиссер. Ее последний фильм "Дуня" – о старой домработнице, которая всю жизнь прожила в еврейской семье, воспитывала сначала детей, потом внуков и правнуков. Съемки закончились, а на следующий день она умерла. Было в этом нечто мистическое. Дуня была няней одного нашего оператора. Его сын однажды сказал: "Я встал в шесть утра на тренировку, а Дуня уже метет". Дуня ответила: "На то и мяту, хуже ня будеть". Понимаете, надо делать свое дело так, чтобы не было хуже.

Следить за новостями ИНЭС: