Сначала был «фольклор»
Президент компании La Maree Меди Дусс, отвечая на вопросы «Экономических стратегий», оценивает позиции своего предприятия на отечественном рынке, а также тенденции развития российского агропрома в целом.
Меди Дусс
Сначала был "фольклор"
"Экономические стратегии", №07-2007, стр. 102-104
Президент компании La Maree Меди Дусс, отвечая на вопросы "Экономических стратегий", оценивает позиции своего предприятия на отечественном рынке, а также тенденции развития российского агропрома в целом. |
Как Вы оцениваете состояние, динамику и тенденции развития агропромышленного комплекса?
Безусловно, развитие есть, но не такими темпами, как хотелось бы. И тому есть причины. В сельском хозяйстве тяжелые условия труда, с финансированием фермерских хозяйств не все просто. Поэтому, к сожалению, сегодня в России нет своих продуктов.
Если в советское время на первом месте стояло количество – нужно было накормить людей, то сегодня уровень жизни выше, а потому востребованы не только капуста, картошка и пшеница, но и другие продукты. Пока этот переход от количества к качеству идет очень медленно. Я сужу по опыту нашей компании. 80% продуктов, которые сейчас используют рестораны, – импортные. Опять же: у нас один эталон качества мяса – парное, а на Западе есть много вариантов этого мяса, т.е. существуют более тонкие качественные градации. То же самое с рыбой и морепродуктами. Россия – огромная морская страна, но на рынках и в магазинах только мороженая рыба. По крайней мере, так было лет пять назад, в последнее время стало немножко лучше. В любой стране рыболовство является одним из основных элементов экономики, а в России рыбаки нищие, их труд не является для них источником благосостояния, они не заинтересованы в развитии отрасли. В результате у нас нет ни рыбы, ни морепродуктов.
А государство помогает аргопромышленному комплексу?
Помогает, но, на мой взгляд, недостаточно. Сейчас много говорят о том, что надо сократить импорт, чтобы в России появились свои продукты. Но пока люди больше заняты нефтью, газом и прочим сырьем. Когда-нибудь, наверное, дойдет дело и до сельского хозяйства.
Четыре года в РФ обсуждается национальный проект, посвященный развитию АПК, и Вы хотите сказать, что до сих пор нет никаких результатов?
Почему нет результатов? Дело движется, но медленно. Нужны конкретные решения. Фермер должен продавать мясо по такой цене, которая позволит ему развиваться. Неужели Россия, где есть все условия для производства кормов, не сможет обеспечить себя мясом? Но пока не получается, мы импортируем мясо из Бразилии, Австралии, Новой Зеландии. Или возьмите такую ситуацию: мы продаем за рубеж пшеницу и импортируем муку. Это же нонсенс!
А такая ситуация не подрывает продовольственную безопасность нашей страны?
Думаю, что нет. У нас есть на что купить импортные продукты, поэтому мы позволяем себе не производить, а покупать. Вот когда деньги кончатся, тогда и будем думать, как быть дальше. Богатая хозяйка не делает домашнюю работу сама, она нанимает прислугу.
Насколько российские сельхозпроизводители конкурентоспособны по сравнению с западными? Возьмем, например, крупные компании, лидирующие в переработке мяса, – "Останкино", "Черкизово" и т.д.
Они тоже работают на импортном сырье.
Тупиковая ситуация.
Почему тупиковая? Люди работают, богатеют, но придет время, когда мы поймем, что нужно опираться на собственного производителя. Нашему сельскому хозяйству нужны выгодные дешевые деньги, т.е. кредиты под минимальный процент – такой, например, как у Credit Agricole.
А как Вы оцениваете позиции своей компании?
Компания существует уже 19 лет. Мы начали с обеспечения продуктами ресторанов и гостиниц. Вначале было очень сложно, но сейчас, слава богу, все хорошо. Наша компания поставляет в московские рестораны высококачественные российские продукты питания, прежде всего рыбу и морепродукты – камчатские крабы, морские гребешки и ежи. Мы также участвуем в развитии рыболовства на Сахалине: покупаем лодки рыбакам, поддерживаем их деньгами, берем у них продукцию по нормальной цене. Несмотря на такие вложения, эта продукция дешевле, чем импортная, и по качеству лучше. А сейчас мы получили разрешение на экспорт живых и охлажденных морепродуктов за рубеж.
В какие страны Вы собираетесь экспортировать российские морепродукты?
Во Францию, Италию, Испанию.
Предполагается создать уникальный российский бренд?
La Maree – уже бренд.
Успехов Вам.
Спасибо.
Расскажите, пожалуйста, о маркетинговой политике Вашей компании.
За 19 лет работы компания стала хорошо узнаваемой, поэтому нам нет необходимости тратить много денег на маркетинг. Все получается как бы само собой. Конкурентов мало, потому что наш бизнес очень сложен: он связан с живым и скоропортящимся товаром. Обслужить более 1500 клиентов в Москве и России, вовремя доставить свежий товар – задача не из легких. Надо уметь это делать.
Вы уже говорили об экспорте, а какие еще стратегические ориентиры есть у компании?
Мы начали свой бизнес в Москве, потом стали работать в Санкт-Петербурге, а сейчас планируем развивать его в регионах. Сегодня мы отправляем продукцию более чем в два десятка городов. Среди них такие отдаленные, как Магадан, Владивосток, Норильск. Поле для развития сектора огромное, и надо идти впереди. Кроме того, нельзя забывать о качестве. Значит, компании нужно наращивать потенциал. В последнее время приходится ограничивать количество клиентов, чтобы работать не в ущерб качеству. Не надо брать такой кусок, который ты не сможешь проглотить.
Да, российские бизнесмены часто этого не понимают…
Наше дело связано со скоропортящимся товаром, со здоровьем людей. У нас осуществляется самый жесткий контроль продукции, работают два государственных ветеринара, которых мы специально пригласили.
Когда день рождения Вашей компании?
Двадцать пятого июня.
А как у Вас обстоит дело с корпоративной культурой?
Для меня самое главное – обеспечить безопасность работников. Компания гарантирует стабильность и безопасность. Если человек пришел работать, он должен получить такую зарплату, которая позволит ему нормально, комфортно жить. Я не устаю повторять: работать надо, работать, работать; работая хорошо, Вы помогаете мне и одновременно помогаете себе. Многие наши сотрудники работают в компании десять лет и более.
Какие цели Вы перед собой ставили, когда создавали компанию?
Я ее создал случайно и не думал, что она станет такой, как сегодня. Это не главный мой бизнес. Я, вообще-то, занимаюсь лесом. Сначала было то, что я называю "фольклором". Потом вижу – дело идет на лад, и нужно относиться к нему серьезно и развивать компанию, делать соответствующие вложения или бросать это все. Ну, жалко было бросить… Еще у нас есть ресторанный бизнес. Говорят, ресторан La Maree на Петровке – сейчас лучший рыбный ресторан в Москве.
Это, наверное, элитный ресторан?
Да, топовый ряд. Мы открыли его три года назад, туда попадают только очень качественные продукты. А весной начал работать второй наш ресторан – "Саламбо".
Большой штат у Вас в компании?
В компании 150 человек, в ресторанах – 140.
Как Вы думаете, в чем смысл бизнеса?
Не поверите, но я никогда не задавался этим вопросом. Все происходит как бы случайно, само собой. По крайней мере, так кажется со стороны. На самом деле, когда человек работает, постоянно находится в движении, перед ним открываются возможности для бизнеса, и только от него зависит, сумеет ли
он ими воспользоваться.
ПЭС 226/01.11.2007