«Славная» распродажа
Аналитический обзор агентства «РосБизнесКонсалтинг»
Продажа «Славнефти» стала для российской экономики самым значительным событием года, потому что это был первый с начала 1990-х годов крупный приватизационный аукцион.
Аналитический обзор информационного агентства РБК
"Славная" распродажа
"Экономические стратегии", 2003, №1, стр. 06-09.
В центре внимания не только российских финансовых рынков, но и всего бизнес-сообщества в конце 2002 года оказалось проведение аукциона по продаже госпакета акций "Славнефти". Именно события вокруг предстоящей продажи внушительного куска госсобственности будоражили умы аналитиков и экономистов и двигали цены на российском фондовом рынке. Вообще говоря, продажа "Славнефти" стала для российской экономики самым значительным событием не только месяца, но и года, потому что это был первый с начала 1990-х годов крупный приватизационный аукцион. При этом PR-кампания вокруг него проводилась весьма активно, а государство горело желанием доказать, что все, что случится 18 декабря, будет примером цивилизованного перехода собственности из "рук народа" к частным владельцам.
В результате, 74,95% акций девятой по величине нефтяной компании России были проданы с молотка компании "Инвест-Ойл" всего за 1 млрд 860 млн долл. Ощущение интриги вокруг предстоящего аукциона возникло еще в начале декабря, когда стало известно о том, что в аукционе намерена участвовать Китайская национальная нефтяная компания CNPC. Одновременно с этим от борьбы за "Славнефть" поочередно отказались несколько крупных российских компаний. А 16 декабря их примеру последовала и CNPC, по мнению аналитиков, не без давления со стороны российских госструктур.
Еще более громкий скандал разразился накануне продажи акций и продолжился в день аукциона. Попытку принять участие в приватизации "Славнефти" предприняло ОАО "Роснефть", однако не самостоятельно (госкомпании не могут участвовать в приватизации), а через аффилированную структуру ЗАО "Финанспрофит Эксперт". "Роснефть" официально подтвердила факт подачи заявки в Министерство по антимонопольной политике РФ, однако, МАП сообщило, что заявок от указанного ЗАО не поступало. В дальнейшем ситуация становилась все более закрытой для общественности. Обещанных РФФИ списков участников аукциона 17 декабря никто не дождался, поэтому точное их количество, а также названия компаний выяснялись вплоть до итоговой пресс-конференции. В итоге, к участию в открытом аукционе были допущены семь компаний: "Эстерлинг", "Юниверсл", "Финтрейд", "Инвест-Ойл", "Оптифор", "Трифтинис" и "Ариэн".
Таким образом, ЗАО "Финанспрофит Эксперт", аффилированное с "Роснефтью", было отстранено от участия в аукционе. Пресс-секретарь "Роснефти" Александр Степаненко сообщил, что это было сделано вне рамок установленной процедуры, притом что "Финанспрофит Эксперт" выразил готовность предложить за акции "Славнефти" 2,5 млрд долл., и действия госструктур привели к тому, что бюджет "вряд ли получит сумму, превышающую стартовую". Уже после аукциона руководство "Роснефти" заявило, что намерено опротестовать в судебном порядке действия РФФИ, а также обратиться в Генеральную прокуратуру РФ.
С учетом объявления правил с момента начала аукциона прошло примерно 8 минут. Непосредственно торги заняли не более четырех минут. За это время было сделано 9 шагов (шаг аукциона – 20 млн долл.), включая объявление стартовой цены – 1,7 млрд долл. Наблюдатели полагали, что "Инвест-Ойл", объявленная победителем аукциона, связана с "Сибнефтью". Однако позднее стало ясно, что никакого соревнования между нефтяными компаниями вовсе не было.
По окончании аукциона официальные и неофициальные лица щедро комментировали его результаты. Чиновники были настроены благодушно. Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что Минфин РФ рассчитывал "именно на эту сумму". Министр, правда, выразил сожаление в связи с продажей госпакета компании по этой цене. Он также отметил, что аукцион был честным, и все правила его проведения были соблюдены. А председатель РФФИ Владимир Малин заявил: "Эта сделка позволила обеспечить значительные поступления денежных средств в госбюджет". Однако многие авторитетные российские политики и экономисты оказались не согласны с официальными лицами. Председатель Государственной думы РФ Геннадий Селезнев назвал итоги аукциона "провалом", поскольку акции "Славнефти" не следовало продавать менее чем за 2 млрд долл. "Оказались правы те, кто говорил о том, что это розыгрыш, а не настоящий конкурс", – подчеркнул спикер. По мнению Председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Александра Жукова, отказ от борьбы многих крупных компаний привел к тому, что на аукционе не было необходимой конкуренции, а история с участием китайской компании "выглядит для России не очень здорово". "Если мы приглашаем участвовать в аукционе иностранные компании, нельзя по ходу менять правила игры", – заявил депутат.
Специалисты, работающие на финансовых рынках, были настроены в отношении итогов аукциона, и главное – влияния его результатов на инвестиционный климат в стране, куда более скептически. Как отмечают эксперты ИГ "АТОН", доли участия в альянсе по покупке "Славнефти" для ТНК и "Сибнефти" оказались равны, и этот факт преподносился руководством обеих нефтяных компаний как удачное и позитивное сотрудничество. "Но как сейчас выясняется, уже ведутся переговоры о разделе "Славнефти" на две части или обмене доли ТНК на акции "Сибнефти", в результате чего государство не получило несколько сотен миллионов долларов, а перспективы "Славнефти" выглядят туманно", – считают специалисты. Возможно появление конфликта между двумя крупными собственниками. "Рынок негативно оценивает продажу госпакета. Отстранение от участия в продаже китайской компании и "Роснефти" отрицательно скажется на имидже России как страны с рыночной экономикой. Существует вероятность пересмотра результатов аукциона, так как представитель "Роснефти" на аукционе не был допущен к торгам по решению одного из региональных судов. "Роснефть" подала заявление в прокуратуру о признании сделки недействительной. Консолидация активов "Славнефти" остается под большим вопросом", – считают эксперты ИГ "АТОН".
В целом аукцион можно расценить как умелую политическую инсценировку, ничего общего с экономикой не имеющую. Да, государство получило деньги от продажи бумаг "Славнефти", деньги не малые, но, во-первых, все познается в сравнении, а во-вторых, события вокруг продажи еще раз дали повод многим обвинить чиновников правительства и РФФИ в чрезмерной подверженности давлению со стороны лоббистов.
Еще одним важным моментом для экономики, хотя и не столь заметным для рядового гражданина, стало изменение правил обязательной продажи экспертной валютной выручки. С декабря экспортеры получили возможность продавать валютную выручку как на ЕТС, организуемой в рамках национального биржевого валютного рынка, так и на межбанковском валютном рынке. Это стало одним из этапов либерализации валютного рынка, которую постепенно осуществляет ЦБ. Таким образом, торговля долларом в России все больше и больше перемещается с ММВБ непосредственно на межбанк, где и формируется его реальный курс. При этом характерно, что такое изменение правил привело не к росту курса доллара, а, наоборот, к усилению позиций рубля, который в декабре, впервые за последние годы, не только не падал, но и укреплялся по отношению к доллару. Причиной тому стали и значительные по объемам продажи экспортной валютной выручки, а также позиция ЦБ, который зачастую препятствовал росту курса доллара.
В декабре международное рейтинговое агентство S&P подняло долгосрочный рейтинг РФ в национальной валюте с ВВ- до BB+, долгосрочный рейтинг в иностранной валюте – с ВВ- до BB, оставив прогноз на уровне "Стабильный". Повышение на две ступени долгосрочного рейтинга РФ в национальной валюте поддерживается значительным улучшением налоговой системы России, заявили аналитики агентства. В то же время Standard & Poor’s подтвердило краткосрочный рейтинг Российской Федерации на уровне B в национальной и иностранной валюте. Повышение рейтингов отражает приверженность руководства страны к проведению в течение последних трех лет взвешенной политики, что обеспечило предсказуемость финансового состояния, вместе с тем увеличив вероятность того, что ответственность в управлении экономикой России сохранится в условиях возможных политических изменений, отметило S&P. "Укрепление политической поддержки взвешенного подхода к управлению налогово-бюджетной сферой, а также непрерывное совершенствование системы управления долгом, скорее всего, исключат возможность возврата к значительному дефициту бюджета в среднесрочной перспективе, даже в случае падения цен на нефть", – отметила суверенный аналитик Standard & Poor’s Хелена Хессел. "Рейтинг в национальной валюте на уровне BB+ основывается на том, что недостаточная развитость внутреннего долгового рынка, подорванного кризисом 1998 года, компенсируется возросшим потенциалом правительства по обслуживанию рублевого долга. Таким образом, риски дефолта по российским обязательствам в национальной и иностранной валюте связаны между собой более тесно, чем в других странах, имеющих рейтинг в категории BB", – подытожила Х. Хессел. При этом Standard & Poor’s не предполагает повышать рейтинги России в 2003 году, поскольку в декабре 2003 года стране предстоят парламентские выборы, а в марте 2004 года – президентские, которые "замедлят ключевые структурные реформы в России". Рейтинги РФ в 2002 году повышались дважды: 26 июля и 5 декабря.
В конце года правительство рапортовало об успехах, и это стало хоть и ожидаемым, но все же важным событием. Премьер-министр РФ Михаил Касьянов заявил о том, что бюджет текущего года "исполнен весьма успешно, финансовый резерв накоплен более запланированного". По словам Председателя Правительства, в начале 2003 года финансовый резерв будет превышен (на конец 2002 года объем финансового резерва был запланирован на уровне 197 млрд руб.). Касьянов подчеркнул, что в финансовый резерв предполагается направить неизрасходованные средства на счетах бюджетополучателей. Сегодня это примерно 110 млрд руб. Он считает, что накопленные средства позволят беспрепятственно пройти пиковые выплаты 2003 года по внешнему долгу. По словам Премьера, Россия на фоне общеэкономической ситуации в мире "выглядит перспективно". Касьянов подчеркнул, что монетарная составляющая инфляции "поставлена под полный контроль"; в то же время, несмотря на снижение инфляции по сравнению с 2001 годом более чем на 3%, ее рост в текущем году немного превысил запланированный уровень. Реальные доходы населения в 2002 году выросли примерно на 9%, объем реально выплачиваемых пенсий превысил докризисный уровень и размер прожиточного минимума. Говоря о других экономических итогах 2002 года, Касьянов заметил, что вклады в банках растут и это свидетельствует о том, что "доверие к банкам возвращается /…/ нормальные экономические процессы все больше охватывают различные сферы жизни в России".
В самом конце 2002 года департамент внешних и общественных связей ЦБ РФ объявил о том, что внешний долг РФ (по международной методологии) за январь-сентябрь 2002 года сократился с 151,1 до 149,7 млрд долл. Новый российский долг федеральных органов управления уменьшился за рассматриваемый период с 51 до 48,4 млрд долл. Долг бывшего СССР сократился за 9 месяцев с 61,6 до 57,1 млрд долл. Внешние долги банковской системы за 9 месяцев не изменились и составили 13,6 млрд долл. Внешние долги нефинансовых предприятий выросли за тот же период с 24 до 29,6 млрд долл. В целом, с точки зрения состояния макроэкономики, 2002 год был для России действительно более чем удачным, особенно по сравнению с развитием событий в той же Японии, да и в США. За счет высоких цен на нефть ЦБ и правительству удалось не только наращивать ЗВР и регулярно платить по долгам, но и стабилизировать курс рубль/доллар, сбивать инфляцию, которая в среднем по России за декабрь 2002 года составила 1,5%, а за 2002 год – 15,1%.
В 2001 году уровень инфляции равнялся 18,6%. Таким образом, правительство все же не уложилось в прогнозируемый диапазон, но и сильно не выбилось за обещанный в бюджете уровень.