Система источников права интеллектуальной собственности как ключевой инструмент защиты интеллектуальных результатов, стимулирования инноваций и развития глобальной экономики
DOI: 10.33917/mic-2.121.2025.24-39
В данной статье рассмотрены методологические аспекты формирования системы источников права интеллектуальной собственности (ИС) как ключевого инструмента защиты интеллектуальных результатов и стимулирования инноваций в современных условиях.
Определено, что следует совершенствовать практику хозяйственной судебной коллегии Верховного Суда РФ по делам о защите товарных знаков, в том числе в отношении формальных требований к подготовке и рассмотрению судебных дел. Показано, что в современной юридической практике товарные знаки рассматриваются лишь как юридические инструменты, с помощью которых правообладатели имеют право препятствовать производству и продаже оппонентами идентичных или сходных до степени смешения продуктов. Использование существующих средств защиты интересов правообладателей в рамках «нечеткой» концепции товарных знаков позволяет всем субъектам бизнеса и органам власти по-новому взглянуть на товарные знаки: не только как на юридический инструмент, но и как на организационно-экономический инструмент.
Интеллектуальная собственность, как нематериальный актив, имеющий коммерческую ценность, как и любой объект правообладания, может серьезно пострадать от действий третьих лиц. Такой ущерб должен быть возмещен правообладателем в судебном порядке. Таким образом, нарушители могут быть привлечены к гражданской или уголовной ответственности за незаконное использование таких товарных знаков или знаков обслуживания. Владелец товарного знака имеет право требовать возмещения причиненных убытков и имеет право опубликовать решение суда в средствах массовой информации. Отмечено, что товарные знаки и знаки обслуживания являются средством персонализации товаров и их производителей. Товарные знаки и знаки обслуживания имеют разные понятия, функции и виды. Законодательством РФ предусмотрена гражданская или уголовная ответственность за незаконное использование. Показано, что, система источников права интеллектуальной собственности является сложной и многоуровневой.
Источники:
1. Андриевская А.Н., Косторнов Д.А. Звуковые товарные знаки в системе нетрадиционных товарных знаков. Право и управление. 2024. № 12. С. 213-215.
2. Биюков Э. К вопросу о термине «использование товарного знака» применительно к способам использования товарного знака в сети Интернет. В сб.: Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики. 2020. С. 311-317.
3. Бондарь И.В. Регулирование процесса использования товарных знаков и прекращения правовой охраны товарного знака. В сб.: Правовые проблемы организации интеллектуальной деятельности в вооруженных силах Российской Федерации. Военный университет Министерства обороны РФ. Москва, 2021. С. 9-13.
4. Бочкова Д.К. Возможность регистрации товарного знака на имя нескольких лиц, за исключением регистрации коллективного товарного знака. Colloquium-Journal. 2020. № 4-7 (56). С. 75-77.
5. Бурчик С.С. Интеллектуальная собственность как нематериальный актив в дискуссии об отмене антимонопольных иммунитетов интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Теория и практика современной науки. 2020. № 7 (61). С. 53-80.
6. Васильева Я.А. Соотношение понятий «интеллектуальная собственность», «право интеллектуальной собственности» и «право собственности». В сб.: Право и правосудие в современном мире: общегуманитарные, теоретические, исторические и конституционно-правовые аспекты. Санкт-Петербург, 2020. С. 460-463.
7. Ворожевич А.С. Согласие правообладателя старшего товарного знака: всегда ли оно устраняет препятствие к регистрации схожего младшего товарного знака? Законодательство. 2024. № 5. С. 7-12.
8. Галай Е.О., Логунова Н.Ю. К вопросу организации торговой маркировки и сертификации продовольственных товаров на российском потребительском рынке. В сб.: Инновационное развитие техники и технологий в промышленности. Москва, 2022. С. 53-58.
9. Галимова А.Р., Логунова Н.Ю. Продажа непрофильных интеллектуальных активов технологических компаний на основе патентного права. В сб.: Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности. Москва, 2023. С. 180-185.
10. Григорьева К.С., Логунова Н.Ю. Классификационные признаки знаков, используемых в составе информации о товаре. В сб.: Сборник научных трудов Международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения проф. А.П. Жихарева. Москва, 2023. С. 218-223.
11. Женжебир В.Н., Галицкий Ю.А. Информационный поиск в патентных исследованиях. В сб.: Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности. 2017. С. 36-40.
12. Зайцева Л.А., Мишаков В.Ю. Анализ рынка консалтинговых услуг при патентовании. В сб.: Всероссийская научной конференции молодых исследователей «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития», Москва, 2019. С. 133-136.
13. Загородний В.В., Баринова К.А., Верещак Ю.А. Деятельность Всемирной организации интеллектуальной собственности в развитии международной системы охраны интеллектуальной собственности. Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. 2021. № 17. С. 113-123.
14. Лелётина А.В. Соотношение компетенции Всемирной организации интеллектуальной собственности и Всемирной торговой организации в области регулирования интеллектуальной собственности. Евразийский юридический журнал. 2018. № 5 (120). С. 45-51.
15. Мельникова О.Е. Актуальные проблемы правового регулирования служебных объектов интеллектуальной собственности. В книге: Актуальные проблемы правовых, экономических и гуманитарных наук. Минск, 2023. С. 163-165.
16. Панасенко С.В., Каращук О.С., Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Рамазанов И.А., Сейфуллаева М.Э. Оценка индексов конкурентоспособности товаров и услуг предприятий торговли. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022613053, 01.03.2022. Заявка № 2022611201 от 02.02.2022.
17. Панкова М.Н. Товарные знаки, вошедшие во всеобщее употребление, и общеизвестные товарные знаки: сравнительно-правовой аспект. В сб.: LegalTech: научные решения для профессиональной юридической деятельности. Москва, 2022. С. 283-287.
18. Пинчук С.А., Петросян А.Д. Влияние маркировки товаров на предотвращение нелегального товарооборота контрафактных товаров в сферах торговли РФ. В сб.: Актуальные проблемы экономики таможенного дела. Москва, 2023. С. 213-218.
19. Петросян А.Д., Койбаева М.Х., Полянская О.А., Нечаев Б.П. Изменение структуры баланса международного предпринимательства в условиях кризисов постпандемийной экономики. Экономика и управление: проблемы, решения. 2024. Т. 8. № 5 (146). С. 95-104.
20. Петросян А.Д. Механизмы государственного управления в сфере торговли. В сб.: Экономические механизмы стратегического управления развитием промышленности. Москва, 2021. С. 195-197.
21. Петросян А. Государственное регулирование внешней торговли России в свете требований экономического суверенитета страны. Общество и экономика. 2012. № 1. С. 99-109.
22. Петросян А. Управление внешней торговлей России: стратегия и тактика. Проблемы теории и практики управления. 2012. № 2. С. 103-111.
23. Петросян А.Д., Старченков Г.И. Опыт государственного регулирования внешней торговли промышленно развитых стран мира. Вестник университета. 2012. № 7. С. 120-126.
24. Попова Е.А., Клименкова М.С. Защита интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: применение блокчейн-технологии в управлении интеллектуальной собственностью на инновационных предприятиях. В сб.: Стратегии успеха: инновационные методы, технологии и практики в науке для достижения глобального прогресса. Стерлитамак, 2024. С. 168-171.
25. Стасюк К.Д., Логунова Н.Ю. Стандартизация, сертификация, регламентация, бренды и товарные знаки как инструменты управления качеством. В сб.: Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности. Москва, 2022. С. 158-163.
26. Стасюк К.Д., Логунова Н.Ю. Компонентные, предупредительные и экологические информационные знаки: понятия и назначение. В сб.: Дизайн, технологии и инновации в текстильной и легкой промышленности. Москва, 2022. С. 186-190.
27. Сухинина Е.А., Логунова Н.Ю. Производственная маркировка товаров: типология и информационная емкость. В сб.: Проблемы и перспективы устойчивого развития промышленности в XXI веке: от теории к практике. Материалы студенческой конференции. Под редакцией А.А. Добровольского [и др.]. Санкт-Петербург, 2022. С. 120-124.
28. Харламова О.А., Рамазанов И.А. Торговая маркировка и упаковка как средства конкурентной борьбы за лидерство на товарных рынках. В сб.: Актуальные проблемы экономики таможенного дела. Москва, 2023. С. 245-250.
29. Цыцылин И.М. Нарушение прав интеллектуальной собственности и защита прав интеллектуальной собственности. В сб.: Российская наука в современном мире. Москва, 2024. С. 214-216.
30. Шигабутдинова М.Ш., Логунова Н.Ю. Классификация товарных знаков по информационной форме выражения, количеству владельцев прав и степени известности. Сборник научных трудов Международной научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения проф. А.П. Жихарева. Москва, 2023. С. 282-287.
31. Abdakimova D.A. International protection of intellectual property rights: cooperation of the Republic of Kazakhstan within WIPO. Вulletin of the Кaraganda University. Law Series. 2024. Т. 114. № 2. С. 34-40.

Доступ к этой части архива журнала платный.
Вам нужно оформить и оплатить подписку на журнал и зарегистрироваться на сайте.
После получения нами сообщения об оплате Ваш аккаунт будет активирован, и Вы получите доступ ко всему архиву.
Спасибо за интерес к нашим публикациям.
[ Вход для подписчиков ] [ Регистрация для подписчиков ]