Шансы на самоорганизацию

Номер 2. Неоцененные активы

Рейтинг наиболее стратегичных оценочных компаний России.

Центр сертификации и рейтингов ИНЭС
Шансы на самоорганизацию

"Экономические стратегии", №02-2009, стр. 142-147

     

Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института экономических стратегий при участии С.Г. Кудешовой, Л.В. Полковниковой и А.В. Трофимчук.

…чем больше в стране омертвевших хозяйственных ячеек, чем больше людей утратило хозяйственно-творческую почву под ногами, чем больше в народе кандидатов на звание "безработного", а потом и настоящих безработных – тем ближе частнособственнический строй к катастрофе.
Опасно не различие между богатым и бедным, а хозяйственная беспочвенность среди бедноты, творческая бесперспективность среди низшего имущественного слоя.
И.А. Ильин. "Путь духовного обновления"

Системный сдвиг 2008 г. в финансовой сфере мировой экономики – кризис ликвидности, кризис доверия – остановил инвестиции и поставил под угрозу существование многих проектов, не имеющих государственных гарантий. Оценочная деятельность как элемент обеспечения полноценного функционирования рыночной экономики вплетена в инфраструктуру российского бизнеса. Любые законодательные изменения в сфере оценки прямо или косвенно отражаются на состоянии всей российской экономики. Юбилейный 2008 г. стал знаковым: отменено лицензирование оценочной деятельности, отрасль перешла на саморегулирование, начал работу Национальный совет по оценочной деятельности.

Мировой финансовый кризис выявил принципиальное различие между профессиональной оценкой стоимости реального имущества и инвестиционно-финансовой оценкой. Эпоха гипертрофии финансов, настойчиво уводящая от производства реальных материальных ценностей, с еще большей настойчивостью доказывает иллюзорность и несостоятельность прежних целей и ценностей. Один за другим разваливаются сегменты и блоки мировой валютно-финансовой пирамиды, обнажая сокровенный смысл финансовых баталий – борьбу за жесткое глобальное регулирование мирового хозяйства.

Особенность российской ситуации состоит, кроме прочего, в том, что власть, по большей части появившаяся в результате постсоветской приватизации, действует не столько в национальных интересах, сколько в рамках ценностной модели арендаторов национального имущества. Профанация образования, расцвет дилетантизма и как следствие профессиональная люмпенизация усиливают угрозу появления "голого короля". Смыты различия между продуктивной и спекулятивной прибылью, между легальной и теневой экономикой, что влечет за собой целый ряд криминальных монетаристских практик, исключающих мораль и патриотизм. Невиданная социальная поляризация, выход компрадорских элит из системы гражданского консенсуса, их разрыв с национальной культурой хозяйствования, отсутствие своевременной альтернативы "глобальным играм на понижение" провоцируют возврат от цивилизации к варварству. Население в очередной раз оплачивает уже глобальные провалы экономических реформ.

А мировая экономика, превратившись в рай для спекулянтов, отодвигает производственный сектор назад.

Почти все, что получает сегодня Россия, есть не что иное, как рента от использования ее природных ресурсов. Каков механизм распределения дохода от национального богатства страны? Мы, к сожалению, продолжаем жить по схеме "нефть в обмен на продовольствие", усугубляя процесс постепенного вырождения трудового потенциала.

Прообразом новой экономической модели в России могла бы стать система национального имущества, основанная на конституционном закреплении того факта, что природно-сырьевые ресурсы являются достоянием всего общества. Необходим открытый конкурентно-рыночный режим хозяйственной эксплуатации национального богатства, обеспечивающий должный уровень его доходности, а также обращение части предпринимательского дохода и всей ренты от природных ресурсов в общественные доходы, аккумулируемые в системе государственных финансов.

Главным же приоритетом антикризисной стратегии должно стать сохранение государства, национальной идентичности и восстановление социальных связей. Только при таком варианте развития появляются шансы на самоорганизацию и обустройство своего экономического пространства. Более того, появляется шанс на ревизию ценностей, культуры потребления и избавление от атемпоральности.

Цена упирается в самооценку и ценностные приоритеты каждого, особенно во власть и в привилегии ее вкусивших.

Проблемы

Основные проблемы российского рынка оценки, сформировавшиеся за годы его существования, до сих пор не решены. В наиболее общем виде они выражаются в показателе качества оценки. Качество, тем более в таком специфическом бизнесе, складывается из множества факторов, имеющих разную степень объективности. Это несовершенство используемых методик, нечетко отработанные механизмы их применения, уровень квалификации оценщиков, особенности национального бизнеса и системы образования.

Одной из заслуг принятого в жарких спорах Федерального закона "Об оценочной деятельности" стало то, что сегмент оценочных услуг прошел первую стадию самоочищения, избавившись от большого количества случайных людей и компаний. На фоне повышенного спроса на оценочные услуги, повышения качества услуг, усилий по созданию новых стандартов и правил внес свои коррективы в отрасль мировой финансовый кризис.

Узкоориентированный методологический инструментарий является причиной путаницы, возникающей в процессе подготовки специалистов-оценщиков, и не позволяет решать сложные задачи современной экономической ситуации. Эти проблемы осознаются и регулярно обсуждаются на различных конференциях, становятся предметом жарких споров. Однако эффективного решения, тем более в условиях кризиса, пока нет.

Отсутствие единого критерия соотнесения применяемых методов оценки приводит к тому, что численные значения оценки по разным методикам отличаются в разы и десятки раз! Традиционные же методы оценки не всегда отвечают требованиям, выдвигаемым потребителями отчетов.

Другой проблемный аспект – это оценка бизнеса в ходе слияний и поглощений, а также оценка предприятий-банкротов. Поглощающей компании выгодно максимально занизить стоимость покупаемого бизнеса. В такой ситуации естественен демпинг оценочной стоимости компании. Довеском служит искажение стоимости акций, принадлежащих миноритариям поглощаемых компаний. Потому утверждение о том, что "собственность стоит столько, сколько стоит ее захватить", совсем не кажется фантастическим. Такой подход к определению стоимости выкупаемых акций делает оценщика активным участником сделок, а не внешним независимым экспертом, не заинтересованным в "коррекции" стоимости бизнеса в ту или иную сторону.

Серьезной проблемой рынка оценки, как и отечественного бизнеса в целом, является отсутствие полноценного информационного обеспечения. Более того, оценочные модели и банковские методики расчета рисков не адаптированы к падению тренда и к потребностям изменяющегося рынка.

В разгар кризиса, особенно сильно ударившего по ипотеке и кредиту, важным направлением работы оценщиков становится экспертиза предмета залога. От вердикта оценщика зависит не только цена контракта или судьба компании, но и откорректированная кризисом жизнеспособность института кредитования.

Немаловажным является тот факт, что в условиях колеблющихся рынков в краткосрочном периоде и кризиса ликвидности (а значит, и понижения уровня платежеспособности) серьезно возрастают профессиональные риски оценщика.

СРО

За последние год-полтора на рынке оценочных услуг произошли существенные изменения.

С 1 января 2008 г. вступила в силу новая редакция Закона "Об оценочной деятельности". Новая система – очередная попытка разрешить трудности, с которыми постоянно сталкиваются производители и потребители оценочных услуг.

Прежде единственным средством контроля реализации публичной функции оценщика была его репутация. Если ранее оценщик не нес ответственности перед обществом, то теперь на смену лицензионному механизму пришла сложная система взаимоотношений оценщиков в рамках СРО, подкрепленная материальной ответственностью каждого члена СРО. Смысл реформирования заключается в том, чтобы удалить с рынка юридических лиц как субъектов оценочной деятельности.

В качестве таковых теперь признаются только физические лица – специалисты, имеющие соответствующее образование, являющиеся членами СРО и застраховавшие свою ответственность на сумму не менее 300 тыс. руб.

СРО реализует функцию контроля деятельности профессиональных оценщиков двумя путями:

1. СРО имеют свой компенсационный фонд, складывающийся из сумм, взысканных с нерадивых членов.
2. Кроме ответственности перед СРО оценщики солидарно отвечают друг перед другом. Это нововведение очень важно, т.к. стимулирует заинтересованность сообщества оценщиков в добросовестности и безупречности репутации коллег.

Новации привнесли на рынок новую порцию позитива: теперь потребитель в случае нарушения своих прав имеет возможность (а главное – механизм ее реализации) получить возмещение за причиненный ущерб.

Бытует мнение, что отмена лицензирования – признак ослабления контроля со стороны государства. Закон свидетельствует об обратном. Речь идет не просто об уменьшении, а об оптимизации полномочий государственных органов. Предполагается, что рынок постепенно перейдет к саморегулированию через механизмы СРО. На эту новую организационную единицу возлагается вся ответственность за качество услуг, оказываемых ее членами. Национальный совет выполняет функцию "надзора за надзором".

Такая система позволяет вывести контроль из сферы компетенции государства, повысив его качество. Дело в том, что в СРО квалификационные требования выдвигают профессионалы отрасли, понимающие в этой работе больше, чем кабинетные чиновники, которые с трудом могли сформулировать адекватные критерии для проведения качественной оценки.

Таким образом, выстраивание жесткой вертикали власти в оценочной отрасли, ужесточение требований к игрокам приводит к оздоровлению рынка и становлению полноценных капиталистических отношений.

Переход к саморегулированию может явиться сильнейшим стимулом к повышению качества предоставляемых услуг. Главная цель оценочного сообщества – формулирование стандартов отрасли. Будучи заинтересованными в минимизации риска, профессионалы – члены СРО могут сформулировать более жесткие требования к своим коллегам.

Причем определяющими параметрами в этих нормах будут именно профессиональные критерии, а не наличие формальных признаков, достаточных для получения лицензии.
Повышение качества оказываемых услуг происходит одновременно с оздоровлением рынка оценки.

Во-первых, снижается коррумпированность. Подкуп одного оценщика в системе лицензирования гарантировал клиенту желаемый отчет и полную безнаказанность. В случае СРО заказчику придется раскошелиться на несколько сотен коллег своего оценщика. Это не очень выгодно, особенно в условиях кризиса.

Во-вторых, повысится уровень конкурентности рынка, что связано с двумя факторами. Первый – ужесточение требований, предъявляемых к специалистам. Второй – широкий выбор специалистов, предоставляемых заказчику.

Однако возникает другая проблема: ужесточение конкуренции и невысокий уровень образования чреваты появлением "ямы" между уровнем квалификации молодого специалиста-оценщика и предъявляемыми к нему требованиями. Процесс адаптации выпускника вуза на рынке труда существенно усложняется.

Кроме того, введение СРО не только не решает, но и существенно обостряет такую проблему, как множественность стандартов. Статья 15 ФЗ "Об оценочной деятельности" обязывает оценщика соблюдать как федеральные стандарты, так и стандарты, утвержденные СРО, членом которой он является. При этом фактически накладывается ограничение на участие в проектах с привлечением специалистов нескольких СРО, стандарты которых различаются по каким-либо позициям. Такой подход в перспективе может привести к жесткой сегментации рынка, образованию "кланов" СРО, каждый из которых будет жить по своим законам. Таким образом, идея саморегулирования может умереть, так и не достигнув расцвета.

Как оценить "оценку"

Финансовый кризис, набирая обороты, выявил многие недостатки крупных рейтинговых и прогнозных систем, основывающихся в своих вычислениях исключительно на количественных показателях компании. Методология диагностики стратегического потенциала компаний, разработанная специалистами Института экономических стратегий, сводится к многостороннему анализу компании, предполагающему не только оценку компании по методологии программного комплекса "Стратегическая матрица", но и расчет дополнительных индексов на основе данных отчетности и экспертизы рыночной позиции компании.

Традиционно модель СМК (1) предполагает сканирование компании по 48 базовым параметрам, сведенным в девять оснований:

  • качество управления;
  • ресурсный потенциал;
  • финансовый потенциал;
  • качество продукции;
  • взаимодействие с инвесторами;
  • эффективность мотивирования;
  • корпоративная культура;
  • рыночная позиция;
  • инновационная эффективность.

Важно отметить, что ни один из рассматриваемых критериев в отдельности не может быть адекватным индикатором стратегичности компании. Представление о стратегическом потенциале может дать только комплексный анализ всех параметров.

На основе данных, полученных от использование ПК СМК, специалистами Института экономических стратегий проводится экспресс-диагностика стратегического потенциала компании, позволяющая не только выявить сильные и слабые стороны деятельности компании, но и предложить антикризисные меры:

  • по снижению несанкционированных издержек, выявлению и использованию механизмов "точно направленных затрат";
  • по антикризисным кадровым перестановкам и разработке экономичных систем мотивации;
  • по "организационной рекогносцировке": лучшего использования кадрового потенциала на основе управленческих инноваций;
  • по оптимизации ресурсного потенциала компании;
  • по применению других инновационных управленческих решений, повышающих производительность компании и идентифицирующих "балластовые" зоны.

Экспресс-мониторинг состояния дел исследуемой компании имеет удобную для анализа и прогнозирования графическую форму. Полный первичный отчет – это более трехсот графиков и таблиц. Особенность программного комплекса "Стратегическая матрица" заключается в том, что пользователь данного продукта может сам определять степень детализации выходных данных. Экспресс-диагностика не только выявляет сильные и слабые стороны деятельности компании, но и предлагает антикризисные меры, а также рекомендации по выбору оптимальной стратегии, наиболее совместимой с профилем конкретной компании.

С целью создания более эластичной системы в структуру анализа стратегического потенциала компании включены специальные индексы на базе статистических данных:

  • индекс капитализации;
  • индекс рисков;
  • индекс оборотов;
  • индекс инновационности отрасли;
  • индекс класса информации;
  • индекс темпов прироста;
  • индекс занятости.

Кризисные условия отличаются резким ростом уровня рисков, что формирует необходимость их обособленной оценки и учета.

К обычно присутствующим рискам в данном случае добавляется высокая вероятность резкой смены рыночной конъюнктуры, которая сделает составленный оценщиком отчет никому не нужной бумажкой. В связи с особенностями текущей ситуации в методику рейтингования включен специальный индекс (2), отражающий степень рискованности бизнеса.

Индекс стратегического потенциала компании представляет собой интегральный синтез всех рассмотренных показателей и рассчитывается по формуле:

Применение антикризисного пакета на базе ПК СМК позволяет без лишних затрат выстроить качественную стратегию и стремительную тактику маневрирования среди рыночных переделов с точным попаданием в цель.

ПЭС 9148/25.05.2009

Примечания
1. А.И. Агеев, Б.В. Куроедов, Р. Мэтьюз, О.В. Сандаров. Стратегическая матрица компании. Экономические стратегии. 2007. № 8, с. 90-97.
2. Агеев А.И., Кудешова С.Г., Куроедов Б.В., Немкова О.В., Трофимчук А.В. Стратегическая матрица компании: управляя рисками. Экономические стратегии. 2008. № 8.


Рейтинг «50 наиболее стратегичных оценочных компаний России»

Компания

Местонахождение центрального офиса компании

Рейтинговый статус

Индекс стратегичности компании (SIC)

1

«МОК-Центр» (Центр менеджмента оценки и консалтинга)

Москва

ААА

67,19

2

«РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА»

Москва

ААА

66,32

3

«Бейкер Тилли Русаудит»

Москва

ААВ

64,67

4

«ОТКРЫТИЕ — корпоративные финансы»

Москва

ААВ

63,50

5

«Центр независимой экспертизы собственности»

Москва

АВА

62,07

6

«КО-Инвест»

Москва

АВА

61,17

7

«Нексиа Пачоли»

Москва

ААВ

60,52

8

«МООР СТИВЕНС РУС»*

Москва

АВВ

59,83

9

«РОСЭКО»

Москва

ААВ

58,60

10

ЛАИР

Москва

ААВ

58,39

11

«Росэкспертиза»

Москва

АВА

58,00

12

Консалтинговая группа «Эксперт»

Москва

АВА

57,29

13

«АРНИ»

Москва

ВВА

56,43

14

ФБК

Москва

ВВА

56,00

15

«Институт проблем предпринимательства»

Москва

АВВ

55,59

16

«2К Аудит — Деловые консультации»

Москва

ВАВ

54,69

17

Группа компаний «Аверс»

Санкт-Петербург

АВВ

53,58

18

«РСМ Топ-Аудит»

Москва

АВВ

52,93

19

«АПЭКС ГРУП»

Москва

ВВВ

51,95

20

Центр оценки «Профит»

Москва

ВВВ

51,87

21

«Агентство оценки, экспертизы и консалтинга»

Краснодар

АВС

49,61

22

Аудиторская компания «Интерэкспертиза»

Москва

ВВВ

48,90

23

Южная оценочная компания «Эксперт»

Краснодар

ВСВ

47,50

24

Группа компаний «ИНТЕЛИС»

Москва

ВВВ

46,89

25

«Областной центр экспертиз»

Екатеринбург

АВВ

44,54

26

«Спецоценка»

Москва

СВВ

44,01

27

Сургутская торгово-промышленная палата

Сургут

ВВС

43.19

28

«Государственные ценные бумаги»

Санкт-Петербург

ВВВ

42,79

29

«Институт оценки собственности и финансовой деятельности»

Томск

ВВ

42,14

30

Аудиторская компания «Холд-Инвест-Аудит»

Москва

ВСВ

41,63

31

«Поволжское агентство оценки»

Саратов

ВСС

39,49

32

МКПЦН

Москва

СВС

38,94

33

«Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества»

Хабаровск

ВСС

36,81

34

Фирма «Оценщик»

Тула

ВСС

35,45

35

«БК-Аркадия»

Москва

ССВ

34,60

36

«АБМ Партнер»

Москва

ВВС

34,19

37

«Сибирский центр оценки»

Новосибирск

ВВС

33,38

38

Бюро независимых экспертиз «Индекс»

Москва

ССВ

32,49

39

СЭНК

Казань

ССВ

31,93

40

«Аналитический центр оценки и консалтинга»

Краснодар

ССС

30,06

41

Ассоциация «АЛКО»

Тюмень

ВВС

29,97

42

ИФК «Солид»

Москва

ССС

28,33

43

Юридическое агентство «Юркон»

Москва

ВСС

28,27

44

«Центр экспертизы собственности»

Москва

ССС

26,50

45

«Оценка и консалтинг»

Барнаул

ВСD

25,58

46

РЭА Центр «Перспектива»

Тверь

ССВ

24,63

47

«Агентство оценки Ковалевой и компании»

Смоленск

ВСD

24,16

48

«ГОРСИ-Капитал»

Тюмень

CCD

23,80

49

«Сибирское общество оценщиков»

Новосибирск

CCC

20,55

50

«Профсервис»

Москва

DCC

19,77

*Включая ОК "Баланс"

Следить за новостями ИНЭС: