Романтика нефтедобычи
Дайте время – и мы встанем в производстве и переработке нефти в один ряд с ведущими нефтегазовыми компаниями мира!
Узакбай Карабалин
Романтика нефтедобычи
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №01-2007, стр. 22-27
Нефтегазовый промысел ведется в Казахстане на протяжении уже более ста лет. Ныне неуклонно возрастает уровень профессиональной компетенции управления отраслью, внедряются инновационно-технологические методы работы, ориентированные на производство нефтепродуктов высокофракционной переработки. О современных тенденциях развития основополагающего сектора экономики Республики Казахстан в своем интервью главному редактору журнала "ЭС" Александру Агееву и генеральному директору "ИНЭС – Центральная Азия" Ануару Байшуакову рассказывает президент АО НК "КазМунайГаз" Узакбай Сулейменович Карабалин. |
Вы управляете огромным коллективом. Назовите, пожалуйста, три принципа управления, которыми Вы руководствуетесь.
Это прежде всего стратегическое планирование, принятие решений на базе компетентных предложений и принцип продвижения активных и знающих специалистов.
А что сейчас должен в первую очередь знать такой активный, компетентный управленец – технологию, экономику, психологию?
В последнее время мы начали отходить от узкой специализации. Взять, к примеру, работу технических специалистов. Казалось бы, требования к ним ограничиваются только четким пониманием специфики технологических процессов. Когда изучаешь свойства керна, поднятого с глубины пять тысяч метров, бывает не до философии. Надо сконцентрироваться на техническом решении и дать заключение: бурить здесь скважину или не бурить. Но, учитывая то, что есть месторождения, где себестоимость добычи достаточно высокая или экология чувствительная, специалистам приходится немного шире смотреть на свою деятельность – учитывать не только технологические, но и экономические или экологические аспекты добычи нефти. Так что компетентный менеджер должен иметь представление и о технологии, и об экономике, принимать во внимание и человеческий фактор, психологию людей.
Давайте сравним стандарты нефтедобычи и нефтепереработки в вашей компании с лучшими мировыми стандартами. В чем вы уступаете, а в чем превосходите зарубежных коллег?
В Казахстане нефть добывается более ста лет. За это время в республике накоплен огромный опыт, здесь выросли эксперты мирового класса. А в последние годы появилось и новое поколение специалистов, которые получили образование в зарубежных вузах, прошли стажировку в транснациональных нефтегазовых корпорациях. Таким образом, у "КазМунайГаза" сегодня есть возможность использовать как традиционные для нашего региона принципы нефтедобычи, так и внедрять инновации, перенимать мировой опыт ведения нефтяного бизнеса.
Новым пока для нас является освоение морских месторождений. В этом, безусловно, нам есть чему поучиться у наших западных коллег. Поэтому сейчас мы направляем группы наших специалистов на обучение и повышение квалификации в иностранные нефтяные компании, успешно осваивающие морские месторождения.
Если говорить о возможностях "КазМунайГаза", то, думаю, наши достижения очевидны – мы создали достойную производственную базу, доказали свою состоятельность как партнеры. Теперь начался новый этап – мы набираем обороты. Развитие инфраструктуры, предприятий переработки – вот основная цель нашей деятельности в ближайшее время.
Признаюсь, до прошлого года в этом мы сильно уступали иностранным компаниям, так как наш нефтеперерабатывающий завод в Атырау (АНПЗ) объективно не соответствовал мировым стандартам. Это старейший завод республики: он был получен по ленд-лизу от американцев и запущен в 1946 году. Но вот благодаря тому, что в 2006 году мы закончили первый этап его реконструкции, теперь можно говорить о повышении качества выпускаемой на АНПЗ продукции до уровня Евро-4, о соответствии международным требованиям по экологии.
Продолжается работа по проекту строительства в Атырауской области первого нефтехимического комплекса, пуск которого ожидается в 2011 году. Исследуется и готовится обоснование инвестиций по строительству завода по производству дорожных битумов в Мангыстауской области с вводом в эксплуатацию в 2010 году. Так что работа идет, мы активно развиваемся. Дайте время – и мы встанем в производстве и переработке нефти в один ряд с ведущими нефтегазовыми компаниями мира!
Сегодня китайцы активно увеличивают свою долю в нефтебизнесе. Вас это не смущает?
Действительно, Китай достаточно агрессивно наращивает свое присутствие на мировом рынке энергоресурсов, неудивительно, что недовольство сложившейся ситуацией высказывают как в Казахстане и России, так и в европейских странах и США.
Но, думаю, говорить о "китайском нашествии" пока рано, по крайней мере в нашей стране. Фактически, сегодня китайцы добывают в Казахстане не больше, чем мы. Причем они обладают месторождениями, которые в перспективе не дадут большого объема и прироста добычи.
Что касается новых месторождений, то государство оказало нашей компании большое доверие, законодательно установив, что в новых нефтяных проектах доля "КазМунайГаза" должна составлять не менее 50%. Кроме того, при продаже нефтегазовых активов и прав на недропользование на территории республики приоритет отдается государству, а значит – "КазМунайГазу".
Но даже с учетом этих преференций "КазМунайГаз" как участник рынка вынужден на равных конкурировать с китайскими компаниями, признаюсь, это достаточно сложная борьба. Китай готов вкладываться в нефть, готов предлагать цену на порядок выше остальных претендентов. И нам приходится соответствовать этой финансовой планке.
Как бы то ни было, сегодня разговоры о превалирующей роли китайцев в нефтедобыче в Казахстане необоснованны.
Одна из "дочек" "КазМунайГаза" осуществила IPO на Лондонской фондовой площадке. Каково значение этого шага для инвестиционной программы компании?
В начале октября прошлого года начались торги акциями нашего дочернего предприятия "Разведка Добыча "КазМунайГаз" на Лондонской фондовой бирже и на KASE (Казахстанской фондовой бирже). В результате размещения было привлечено более 2 млрд долл. В январе текущего года стоимость акций и глобальных депозитарных расписок к цене IPO увеличилась на 35 процентных пунктов.
Думаю, высокие котировки акций АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" – это еще одно свидетельство того, что наша компания добилась признания как высокоэффективная компания международного типа.
Акции были выставлены на продажу в соотношении 70 к 30 в пользу казахстанской площадки. Для нас это был принципиальный вопрос – дать возможность казахстанцам приобрести акции "Разведка Добыча "КазМунайГаз".
Львиную долю ценных бумаг приобрели 15 казахстанских пенсионных фондов. Иначе говоря, эти акции фактически послужат 5 миллионам казахстанцев, которые являются вкладчиками этих фондов.
Сегодня много говорится о перегреве экономики Казахстана, о потоке нефтяных денег, в котором она может захлебнуться. Размещение этих финансовых ресурсов в надежные акции отчасти решает проблему, ведь ликвидность наших ценных бумаг достаточно высока.
Если говорить о плюсах непосредственно для компании, то размещение акций "Разведка Добыча "КазМунайГаз" на престижной фондовой площадке решает несколько задач.
Во-первых, наша компания получила деньги, которые можно инвестировать в новые проекты. "КазМунайГаз" – это в хорошем смысле слова агрессивная компания: у нас большие амбиции, мы нацелены на новые активы. Поэтому получить финансовый задел в 2 млрд долл. – это, согласитесь, совсем неплохо.
Во-вторых, IPO заставило нас работать по-новому – публичность рынка обязывает. Пришлось корректировать подходы к работе, особое внимание уделить прозрачности и открытости компании. Это мировые стандарты, которые мы принимаем и делаем все, чтобы им соответствовать.
Иначе говоря, практически произошла культурная революция?
Скорее, революция в культуре управления. Появились обязательства перед акционерами, строгая отчетность определенного формата, согласованность в принятии стратегически важных решений. Все четко прописано, систематизировано. Такие изменения, возможно, тяжело приживаются, но в результате ведут к упрощению работы компании, ее большей предсказуемости. Думаю, мы будем активно внедрять этот опыт и в масштабах всего "КазМунайГаза".
Как Вы понимаете социальную ответственность "КазМунайГаза"? Это что? Рабочие места, благотворительность, технологическое развитие?
Пожалуй, все это вместе. На нас как на национальной компании лежит определенная дополнительная моральная нагрузка.
За годы освоения месторождений вокруг них образуются рабочие поселки, которые постепенно разрастаются, укрепляются. Там живут и работают не только нефтяники, но и их семьи. Со временем появляются школы, больницы, соответственно и обслуживающий персонал, учителя, врачи. Мы отвечаем и за этих людей. Их жизнь напрямую зависит от работы нефтепромысла. Для них это родина, их дом, их привычный уклад жизни. Закроется месторождение – и с чем останутся эти люди? Ответственность перед ними – это основная причина, почему мы работаем на месторождениях, которые были открыты еще Нобелем в 1911 году.
Разве эти месторождения рентабельны?
97% добычи там – вода, три процента – нефть, которую еще нужно выделить и довести до товарной кондиции. Понятное дело, большой рентабельности от этих промыслов ждать не приходится. Но мы вынуждены этим заниматься, так как несем социальную ответственность за наших нефтяников, за их семьи.
В районах старейших месторождений живут династии, чей общий стаж работы в нефтегазовой отрасли исчисляется сотнями лет! Эта преемственность для нас большое подспорье в подготовке будущих кадров: благодаря таким семьям из поколения в поколение передается многолетний опыт, прививается профессиональный интерес и любовь к своему делу. Ведь добыча нефти – это физически тяжелый труд, это в прямом смысле грязная работа, которая отнимает силы и здоровье. Для того чтобы понимать и любить эту профессию, видеть ее романтику, наверное, нужно родиться и вырасти на промысле, в среде нефтяников. Именно из этих рабочих поселков, из таких семей выходят молодые ребята, которые готовы свою жизнь посвятить добыче нефти.
Какие требования выдвигают работники к Вам как к работодателю?
Чем озабочен хороший специалист? Конечно, он хочет иметь интересную работу, хорошую зарплату. Но помимо этого ему нужно, чтобы его дети могли ходить в музыкальную школу, заниматься спортом, он хочет интересно проводить свой досуг. Среди наших сотрудников много людей с высшим образованием. Они учились в крупных культурных центрах, привыкли посещать театры, ходить на концерты. Представьте, каково им оказаться вдали от цивилизации, в маленьком городе или поселке, где не то что театра, больницы хорошей нет. Понятно, что в таких условиях удержать хорошего специалиста будет трудно.
Поэтому "КазМунайГаз" делает все, чтобы повысить уровень жизни нефтяников и их семей, создать социальную инфраструктуру, которая позволит им достойно жить. Мы вкладываем значительные средства в развитие тех регионов, где находятся наши объекты: строим современные стадионы и спорткомплексы, плавательные бассейны, медицинские и учебные центры, финансируем ремонт школ и больниц, закупаем для них необходимое оборудование. Недавно построили дворец бокса в Таразе – городе, из которого в свое время вышли знаменитые боксеры Казахстана. Это не только хорошая база для воспитания новых олимпийских чемпионов по боксу для нашей страны, но и возможность приобщить детей к спорту, отвлечь их от улицы.
Таким образом, от социальных программ "КазМунайГаза" выигрывают не только непосредственно наши сотрудники, но и все жители городов и поселков, где работает наша компания. Повышается общий уровень жизни, эти районы уже нельзя назвать депрессивными.
О чем Вы мечтаете? Какой хотели бы видеть компанию в ближайшие пять лет?
Будущее "КазМунайГаза" уже прописано на годы вперед в плане развития компании. Наша миссия – это обеспечение максимальной выгоды для государства от нефтяных операций, которые проводятся в Казахстане. В связи с этим перед нами стоит несколько стратегических задач, среди которых одна из первоочередных – открытие и разработка новых месторождений. Это прежде всего морские месторождения Каспия, где сейчас ведется активная работа. Мы планируем выйти и за пределы Казахстана, расширить ресурсную базу за счет перспективных зарубежных нефтегазовых активов.
Еще одно стратегическое направление нашего развития – широкое применение самых современных технологий. Это требование рынка, которое определяет нашу конкурентоспособность. Мы намерены внедрять инновации во всех сферах своей деятельности.
Лично мне хотелось бы, чтобы "КазМунайГаз" стал большой интернациональной компанией, сильным игроком в мировой нефтегазовой отрасли, примером динамичного и успешного развития. Это даже не мечта, это цель, которой рано или поздно мы достигнем. Все предпосылки для этого есть!