Репутацию необходимо заработать
Репутация, по мнению Александра Гавриловича Сидорова, генерального директора ООО «ТСУ», — важнейшая часть стратегического капитала компании. В интервью журналу «ЭС» он, в частности, утверждает, что имидж — это некий образ, навеянный СМИ, слухами, PR-акциями, т.е. то, что можно купить, а репутация, напротив, — результат того, как Вы вели себя в прошлом, как ведете себя в настоящем и уверенность в том, что достойное поведение будет свойственно Вам и в будущем.
Александр СИДОРОВ
Репутацию необходимо заработать
"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 52-58
Александр Сидоров – человек, весьма известный не только в Тюменской области, но и на федеральном уровне. Он руководит одним из немногих строительных предприятий области, отмеченных на всероссийском уровне – ООО "Тюменское строительное управление" (ТСУ). Это человек слова и человек дела: последовательный, энергичный, увлеченный своей профессией. Не зря Александр Сидоров часто повторяет, что рожден, чтобы строить. Он весьма органичен в качестве руководителя серьезной строительной компании: его действительно трудно представить вне профессии и проблем, связанных со строительной отраслью. Его увлеченность делом передается всем собеседникам, а энтузиазм по-хорошему заразителен. Очевидно, что именно эта целеустремленность и преданность делу позволили ТСУ заслужить целую коллекцию званий и наград, в том числе "Лидер российской экономики". |
Александр Гаврилович, Вашу строительную компанию считают одним из лидеров отрасли – и не только в Тюменском регионе. А каким должен быть лидер компании-лидера?
Лидер должен подтвердить свое право на лидерство – это правило действует всегда и на всех уровнях. Просто лидер компании-лидера обязан всегда подтверждать лидерство по двум направлениям – на личном уровне и на уровне отрасли. Это непросто, но вдвойне интересно. В остальном нет каких-то особенных требований к качествам лидера компании, лидирующей на рынке. Руководитель любой организации должен прежде всего не бросать слов на ветер и выполнять свои обещания. Еще он должен уметь наводить порядок, т.е. обладать не только высоким уровнем самоорганизации, но и способностью организовать окружающих. Порядок в любом деле – это самое важное. Порядок в организации не возникает сам собой: его наличие всегда зависит от руководителя, от лидера. Я знал немало руководителей, которые сами отличались дисциплинированностью и ответственностью, но странным образом не умели дисциплинировать своих подчиненных. Иногда не хватает характера, иногда – стратегического видения собственной организации и ее проблем. Ведь именно наличие такого видения и является основой наведения порядка, так как придает всем организационным действиям смысл и необходимую направленность. Немаловажным качеством лидера также является быстрота реакции, умение принимать оптимальные и эффективные решения в условиях дефицита времени. По крайней мере, от лидера этого ждут: ведь ответственность за все стратегические и даже жизненно важные для компании решения всегда лежит на нем.
Вам встречались лидеры, обладающие такими качествами? Кого бы Вы могли привести в пример?
Сергей Семенович Собянин обладает всеми перечисленными качествами – и умением навести порядок, и ответственностью за слово и дело, и способностью принимать эффективные решения. Кроме того, Собянина отличает стратегическое видение проблем и региона, и страны в целом. Тюменская область – тот регион, который гарантирует стабильность экономики России, а значит, обеспечивает благополучие страны. С приходом Собянина наша область стала очень динамично развиваться – и промышленность, и сельское хозяйство, и социальная сфера. Заработали машиностроительные заводы, повысилась оплата труда бюджетников, появились надбавки к пенсиям, губернаторские стипендии для студентов.
Вообще, Тюмень сильно изменилась. В 1960-е гг. наш город вовсе не походил на областной центр – тогда действовал лишь один на весь город (!) автобусный маршрут… За сорок лет Тюмень превратилась в настоящий мегаполис – город вырос, появились современные дорожные развязки, улицы стали шире. В сельском хозяйстве региона тоже произошли изменения, которые невозможно не заметить: работают производственные комплексы, фермы, набирает обороты мясомолочное животноводство, а в 2005 г. Тюменская область дала больше картофеля, чем Беларусь! Изначально на Собянина, как на нашего земляка, возлагались определенные надежды, связанные с динамичным развитием региона.
И он их оправдал: в первый же год его губернаторства произошли весомые изменения в благоустройстве города – строились дороги, скверы, проектировались фонтаны. Что касается строительной отрасли, то и здесь Собянин всегда старался создать благоприятные условия – уменьшилось количество комиссий, был наведен порядок – и стало несколько проще согласовывать строительные проекты. Конечно, процедура согласования по-прежнему занимает больше времени, чем собственно строительство: на то, чтобы собрать все документы требуется в среднем 23 месяца – за это время можно построить два дома! Однако, по крайней мере, дополнительных сложностей не возникает. Мы чувствовали поддержку, когда был введен новый градостроительный кодекс, который, честно говоря, подкосил деятельность всех предприятий строительной отрасли на государственном уровне. Но в Тюменской области введение этого закона прошло более или менее безболезненно. Во всяком случае, кризиса в отрасли введение этого закона не вызвало. Уверен – в этом заслуга губернатора. С другой стороны, это не означает, что с нас меньше требовали – вовсе нет, просто был наведен порядок, а это, как я уже говорил, самое важное. К строительным организациям относились достаточно строго: за нарушения наказывали, привлекали к ответственности, но не закрывали, а помогали развиваться. Я уверен, что очень многое зависит от главы региона: от того, как быстро он принимает эффективные решения. Знаю, что инициативу по проведению реформ проявлял именно С.С. Собянин. К тому же с точки зрения проведения реформ он часто шел на шаг впереди федерального центра, поэтому его назначили на еще более ответственную должность.
Вы оставляете впечатление человека, у которого все под контролем, все процессы жизнедеятельности компании. Это действительно так?
Разумеется, у настоящего лидера все должно быть под контролем – в том смысле, что он обязан контролировать стратегические решения и точки ответственности на всех уровнях руководства компанией. Но физически даже лидер не может уследить буквально за всем. Одним из результатов его способности наводить порядок и организовывать окружающих являются эти точки ответственности, т.е., по сути, люди, которым лидер делегирует ответственность за тот или иной участок работы. Нельзя проконтролировать каждого работника и каждую проблему. Но контролировать людей, из которых ты создал своего рода систему ответственности в компании, возможно и даже необходимо.
Кроме этого у Вас есть какие-то иные секреты управления?
Не думаю, что они являются в полном смысле слова секретами. По крайней мере, я открыто ими делюсь. Во-первых, важно, чтобы руководитель видел проблемы комплексно. Во-вторых – я только что говорил об этом – необходимо наладить работу заместителей и верно определить людей, которым ты доверяешь тот или иной участок работы. В руководящем звене любой компании наберется не больше 10-20 человек (их количество зависит от масштаба и специфики деятельности компании), которые являются ядром руководства и практически безошибочно должны управлять текущими рабочими процессами. Я говорю "безошибочно", потому что требовательность в отборе этих людей достаточно высока.
Известно, что Вы располагаете ценным опытом делового взаимодействия с бизнесменами из других стран, в частности из Германии. Какое впечатление произвело на Вас это общение?
Если остановиться на контактах именно с деловыми кругами Германии, то необходимо отметить их высокую заинтересованность в сотрудничестве, но при этом высокую чувствительность к репутации деловых партнеров. Приоритетным в свете преобразований, происходящих в землях Восточной Германии после объединения Востока и Запада, для нас было сотрудничество с германскими коллегами в области передовых строительных технологий и контакты строителей двух стран. Эти контакты были насыщенными и принесли неоценимый опыт общения. При этом я бы отметил следующее: нельзя сказать, что в Германии мы увидели что-то новое и экстраординарное в области строительства и строительной индустрии. Мы в Тюмени и в России в целом используем применяемые в Германии технологии домостроения, да и давно строим, признаться, не хуже немцев. Однако в чем они сильны – это в высокой культуре производства работ. К их сильным сторонам я бы также отнес заботу о подготовке строительных кадров. В Германии мы посетили учебный центр, где готовят рабочих строительных специальностей – каменщиков, монтажников, стропальщиков и т.д. Эта подготовка производится на высоком уровне: она имеет очень жесткие критерии и содержит целую систему требований к профессии. Надо сказать, в подготовке кадров немцы весьма последовательны и скрупулезны: очевидно, они хорошо понимают, что настоящие профессионалы – залог мирового качества строительства. В нашей стране – и старожилы отрасли хорошо это помнят – тоже были подобные центры, старое поколение строителей прошло такую школу. Затем по объективным причинам произошел провал в профессиональной подготовке, который некоторое время сказывался на качестве строительства, на росте аварийности на строительных площадках. В последние годы у нас, в Тюмени в частности, стали говорить о возрождении опыта прошлых лет. И это радует. Очевидно, было бы правильно учесть в процессе профессионального возрождения отрасли опыт германских коллег. В целом немцы большое внимание уделяют качеству строительства, четко следят за новыми технологиями как в домостроении, так и в стройиндустрии в целом, и по возможности оперативно применяют их на практике. Также в процессе общения с германскими коллегами мы поняли, что и у тюменских строителей есть чему поучиться – например, технологиям строительства в тяжелых климатических условиях.
Нет сомнения, что сегодня необходимо улучшать имидж России – и для того, чтобы привлечь иностранных инвесторов, и для того, чтобы способствовать продвижению российских товаров на мировых рынках. Какие конкретные шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять в этом направлении?
Это комплексная задача, которая может быть решена только в случае, если работу мы станем вести сразу по нескольким направлениям. В первую очередь отечественным компаниям необходимо заслужить в глазах зарубежных коллег репутацию надежных деловых партнеров. Именно репутация, а не имидж играет главную роль при подписании важных контрактов. Имидж я считаю скорее эмоциональной оценкой персоны или организации. Сегодня многие весьма неоднозначно относятся к современным технологиям формирования имиджа. Имидж – это некий образ, навеянный СМИ, слухами, PR-акциями. Имидж можно купить. Он часто является подвижным, практически виртуальным образованием, и все это прекрасно понимают. Ваша репутация, напротив, – результат того, как Вы вели себя в прошлом, как ведете себя в настоящем и уверенность в том, что достойное поведение будет свойственно Вам и в будущем. Предсказуемость высокого нравственного и делового уровня Ваших действий – важнейшая составляющая репутации. Эта вера в Вас – результат опыта делового взаимодействия с Вами: можете ли Вы держать свое слово, надежный ли Вы партнер с точки зрения Ваших прошлых деяний. Другими словами, репутация – это результат непосредственно Ваших действий, а не продукт технологичных действий приглашенных пиарщиков. Репутация – это стратегический капитал, который Вы должны подтверждать каждый день и развивать тоже каждый день. Имидж, повторяю, можно купить, а репутацию необходимо заработать. Можно потратить огромные деньги на улучшение имиджа страны – например, обратиться к зарубежным PR-компаниям, как это было перед саммитом G8 в Санкт-Петербурге, или создать наш "рупор иновещания" – Russia Today, а потом перечеркнуть все эти усилия парой неосторожных, непродуманных действий в деловой сфере и в итоге подтвердить навязанный имидж ненадежного партнера. Я говорю "навязанный", имея в виду не только целенаправленные действия зарубежных СМИ, но и откровенные "ляпы" некоторых отечественных компаний на мировой арене. И в том и в другом случае они в результате навязывают имидж недобросовестности огромному количеству порядочных и надежных российских фирм, которые умеют и хотят честно сотрудничать с зарубежными партнерами на взаимовыгодной основе. На мой взгляд, не стоит недооценивать такой фактор, как зачастую откровенно предвзятое мнение к России западных СМИ, в первую очередь проамериканских.
И дело тут не в нашем так называемом "отступлении от демократических принципов", которое якобы имеет место в нашей стране. В Китае есть явные проблемы с демократией или, скажем более корректно, собственное видение демократии, которое отличается от западного. Однако приток инвестиций в эту страну увеличивается с каждым годом.
В чем Вы видите причины такой "дискриминации" российских компаний?
В чем же дело? Я вижу две причины. С одной стороны, имидж "ненадежности" российских партнеров покупается у СМИ нашими конкурентами на Западе – и к этому надо относиться реалистично. Конкуренцию в бизнесе никто не отменял, как и методы рекламы и PR, которые являются инструментом этой конкуренции. После вступления в ВТО мы столкнемся и с еще более жесткими методами конкуренции. К этому надо быть готовыми. А вторую причину я вижу в том, что китайские компании сумели зарекомендовать себя в качестве надежных партнеров. В сотрудничестве с западными партнерами они весьма четко придерживаются всех норм, правил и договоренностей. К тому же они демонстрируют воистину восточную гибкость в переговорах, но при этом умеют добиваться своего. Например, идя на некоторые уступки зарубежным партнерам, китайцы все же "выбивают" в итоге выгодные условия контрактов. Т.е. они умеют действовать "мягко, но жестко".
А что же мы? В чем проигрывают российские компании?
Мы пока еще не научились действовать жестко, защищая свои интересы, и в то же время делать это как можно более дипломатично, избегая "перегибов" и излишнего рвения. Можно потратить огромные суммы денег, построить привлекательный фасад, однако внутри будет все то же старое здание, с теми же проблемами, что были до "ремонта". Иногда российские компании попадают в капкан старого доброго несоответствия формы и содержания, "картинки" и реальности. В любом случае, инвесторы о стране в большинстве случаев судят не по тому, как ее освещают в СМИ, а по тому, как она ведет себя по отношению к ним в условиях реального сотрудничества. Начинать нужно с этого.
Какие формы работы с потенциальными инвесторами Вы считаете эффективными?
К примеру, на Западе уже давно есть практика проведения так называемых road-show – презентаций для инвесторов. Цель этих мероприятий – заинтересовать потенциальных инвесторов. Это уже целое направление, от итогов работы которого зачастую зависит конечный результат – совершится или провалится сделка. Я думаю, что нашим компаниям стоит уделять больше внимания проведению подобных мероприятий, т.е. осваивать грамотные, передовые технологии вовлечения инвесторов в грядущие проекты с наглядной демонстрацией всех выгод, которые они в итоге извлекут из того или иного проекта.
Т.е. успех привлечения инвестиций зависит от освоения технологий презентации?
Основной причиной успеха является все же качество производимых продуктов и услуг, формирование устойчивой деловой репутации. Особое внимание российским компаниям необходимо уделять сертификации товаров и услуг российских предприятий согласно международным стандартам качества. Для зарубежных партнеров наличие признанных сертификатов – значимый аргумент и в пользу инвестиций, и в пользу развития сотрудничества в целом. Сертификация решает сразу две задачи: продвижения российских товаров на международных рынках и привлечения иностранных инвесторов. Когда зарубежный инвестор приходит и видит, что процессы и технологии на предприятии оптимизированы по системе менеджмента качества ISO 9000 (или какой-либо другой общепризнанной системе), то он почти автоматически делает позитивные выводы о перспективах развития предприятий и достоверности показателей работы компании. Особенно это актуально в свете вступления России в ВТО: иностранный капитал приходит в те компании, которые работают по понятным для них принципам. Это касается как финансовой отчетности, так и обшей организации производства и управления компанией, ее организационной структуры. Получая сертификат в рамках той или иной системы качества (обязательно признанной в мире), российская компания получает одновременно пропуск на новый, цивилизованный уровень бизнес-общения. Сертификат является признанием того, что компания готова к полноценной работе в рамках определенных жестких правил и норм деловых взаимоотношений.
Несомненно, необходимо также вести работу в банковской сфере. Многие компании столкнулись с проблемой недоверия со стороны иностранных инвесторов. Тот объем гарантий, который готовы предложить наши банки, их не устраивает. Как результат – множество контрактов так и не было подписано.
Довольно часто руководители российского бизнеса говорят о низком уровне использования природо- и энергосберегающих технологий на своих производствах, объясняя это их высокой стоимостью. Как Вы считаете, есть ли необходимость в нашей стране с ее обильными ресурсами задумываться о подобных проблемах?
Этот вопрос в первую очередь нужно рассматривать с точки зрения дальнейших перспектив развития энергетической отрасли.
А сегодняшние реалии таковы, что энергопотребление у нас растет быстрее, чем вводятся новые генерирующие мощности. Обусловлено это как общими факторами (рост энергозатрат для нужд населения, например для обогрева жилых объектов), так и тем, что в последние годы отечественная промышленность, строительство и транспорт фактически возродились и демонстрируют высокие темпы развития. Запускаются в строй простаивавшие в 1990-е гг. производственные мощности, растет число новостроек, развивается инфраструктура. Многие элементы энергосистемы достались нам еще от Советского Союза и не рассчитаны на современные масштабы энергопотребления.
В перспективе это может привести к дефициту электроэнергии или даже к энергетической катастрофе. Примером такого энергетического кризиса является то, что случилось не так давно в Московской области, когда из-за пожара на допотопной подстанции без электричества и света остались миллионы людей.
Нельзя сбрасывать со счетов и общемировую тенденцию роста цен на энергоносители. С учетом этих факторов надо приготовиться к тому, что если не сегодня, не сейчас, то уже в ближайшее время мы неизбежно столкнемся с проблемой экономии электроэнергии. Тогда вопрос сбережения электричества станет не данью экономической "моде" или прихотью, но вопросом экономического выживания для многих предприятий, особенно для тех, деятельность которых связана с большими энергозатратами. Думать о проблемах энерго- и ресурсосбережения необходимо уже сейчас.
Существует и другая сторона этого вопроса – проблема сохранения природных и энергетических ресурсов для будущих поколений россиян. Нефть и газ не бесконечны. О серьезном использовании альтернативных источников энергии в масштабах, достаточных для экономики развитых, да и развивающихся стран, говорить пока рано. Часть проектов производства альтернативных источников энергии пока находится в стадии разработки или технологической доработки, которая может длиться десятилетиями. Другая часть подобных проектов либо в принципе малоэффективна, либо является слишком дорогостоящей. Есть и просто опасные проекты. На мой взгляд, от углеводородов человечество откажется не скоро. Поэтому энергосбережение и охрана природных ресурсов, несомненно, являются важными перспективными задачами. Признают, что стоимость многих энергосберегающих и природоохранных технологий бывает высока. Но как оценить испорченную экосистему? А сколько стоит спокойное, стабильное будущее наших потомков? На этих весах энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии уже не представляются слишком дорогостоящими. Чтобы это понять, любой бизнес должен выйти на приличествующий современному цивилизационному сознанию уровень социальной ответственности. Во всяком случае, в нашей компании мы это сознаем и по возможности применяем либо рассматриваем перспективы применения таких сберегающих технологий.
В Ваших словах чувствуется забота о социальной репутации своей компании.
Социальную репутацию компании я считаю важнейшей частью общей ее репутации, а также "маркером" зрелости компании. В определенный момент любая фирма, рассчитывающая на долгосрочную работу на рынке, приходит к необходимости задумываться о социальных последствиях своей деятельности. Обычно итогом таких размышлений – если мы имеем дело со зрелой во всех отношениях компаний – становится благотворительная деятельность. Надо сказать, мы уделяем большое внимание благотворительности в регионе. В частности, в наших планах – участие в развитии "малых городов". Кстати, и Тюмень когда-то была в известном смысле "малым городом". Но я склонен смотреть на проблему социальной ответственности бизнеса более широко, подразумевая ответственность своей компании за утверждение стандартов высокой нравственности и ее стратегическую ответственность за социальную среду в целом.
Если эта тема Вам так близка, как бы Вы охарактеризовали термин "малые города"? Бытует мнение, что в малых городах лучше видны общие проблемы государства. Так ли это на самом деле?
Вообще, малые города – это города с численностью до 200 тыс. человек. Действительно, зачастую в малых городах проблемы обозначены реально, тогда как в центре с ними знакомы часто понаслышке. Неразвитая социальная инфраструктура, недостаточное финансирование приводят к тому, что в малых городах острее проявляются проблемы, характерные для нашего государства в целом.
Не могу сказать, что Тюмень относится к категории малых городов в экономическом или географическом смысле. Тем не менее и здесь можно выделить некоторые проблемы, характерные для небольших населенных пунктов. Необходимо в первую очередь работать по следующим направлениям: обеспечение безопасности граждан, здравоохранение и жилищный вопрос. Решением этих проблем занимается правительство Тюменской области вместе с представителями местного бизнеса. Моя компания стремится содействовать в решении проблемы обеспечения граждан жилплощадью и обеспечения города торговыми площадями. Необходимо при этом решать и социальные задачи – нужно понимать ответственность бизнеса перед обществом. Занимаясь благотворительностью, мы в известной степени снимаем социальное напряжение в российском обществе, помогаем тем, кто действительно нуждается в этом.
Контакты:
625003, г. Тюмень, ул. Володарского, 14
Тел.: +7(3452) 46-12-13;
Факс: +7(3452) 43-00-75