Репутация против демпинга

Номер 3. Эпицентр тяжести

Председатель Комитета по оценочной деятельности Валерий Рутгайзер рассказывает о современном состоянии оценочной деятельности в России, имеющихся проблемах и путях их решения.

Валерий РУТГАЙЗЕР
Репутация против демпинга

"Экономические стратегии", №3-2004, стр. 50-54

Доктор экономических наук, профессор Валерий Максович Рутгайзер является одним из идеологов восстановления оценочной деятельности в России, своего рода гуру российской оценки. Он стоял у истоков оценочной деятельности в нашей стране, активно участвовал в регулировании (как правовом, так и административном) этой отрасли, разработке и осуществлении образовательных программ для оценщиков. Под его руководством были проведены оценки многих крупных российских компаний, в том числе таких, как "Связьинвест", "НОРСИ-ойл", "ОНАКО", "КомиТЭК".
Валерий Максович окончил экономический факультет МГУ. Работал в Институте экономики АН СССР, НИИ планирования нормативов при Госплане СССР, Научно-исследовательском экономическом институте (НИЭИ) при Госплане СССР. В 1973 году защитил докторскую диссертацию. Тогда же возглавил отдел уровня жизни и социальных проблем НИЭИ. В 1988 году стал одним из организаторов Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) под руководством академика Татьяны Ивановны Заславской, где в течение трех лет работал в должности заместителя директора. Летом 1991 года создал и возглавил Центр инвестиций, оценок недвижимости и бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. С 2000 года возглавляет Комитет по оценочной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. С 2003 года работает в Международном университете (г. Москва), где под его руководством организован Центр подготовки специалистов по оценке собственности и первичному размещению акций, возглавляет компанию ООО "Кабинет оценки". Валерий Максович Рутгайзер – автор и редактор большого количества книг и уникальных учебных и методических пособий по оценке – ответил на вопросы журнала "Экономические стратегии" о состоянии, проблемах и перспективах оценочной деятельности в стране.

Вы стояли у истоков возрождения оценочной деятельности в России. Расскажите немного о том, как и с чего все начиналось.

Развитие оценочной деятельности в нашей стране началось с семинаров, которые проводил Институт экономического развития Всемирного банка. Руководителем семинаров со стороны Института экономического развития был советник вице-президента Всемирного банка и мой хороший товарищ Дэвид Элерман. Мы познакомились в начале 1989 года в Оксфорде, на семинаре по проблемам системы формирования акционерной собственности работников – Employee Stock Ownership Plan (ESOP). Летом 1993 года в Санкт-Петербурге состоялся первый в России семинар по оценке недвижимости. Второй проходил в Подмосковье в декабре 1993 года. В мае 1994 года в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации прошел первый семинар по оценке стоимости бизнеса. Я занимался его организацией с российской стороны.

На семинарах выступали в основном американские специалисты. Я бы особо выделил двоих: Джека Фридмана и Шеннона Пратта. Джек Фридман является автором знаменитого учебника по экономике недвижимости, переведенного и выпущенного в России издательством "Дело". Шеннона Пратта – самого известного американского специалиста по оценке стоимости бизнеса – я считаю своим учителем в этой области.

Эти семинары позволили подготовить первых отечественных специалистов по оценке недвижимости и бизнеса и подтолкнули процесс формирования по существу новой для России специальности оценщика. Многие их участники, например Сергей Александрович Коплус и Марина Алексеевна Федотова, впоследствии работали на курсах по подготовке оценщиков. Такие курсы были созданы в Академии оценки, которую я имел честь возглавлять в 1996-1997 годах, а также на базе Центра инвестиций, оценок недвижимости и бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, в Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова и на базе Финансовой академии при Правительстве РФ.
Впервые запрос на профессиональные действия оценщиков был сформулирован в первой версии закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации", принятой в 1991 году. Согласно закону, подготовка предприятия к денационализации предусматривала обязательную оценку его капитала, то есть определение начальной продажной цены или величины уставного капитала акционерного общества должно было производиться на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности. Сделать это могли только специально подготовленные профессионалы в области оценочной деятельности.

Однако приватизация в России прошла без участия оценщиков. В статьи закона о приватизации были внесены изменения, и оценка имущества приватизируемых предприятий стала производиться, исходя из балансовой стоимости активов предприятия на 1 июля 1992 года. В результате так никто никогда и не узнает, соответствовала ли стоимость приватизируемых предприятий их продажной цене.

Как бы Вы охарактеризовали современный уровень оценочной деятельности в России?

С точки зрения методического обеспечения расчетов, уровень оснащения российских оценщиков примерно такой же, как и за рубежом. Специалисты, занимающиеся проблемами оценки имущества, получили серьезную подготовку. На русский язык переведены издания, которыми руководствуются практикующие оценщики в США, Англии и других странах.
Мы отстаем от Запада в двух областях: это, во-первых, недостаточное информационное обеспечение проведения расчетов и исследований, что объективно объясняется условиями формирования рынка в России; и, во-вторых, низкий уровень стандартизации в области оценки. В Америке существует множество отраслевых изданий, около 20 фирм специализируются на сборе информации для оценщиков. Аналогичные фирмы есть в Англии, Франции, Германии. У нас же число подобных информационных структур весьма незначительно. Но самое главное, информацию о реальных сделках, связанных с бизнесом или недвижимостью, у нас стали накапливать только последние семь-девять лет.

Наши коллеги в Европе и Америке пользуются более развернутыми стандартами оценки, чем те, что приняты в России. Мне кажется, нам необходимо более детальное изложение процедур и правил проведения конкретных расчетов в оценке бизнеса, недвижимости, нематериальных активов. Думаю, эта проблема будет полностью решена, когда состоится переход к саморегулированию.

Вместе с тем хочу еще раз подчеркнуть: я абсолютно уверен в том, что профессиональный уровень российских оценщиков достаточно высок и в целом соответствует европейскому.

Каково, на Ваш взгляд, состояние отечественного рынка оценочных услуг?

Сегодня в РФ зарегистрировано около восьми тысяч, как правило, небольших фирм, занимающихся оценкой. Есть также индивидуальные предприниматели. Думаю, что численность тех и других в перспективе вырастет примерно в полтора-два раза в связи с тем, что ожидается значительное увеличение спроса на услуги оценщиков, вызванное необходимостью сопровождения первичного размещения акций компаний второго и третьего эшелона, малых и средних предприятий. Но пока рынок оценочных услуг нельзя назвать перенасыщенным.

Насколько полно частные и государственные структуры в нашей стране используют потенциал независимой оценки?

Наиболее полно его используют государственные структуры. Что касается частных структур, то они не слишком жалуют независимую оценку, как правило, пытаются навязать оценщику примерную вилку стоимости, в которую тот должен уложиться. Это стремление вполне объяснимо, ведь заказчики платят за оценку. Кстати, проблема не является специфически российской – то же самое волнует и наших зарубежных коллег. Вопрос в том, насколько добросовестен оценщик, пойдет ли он на поводу у заказчика. Гарантия соблюдения принципов независимой оценки – это в первую очередь независимость самого оценщика.

Не кажется ли Вам, что развитие отечественной законодательной базы в области оценки с самого начала заметно отставало от потребностей этой сферы деятельности?

Действительно, закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был принят лишь в июле 1998 года, со значительным опозданием относительно фактического появления оценки, а упомянутые выше стандарты оценочной деятельности были утверждены правительством только в июне 2001 года.

Я хотел бы особо подчеркнуть значимость закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Он упорядочил работу оценщиков, сделал их независимыми от существующей системы бухгалтерского учета, поскольку рекомендовал при проведении оценки исходить не из бухгалтерских данных, а из результатов специальных исследований, целью которых является определение оценочной стоимости.

Наиболее существенная разница между требованиями оценочной деятельности и бухгалтерского учета обусловлена неодинаковыми представлениями о стоимости учитываемых активов и обязательств. Так, бухгалтерский учет ориентирован на исходно фиксирующуюся в балансе предприятия первоначальную стоимость активов за вычетом амортизации. Причем вычислить рыночную стоимость на основе бухгалтерской отчетности невозможно, поскольку этого не предусматривает ни одно из существующих положений о бухгалтерском учете. Износом в данном случае считается распределенная во времени первоначальная стоимость активов. В рамках оценочных процедур износ играет гораздо более значимую роль и определяется как потеря ценности объектом в результате влияния физической и функциональной амортизации и внешнего устаревания.

Многие специфические проблемы, понятия и термины, характерные для оценочной деятельности, оказались совершенно новыми для устоявшейся в стране системы экономических отношений. Именно это обстоятельство в значительной степени стало причиной временного несоответствия между принятием закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и утверждением стандартов оценки и методических рекомендаций. Кроме того, определенную роль сыграли и некоторые процедурные нюансы. Так, в упомянутом законе сказано, что оценочная деятельность должна проводиться в соответствии со стандартами, которые утверждаются правительством РФ. Правительство своим постановлением возложило ответственность за разработку и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности не на Министерство финансов, регулирующее вопросы бухгалтерского учета, а на Министерство имущественных отношений. Правда при этом была сделана оговорка, по сути, существенно ограничившая методические возможности Минимущества. В ней указывалось на необходимость согласования утверждаемых методических указаний с "федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности". Очевидно, имелось в виду Министерство финансов. На практике Минимущество совершенно игнорировало необходимость такого согласования, и именно это сыграло позитивную роль в развитии оценки.

Думаю, со временем закон об оценочной деятельности утратит свое регулирующее значение, так как его основополагающее требование, касающееся учета рыночной стоимости активов и обязательств, лежит в основе постепенно внедряемых в России Международных стандартов финансовой отчетности. В результате стандарты оценочной деятельности будут разрабатываться и утверждаться не правительством, а профессиональным сообществом.

Как известно, в октябре 2004 года решено отменить государственное лицензирование оценочной деятельности, а контроль над ней передать саморегулируемым организациям оценщиков. Готово ли к этому профессиональное сообщество?

Действительно, согласно решению правительства Российской Федерации от 9 октября 2003 года, государственное лицензирование оценочной деятельности отменяется с 1 октября 2004 года. В начале февраля 2004 года по инициативе Комитета по оценочной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который я имею честь возглавлять, состоялось совещание с участием руководителей практически всех саморегулируемых организаций оценщиков и организаций, претендующих на то, чтобы стать саморегулируемыми. 11 февраля 2004 года одиннадцать из них подписали обращение в правительство, в котором подтвердили свою принципиальную заинтересованность в переходе от государственного лицензирования к саморегулированию. В то же время в обращении содержится просьба о перенесении сроков такого перехода с 1 октября 2004 года на 1 января 2006 года.

Во-первых, это необходимо для того, чтобы успели подготовиться саморегулируемые организации оценщиков. Во-вторых, в законы, регламентирующие оценочную деятельность, до сих пор не внесены соответствующие изменения, а законопроект о саморегулируемых организациях принят пока только в первом чтении.

Вы являетесь автором многих известных учебных и методических пособий по оценке и одним из основателей российской системы подготовки оценщиков. Как обстоят дела в образовательной сфере?

Я уже частично ответил на этот вопрос, когда говорил о вполне достойном методическом обеспечении подготовки российских оценщиков. Уровень учебных программ достаточно высок, но есть и проблемы, в том числе в области освоения западного опыта. Так, например, в России сравнительно много переводной литературы по оценке стоимости бизнеса, недвижимости, но пока не достает пособий по оценке машин и оборудования, нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Работая в Академии оценки, я попытался частично восполнить этот пробел. Под моей редакцией было опубликовано восемь книг российских авторов в серии "Оценочная деятельность". Одна из них посвящена оценке стоимости машин и оборудования. В конце января 2004 года, также под моей редакцией, вышла очень серьезная работа профессора Брукингского университета (США) Баруха Лева, посвященная новой роли нематериальных активов, которая до сих пор не находит адекватного отражения в системе бухгалтерской и финансовой отчетности. Имеется также потребность в методических пособиях по оценке земельных ресурсов, по оценке, связанной с лизинговыми операциями и так далее.

Хочу отметить, что в Комитете по оценочной деятельности ТПП РФ в течение полутора-двух лет ведется целенаправленная работа по подготовке специальных методических указаний для оценщиков. В рамках этой инициативы уже выпущено около 25 методичек, в том числе по оценке бизнеса, недвижимости, земельных ресурсов, нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Есть и несколько "экзотических" изданий – по оценке ювелирных изделий, драгоценных камней, морских и речных причалов, летательных аппаратов и т. д. Все эти материалы востребованы российскими оценщиками.

Какая стратегия, на Ваш взгляд, является наиболее перспективной для российских оценочных компаний в свете предстоящего вступления страны в ВТО?

Вступление России в ВТО, на мой взгляд, должно повлечь за собой сертификацию российских оценщиков в соответствии с международными стандартами, что позволит им не только сохранить позиции на отечественном рынке, но и выйти на зарубежные. Для этого нужно адаптировать систему подготовки оценщиков к требованиям ВТО и других структур, с которыми России придется активно сотрудничать после присоединения к ВТО. Такая работа должна проводиться саморегулируемыми организациями оценщиков. В частности, этим сейчас активно занимается Комитет по оценочной деятельности ТПП РФ, Национальная лига субъектов оценочной деятельности.

Насколько мне известно, сертификаты международного, в основном европейского, образца на сегодняшний день имеют не более 60-70 российских оценщиков. Сам я прошел сертификацию в Германии. В результате, кроме сертификата, получил право использовать личную печать, которая свидетельствует об определенном уровне подготовки.

Демпинг в оценочной деятельности создает проблемы не только самим оценщикам, но и потребителям оценочных услуг. Какие меры наиболее эффективны в борьбе с демпингом?

Демпинг – это серьезная этическая проблема. Приведу пример. Одна оценочная фирма работала с российской компанией, недавно вышедшей на открытый рынок ценных бумаг, сопровождая этот процесс. Однако аудитор данной российской компании – довольно известная международная аудиторско-колсалтинговая группа, – откровенно демпингуя, поставил выгодного клиента в такие условия, что он отказался от услуг оценочной фирмы, с которой работал ранее, и разместил заказ на оценку в фирме, "рекомендованной" аудитором. Однако не следует забывать, что за демпингом всегда следует значительное повышение цен сверх обоснованной рыночной стоимости работ по оценке. Сегодня демпингующая компания берет небольшие деньги, а завтра она "задушит" компанию-клиента, существенно увеличив цены.

Мне кажется, демпингу можно противопоставить репутацию, качество работы и гибкое реагирование на действия противников. Те, кто ведет недобросовестную конкурентную борьбу, безусловно, должны подвергаться остракизму. Считаю, что эту проблему можно решить только совместными усилиями всего профессионального сообщества, а также саморегулируемых организаций оценщиков. Необходимы специальные структуры, которые рассматривали бы все обстоятельства и "выбраковывали" некорректно ведущие себя фирмы, доводя соответствующую информацию до сведения как оценщиков, так и потенциальных клиентов.

Если мы, оценщики, не сумеем договориться о принципах установления тарифов за свои услуги, то очень скоро дискредитируем саму нашу профессию. Нельзя допускать демпинга, но нельзя и потворствовать ценовому вероломству.

Есть ли у Вас любимая притча, характеризующая Ваше отношение к жизни?

Мне, как профессору, работающему с молодым поколением, очень близка "Притча о сеятеле" из Евангелия от Матфея. Перескажу вольно. Вышел сеятель сеять. Некоторые зерна упали на дорогу, и их склевали птицы. Другие упали на каменистые места, где было мало земли, и взошли; но когда взошло солнце, они высохли, так как не было у них корней. Иные упали в тернии, которые задушили молодые всходы. И только те, которые упали на плодородную землю, принесли плоды: одни в тридцать крат, а другие и в сто.

Эта притча очень глубока и многогранна для толкования. Для меня основной смысл, заложенный в ней, заключается в том, что цель никогда не оправдывает средства.

Следить за новостями ИНЭС: