Ремесло и гильдии: между прошлым и будущим
По мнению автора, залогом будущей интеллектуальной мощи России может стать опора на гидьдию деревянных дел мастеров, каковую идею он развивает на протяжении всей статьи.
Михаил Ивлев
Ремесло и гильдии: между прошлым и будущим
"Экономические стратегии", №05-06-2008, стр. 148-155
Ивлев Михаил Юрьевич — независимый аналитик. |
Гильдии
Сегодня гильдия воспринимается как нечто вроде профсоюза – появились гильдии актеров, учителей и даже торговцев газетами. Но в первую очередь в гильдии "сбиваются" адвокаты, риелторы, оценщики, нотариусы и другие специалисты такого рода. Именно на них ориентирован закон о саморегулируемых организациях, в котором за образец взят формат организации "взаимопомощи" и профессиональной ответственности нотариусов. Член такой гильдии – работник нефизического труда, который ничего не создает, а просто несет ответственность за некое формализованное действие. Он платит взносы и отчисления, по большей части за то, что организация страхует его риски.
Гильдия – это не то же самое, что профсоюз, хотя она и объединяет людей, занимающихся каким-то одним видом деятельности. Гильдии (по большей части) зародились как форма профессиональной организации ремесленников: кузнецов, кожевников, пекарей и т.д. Объединение помогало ремесленникам выживать и развиваться, сосуществовать в профессиональном пространстве, не теряя конкурентоспособности.
Можно ли назвать гильдию "конструкцией", содействующей групповому занятию ремеслом? Нет, это будет не совсем точно. Гильдии объединяли, но не кооперировали. Они были гораздо более функциональными, чем нынешние профсоюзы. Вот, например, один эпизод из жизни средневековых гильдий: "Следующим осужденным оказался мастер-красильщик. Его обвиняли в разглашении производственной цеховой тайны. После изгнания из славного цеха красильщиков и конфискации имущества городской суд приговорил его к пятидесяти ударам кнута и пожизненному заключению в тюрьме строгого режима. И это решение суда показалось всем обывателям необычайно милостивым, потому что подобное преступление подрывало основы богатства Города, а это каралось смертью". Да, это Вам не профсоюз! И какое уважение было: "Наконец под окнами дворца, как апофеоз празднества, открылось торжественное шествие ремесленников. Шли кузнецы со старинными знаменами своего цеха, возглавляемые своими старшинами. За ними двигались меховщики в мантиях, отороченных горностаевыми, собольими, куньими, бобровыми и лисьими мехами. Плыли цеховые знамена многочисленной процессии ткачей. Тут были мастера по шерстяным тканям; мастера-хлопчатобумажники в пестрых камзолах; мастера-одеяльщики в белых одеждах, расшитых пестрыми лилиями; мастера-златоткачи в златотканых одеждах и их ученики в пурпурных камзолах, расшитых звездами. Стеклодувы несли сверкающие на солнце бокалы и кубки из знаменитого цветного стекла. За ними с традиционными песнями и шутками шествовали мастера-фонарщики. Они несли фонари с закрытыми в них полевыми и лесными птичками, которых они разом выпустили под окнами дворца. Далее двигались сапожники, портные, мясники, цирюльники, оружейники, рыбники, сыроделы, медники… и казалось, что конца не будет изобилию… Таков был Город в блеске своего богатства, веселья и могущества".
Вот что такое были гильдии! Они формировали коллективизм, укрепляли семейственность (в хорошем смысле этого слова), воспитывали профессиональную, трудовую преемственность. Сначала возникли ремесленные мастерские на основе семей, все члены которых принимали посильное участие в производственном процессе. Затем мастерские одного профиля, работавшие в том или ином городе, договаривались между собой о мирном сосуществовании. Так на договорной основе – на основе устава профессиональной гильдии – возникли первые организации, объединившие специалистов одной профессии.
Роль мастера в истории
Организации мастеров сыграли важную роль в истории – именно они стали основой существования вольных городов-государств, которые являлись полигонами, подготовившими рождение капитализма. Но почему-то считается, что гильдии – это пережиток феодализма, удел отсталых кустарей-ремесленников, а профсоюзы – атрибут индустриального общества. Но откуда бы взялись индустриальные гиганты, если бы не существовало кустарных мастерских? И что было бы с капиталистическим обществом, если бы не было мастеров? Ведь мастер есть столп общества и экономики. Но в нынешнем индустриальном формате социума мастерам не нашлось достойного места – он ориентирован на усреднение профессионализма трудового коллектива. В этих условиях мастер из умельца превратился в мелкую административную единицу. Механизация, а потом и автоматизация, резко снизили значение качественного ручного труда. Сейчас "в ходу" масштабное, высокотехнологичное производство, снижение себестоимости массовой продукции, и вроде бы это хорошо. Но!..
"Благодарение Богу! С одним делом покончено! Ты хорошо помог нам вчера расправиться с извергами: проклятые машины преданы огню, и честным труженикам теперь станет легче. Люди будут спокойно трудиться в лоне семьи или в общих цехах; свои изделия, плоды искусного ремесла, они смогут продавать по прежним ценам; малые дети тружеников снова предадутся младенческим забавам, ибо отцы и матери смогут сами кормить ребятишек, а не продавать их безбожным фабрикантам…"
Я не просто так привел эту цитату из приключенческого романа, действие которого происходит в XVIII в. Именно тогда впервые в истории встал вопрос о взаимоотношениях крупного и мелкого бизнеса, который сейчас перерос в проблему перспектив и значения ремесленничества. В Англии эти взаимоотношения "реализовались" в форме движения луддитов. Но тогда ремесло "проиграло". Множество мелких мастерских закрылось, и ремесленники-индивидуалы были силой "обращены" в пролетариев. Мастера стали вымирать, как динозавры.
Возможно, в тот момент такова была историческая необходимость. Прогресс, рост экономической базы, развитие массового производства, создание новых более эффективных производительных технологий и все такое прочее (в том числе и очередная по ходу истории социальная трансформация; история уже смотрела далеко в будущее и готовила следующий авангард, он же могильщик уже отработанного проекта). Однако историческая роль ремесленничества – не прошлые заслуги, а его значение для будущего – не была как следует осмыслена.
Надо четко понимать, что ремесло – это не то же самое, что малый бизнес. Где-то эти понятия совпадают, а где-то – нет. Особенно там, где ремесло перерастает в творчество. Некоторые ремесленники существуют очень даже не плохо, но подавляющее большинство едва сводит концы с концами. И это потому, что у ремесленного сообщества нет общей концепции, нет идеологи и стратегии. А если и есть такая идеология, то в самом примитивном виде и в урезанном формате, т.к. ее роль в нашей жизни, по мнению нынешних "стратегов", малозначима.
И тем не менее ремесленничество и народное творчество и в мире, и в России еще существуют. Однако тут негативным фактором является то, что есть люди, которые желают "приватизировать" эту творческо-ремесленную сферу и управлять ею. Пример – обюрокрачивание профессиональных трудовых союзов и превращение их из инструмента совершенствования "массового мастерства" в инструмент сохранения персонального благополучия.
Раньше высокий уровень ремесленного профессионализма был возможен во многом благодаря гильдиям, которые работали с кадрами, будучи "кровно" заинтересованы в повышении квалификации своих членов. Ведь чем выше профессиональное мастерство членов гильдии, тем богаче сама гильдия. В принципе, так могло бы быть и сегодня. Но гильдий нет – и нет системы, заинтересованной в повышении уровня мастерства, системы преемственности, наставничества, поэтому многие профессиональные секреты, бесценные самородки мастерства пропадают за невостребованностью. Можно отмахнуться от этого: зачем нам прадедушкины навыки в эпоху hi tech. Да, сегодня почти любой труд легок и приятен, так как он электрифицирован и автоматизирован. Но мне кажется, что это не столько облегчает жизнь, сколько способствует деградации. А если электричество отключат? Многие вымрут из-за неумения обходиться подручными средствами для обеспечения существования. Я не сомневаюсь, что, когда мы переживем период первоначального накопления не только капитала, но и негативного опыта, когда жажда непомерного обогащения будет изжита, подлинные мастера смогут занять достойное место.
Один из самых глубоко мыслящих людей нашего времени Н.Н. Моисеев в работе "Судьба цивилизации. Путь разума" особо подчеркивал роль Мастера в сценарии будущей эпохи. Моисеев считал, что если будут Мастера, то будут и перспективы развития. Мы должны сделать все, чтобы у нас в стране увеличивалось количество высококлассных мастеров. Они создадут ту основу, вокруг которой возникнет прочнейший фундамент общенационального хозяйства. Да и новый социум также будет формироваться вокруг них, и где-то, безусловно, на базе гильдий.
Отраслевая ориентация национального хозяйства
Тут возникает необходимость поговорить об отраслевой ориентации. Если есть ресурс, то должна быть и отрасль, его обрабатывающая; если есть отрасль, то должна быть и структура ее организации – крупный бизнес, средний бизнес, малый бизнес. Если есть малый бизнес, то должны быть и гильдии ремесленников, как организация части малого бизнеса, его микроформы, основа всего сущего в социально-экономической конструкции государства. Это заставляет разобраться в таких вопросах, как приоритетность в структуре национального хозяйства и стратегические тенденции в развитии экономики страны. Я считаю, что важное место в российской экономике должно быть отведено деревообрабатывающей отрасли. Имея такие лесные богатства, мы обязаны использовать их как можно эффективнее. Деревообработка должна стать для России своего рода "фетишем" и альтернативой, и не только нефтегазовой отрасли, но и ныне раскручиваемому hi tech.
Сегодня целесообразно обсудить проблему перспектив ремесленничества, в частности в деревообрабатывающей отрасли, на Совете по развитию малого бизнеса при Правительстве РФ, а также с Минрегионом и Минсельхозом, Минприроды, Минпромом. Более всего в развитии деревообрабатывающей промышленности заинтересованы Карелия, Чувашия, Мордовия, а также Архангельская, Вологодская, Томская и Кировская области, где имеются и соответствующие исторические традиции, и ресурсная база. Все это можно увязать в общенациональной программе. Во-первых, в рамках этой программы нужно создать в России столицу дерева, общероссийскую или даже общемировую. Ведь Россия – одна из самых "деревянных" стран мира (с нами в этом могут сравниться только США, Канада, Бразилия и Финляндия, но в США сегодня и других забот хватает, а прочие лидеры "деревянного" дела – не такие серьезные игроки на глобальной арене, как Россия).
И только наша валюта гордо называется "деревянной"! Во-вторых, можно создать музей дерева. В-третьих, необходима специализированная "деревянная" биржа по типу "бриллиантовой" биржи в Амстердаме или "металлической" в Лондоне. Есть еще "в-четвертых", "в-пятых", "в-шестых"… но похоже, что сейчас это никому не нужно.
В столице дерева можно проводить международный форум (хотя это и напоминает бендеровские фантазии насчет мировой шахматной столицы), основной задачей которого стала бы систематизация работы в области лесопользования и деревообработки и ее оптимизация с целью достижения максимальной эффективности использования лесных ресурсов планеты. В частности, можно рассмотреть вопрос об обязательности абсолютно безотходных технологий.
"Деревянная" идея
Теперь рассмотрим проблему в другом ракурсе. Дерево – деревня. Даже двоечнику понятно, что это однокоренные слова. И в этом суть России. Россия взросла на дереве, но почему-то это мало кто понимает. У нас деревянное домостроение было развито еще до Рюрика, более того – еще до Рождества Христова. И ведь жили – не тужили, а сейчас забились в бетонные коробки и началось: стресс и прочие болячки. Дерево – живое! А искусство деревянного декора! Недаром раньше столяр-краснодеревщик (от "красный", т.е. "красивый") считался рабочей элитой. Но то раньше, когда мебель делали из дерева, и как делали…
"Деревянное" дело – путь к развитию деревни. Тут очевидный симбиоз: дерево работает на жизнеобеспечение деревни, а деревня поддерживает лесной ресурс. И всем хорошо. Но тогда почему такая схема не работает?
Возможно, на этот вопрос нет ответа, потому что нет "деревянной" идеи. Что это такое? Необходимо сделать деревообработку одним из главных стратегических направлений в развитии национального хозяйства. Почему ее? Вспомним, что одна из основополагающих социальных установок гласит: мужчина должен сделать три главных дела в жизни: посадить дерево, построить дом и воспитать сына. Два первых пункта имеют непосредственное отношение к "деревянной" идее (подчеркну еще раз: в России дома традиционно строились из дерева).
А "воспитание сына" – это вопрос передачи по наследству профессионального мастерства, жизненного опыта, который помимо прочего включает в себя навыки столярного и плотницкого ремесла. Сейчас многие молодые люди не умеют держать в руках пилу и забить гвоздь молотком. Что они передадут своим детям? Умение делать деньги?
Вернемся к "деревянной" идее. Одним из первых шагов в ее рамках может стать создание деревянного дворца "Россия" на международной хозяйственной выставке и организация экспозиции, посвященной творчеству народов (народностей) России в области искусства обработки дерева. Почему бы, например, не сделать сказочно красивую деревянную дворцовую залу как аналог "Янтарной комнаты"? Каждая муниципальная гильдия столяров и плотников может построить свою деревянную церковь, взяв за основу комплекс в Кижах. Можно провести выставку "Лес, древопользование и деревообработка" и сделать ее знаковым явлением в экономической и социальной жизни, запустив специальную программу – что-то вроде "Зеленой недели", которую проводят в Германии в рамках сельскохозяйственных выставок. Такие выставки-форумы можно проводить ежегодно последовательно в разных федеральных округах, причем делать это в окружных "деревянных" центрах. В ЦФО таковым может стать Тверь, в ЮФО – Ставрополь, в СЗФО – Архангельск, в УрФО – Курган, в СибФО – Томск, в ПривФО – Саранск, в ДвФО – Благовещенск. На выставке должно быть восемь секций, семь из которых отводятся федеральным округам, а восьмая (центральная) – России в целом. Подготовка экспозиций – это задача федеральных округов, которые на своих окружных выставках-конкурсах будут производить отбор участников общероссийской выставки и работ для экспозиции, т.е. экспозиция должна постоянно обновляться. Имеется в виду обновление не только выставляемых экспонатов, но и состава участников. Это будет стимулировать окружные структуры постоянно работать над выявлением (созданием) новых интересных авторов (проектов). Одним из постоянных экспонатов должна стать березовая роща. И всенепременно с соловьями!
Что мы можем безвозвратно потерять
Смысл вышесказанного в следующем: все рвутся в hi tech, а мы покажем то, что можем безвозвратно потерять, если забудем свои корни. Тут ведь как получается: природа – дерево – ремесло – народное мастерство – творчество – душа. Тысячелетиями, пока у власти находились жрецы, которые отвечали за духовность, и аристократы, которые отвечали за интеллект, наша цивилизация последовательно развивалась.
И только теперь, когда у кормила власти оказались торгаши и ростовщики – "авангард" сословия третьего сорта, – процесс развития остановился. Только они смогли "придумать" проекты "нулевого развития" и "золотого миллиарда" – деньги вытеснили душу.
Сейчас идет и еще один процесс, который я опишу в общих чертах: разделение социума на "технарей" и "природников". "Технари" концентрируются вокруг промышленно-финансовой головки нынешнего индустриального общества. "Природники" – это те, кто уходит от "благ" цивилизации к корням и истокам. И если местом концентрации "технарей" условно можно назвать США, то духовным центром "природников" является Тибет. Как мне кажется, сейчас вокруг него идет очистка территории от инфекции капитализма под совершенно новый проект.
Разделение на "фракции" проходит по сакраментальной границе "бедность – богатство". Богатых загоняют в резервации типа Лазурного берега, а бедные выталкиваются в натуральное хозяйство на подножный корм. Одним из важных факторов выживания в натуральных условиях являются ремесленные навыки. А где их взять человеку, всю жизнь занимавшемуся нефизическим трудом? Что ему делать?
Раскручиваемое антиразвитие тащит нас в антипроект, который сулит только антиперспективы. Что такое антиперспективы?
В самом упрощенном виде это замена вектора развития, когда направление движения меняется от светлого будущего к темному прошлому: вместо прорыва в глубины Вселенной – возвращение на пальму. Такой откат происходит очень динамично: на пальму мы взлетим гораздо быстрее, чем с нее слезали.
Генетическая память о трудовых навыках способна приостановить регресс или даже вернуть нас на путь прогресса, хоть и с огромным трудом. Элита должна была задуматься над тем, что нас ждет впереди, как раньше это делали жрецы. Сейчас ситуация с прогнозированием еще более абстрактная, чем раньше с прорицательством. Причины этого кроются и в нежелании, и в неумении, и в непонимании, и в некоторых других "не".
Безусловно, нельзя идеализировать элиты прошлого – и они на определенном этапе и в определенных условиях в качестве основной задачи рассматривали сохранение своего статус кво, тем самым тормозя развитие. Механизмом поддержания процесса развития становилась межнациональная, межгосударственная рознь, которая в наиболее явной форме проявлялась в войнах. Победа доставалась тому, у кого государство было эффективнее организовано, армия была сильнее, элита умнее, ремесленники – мастеровитее.
Ныне многое изменилось и, судя по тенденциям, может измениться еще сильнее. Если не появится альтернативный проект, нацеленный на следующий (новый) этап развития, то последствия сегодняшних ошибок будут очень тяжелыми.
Прикинем, что может быть альтернативой нынешнему проекту. Если рассуждать от обратного, то для материалистическо-техногенного проекта нашего времени альтернативным может стать идиоматическо-агропромовский, или, проще говоря, духовно-деревенский. Т.е. такой проект для следующего исторического периода, в котором духовность играет очень важную роль, поскольку в его основе лежит вера, направленная на аскезу. Почему так? Потому что аскеза содействует снижению уровня сверхпотребления (а это причина ресурсного истощения) и ведет к простой, натуральной жизни по типу сельских общин (что поможет снизить уровень коррупции). Такая стратегия, нацеленная на исход горожан в сельскую местность, является альтернативой безудержной урбанизации.
О формах организации и имиджевых факторах
Еще раз вернемся к гильдиям. Гильдия деревянных дел мастеров действительно должна быть гильдией "мастеров – золотые руки". В нее могут входить малые ремесленные мастерские (семейные предприятия), а также отдельные мастера – и профессионалы, и любители, которые хотят участвовать в деятельности гильдии и статус которых "деревянных дел мастер – золотые руки" подтверждается аттестационной комиссией при высшем органе гильдии.
Вариант организационной структуры этого проекта можно представить следующим образом: необходимо создать Всероссийскую лигу лесоводов, деревообработчиков и любителей столярного искусства, в которую войдут все юридические и физические лица, имеющие отношение к лесу и деревообработке. Точнее, все профильные гильдии. Главным органом этой лиги будет генеральная ассамблея – общественная отраслевая организация, объединяющая людей, которые занимаются деревообработкой.
Сейчас нет профессии "ремесленник", а люди, занимающиеся ремеслом, есть. При московской власти были созданы ремесленные палаты, но их деятельность неэффективна. Ничего больше, способствующего развитию ремесла, нет. Между тем гильдии, которые, повторюсь, вполне вписываются в сферу действия закона о саморегулируемых организациях, могут сыграть архиважную роль в деле развития России, особенно в исторической перспективе.
Гильдия обязана иметь свой герб и знамя – символы организации. Члены каждой муниципальной гильдии должны своими руками возвести храм как свидетельство покаяния и послушания самой исконной, "лапотной" России. В этой акции не могут принимать участие олигархи и прочие "новые" администраторы, потому что это не их покаяние, а покаяние мастерового народа. И не в том смысле, что, мол, грешили, впали в дикое пьянство, а как показатель отказа от прежней примитивной, неандертальской ментальности и формирования новой ментальности более высокого уровня. Такие церкви задуманы не просто как культовые сооружения, но и как сакральные центры другой, не "новорусской" России – ремесленной ("лапотной"), традиционной, коренной, исконной, а также символы мастерства и творчества. Понятно, что подобные архитектурные проекты должны быть "утверждены" Господом нашим и места для их строительства тоже должны быть указаны свыше.
Это одно направление организационного структурирования ремесленного сообщества (отраслевое), показанное на примере деревообрабатывающей отрасли. Но должно быть и второе – профильное, обозначим его так. В его рамках необходимо создать Российский союз ремесленников, который будет составной частью Всемирного ремесленного союза. В чем разница между этими двумя направлениями? В первом случае решаются вопросы, имеющие отношение к оптимизации использования древесных материалов и много другого с этим связанного. Во втором случае речь идет об оптимизации трудовой деятельности конкретно ремесленного сообщества. И если о первом направлении я уже кое-что сказал, то о втором пока ничего, поэтому здесь необходимы пояснения. Я считаю, что структура Российского союза ремесленников должна быть следующей: отраслевые гильдии на местах кооперируются в рамках муниципальных союзов ремесленников. Последние, в свою очередь, создают Окружные ремесленные союзы, на базе которых и формируется Российский союз ремесленников. Именно Российский союз раскручивает модель подготовки кадров. Нижний уровень составят ремесленные школы, где дети получат общее образование, а также качественную трудовую, профессиональную подготовку, а взрослые – дополнительные трудовые навыки, которые должны способствовать повышению уровня их выживаемости. Образовательными учреждениями второго уровня станут высшие ремесленные училища, где будет вестись подготовка специалистов по организации ремесленного дела: управленцев, маркетологов, плановиков, специалистов по оборудованию и технологиям и т.д. Третий уровень займут высшие курсы ремесленного дела. Четвертый – Академия ремесленного творчества и искусства. Головным в структуре Российского союза ремесленников станет Центр развития ремесленничества. Всемирному союзу ремесленников необходим свой центр, занимающийся решением вопросов развития ремесленничества во всемирном масштабе. Всемирный союз будет проводить всемирные ремесленные форумы и всемирные выставки ремесленных шедевров. На основе этих выставок можно организовать музей ремесла и рукоделия.
При этом необходимо подчеркнуть, что наличие двух структур должно способствовать максимально полному решению вопроса о развитии ремесленничества за счет их тесного взаимодействия.
Взгляд в будущее
План для России расписан таким образом, что она должна будет претерпеть (в очередной раз) радикальную трансформацию.
И "косметическим ремонтом" тут не отделаться, так как в основе этой трансформации лежит смена элит. Такая смена необходима, поскольку, как представляется, потенциал нынешней российской "элиты" несет скорее отрицательный, чем положительный заряд. Всерьез говорить о позитивных перспективах для России при "водительстве" такой элиты просто-напросто глупо.
Да, в настоящее время имеются кое-какие факты, вроде бы указывающие на то, что появление новой элиты в России возможно. Но тут многое упрется во время: сколько времени может потребоваться на действительно качественную "замену" элит? От ответа на этот вопрос зависит масштаб потерь, которые Россия понесет из-за своей нынешней "слабости на голову". Хотя, в принципе, вопрос тут должен ставиться шире: как вообще может измениться ситуация и в связи с ослаблением России в том числе? А что произойдет, если Россия станет сильнее? Вопросы, вопросы, вопросы…
Мои оппоненты, что вполне справедливо, могут задать вопрос: как же так, о каком ослаблении России идет речь? Ведь сейчас ей, как говорится, фартит почти во всем. Но фарт фартом, а "тучные годы" быстро проходят, и если удача не была закреплена разумными деяниями, то нерешенные за это время проблемы только усугубят сложности последующих "тощих" лет. И тогда встает еще один вопрос: а можно ли потом будет все исправить?
Да, можно, когда имеется тот самый "параллельный" сценарий на случай, если вышеописанный проект не сработает. А вот если "запасного парашюта" нет, начнутся такие экспромты, что "ни в сказке сказать, ни пером описать". Выглядеть этот параллельный сюжет может так: если рост децильной пропасти будет ускоряться (сейчас она по России в среднем составляет примерно 17 раз и продолжает расти; в отдельных регионах, в частности в Москве, она уже превышает 60 раз, а это, по оценкам социологов, фантастическая, запредельная цифра), то это "расползание" непременно приведет к тому, что российский социум, как созревшая для трансформации амеба, разорвется на две части. Когда такой разрыв произойдет, на основе одной из частей и станет раскручиваться новый, иной проект, проект российского Ренессанса. В этот момент начнется формирование новой элиты.
Путь мастера – путь просветления
Не исключено, что это случится в том числе и за счет касты мастеров, тех, кто может не только сработать вещь, но и вложить в свое творение частицу души. Да, это непреложная истина: чтобы создать по-настоящему хорошую вещь, надо вложить в нее душу.
А если души нет, то и вещь будет некачественная и невостребованная. Значит, по-хорошему дело и душа должны быть неразделимы. В реальности это не всегда так. Вот, например, торговля и душа плохо совмещаются. Да, можно заниматься торговым делом "с душой", но это только иносказание. Ведь общеизвестно, что подлинная духовность сильно снижает эффективность торговли, ибо на месте сердца, то есть там, где предположительно обитает душа, у успешного торговца должен быть кошелек. А для ремесленника, который является подлинным мастером своего дела и творцом, прибыль как таковая не выступает определяющим мотивом. Для него это некий дополнительный момент в творческом процессе. "Не продается вдохновенье, – заметил классик и добавил: – Но можно рукопись продать". Для подлинного Мастера главное – это реализация собственного вдохновения, творческое озарение и процесс творения как таковой.
Но не такие люди сейчас определяют, как нам жить. Это делают другие, причем в полном соответствии со своим менталитетом. Они поменяли моральные ориентиры, вывернули наизнанку нравственные ценности и взаимоотношения в обществе, изменили параметры воспитания молодежи. В результате мы получили "поколение "пепси"". Кроме прочего, трансформация затронула образование, а ведь это один из факторов, определяющих будущие тенденции и перспективы и для человечества, и для России. Наше будущее непосредственно зависит от того, кто (как и кем воспитанный, чему наученный) создаст среду, в которой будет формироваться новая элита.
В настоящий момент судьба российского образования обусловлена тем, сможет ли Россия слезть с "нефтяной иглы". В богатой ресурсами экономике значение ручного труда на производстве снижается. Здесь и кроется проблема. С одной стороны, стимулы к инвестициям в человеческий капитал уменьшаются, а с другой – переход на следующую ступень развития (например, от простой добычи к высокотехнологичной обработке) невозможен без достаточного числа высокообразованных работников. Проблема? Для нас – безусловно. Но в мире есть примеры того, как можно ее "обойти". Ведь подобной проблемы нет в бедных ресурсами экономиках. Там сначала развивают ремесла, требующие много труда и мало сырья, причем труд становится все более сложным и дорогим, а потому у работников появляется стимул вкладывать собственные средства в приобретение знаний и навыков, что, в свою очередь, ускоряет развитие новых, более прогрессивных технологий, товаров, производств, отраслей экономики. И не надо ссылаться на то, что они так делают только потому, что у них нет ресурсов. Ведь тогда получается, что если бы у нас не было ресурсов, мы бы жили так же хорошо, как японцы, швейцарцы или тайваньцы. При этом почему-то игнорируются страны, богатые ресурсами, но при этом стимулирующие свое население к занятиям разного рода ремесленной деятельностью, например Норвегия.
Любому умному человеку понятно, что только у тупой или ленивой власти ресурсное богатство не способствует развитию рынка высококвалифицированного труда. Ремесленничество можно и должно развивать в стороне от добывающей экономики, в том числе и для того, чтобы "не складывать все яйца в одну корзину". При правильной постановке вопроса еще неизвестно, кто кого будет кормить!
Заключительная мысль
Если двигаться из прошлого в будущее, опираясь на ремесленные гильдии, может, что-то позитивное и получится. И хочу подчеркнуть еще раз, что ремесленничество как вид трудовой деятельности реализуется в том числе и в формате народного творчества. Значит, это не просто род занятий человека, труд, имеющий своей целью обеспечение физиологического существования, а творческая общественно-полезная деятельность, являющаяся одним из определяющих факторов эволюционного исторического развития. Мы должны за это "зацепиться", и тогда будут у нас хорошие дома (в идеале деревянные), будут расти деревья за окнами и петь птицы, появятся дети, воспитание которых станет гарантией развития.
И еще: мы не должны забывать, что именно старшина одной из нижегородских гильдий стал национальным героем России. В основном на деньги гильдий были вооружены первые дружины ополчения, освободившего Москву. В то смутное время ремесленные гильдии спасли Россию. Мы обязаны это понимать и помнить, потому что прошлое есть отображение нашего сегодняшнего воздействия на будущее.
ПЭС 8066/28.03.2008