Рекогносцировка оценочного пространства
В интервью первого заместителя генерального директора ООО «Центр Независимой Экспертизы Собственности» Кирилла Юрьевича Кулакова директору «ЭС» по связям с общественностью Олесе Ткаченко — анализ потенциала независимой оценки в России и структуры российского оценочного пространства.
Кирилл Кулаков
Рекогносцировка оценочного пространства
"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 160-163
|
ООО "Центр Независимой Экспертизы Собственности" является одним из лидеров оценочного сегмента рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В рамках беседы первого заместителя генерального директора центра Кирилла Юрьевича Кулакова с директором "ЭС" по связям с общественностью Олесей Ткаченко – анализ потенциала независимой оценки в России и структуры российского оценочного пространства. |
Какова расстановка сил в оценочном пространстве России? Как Вы оцениваете присутствие "Центра Независимой Экспертизы Собственности" на российском рынке оценочных услуг?
Расстановку сил в оценочном пространстве, сложившуюся в последние годы, можно примерно представить следующим образом. Высший уровень организаций, осуществляющих оценочную деятельность, представляют международные аудиторско-консалтинговые и девелоперские компании. К их числу относятся фирмы "Большой четверки" – всем известные PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG. Кроме них сюда же можно отнести и международные девелоперские фирмы, занимающиеся оценкой недвижимости и инвестиционных проектов, т.е. такие как Jones Lang Lasalle, Colliers International, Noble Gibbons CB Richard Ellis, Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko. Эти фирмы занимают практически весь сегмент рынка в области оценки для нужд иностранных компаний, которые имеют представительства в Российской Федерации, а также для российских естественных монополий и крупнейших холдинговых и вертикально интегрированных структур, которые ориентированы на западные рынки.
Второй уровень – это фирмы, позиционирующиеся как ведущие российские аудиторско-консалтинговые группы (АКГ). К ним можно отнести такие организации, как "БДО Юникон", ФБК, "Росэкспертиза", "2К Аудит", "БалЭН" и их соседей по профильным рейтингам. Данные организации совмещают оценочные услуги с предоставлением широкого спектра консультационных и аудиторских услуг.
Буквально вслед за ними идут ведущие оценочные российские компании. Для них оценка является основным видом деятельности. Сюда можно отнести и нашу организацию – "Центр Независимой Экспертизы Собственности". Нашими коллегами по этому сегменту рынка являются такие организации, как "НЭО Центр", РОСЭКО, "МОК-Центр", "Ким и Партнеры", "Международный центр оценки", "РОССИЙСКАЯ ОЦЕНКА" и ряд других компаний. Это ведущие российские оценочные фирмы, с более чем десятилетней историей, оказывающие весь ассортимент услуг в области оценки. Имея заслуженную деловую репутацию, аккредитации при госорганах, естественных монополиях и различных коммерческих структурах, они выполняют крупнейшие заказы по оценке и являются компаниями федерального уровня, т.е. оказывают услуги на всей территории Российской Федерации.
Последующие уровни представителей субъектов оценочной деятельности – это средние и, соответственно, малые оценочные фирмы вплоть до индивидуальных предпринимателей. Данные организации можно условно разделить по спектру оказываемых оценочных услуг и их уровню сложности, по региональной принадлежности, по количеству выполняемых заказов и штатных сотрудников. Естественно, чем меньше фирма, тем менее сложные и масштабные задачи она может решать.
Как Ваша компания развивается в последние годы?
Достаточно интенсивно. Это обусловлено двумя причинами. Первая причина объективная: бурно развивается экономика Российской Федерации, а вместе с ней и оценка, как неотъемлемый атрибут любой экономики, сопровождающий различные бизнес-процессы – приватизацию, кредитование, переход на международные стандарты финансовой отчетности. Быстро растет количество заказов, расширяется рынок оценки, увеличивается число субъектов оценочной деятельности.
Мы стараемся соответствовать духу времени – открываем региональные представительства, увеличиваем количество штатных сотрудников, постоянно работаем над повышением уровня их профессиональной подготовки. Вторая причина успеха – это то, что за годы существования мы сумели не просто сохранить за собой ведущие позиции на рынке оценки и укрепить их, но и диверсифицировать как оценочные, так и консалтинговые услуги. Утверждены внутренние управленческие, финансовые, экономические стандарты, а также процедуры проверки качества не только оценочных услуг, но и работы менеджеров. Мы имеем как тактические, так и стратегические программы развития компании в области продвижения услуг оценки. Их успешная реализация позволяет нам позиционироваться в высшем сегменте российских оценочных компаний.
Насколько полно в России используется потенциал независимой оценки и какие структуры являются основными заказчиками для компаний Вашего уровня?
Думаю, что ничего нового не скажу. Независимая оценка в России вместе с российской экономикой проходит этап становления. Рыночным отношениям в нашей стране чуть более 15 лет. За такой небольшой срок можно освоить только общие формы хозяйствования и экономических взаимоотношений. Поэтому независимая оценка, позволяющая решить конкретные задачи субъектов хозяйствования, к сожалению, пока имеет меньший удельный вес, чем обязательная оценка, которая проводится в соответствии с законодательством, или формальная оценка. Но год от года удельный вес независимой оценки возрастает.
Хочу сказать несколько слов о потребителях услуг нашей компании, которая позиционирует себя как универсальная оценочная компания. У нас очень широкая линейка оценочных услуг – от так называемого оценочного ритейла (оценка для ипотечного кредитования, автоэкспертиза при ДТП) и до оценки бизнеса и имущественных комплексов крупнейших государственных и коммерческих компаний. Примерами же структур, являющихся основными заказчиками для компаний нашего уровня, могут послужить такие государственные органы, как ФАУФИ и его территориальные представительства, РФФИ, Департамент имущества г. Москвы, естественные монополии ("Газпром", РАО "ЕЭС России", РЖД, Росэнергоатом), крупнейшие банки (Сбербанк России, Внешэкономбанк, Газпромбанк, ВТБ 24) и коммерческие компании.
В процессе подготовки номера я столкнулась с тем, что некоторые оценочные компании отказывались от участия в рейтинге. Что Вы об этом думаете?
На сегодня уже целый ряд рейтинговых агентств и финансово-экономических изданий публикует рейтинги оценочных компаний. К сожалению, количество не перешло в качество – ни один из них пока не может похвастаться абсолютной объективностью и не стал всеобще уважаемым и признанным в оценочном сообществе. Сопоставив несколько рейтингов, можно увидеть, что в одном рейтинге фирма получает минимальный рейтинговый индекс, а в другом та же фирма почему-то попадает в первую десятку. Скорее всего, из-за этого рейтингам не слишком доверяют.
С другой стороны, российский рынок оценочных услуг, видимо, еще не дорос до понимания того, что бренд и имидж фирмы – это та единственная (за исключением кадрового состава) ценность любой консалтинговой компании, которой следует более всего гордиться и дорожить и которая с годами становится только дороже и, соответственно, приносит все больший уровень дохода.
Рейтинговая составляющая в России пока, к сожалению, не оказывает серьезного влияния на оценочный бизнес – это, наверное, и является второй причиной, по которой участие в рейтингах игнорируется оценочными фирмами. Стратегически это, конечно же, неверно. Годами наработанный солидный бренд – это тот актив, за который клиенты уже платят и в дальнейшем будут платить еще больше. В качестве примера снова можно привести "Большую четверку" аудиторов, которую знают во всем мире, потому что за каждой фирмой – более 100 лет безупречной репутации, и как следствие именно они формируют высший уровень рынка оценки, в том числе и в России.
Известно, что клиент всегда прав. Но как поступить, если он просит сделать заказную оценку?
Этот тезис справедлив для любого вида услуг или сервиса, но не для оценки. Потому что оценка – это экспертная услуга, а эксперт, как и врач, должен быть объективен. Необъективность в нашем ремесле может в конечном счете дорого стоить и самому клиенту (в виде санкций со стороны контрагентов или контролирующих органов), и оценочной компании (вплоть до прекращения деятельности). Это что касается откровенно заказных оценок.
С другой стороны, клиент, заказавший оценку, почти всегда высказывает пожелания относительно того, "повыше" или "пониже" он хотел бы оценить объект. И это нормально, так как клиент всегда представляет какую-то одну из сторон потенциальной сделки (например, покупателя, которому, естественно, хочется купить объект подешевле).
В этих ситуациях и должен проявляться профессионализм оценщика, ведь оценка стоимости – не таблица умножения, существуют различные алгоритмы ценообразования на разные объекты оценки. Поэтому профессиональный оценщик, учитывая объективные обстоятельства и факторы, влияющие на стоимость объекта, но не выходя при этом за диапазон реальных рыночных цен, может совместить эти два параметра – адекватность итогового результата и вектор пожеланий клиента.
А как это будет выглядеть после отказа от лицензирования, когда основным субъектом оценочной деятельности станет физлицо?
С точки зрения оценочной науки и алгоритмов расчета ничего не изменится, потому что исполнителем конкретных отчетов и сейчас является конкретный оценщик – физическое лицо. С точки зрения изменений в оценочном законодательстве в части полной имущественной ответственности за результат оценки остается уповать прежде всего на все тот же профессионализм конкретного оценщика, который не позволит оспорить выполненный им отчет об оценке. В худшем же случае должен начать работать полис страхования профессиональной ответственности как оценщика – физического лица, так и оценочной компании, с которой у оценщика заключен трудовой договор, а также компенсационный фонд саморегулируемой организации. Правда, пока никто из законодателей так и не ответил на вопрос о том, как будет компенсирован ущерб от некачественной оценки крупной компании или естественной монополии, стоимость которых может достигать десятков миллиардов долларов.
Как готовится к предстоящим переменам Ваша компания?
Ведущие оценочные компании, в том числе и наша, уже много лет, по сути, живут по правилам саморегулирования. Только это было саморегулирование в рамках каждой конкретной организации. Данные компании и их ведущие эксперты уже давно являются членами различных профессиональных объединений оценщиков, соблюдаются стандарты соответствующих СРО и кодекс этики оценщиков, утверждены внутрифирменные стандарты качества и многоуровневая система контроля.
Поэтому для нас мало что изменится. Просто еще более серьезным будет контроль качества отчетов об оценке, более строгая финансовая дисциплина, расширится круг документов, которые мы обязаны ввести по новому законодательству.
Каков настрой Ваших сотрудников? Они сами будут платить взносы или это будет делать компания?
Настрой, скажем так, настороженный. Это связано прежде всего с уже затронутой выше имущественной ответственностью за результат оценки. Но, будучи сотрудниками крупной фирмы, они чувствуют защищенность, а также имеют надежду на перспективы пусть более ответственной, но зато и более высокооплачиваемой работы.
Платить взносы в компенсационный фонд и на страхование в нашем случае, естественно, будет организация. Потому что именно организация заинтересована в сохранении кадрового потенциала и, соответственно, высоком профессиональном уровне оказываемых услуг. Организация по-прежнему будет на первом месте в плане позиционирования на рынке услуг. Для клиентов (особенно крупных) ничего не изменится – для них юридическое лицо в любом случае солидней, чем конкретные физические лица.
Давайте вернемся к развитию оценочной деятельности. Какие направления в России являются наиболее перспективными и какие недоиспользуются?
На протяжении последних нескольких лет одним из приоритетных направлений по-прежнему остается оценка объектов, находящихся в федеральной или муниципальной собственности. Прочие перспективные и важные направления – это оценка основных фондов предприятий для перехода на международные стандарты финансовой отчетности, оценка инвестиционных проектов, оценка для целей кредитования. Растет удельный вес оценочных услуг, связанных со слияниями и поглощениями. Недоиспользуется же участие оценщиков при оценке объектов недвижимости, в том числе кадастровой оценки земельных участков, для целей налогообложения.
Какая работа из числа выполненных Вашей компанией в последнее время была самой интересной?
Уже несколько месяцев мы выполняем оценку по заказу ОАО "Аэрофлот". Речь идет о консолидации региональных государственных авиаактивов на базе "Аэрофлота" с целью укрупнения и повышения конкурентоспособности государственного авиаперевозчика. Данный процесс сопровождается оценкой бизнеса и пакетов акций региональных авиапредприятий. Эта работа интересна не только с профессиональной, но и с географической точки зрения – эксперты компании побывали в самых отдаленных уголках нашей Родины, включая Чукотку, Камчатку, Дальний Восток и Крайний Север.
В заключение – что Вы могли бы пожелать участникам оценочного бизнеса?
Прежде всего хотелось бы пожелать коллегам успешного, без существенных потрясений и катаклизмов, перехода к предстоящему саморегулированию, сохранив при этом взаимное уважение, а также весь накопленный за долгие годы положительный багаж опыта, знаний, клиентуры.
В стратегическом же аспекте хотелось бы еще раз пожелать увеличения количества заказов на независимую инициативную (т.е. не на обязательную или формальную) оценку, результаты которой будут реально участвовать в рыночных процессах и помогать клиентам выбирать наиболее оптимальные пути решения различных управленческих или личных задач любого уровня сложности.