Региональная и производственная интеграция как условие повышения инновационной активности высокотехнологического сектора экономики
Целью статьи является определение предпосылок повышения инновационной активности высокотехнологичных промышленных предприятий России. При этом тенденции инновационных процессов рассматриваются в аспекте повышения конкурентоспособности экономической системы в контексте глобализации.
Екатерина Аношкина, Виктор Пыхтеев
Региональная и производственная интеграция как условие повышения инновационной активности высокотехнологичного сектора экономики
"Экономические стратегии", №07-2007, стр. 22-25
Аношкина Екатерина Львовна — директор Центра регионального развития, инноваций и управления Пермского государственного технического университета, д.э.н. Целью статьи является определение предпосылок повышения инновационной активности высокотехнологичных промышленных предприятий России. При этом тенденции инновационных процессов следует рассматривать в аспекте повышения конкурентоспособности экономической системы в контексте глобализации. |
Регионализация
Фундаментальные принципы экономической интеграции обусловлены глобализацией, сопровождающейся внедрением новых технологий, либерализацией торговых режимов и инвестиционных процессов, снижением ограничений на разделение производства. Существует представление о регионализации как глобализации в мини-масштабах, которая может проходить как в рамках межгосударственных интеграционных соглашений, так и межрегиональной и внутрирегиональной интеграции. Для современной модели регионализации (так называемой "новой регионализации"), наиболее последовательно реализуемой Европейским союзом, характерно создание институциональной базы, направленной на рационализацию интересов хозяйствующих субъектов интегрируемых регионов, на сбалансированное распределение выгод и издержек глобализации, на создание устойчивого и предсказуемого инвестиционного климата в рамках интеграционного соглашения.
В условиях глобализации и существенной сегментации рынков основные источники эффективности региональной интеграции связаны не со сравнительными преимуществами регионов, а с более эффективным совместным использованием ресурсов, с получением выгоды от новых форм внутриотраслевой специализации, позволяющей превратить конкуренцию в кооперацию, снижением транспортных, информационных и транзакционных издержек в рамках интеграционных соглашений. Достичь эффективности за счет интеграции можно лишь при соответствующем институциональном обеспечении, направленном на углубление доверия между интегрируемыми сторонами.
Использование современных механизмов региональной интеграции способствует технологической и институциональной конвергенции, повышению экономической эффективности и инновационной активности. Однако "восприимчивость" регионов (1) зависит от целого ряда факторов: структуры экономики, реализуемых механизмов передачи технологий, геоэкономического положения регионов, качества экономической политики. В целях совершенствования институтов и инструментов региональной инновационной политики в России необходимо использование фундаментальных закономерностей региональной интеграции.
Так, в экономической теории показано, что прирост капитала знаний оказывает постоянное положительное воздействие на темпы экономического роста. Создание знаний вызывает значительный "эффект перелива" к другим пользователям и поэтому демонстрирует скорее возрастающую, чем убывающую доходность. Согласно теории эндогенного (самогенерирующегося) роста, доходность – особенно человеческого капитала и капитала знаний – на агрегированном уровне не убывает благодаря положительному "эффекту перелива" (2, 3). Таким образом, экономическая политика, влияющая на накопление этих факторов, способствует постоянному увеличению темпов повышения производительности и роста дохода в длительной перспективе. Региональная интеграция может рассматриваться в этом аспекте как инструмент экономической политики, направленный на накопление капитала знаний, на формирование "эффекта перелива знаний и технологий". В целях формирования подобного инструмента экономической политики следует учитывать, что эффективность региональной интеграции обусловлена целым рядом факторов, таких как расстояние между интегрируемыми странами (регионами), уровень экономического и технологического развития интегрируемых сторон, структура экономики и механизмы интеграции. В частности, если в стране существует собственный национальный высокотехнологичный сектор, то прямые иностранные инвестиции в данный сектор не имеют положительного эффекта межотраслевого "перелива знаний и технологий" и даже в ряде случаев могут привести к ухудшению ситуации в отрасли в целом. Это связано с переходом более производительных ресурсов к иностранным предприятиям и сужением доли рынка отечественных производителей. Обзор факторов и экономических эффектов региональной интеграции приводится в монографии Мориса Шиффа и Л. Алана Уинтерса (4).
В глобализирующейся экономике все активнее развиваются процессы транснационализации на основе консолидации бизнеса в целях повышения мощности компаний по обороту, прибыли и капитализации. Заметный динамизм этих процессов характерен для Евросоюза. Так, в новой волне слияний и поглощений в середине первого десятилетия XXI в. почти две трети составляют сделки, в которых участвуют компании двух и более европейских стран (5).
Здесь следует отметить, что осуществление экспансии на глобальные рынки возможно лишь при достижении компанией достаточно высокого уровня развития внутри страны, превращении ее в национального лидера. Но сравнение масштабов национальных экономик США и любого государства Европы показывает, что для повышения глобальной конкурентоспособности европейских компаний необходимо создание определенных экономических условий. Регионализация в рамках Евросоюза представляет собой укрупнение регионов свободного действия для европейских компаний, а также в определенной мере инструмент против конкурентов из третьих стран.
Таким образом, прогрессивная форма регионализации проявляется через формирование региональных интеграционных соглашений, объединяющих соседние страны или регионы на основе современных форм хозяйственных взаимодействий производственных структур и единых принципов регулирования экономической политики. Создаваемая институциональная база интегрируемых регионов позволяет достичь экономической эффективности производственной интеграции, включить в инновационное развитие регионов дополнительные механизмы институциональной и технологической конвергенции. В заключение отметим, что в России регионализация, к сожалению, происходит по стихийному механизму и проявляется в форме разрыва и изменения структуры хозяйственных связей внутри страны, дезинтеграции региональных рынков, неравномерного развития геополитических процессов из-за различия регионов и их возможностей.
Производственная интеграция
Изменения, происходящие в производственной деятельности под воздействием глобализации, характеризуются рядом особенностей: активизируются международное производство, инновационная деятельность, мобильность труда и миграционные процессы, осуществляется переход от системы прямого государственного регулирования к системе универсальных политико-правовых стандартов. В орбиту своей деятельности международные корпорации втягивают множество мелких и средних компаний. Формируются прямые функциональные связи на основе развития технологии производства, специализации, кооперации, сбыта продукции, передачи ноу-хау и т.д. Так формируется особая форма "перелива" знаний, связанная с тем, что иностранные компании, как правило, обеспечивают на местном рынке выпуск изделий более высокого качества, чем отечественные фирмы, производят более качественные промежуточные товары, которые затем используются местными фирмами, и требуют от местных производителей улучшения системы маркетинга и сбыта конечной продукции.
Международное разделение производственного процесса на базе вертикальной специализации приводит к формированию глобальной производственной системы. Новой и определяющей формой международного производства становятся контрактные (субконтрактные), подрядные (субподрядные) отношения между хозяйствующими субъектами разных стран. Существенную роль в механизме создания новой или добавленной стоимости в современных условиях играет сетевая организация производства и распределения продукции, в рамках которой удается совместить два противоположных принципа: конкуренцию и кооперацию. Организация производства по сетевому принципу дает компаниям важное преимущество специализации на функциях, являющихся ключевыми для достижения высокой конкурентоспособности.
В качестве прообраза формирования сетевой организации производства можно рассматривать опыт развития ЗАО "Искра-АВИГАЗ" (г. Пермь) и группы взаимосвязанных предприятий. Залогом успешной адаптации пермских производителей высокотехнологичной продукции к новым условиям хозяйствования стало подключение к формирующейся глобальной сетевой структуре ОАО "Газпром" и активное участие в ее функционировании. Многолетний опыт деятельности предприятия показал, что ЗАО "Искра-АВИГАЗ" состоялось как современное инжиниринговое предприятие, обеспечивающее подбор, разработку, производство, поставку, комплектацию, монтаж, пусковые и наладочные работы, сервисное обслуживание газотурбинных установок (ГТУ), газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и электростанций, производимых с участием основных предприятий машиностроительного комплекса Пермской области. Выбор в качестве стратегического партнера ОАО "Газпром" и подключение к его сетевой структуре разделения производства позволил предприятию занять передовые позиции в условиях качественных изменений степени открытости региональной экономической системы. Оптимальная организационно-правовая форма обеспечила эффективное функционирование механизма смешанного регулирования результатов производственной деятельности со стороны всех заинтересованных сторон. Фактически это один из первых примеров в Пермском крае удачного использования современного механизма разделения производства – аутсорсинг.
Основным аспектом реализуемой предприятием адаптивной стратегии было выбрано целевое стратегическое ориентирование инновационных процессов, направленное на обеспечение непрерывности процесса создания и внедрения новшеств для повышения технического уровня производимой продукции, качества, конкурентоспособности, объемов выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Освоение новых стратегических зон хозяйствования нацелено на повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятия, увеличение объемов производства, на повышение мобильности производства.
В целях формирования технологической основы повышения мобильности производства в настоящее время руководство ЗАО "Искра-АВИГАЗ" проводит работу по созданию современной системы менеджмента качества, предполагающей достижение высоких финансовых результатов через удовлетворенность потребителей, что возможно лишь при высоком качестве продукции. Основным направлением совершенствования менеджмента предприятия в связи с предстоящим вступлением в ВТО и увеличением доли продукции, поставляемой в рамках реализации международных проектов, является совершенствование менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000.
Предпосылки повышения инновационной активности высокотехнологичных предприятий
Глобализация не только формирует новые конкурентные ограничения, но и предоставляет новые возможности, в том числе новые инструменты региональной политики. Выявленные закономерности – регионализация, международное производство, высокая эффективность механизмов "перелива знаний" в условиях производственной интеграции – предопределяют новый подход к инструментарию инновационной политики региона. Этот подход использует механизмы формирования конкурентных преимуществ не в отдельных отраслях, а в различного рода горизонтально или вертикально интегрированных производственных общностях, не только за счет внутрифирменных производственных и технологических преимуществ, но и за счет стратегического маркетинга, направленного на быстрое выявление и освоение новых ниш на рынке в целях коммерционализации инноваций.
При разработке инновационной политики региональными органами управления существуют некоторые ограничения, которые не позволяют использовать в России ведущие мировые тенденции в полной мере. Прежде всего ресурсов одного региона недостаточно для завоевания лидерских позиций в глобальной конкурентной среде, для формирования экономических кластеров, обладающих экспортным потенциалом. Поэтому в ряде публикаций была обоснована ведущая роль регулирования мобильности производства (6) как инструмента региональной политики в современных российских условиях. Регулирование мобильности производства предполагает институциональное проектирование в целях создания сетей независимых производственных и/или сервисных фирм, разработчиков технологий и ноу-хау, инжиниринговых компаний, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Такие стратегические партнерские сети превращаются в субъекты региональной экономики, которых объединяют не имущественные, а информационные, технологические, маркетинговые и инновационные связи. Повышение мобильности производства высокотехнологичного сектора экономики направлено на развитие инновационной системы региона и требует создания соответствующей институциональной и технологической базы (7). Региональным органам государственной власти должна принадлежать инициатива институционального проектирования в целях создания инновационной модели развития высокотехнологичного сектора региональной экономики, а также постепенного изменения траектории предшествующего развития в технологиях, неэффективных в глобальной конкурентной среде. Основными направлениями институционального проектирования являются:
- создание и поддержка региональной системы технологического обучения и консультирования фирм по совершенствованию систем стандартизации, сертификации и оценок соответствия продукции и услуг международным стандартам; особое внимание должно уделяться тем предприятиям, которые имеют потенциал участия в международном производстве и транснациональных проектах отечественных корпораций;
- формирование организационно-экономических механизмов интеграционных соглашений экономических субъектов высокотехнологичного сектора региона в целях создания координационного эффекта, снижающего вероятность оппортунистического поведения и уровень неопределенности внешней среды при формировании единой стратегии развития;
- разработка прозрачных принципов и правил распределения издержек и выгод от интеграции, закрепления институциональной ответственности.
Таким образом, проведенный в статье анализ позволил определить предпосылки активизации инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий, которые должны формироваться на региональном уровне посредством повышения степени транснационализации региональной экономики, повышения мобильности производства. Прикладные рекомендации по созданию инструментов и институтов инновационной политики региона, разработанные на основе вышеизложенных подходов, являются предметом дальнейших публикаций.
ПЭС 76/30.03.2007
Примечания
1. Термин "регион" авторами используется не в административно-территориальном значении, а в институциональном понимании региона как субъекта экономической политики.
2. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics 22: 3-42. 1988.
3. Romer P. Endogenous Technical Change// Journal of Political Economy 98: S71-S102. 1990.
4. Шифф М., Л. Алан Уинтерс. Региональная интеграция и развитие. М.: Весь мир, 2005. – 376 с.
5. Авдокушин Е.Ф., Климовец О.В. Компании КНР и России в процессах транснационализации мировой экономики // Вопросы новой экономики. 2007. № 1, с. 8-24.
6. Название предложено на основе типологии региональной экономической политики по аналогии с мобильностью капитала и труда.
7. Аношкина Е.Л. Институты и инструменты регионосозидания. Пермь: Издательство Пермского государственного технического университета, 2006. – 231 с.