Реалии и перспективы российской оценки
Статья посвящена прошлому, настоящему и будущему оценочной деятельности в РФ, которую авторы рассматривают как следствие возрождения частной собственности и возникновения в связи с этим потребности в объективной основе для принятия эффективных управленческих решений.
Валерий ОВЧИННИКОВ, Михаил ПЫЛОВ
Реалии и перспективы российской оценки
"Экономические стратегии", №3-2004, стр. 42-47
Вчера
С развитием в стране рыночных отношений появилась необходимость в том, чтобы в тех или иных сделках участвовал профессиональный и независимый оценщик, способный предоставить объективную информацию о стоимости участвующего в сделке актива. Мировая практика показывает, что именно участие в сделке оценщика в максимальной степени обеспечивает баланс интересов всех сторон и, таким образом, снижает взаимные риски. Независимая оценка позволяет выявлять пути оптимальной реструктуризации бизнеса, снижения налогообложения. Ведущие компании, следуя принципам увеличения прозрачности бизнеса, нередко используют независимую оценку для повышения своего кредитного рейтинга и инвестиционной привлекательности.
Руководители тысяч российских предприятий на практике оценили конкурентные преимущества, которые дает независимая оценка, для многих из них оценка стала привычным инструментом управленческой деятельности.
Годом появления в России независимой оценки как нового профессионального вида деятельности и самостоятельного научного направления считают 1993 год. Между тем оценка впервые появилась в России еще в XIX веке, после того как 8 июня 1893 года был принят закон о переоценке всех видов имущества в 34 губерниях. В то время по уровню развития законодательной базы, методологии и общей организации оценки Россия на десятилетия опередила и Европу, и Америку. Впрочем в СССР оценка, как пережиток капитализма, оказалась ни к чему, и все, что было наработано ранее, оказалось утрачено в годы социализма. В результате в современной России оценочная деятельность развивалась фактически с нуля.
Появившийся в начале 1990-х годов спрос на услуги оценщиков в соответствии с законами рынка породил предложение. Как грибы после дождя стали появляться фирмы, оказывающие оценочные услуги. Состояние рынка оценочных услуг в то время лучше всего характеризует слово "хаос". Во-первых, никто не требовал от оценщика специального образования. Для получения сертификата, подтверждающего право заниматься сложнейшим видом деятельности – оценкой имущества, всего лишь требовалось окончить двухнедельные курсы. Во-вторых, оценщики фактически работали в правовом и информационном вакууме, руководствуясь собственными представлениями о методах и процедурах оценки стоимости. Оценка проводилась при полном отсутствии каких-либо методических документов, пригодных к использованию в условиях крайне нестабильной экономической ситуации и постоянных сотрясений финансовых рынков. Не существовало единых стандартов и требований к содержимому отчета. Неразвитая рыночная инфраструктура и непрозрачность отечественной экономики значительно ограничивала возможности в получении информации, необходимой для проведения расчетов. Но даже в этих условиях независимая оценка помогала частным собственникам защитить свои интересы.
Гораздо более драматичные последствия имели сделки с имуществом, независимая оценка которого не проводилась вообще, например, в период массовой приватизации.
Вследствие бурного развития рынка недвижимости и вводимых правительством РФ периодических плановых переоценок основных фондов основной объем работ приходился на независимую оценку стоимости недвижимости. Результаты переоценки в условиях гиперинфляции становились единственной основой для более-менее адекватного определения налогооблагаемой базы, хотя и они устаревали мгновенно. Востребованность иных видов оценки была крайне невелика.
Период стихийного становления рынка оценки, продолжавшийся вплоть до законодательного оформления деятельности оценщиков специальным федеральным законом в 1998 году, стал серьезной школой для российских оценщиков. Впрочем здесь есть свои плюсы и минусы. Огромным минусом стала дискредитация профессии оценщика теми недобросовестными "специалистами", которые не утруждали себя попытками освоить профессию и проводили оценку, основываясь исключительно на собственных, зачастую весьма спорных, умозаключениях. Результатом проведения таких оценок стала потеря частью потенциальных заказчиков доверия к оценке как эффективному управленческому и финансовому инструменту. Кроме того, правовой и методический вакуум создавал вольготные условия для проведения так называемой "договорной" оценки, когда оценщик подгонял результаты в соответствии с требованиями заказчика.
Положительный момент, пожалуй, в том, что это был творческий, плодотворный период поиска. Поскольку профессии оценщика до этого не существовало, в оценку пришли специалисты из разных областей, обладающие экономическими, юридическими и техническими знаниями, что обеспечивало многомерный взгляд на проблемы оценки стоимости. Естественно, российские оценщики пытались перенимать зарубежный, в первую очередь американский, в меньшей степени европейский, опыт. Основная сложность при этом состояла в необходимости приспосабливаться к российским условиям, в частности, совмещать западные стандарты и концепцию отечественного бухгалтерского учета, в которой не существовало основополагающего для оценочной деятельности понятия "рыночная стоимость". Таким образом, большое значение для специалиста имело практическое освоение основ профессии.
С принятием в 1998 году долгожданного закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вводящего базовые понятия, основания и условия для осуществления и регулирования оценочной деятельности, наконец, началось формирование адекватной нормативно-правовой базы в сфере оценки. Функции контроля в сфере оценочной деятельности были возложены на Мингосимущество РФ (затем- Минимущество РФ). В 2001 году постановлением правительства РФ были утверждены "Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности", регламентирующие ее основные процедуры и методы, обязательные к применению всеми субъектами оценочной деятельности. Еще одним постановлением вводилось обязательное лицензирование оценочной деятельности. Наконец, в 2002-2003 годах был утвержден ряд методических рекомендаций по оценке различных видов имущества.
Принятие закона об оценочной деятельности и ряда подзаконных актов, естественно, отразилось и на состоянии рынка оценочных услуг, и на работе субъектов оценочной деятельности.
Параллельно с ужесточением квалификационных требований к оценщикам и самим процедурам проведения оценки шло расширение сферы применения независимой оценки. На рынке стало значительно меньше малоквалифицированных оценщиков, а также компаний, для которых оценка не являлась основным видом деятельности. Последние не считали целесообразным тратить время и средства на подготовку оценщиков и прохождение процедуры лицензирования (аудиторы, консультанты, риэлторы и т. д.). Фактически сразу заметно улучшилось качество работы оценщиков.
Кроме прочего, такому "естественному отбору" способствовало падение в том же 1998 году до критического уровня объема оценочных работ, еще более снизившее привлекательность рынка для части оценщиков. Причиной спада стала отмена обязательной переоценки, составлявшей до этого подавляющую часть от общего количества заказов, а также затишье на рынке в преддверии знаменитого дефолта.
Последовавший за кризисом подъем отечественной экономики и активизировавшийся процесс "передела собственности" привел к постепенному, но стабильному росту количества заказов на проведение независимой оценки имущества. При этом качественно изменилась структура спроса на услуги оценщиков. Заказчику, в первую очередь частному бизнесу, потребовались более сложные виды оценки: рыночной стоимости объектов недвижимости, бизнеса (включая доли и акции), машин, оборудования, транспортных средств, нематериальных активов и интеллектуальной собственности и т. д. Сегодня именно эти виды оценки составляют основной объем работ оценщиков. Последние изменения в земельном законодательстве стали причиной стабильного роста спроса на услуги по оценке земельных участков.
Большинству компаний, имевших твердое намерение остаться на рынке оценочных услуг, удалось не только сохранить, но и упрочить свои позиции. Во многом этому способствовали процессы объединения, укрупнения и диверсификации, а также стратегия постоянного повышения качества оказываемых услуг.
Сегодня
По данным Минимущества России по состоянию на начало 2004 года в Российской Федерации зарегистрировано 6519 лицензированных оценщиков. Наиболее развит рынок оценочных услуг в Центральном и Приволжском федеральных округах. Подавляющее большинство компаний, оказывающих услуги по оценке имущества, – это небольшие узкоспециализированные фирмы. Пока похвастаться большой выручкой (десятки миллионов рублей) могут только сравнительно крупные оценщики столичного региона. Зачастую, помимо специалистов по оценке, они имеют в штате аудиторов, юристов, а также специалистов в сфере управленческого консалтинга. Практика совмещения данных видов деятельности получила широкое распространение, не в последнюю очередь потому, что это удобно клиенту. Установив с компанией партнерские отношения, клиент получает широкий спектр услуг в сфере финансового и управленческого консалтинга.
График 1. Количество выданных лицензий на 14 января 2004 г.
Сегодня в России создана единая система оценки, в основном соответствующая международным требованиям, но в то же время учитывающая российскую специфику. Рынок оценочных услуг характеризуется известной стабильностью, сформировавшимся кругом лидеров и постоянно растущим спросом.
Саморегулирование
В 2003 году Минимущество РФ заявило о готовности с октября 2004 года передать часть своих функций по регулированию оценочной деятельности саморегулируемым организациям оценщиков (СРО). На практике это означает отмену введенного в 2001 году государственного лицензирования. Основным механизмом негосударственного регулирования оценочной деятельности должна стать добровольная сертификация оценщиков, широко распространенная в международной практике.
Надо отметить, что большая часть оценочного сообщества отнеслась к этому решению Минимущества весьма положительно. Правда несколько озадачивает необходимость осуществить переход к саморегулированию в такой рекордно короткий срок. Однако у потенциального потребителя оценочных услуг могут возникнуть сомнения относительно способности СРО обеспечить эффективный контроль за столь серьезной (с точки зрения уровня профессионализма) и в то же время деликатной (с точки зрения соблюдения интересов клиента) сферой деятельности, как оценка. Не приведет ли отказ от обязательного государственного лицензирования к существенному снижению качества оценочных услуг и появлению на рынке большого количества непрофессиональных оценщиков?
Думается, этого не произойдет по следующим причинам. Во-первых, добровольная сертификация оценочных услуг – мероприятие, отнюдь не менее сложное и ответственное, чем прохождение процедуры государственного лицензирования. Понятие "качество" не ограничивается формальными требованиями. Сертификат – это не разрешительный документ на право заниматься определенным видом деятельности, а свидетельство, подтверждающее не только профессиональное соответствие оценщика самым высоким требованиям, но и готовность оценочного сообщества нести солидарную ответственность за его действия. Понятно, что в условиях усиливающейся конкуренции это сообщество заинтересовано в повышении престижа профессии. Причем речь идет не о монополизации рынка, поскольку добровольная сертификация никак не связана с запретом на оказание оценочных услуг для лиц, не прошедших сертификацию, а о том, чтобы гарантировать клиенту, выбравшему специалиста, сертифицированного СРО, высокое качество услуг.
Во-вторых, предметом деятельности СРО станет стандартизация оценочной деятельности. Очевидно, что в преддверии вступления России в ВТО необходимо максимально приблизить существующие стандарты оценки к международным (МСО). Совершенствование стандартов станет менее трудоемкой и, соответственно, более гибкой и оперативной процедурой.
В-третьих, оценочное сообщество, хорошо осведомленное о состоянии отраслевого рынка, очень чутко реагирует на негативную информацию, связанную с деятельностью отдельных его субъектов. Государство, проводящее плановые проверки соответствия оценщиков лицензионным требованиям, получает такую информацию со значительным отставанием и не в полном объеме. Даже если оценочная компания формально действует в рамках закона, ее действия могут быть неэтичными как по отношению к клиенту, так и по отношению к другим оценочным компаниям. Согласно Кодексу профессиональной этики оценщиков, неэтичным является, к примеру, сообщение о себе неверных сведений, в том числе в рекламных целях; непредоставление заказчику права предварительного ознакомления с организационными и нормативными документами до заключения с ним договора; получение оценщиком вознаграждения в зависимости от результата работы (например, от величины стоимости объекта оценки); включение в число авторов отчета об оценке лиц, в действительности не принимавших участия в его подготовке; допущение в отчете неоднозначных толкований, могущих повлечь за собой дезинформацию потребителей отчета и т. д. Неэтичным, естественно, является демпинг.
В отличие от государства, СРО заинтересованы в том, чтобы контролировать не только профессиональный уровень коллег и соответствие их работы определенным требованиям, но и соблюдение этических норм. Когда репутация фирмы имеет решающее значение для выбора ее в качестве потенциального партнера, основной "карательной мерой" становится доведение до потребителей тщательно проверенных сведений о нарушениях, допущенных оценочной компанией.
Основные показатели надежности оценочной компании
Касаясь нравственных аспектов, нельзя не отметить того факта, что в некоторых случаях неэтичное поведение оценщиков спровоцировано самими заказчиками оценки. Не секрет, что далеко не всем потребителям оценочных услуг нужна объективная, действительно независимая оценка. Поэтому часто оценщик вынужден делать выбор: остаться без работы или пойти навстречу пожеланиям клиента. Если квалификация оценщика достаточно высока, фальсификацию результатов оценки нелегко обнаружить, поскольку расчеты, "корректирующие" стоимость, выполняются и обосновываются с большим мастерством.
Глобализация
С самого начала развитие оценочной деятельности в стране шло в тесном сотрудничестве с международными организациями. Россия, наряду с еще тридцатью восемью странами, является постоянным членом Международного комитета по стандартам оценки (IVSC), Европейской группы ассоциаций оценщиков (TEGoVa). С сентября 2001 года представители России вошли в Совет объединений оценщиков СНГ (СОО СНГ). Международное сотрудничество российских оценщиков в основном осуществляется в рамках обмена опытом с зарубежными коллегами, в том числе в ходе международных конференций и прохождения профессионального обучения.
Надо отметить, что оценочное сообщество не высказывает особых опасений по поводу предстоящего вступления России в ВТО. Открытие рынка вызовет не рост конкуренции со стороны зарубежных оценщиков, а, скорее, ощутимую активизацию международного делового сотрудничества – от установления партнерских отношений до участия в совместных проектах с объединением российского и иностранного капитала. Такое сотрудничество особенно актуально в свете повсеместного распространения практики ведения бизнеса компаниями одновременно в нескольких странах, в том числе из-за участившихся случаев расширения бизнеса в форме слияний и присоединений. В совместных проектах заинтересованы не только российские оценочные компании, но и зарубежные оценщики. Действительно, во многих случаях им будет удобнее использовать опыт российских оценщиков, их знание всех аспектов национальной специфики – от нетрадиционных экономических "особенностей" до щекотливых нюансов в отношениях с органами власти.
Одним из основных инструментов регулярного стратегического управления является матрица "качественного" стратегического анализа – SWOT матрица (от английского: Strengths – сила; Weaknesses – слабость; Opportunities – возможность; Threats – угроза), представляющая собой структурированное информационное поле, в котором можно стратегически ориентироваться и принимать решения.
Рисунок 1. SWOT-анализ для российских оценочных компаний
Процесс перехода российской экономики и экономик большинства стран Европы на МСФО делает актуальным переход российских оценщиков на Международные стандарты оценки (МСО), полностью согласованные с МСФО.
В принципе, МСО изначально являлись основой для разработки российских стандартов, поэтому такой переход не вызовет у российских оценщиков особых трудностей. Он значительно повысит их шансы на сотрудничество с зарубежными заказчиками, а также представителями российского бизнеса, имеющими иностранных партнеров.
Однако необходимым условием признания российских оценщиков на международном уровне, без которого участие в совместных проектах практически исключено, является их обязательная сертификация по международным стандартам.
Сертификация
В области финансовых и, в частности, оценочных услуг сертификация начала развиваться в конце 1990-х годов, а на базе новых стандартов Базель-2 и ISO 9001:2000 – с начала ХХI столетия.
Сущность этих стандартов – обеспечение заданного качества услуг с использованием современных методов расчета рисков, повышения организованности и ответственности персонала и руководства. При этом особое значение имеет международная легализация сертификатов и лицензий персонала как фактор регулирования рисков профессиональной ответственности в бизнесе и других видах деятельности в различных странах мира. В настоящее время легализация осуществляется на основе принятой европейскими странами нормы EN 45013:1989. Эта норма вместе с приложениями, отражающими специфику подготовки и аттестации кадров для бизнеса в разных странах, составляет основу для освоения систем менеджмента качества (СМК) всех видов деятельности.
Затраты на проведение процедур сертификации персонала и СМК в зарубежных, в частности европейских, центрах сертификации достаточно высоки. Учитывая, что годовой оборот подавляющего большинства отечественных оценочных компаний достаточно скромен, особенно на фоне других участников рынка финансовых услуг, наиболее привлекательным, с точки зрения экономии средств, мог бы стать вариант прохождения сертификации с помощью российских структур, уполномоченных международными центрами сертификации. Тем более что сегодня у отечественных оценщиков такая возможность есть.
НП "Национальная Лига Субъектов Оценочной Деятельности" совместно с Комитетом ТПП РФ по оценочной деятельности и в рамках Консорциума "Независимый инвестиционно-стратегический центр" уже более трех лет проводит подготовительную работу, нацеленную на обучение, переподготовку, сертификацию персонала и последующую сертификацию компаний на соответствие их СМК международным стандартам ISO 9001:2000. Одно из основных направлений работы Консорциума – организация обучения в России, тестирования, аттестации и сертификации за рубежом российских специалистов и специалистов стран СНГ согласно требованиям европейского стандарта EN 45013 и международных стандартов ISO 9001:2000. Независимым системным Консультантом Консорциума по проектам в России и странах СНГ является АО "Солид Консалтинг" – компания, имеющая аккредитацию при 14-й Комиссии по техническому регулированию рисков качества и безопасности продукции и услуг (стандартам, сертификации и лицензированию производства товаров и услуг) Центра Глобальных индустрий (GIC). К настоящему времени в GIC аккредитованы практически все страны-члены ВТО. Аккредитация в Центре научной или производственной организации, занимающейся подготовкой и аттестацией специалистов в соответствии с требованиями европейской нормы EN 45013, позволяет легализовать инструменты регулирования рисков (сертификации, лицензирования, гарантий и деклараций) во всех 140 странах, присоединившихся к ВТО.
В соответствии с требованиями GIC установлен формат подготовки и аттестации специалистов. В его рамках каждый специалист может получить всю необходимую информацию на специальных проектных семинарах с целью подготовки и сертификации по категории А1 и А2.
Тестирование, аттестация и сертификация в Центре позволяют получить профессиональных специалистов по управлению качеством.
В их обязанности входит проведение мероприятий по созданию системы непрерывного повышения качества работы и подготовка компании к сертификации по международным стандартам. Конечной целью является сертификация компании по ISO и другим аналогичным национальным стандартам, которая возможна по результатам внешнего аудита СМК. В целях снижения затрат на создание, внедрение и функционирование СМК в настоящее время активно развивается групповой подход к сертификации СМК компаний, входящих в консорциумы, холдинги и другие сетевые структуры.
Часто задают вопрос, что дает внедрение СМК организации и потребителям товаров или услуг?
Во-первых, становится нормой положение, когда компании требуют от своих поставщиков наличия сертифицированных СМК.
Во-вторых, рассмотрение инвестиционных программ и проектов инвесторами начинается с анализа и последующего аудита СМК организации, претендующей на инвестиции и кредиты. То есть наличие сертифицированной СМК превращается в необходимое условие привлечения инвестиций производителями товаров и услуг.
В-третьих, наличие СМК, отвечающей требованиям стандарта ISO, способствует:
- ориентации организации на интересы потребителей;
- повышению эффективности, производительности и внутренней координации работы организации;
- достижению и поддержанию требуемого качества продукции или услуг, отвечающих выявленным или предполагаемым нуждам потребителей;
- приданию потребителям товаров и услуг уверенности в возможностях, которыми располагает поставляющая их организация и др.
Наличие СМК, отвечающей требованиям стандарта ISO, способствует повышению эффективности, производительности и внутренней координации работы оценочной компании, достижению и поддержанию необходимого качества услуг. Наконец, что немаловажно, повышается надежность оценочной компании в глазах потребителя. Она обеспечивается не только благодаря ресурсам самой организации или страховой компании, застраховавшей ее риски, но и за счет того, что теперь международный центр по сертификации СМК может из своих резервных фондов осуществлять компенсационные выплаты за ущерб, причиненный потребителям сертифицированной им организацией.