Развитие энергетики Дальнего Востока — фактор обеспечения экономической безопасности России

Номер 8. Культурный слой

По мнению автора, залог экономической безопасности России обусловлен связями в области электроэнергетики со странами Азиатско-Тихоокеанского региона — КНР, КНДР, Республикой Кореей, Японией.

Елена Панкратова
Развитие энергетики Дальнего Востока – фактор обеспечения экономической безопасности России

"Экономические стратегии", №08-2006, стр. 54-56

Панкратова Елена Леонидовна – специалист по экономической безопасности.

В структуре регионального хозяйства Дальневосточного федерального округа наряду с золотодобычей важнейшее место занимает электроэнергетика. Эта отрасль должна как обеспечивать внутренние потребности региональной экономики, так и быть готовой к экспорту электроэнергии за рубеж. На наш взгляд, именно такая оценка энергетики Дальнего Востока представляется перспективной.

Вместе с тем современное состояние энергетики региона специалисты оценивают как кризисное (1, 2). Кризис прежде всего обусловлен старением основных фондов. Эта негативная тенденция характерна для всей российской энергетики; для поддержания отрасли нужно вводить новые мощности в тех же объемах, что и 30 лет назад – около 7 млн кВт в год. В противном случае произойдет лавинообразное нарастание объемов выработавшего свой ресурс основного энергетического оборудования. В.М. Масленников, например, считает, что к 2010 г. 104 млн кВт, или около50 % действующего в настоящее время оборудования ТЭС и ГЭС, выработает свой ресурс, а к 2020 г. ресурсный дефицит составит около 70% (3, 4).

В настоящее время российские энергетики не могут обеспечить замену стареющего оборудования. Это, на наш взгляд, и есть первая угроза экономической безопасности России на Дальнем Востоке.

Наш ближайший восточный сосед – Китай – ежегодно вводит гидроэнергетические мощности, равные проектной мощности Бурейской ГЭС. Правительство КНР запланировало только в гидроэнергетике достичь к 2010 г. мощности 125 ГВт, а к 2020 г. – 270 ГВт (5, 6). Это может привести к тому, что Китай в ближайшем будущем откажется от покупки электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями Амурской области. В результате Дальний Восток лишится валютных поступлений. Это обстоятельство негативно скажется на экономической безопасности региона.

Еще одна угроза национальной безопасности России на Дальнем Востоке – принудительное снижение спроса на электроэнергию, обусловленное вышеупомянутым снижением ее производства. Данная тенденция отражена в диаграмме (рис. 1).

Рисунок 1
Динамика производства и потребления электроэнергии в Дальневосточном федеральном округе за период 1991-2005 гг.

Источник: С. 387-398 Мастепанов А.М., Саенко В.В., Рыльский В.А., Шафранник Ю.К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2001; опубликовано на сайте http://vedi.ru/red_r/ed120304.htm# 11.06.06.

Данная диаграмма отражает следующее: во-первых, электроэнергия на Дальнем Востоке постепенно становится все более недоступной в небольших населенных пунктах, во-вторых, ее потребление отстает от среднероссийского, в-третьих, энергопотребление в регионе гораздо ниже, чем за рубежом, например, в северо-восточных провинциях КНР.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: энергетика Дальнего Востока создает серьезную угрозу экономической безопасности региона как по производительным, так и по потребительским характеристикам.

Причиной многих проблем развития энергетики Дальнего Востока являются финансовые затруднения. Они обусловлены неплатежами, нерациональной тарифной политикой, неотрегулированностью отношений между федеральными и региональными органами государственной власти и энергокомпаниями, непродуманностью реформирования отрасли в регионе, который имеет определенную специфику, низкой инвестиционной привлекательностью. Недостаток оборотных средств породил кризис в большинстве отраслей региона и стал основной причиной ограничений в подаче электроэнергии.

Таким образом, между достаточным топливно-энергетическим запасом Дальнего Востока, с одной стороны, и нарастанием физического, а также экономического старения энергетического оборудования, снижением потребления электроэнергии, недостаточностью финансирования отрасли – с другой, складывается, по нашему мнению, основное системное экономическое противоречие. Данное противоречие может быть устранено на основе реализации положения о том, что в стимулировании, регулировании и управлении удаленными от центра системами электроэнергетики Дальнего Востока ведущую роль должно играть государство. Причем на данном этапе предпочтение должно отдаваться методам прямого регулирования (7).

На электростанциях Дальнего Востока необходимо вводить новые мощности. В период после 2010 г. предусматривается сооружение Нижне-Бурейской ГЭС (321 МВт), каскада ГЭС на реке Зеe (361 МВт), Ургальской ГЭС (400 МВт; 8). Намеченные инвестиционные проекты обеспечат увеличение выработки ГЭС на 20% по сравнению с уровнем 2000 г. (со 164,4 до 198 млрд кВтЧч). Основная часть этой выработки приходится на Сибирь и Дальний Восток (9).

Во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к электроэнергетической интеграции, созданию межгосударственных энергообъединений. Имеются предпосылки для создания энергообъединений и в Северо-Восточной Азии. Это неравномерность распределения топливно-энергетических ресурсов по ее территории (например, наличие в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке огромных гидроэнергетических ресурсов и их дефицит в Республике Корея и Японии), существенное различие тарифов на электроэнергию в разных странах, различия во времени годовых максимумов нагрузки в энергосистемах разных стран, нехватка в ряде стран площадок для новых электростанций, ужесточение экологических требований.

Субъекты Федерации на востоке России заинтересованы в развитии связей в области электроэнергетики с КНР, КНДР, Республикой Корея, Японией. Это позволит им привлечь валютные средства, инвестиции и, тем самым, обеспечить экономическую безопасность.

Примечания
1. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2002. № 1, с. 136-138.
2. Дюженкова Н.В. Современные подходы к формированию региональной системы управления экономической безопасностью. М.: Машиностроение-1, 2003, с. 48, 74, 91.
3. Масленников В.М. Как выводить российскую энергетику из кризиса // Энергия. 2001. № 6, с. 4-5.
4. О реформировании электроэнергетики Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 11.07.01 г. № 526.
5. Дементьев А. Реформа электроэнергетики – гарантия развития России // Энергия промышленного роста. 2005. № 2, с. 31-36.
6. Белендир Е.Н., Глаговский В.Б., Радченко В.Г. Прогресс в реализации программы развития гидроэнергетики КНР // Гидротехническое строительство. 2005. № 4, с. 36-43.
7. Кучеров Ю.Н., Волков Э.П. Стратегические направления и приоритеты развития электроэнергетики // Промышленная энергетика. 2002. № 2, с. 16.
8. Беляев Л.С., Марченко О.В., Подковальников С.В. Электроэнергетика России: последствия перехода к конкурентному рынку // Энергия. 2002. № 6, с. 4.
9. Кононов Ю.Д. Топливно-энергетический комплекс Восточной Сибири и Дальнего Востока: предпосылки и условия развития // Регион: экономика и социология. 2001. № 3, с. 23.

Следить за новостями ИНЭС: