Размышления о национальной идее
Новейшая история Украины насыщена неоднозначными событиями. В России к происходящему в этой стране подчас относятся с искренним сочувствием, а иногда — с недоумением и даже раздражением, но всегда с неподдельным интересом. Бывает, что наши государства испытывают друг к другу сходные по эмоциональной окрашенности чувства. «Сложное соседство» — так характеризует это состояние председатель Верховной рады Украины, автор глубокой и увлекательной книги «Финансовые тайны Оранжевой революции» Арсений Петрович Яценюк. В те самые дни, когда материал готовился к печати, было получено сообщение о том, что Арсений Петрович подал заявление об отставке с этого поста. Отвечая на вопросы журнала «Экономические стратегии», Арсений Яценюк рассказывает об экономических проблемах современной Украины, о «сложном соседстве» — и не только.
Размышления о национальной идее
“Экономические стратегии”, №05-06-2008, стр. 22-27
Новейшая история Украины насыщена неоднозначными событиями. В России к происходящему в этой стране подчас относятся с искренним сочувствием, а иногда – с недоумением и даже раздражением, но всегда с неподдельным интересом. Бывает, что наши государства испытывают друг к другу сходные по эмоциональной окрашенности чувства. “Сложное соседство” – так характеризует это состояние председатель Верховной рады Украины, автор глубокой и увлекательной книги “Банковская тайна Оранжевой революции” Арсений Петрович Яценюк. В те самые дни, когда материал готовился к печати, было получено сообщение о том, что Арсений Петрович подал заявление об отставке с этого поста. Отвечая на вопросы журнала “Экономические стратегии”, А.П. Яценюк рассказывает об экономических проблемах современной Украины, о “сложном соседстве” – и не только. |
Арсений Петрович, когда беседуешь с одним из тех, кто находится в эпицентре власти в Украине, всегда есть соблазн дрейфа к политическим вопросам. Но специфика нашего журнала такова, что мы отдаем предпочтение экономике: это то, что в первую очередь интересует наших читателей.
Я тоже склонен прежде всего поговорить о макроэкономических проблемах.
Какие проблемы Вы считаете сегодня главными для экономики Украины?
Один из основных вызовов, который имел место и в 2004 г., когда я руководил Национальным банком, – инфляция. Это ключевой вызов не только для Украины, но и для всего мира. Украинская экономика демонстрирует невероятные инфляционные темпы – почти 30%. Такова двенадцатимесячная инфляция, а с начала года она у нас составила около 15%.
В чем Вы видите причины такой инфляции?
Хочу подчеркнуть: инфляция – это явление, с которым столкнулся весь цивилизованный мир вследствие нескольких причин. Первая из них – невероятный рост цен на энергетические ресурсы. В 2000 г. цена за баррель нефти составляла 18 долл. 2008 г. на дворе, баррель нефти стоит 140 долл. Речь идет о фактически десятикратном увеличении цен на энергоресурсы. Что такое нефть? Это в первую очередь все составляющие энергетического сегмента. Например, мировая цена на природный газ, как правило, формируется на основе цены на нефть. Кроме того, цена нефти оказывает непосредственное влияние на развитие химической промышленности.
Сегодня добавляется еще один фактор, который возник совершенно неожиданно – продовольственный кризис. Он стал результатом нетрадиционного развития рынков стран “третьего мира” Речь идет об изменении геополитической конъюнктуры и структуры потребления в таких странах, как Китай, Индия, Вьетнам и др. Китайцы начали потреблять больше мяса и молочных продуктов. Ровно через три месяца в Европе цены на мясомолочную продукцию выросли в два раза. Кроме того, продовольственный кризис был спровоцирован ростом потребления энергоресурсов и переходом на альтернативные энергоресурсы – биотопливо и т.п.
Третья причина, о которой много говорят, но немногие понимают, что это такое – глобальное потепление. Оно изменило переменную урожайности и доходов от агропромышленного сектора в целом ряде стран.
Четвертая причина – процесс кредитной турбулентности, зародившейся в Соединенных Штатах, а затем охватившей Европу. Речь идет о существенном сокращении кредитования банков, об ухудшении состояния финансовых агентов.
Очевидно, кроме общих причин инфляции, разворачивающейся в мире, в каждой стране есть своя специфика, которая иногда позволяет остановить инфляцию или, наоборот, усугубляет ее. Как Вы определите специфику инфляции в Украине?
Да, объективно инфляция должна сдерживаться, в том числе и за счет внутренних факторов. Первый – ключевой элемент влияния на инфляцию – это государственный бюджет. Здесь пока трудно придумать что-то новое: используют сокращение дефицита государственного бюджета и такую непопулярную меру, как уменьшение социальных расходов. Посмотрите, что произошло в Украине: существенно возросла так называемая базовая инфляция, т.е. инфляция, из которой исключается энергоресурс и которая концентрируется в основном в продуктах питания. У нас потребительская корзина более чем на 53% состоит из продуктов питания. Номинальные темпы роста социальных расходов составляют 30% с лишним, а реальные – 13% (т.е. рост минус инфляция). Бюджетная политика, ориентированная на проедание, может спровоцировать рост инфляции в любой стране.
Второй элемент влияния – товарное покрытие. К сожалению, в стране так и не была создана система покрытия товарных дисбалансов. Когда мы формируем определенное денежное предложение и нет соответствующего товарного предложения, растут цены, увеличивается объем импорта. В этом тоже нет ничего нового. Государство как агент через аграрный фонд – я подчеркиваю, через аграрный фонд, а не через госрезерв, – не повлияло на ситуацию.
Относительно третьего элемента влияния на инфляцию у меня есть собственное видение, и оно касается в первую очередь деятельности банков. На мой взгляд, исключительно монетарными средствами инфляцию остановить невозможно. Мне известна точка зрения, согласно которой инфляцию можно остановить за счет изменения учетной ставки и повышения цены ресурса. Это сказка! Даже в Соединенных Штатах Америки, а экономика этой страны на сегодняшний день остается ведущей, временной лаг между изменением учетной ставки Федеральной резервной системы и последствиями этого изменения составляет шесть месяцев. Необходимо инфляционное таргетирование, которое предусматривает целый ряд компонентов. Первое – гибкий валютообменный курс, который не выглядит как простое решение правления Национального банка: сделать курс 4,6. Это ручное управление валютообменным курсом. Второе – скоординированные действия правительства по расходованию бюджетных средств. Третье – обеспечение товарного покрытия и товарного предложения за счет национального товаропроизводителя. И четвертое: только в чрезвычайных случаях, когда недостаток товарного предложения, прежде всего продуктов питания, угрожает национальной безопасности, проведение гибкой политики относительно импорта тех или иных товаров и услуг.
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Украины с точки зрения формирования товарного предложения на мировых рынках?
Приоритеты и возможности тех или иных стран в современном мире быстро меняются. Перспективы Украины – пусть пока это звучит странно – связаны не с металлом, газом или нефтью, а с традиционным, историей проверенным представлением об Украине как об аграрном государстве. В случае правильного и разумного использования нашего главного богатства – земли – мы имеем вполне ясные позитивные перспективы на ближайшие 20 лет. Аграрный сектор может сыграть важнейшую роль в деле повышения ВВП. У Украины имеется шанс стать одним из ключевых аграрных игроков в мире. Именно на этом направлении сегодня необходимо сконцентрировать внимание. В России есть нефть и газ, а Украина лучше многих умеет производить продукты питания.
Каковы условия и возможности такого прорыва в ряды ключевых мировых аграрных игроков?
По оценкам Всемирного банка, Украина может увеличить валовой сбор урожая зерна до 70 млн т. В настоящий момент я не готов дать точный прогноз относительно урожая этого года – многое зависит от погоды. Предполагается, что будет собрано от 40 до 50 млн т. Зато могу определенно сказать, что многое в “аграрном прорыве” будет зависеть от позиции государства. Если опять будет принято решение о запрещении экспорта, это нанесет тяжелый ущерб как экономике страны в целом, так и аграрному сектору. Запрещение экспорта кроме прочего чревато потерей партнерских отношений Украины с другими странами. Мы должны постоянно присутствовать на аграрном рынке, демонстрировать, что Украина – надежный партнер.
Очевидно, прорыв в аграрном секторе – не единственное условие роста Украины?
Уверен, что для построения конкурентоспособного государства ключевым фактором является наличие новых идей. Сегодня идет борьба идей – не борьба машин, а именно борьба новых идей и новых технологий. В основном идеи генерируются в сфере образования. А у нас до сего дня нет системной реформы образования и даже соответствующей государственной программы. Если мы создадим сообщество талантливых людей, которые в каждом сегменте способны генерировать инновации и предложить выход из сегодняшних кризисных ситуаций, это будет самое достойное, что мы сможем предложить и украинской экономике, и миру. Умные люди – двигатель конкурентоспособной экономики.
Третье – развитие строительного сектора. Это неплохой драйвер для формирования внутреннего валового продукта. Он, к большому сожалению, сегодня переживает застой, который был спровоцирован сокращением монетарных агрегатов. Банки перестали кредитовать инвестиционные проекты и переключились на потребление. Кстати, рост потребительского кредитования тоже внес свою лепту в бешеное инфляционное давление.
В итоге мы не только финансируем из бюджета “социалку”, но и формируем дополнительный спрос за счет потребительского кредитования физических лиц.
Четвертое – развитие металлургии. Существенное увеличение экспорта продукции этой отрасли в Украине достигнуто фактически не за счет наращивания объемов, а благодаря росту цен на внешних рынках. Металл останется одним из основных факторов, формирующих наш валовой внутренний продукт.
Ну, и торговля. Мы сделали все, чтобы внешняя торговля была либерализована. Наконец через 15 лет подписали протокол относительно вступления Украины в ВТО, либерализовали таможенный торговый режим, наша страна стала полноценным членом клуба ВТО. Но в любом клубе действует правило: надо быть хорошим игроком. Если не умеешь играть, не стоит вступать в клуб. Двери перед Украиной открылись, и на данном этапе очень важно, чтобы люди, отвечающие за торговую политику государства, имели возможность осуществлять здоровый протекционизм в рамках ВТО. Это позволит Украине показать себя хорошим игроком.
А теперь хотелось бы услышать экспресс-прогноз относительно развития главных из названных Вами факторов украинской экономики.
Я перечислил составляющие фундамента, на котором базируется сегодня украинская экономика. Инфляционный риск будет сохраняться и в дальнейшем. Бороться с ним необходимо, причем как на внешнем, так и на внутреннем фронте. Что касается стабильности финансовой системы, то, конечно, важно, что в банковском секторе Украины есть значительная доля иностранного капитала. С одной стороны, это обусловило появление в указанной сфере новых технологий. С другой стороны – не могу не сказать об этом – мои ожидания относительно присутствия в Украине иностранного капитала были, вероятно, завышены. Поэтому я еще раз возвращаюсь к необходимости формирования национального капитала на всех уровнях. На мой взгляд, банковская система Украины должна в первую очередь работать исходя из интересов национального украинского капитала.
Какие плюсы и минусы современной банковской системы Украины Вы бы отметили?
Для понимания ее особенностей важно видеть: тот разрыв, который существовал между темпами роста активов, с одной стороны, и обязательств, с другой, сейчас несколько сократился. Рост капитала и рост обязательств банков идет синхронно. Это позитивный момент, а негативным является отсутствие ресурсной позиции в банках. Когда овернайт доходит практически до 40%, всю систему трясет. 40-процентный овернайт сразу перекладывается на стоимость кредитного ресурса, что опять же стимулирует инфляцию.
Важно, чтобы правительство внесло изменения в закон о государственном бюджете. Мы со своей стороны сделали бы все, чтобы сформировать ресурсную позицию для правительства, приняли бы соответствующий закон, который полностью обеспечил бы доходы.
А какие еще законопроекты необходимы?
Надо завершить земельную реформу. Ведь земля – это последний капитал, который остался в Украине. Не хочу никого пугать, однако потеря контроля над земельными ресурсами определенно означала бы утрату контроля над государством. Я не раз высказывал свою позицию по земельному вопросу и повторю еще раз: я не поддержу снятие моратория на продажу земель, если не будут выполнены четыре ключевые условия: нерезиденты не могут иметь в собственности сельскохозяйственные угодья – только национальный капитал, ограничение собственности земли для одного собственника, а также исключительно целевое использование земли. И четвертое – создание государственного земельного банка как ключевого агента земельного ресурсного фонда. Его задачей станет также недопущение спекуляций на земельном рынке и обеспечение земли соответствующим финансовым ресурсом.
Как Вы оцениваете ход реформ в украинской экономике?
Реформы в Украине тянутся уже 15 или 16 лет, но, к сожалению, реальные результаты пока крайне незначительны. Думаю, что в течение ближайших полутора лет в этом направлении ничего не изменится, потому что страна постоянно находится в предвыборном состоянии, которое тормозит реформы. Оно провоцирует появление популизма, дешевых политических лозунгов, а не основательных экономических идей.
Нам необходимы реформы – начиная от административной и заканчивая судебной. Нужна политическая воля, чтобы признать неизбежность реализации определенных непопулярных реформ и решений в краткосрочной перспективе. Зато в средне- и долгосрочной перспективе эти реформы укрепят фундамент украинского государства.
Я обратился к президенту Украины, премьер-министру и руководителям парламентских фракций с предложением оставить в стороне политические амбиции и выработать повестку дня Украины на 2008-2009 гг., оформив ее не в виде декларации, а в виде закона: надо сформулировать конкретные задачи, которые мы намерены решать. Помню, когда я был министром экономики, мы писали программу социально-экономического развития, она была очень объемная, килограмма три весом. Такие документы никто никогда не читает – как правило, эти программы пишутся по стандартам коммунистических времен, только УССР меняют на Украину и вставляют другие показатели. Я бы предложил иное: создать реалистичный, практичный документ объемом 3-5 страниц, в котором будет десять или пятьдесят пунктов, и оформить его как некий квазизакон “Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2008-2009 гг.”. Из этого документа надо исключить те вопросы, которые разделяют и ослабляют государство, сконцентрироваться на утвержденном пакете реформ и определить наконец, что такое ключевой национальный приоритет и что такое национальная идея.
Дискуссии о национальной идее в России до сих пор актуальны. А что для Вас украинская национальная идея?
Меня беспокоит, что за 16 лет мы ее так и не сформулировали. Все говорят: давайте продвигать национальную идею. А что это такое? Под национальной идеей подразумевается не только украинский язык, культура, но и собственно идеи. Ее краеугольным камнем должны стать гуманитарные вопросы. Но национальная идея – это и очень мощное государство, составляющими которого являются эффективная власть, некоррумпированная судебная система, сильная геополитическая позиция.
У нас весьма сложные соседи – я говорю не только о России, которая, как каждое крупное государство, объективно является сложным соседом. Поэтому необходимо вновь и вновь возвращаться к этому важнейшему вопросу: давайте определим, в чем наша национальная идея. Сформулировав национальную идею, мы поймем, как ее реализовывать. Рано или поздно это будет сделано.
А теперь хотелось бы поговорить о Вашей книге “Банковская тайна Оранжевой революции”, которая имела широкий резонанс. О чем она, кому предназначена, какие проблемы решает?
Книга написана как инструкция на тему: что делать, когда все пропало. Ведь в 2004 г. шансов на то, что мы выживем, практически не было. Помогла Божья милость и коллектив Национального банка Украины – очень преданные и, подчеркну, идейные люди. Это золотой фонд Национального банка: не просто профессионалы, а светлые люди, которые приняли на себя ответственность и справились с тем, что свалилось на их плечи.
В книге много аналитики, много интересных фактов, о которых читатель не сможет узнать из других источников. Есть фрагменты, имеющие детективную окраску. Это все, что я могу и хочу сказать о книге. Буду рад, если Вы ее прочтете.
Давайте вернемся к проблемам и перспективам банковской системы Украины. Как, на Ваш взгляд, на ней скажется вступление страны в ВТО?
Необходимо оценить значение этого шага не только для банковской системы, но и для финансового сектора в целом. Мы в свое время подписали достаточно либеральные условия, фактически открыв доступ к финансовому сектору. Первым важным шагом стало обеспечение доступа к банковским активам через снятие ограничений на присутствие иностранного капитала в уставных фондах банков. Если меня не подводит память, это было в 2002 или 2003 г. То, что в Украину пришел иностранный капитал, хорошо. Вслед за ним появились новые технологии, конкуренция, и это гарантировало ее безопасность. Потому что если в страну вложены большие средства, иностранные инвесторы будут о ней беспокоиться.
А теперь об ожиданиях, которые не оправдались. В свое время была дискуссия о возможном существенном понижении процентных ставок. Этого не произошло и не могло произойти, потому что процентные ставки соответствуют рыночной позиции, а не позиции стран, которые вложили капитал. Второе: мы ожидали появления невероятного количества новых технологий, но ничего подобного не случилось. О крупном прорыве речи нет. Третье: я надеялся, что с приходом иностранного капитала Центральный банк наконец-то сформулирует новые принципы банковского регулирования, о которых говорят уже лет пять, и фактически будет усилена составляющая банковского надзора. Я категорически против того, чтобы отделять систему банковского надзора от Национального банка Украины. Создание любой государственной комиссии не даст результата. Если Центральный банк сформирует независимый орган банковского надзора, это очень негативно повлияет на систему банковского надзора в стране.
Сейчас важно сохранить баланс присутствия национального и иностранного капитала – это первое. Второе – необходимо ввести новые принципы банковского наблюдения в целом для Украины, и третье – следует сбалансированно подходить к доступу на финансовый и страховой рынок. Я говорю только об этих двух рынках, потому что фондового рынка у нас нет. Кстати, отсутствие фондового рынка спасло нас от кризиса в 2004 г. Вот три вопроса, которые необходимо поставить в связи с вступлением Украины в ВТО.
Как Вы расцениваете дискуссию о валютном курсе на Украине? Оценки западных и украинских банкиров расходятся.
Когда у нас шли дискуссии по поводу определения валютного курса, председатель Нацбанка В.С. Стельмах любил использовать так называемый “индекс Макдональдса”: сколько гамбургеров можно купить на гривну. Неплохой индекс, но не думаю, что с его помощью можно определить валютный курс. Есть другой подход – на основе сравнительной покупательной способности. Это “Макдональдс плюс”: что можно купить на ту или иную валюту, кроме гамбургера. Международным валютным фондом приблизительно в 2003-2004 г. были проведены исследования, где озвучивались разные цифры: 2, 3, 4 гривны. Но курс не может быть фиксированным, поскольку он должен отражать ситуацию на рынке. Точка! Поэтому говорить про расчет курса – это полный абсурд. Нужно ориентироваться по рынку, а не по фиксированным цифрам, которые кому-то по разным соображениям приходят в голову. Кстати, такие заявления дестабилизируют рынок.
Какую роль в развитии украинской экономики Вы отводите научной элите страны?
Как я уже упомянул, инновационная интеллектуальная составляющая чрезвычайно значима в определении стратегии развития Украины. Важно, чтобы именно научная элита создавала для государства и нации план движения вперед. Но прежде надо решить, куда двигаться. И ответить на этот вопрос должны крупные государственные деятели, а не ученые. Функция научной элиты – указывать направление движения к намеченной цели: здесь – прямо, здесь – налево, тут – направо, а здесь вообще лучше никуда не двигаться. Именно потому я и возвращаюсь к плану “Украина-2009”: как только мы решим, чего хотим достичь, мудрые, ученые люди соберутся и скажут, как это сделать. Мы же требуем от ученых, чтобы они сказали и куда идти, и как двигаться, и кто это должен делать.
Как, на Ваш взгляд, целесообразнее организовать подготовку будущих банкиров: как сейчас – более чем в сотне высших учебных заведений – или лучше готовить их в специализированных отраслевых вузах?
Свою позицию я изложил еще в 2004 г., будучи руководителем Национального банка. Подготовка банкиров – это вопрос политический. Являясь министром экономики, я подписал постановление кабинета министров об объединении всех профильных вузов и создании единого банковского университета. Этого мнения я придерживаюсь и сейчас: необходимо специальное учебное заведение, которое бы выпускало банковских работников. Тут есть только одна проблема: министерство образования и науки не имеет необходимых подразделений, чтобы взять на себя методическое, научное и организационное обеспечение работы такого вуза. В ведомственном высшем образовании сегодня царит полная неразбериха. Потребности отраслей в кадрах и тот контингент, который выпускают вузы, никак не соотносятся. Как бывший министр экономики, могу привести статистику по госзаказу – она неутешительная. Из бюджета выделяются огромные средства на финансирование государственного заказа на специалистов, и в результате появляются специалисты, в которых украинская экономика не нуждается. По сути, мы этих людей готовим к безработице за государственные деньги.
В последние годы и в России, и в Украине идут процессы переосмысления прошлого и одновременно усиливаются дискуссии о сценариях будущего. Какому из этих “жанров” Вы отдаете предпочтение?
Я ценю историю, наше прошлое, но в первую очередь хочу жить будущим. Позади у нас было очень много беды. И сейчас трудно сказать, как все происходило на самом деле – у каждого своя правда. Меня сейчас больше волнует будущее – легче будет разобраться в прошлом, если мы обеспечим себе достойное будущее.
ПЭС 8147/12.06.2008