Проверено временем
Интервью с генеральным директором Московского машиностроительного предприятия имени Чернышева Александром Сергеевичем Новиковым.
Александр НОВИКОВ
Проверено временем
"Экономические стратегии", №01-2007, стр. 76-77
В 1962 г. 32-й гвардейский истребительный полк, базировавшийся в подмосковной Кубинке, посетили представители Индии. Эта часть первой в ВВС СССР перешла на истребители МиГ-21. После краткого ознакомления с кабиной и органами управления индийские летчики совершили самостоятельные полеты на новых машинах и по достоинству оценили советский истребитель, отметив, что он проще в управлении и маневреннее, чем F-104 Starfighter или Mirage III. 44 года назад, в конце января 1963 г. первая партия МиГ-21Ф-13 прибыла в Бомбей. Эти машины получила 28-я эскадрилья ВВС Индии. |
Индийские ВВС имеют на вооружении достаточно большое количество самолетов российского производства, в частности МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29. Осуществляет ли ММП им. В.В. Чернышева послепродажное обслуживание и ремонт поставленных ранее двигателей?
Деятельность ММП им. В.В. Чернышева на внешнем рынке складывается из трех основных составляющих. Во-первых, это поставки новых двигателей, во-вторых – сопровождение эксплуатации этих двигателей и, в-третьих, – ремонт двигателей. Предприятие очень давно работает с индийскими ВВС, на вооружении которых находятся истребители МиГ-21, МиГ-23, истребители-бомбардировщики МиГ-27.
В свое время мы серийно выпускали двигатели для всех этих самолетов. Первые партии поставлялись с двигателями производства ММП им. В.В. Чернышева. Затем, когда наше предприятие осваивало двигатель нового поколения, производство предшествующей модели передавалось на Уфимское производственное объединение. Так было с двигателями Р11Ф-300, Р29, Р27, Р35. Сегодня мы проводим ремонт этих двигателей, поставляем запасные части, направляем, если надо, своих специалистов для оказания технической помощи. Проблем с запчастями у нас не существует – мы сохранили всю оснастку и все оборудование. Основная наша продукция сегодня – ТРДДФ РД-33 различных серий дл я истребителей семейства МиГ-29. Сегодня это главным образом двигатели 3-й серии. С началом поставок МиГ-29 в Индию, в г. Карапут, был организован ремонт РД-33. Наши специалисты буквально строили этот завод, и сегодня мы осуществляем авторский контроль, передаем туда все бюллетени на доработки, посылаем своих специалистов. Так что индийские РД-33 ремонтируют и у нас, и в Индии.
В 2005 г. началась реализация новой пятилетней программы по ремонту двигателей РД-33 1-й и 2-й серий для парка индийских истребителей МиГ-29, которую предприятие проводит через "Рособоронэкспорт". Первая партия отправлена заказчику. Особенностью программы ремонта индийских двигателей является то, что в процессе ремонта двигателям продлевается назначенный ресурс.
ВМС Индии готовятся получать первую партию истребителей МиГ-29К, на которых установлены двигатели РД-33МК. В чем особенности этого двигателя, его отличие от пред
ыдущих моделей? Началось ли серийное производство двигателей РД-33МК?
РД-33МК имеет большую, на 700 кг, тягу, больший ресурс, улучшенную модульность конструкции, блок автоматического управления и контроля. Все это позволяет вывести двигатель на эксплуатацию по техническому состоянию. Изготавливать первые экземпляры двигателя нам приходилось практически "с листа", с той документации, которую передавал нам разработчик – ОАО "Климов". Сегодня изготовлена опытная партия из девяти двигателей, которые проходят стендовые испытания. Кроме того, мы поставили четыре двигателя на два первых летных экземпляра самолета МиГ-29К. Теперь приступили к серийному производству двигателей РД-33МК. Первый серийный двигатель мы изготовим в марте 2007 г. Все делается в полном соответствии с контрактом.
Каковы перспективы развития семейства двигателей РД-33?
Учитывая то, что РД-33МК имеет те же габариты и "точки привязки", что и "обычный" РД-33, новый двигатель может найти применение не только на МиГ-29К, но и на других вариантах этого истребителя, в частности на самолете МиГ-35.
Можете ли Вы назвать показатели, с которыми ММП им. В.В. Чернышева закончил 2006 г.?
Сложные в техническом отношении контракты сегодня могут выполнять только предприятия с устойчивым экономическим положением, способные поставлять на рынок востребованную продукцию. ММП им. В.В. Чернышева полностью соответствует предъявляемым в этой области требованиям. Общий объем производства на предприятии в последние годы стабильно растет.
В интересах сохранения дальнейшего наращивания производственного потенциала с 2002 г. последовательно реализуется программа широкомасштабного технического перевооружения. Выполнение этой программы позволит перейти к использованию самых современных принципов организации и управления производством, нарастить объемы выпускаемой продукции. Все это благоприятно сказывается на выполнении имеющихся планов.
Валовой объем продукции предприятия в 2006 г. составил 5,8 млрд руб. Объем товарной продукции – 5,626 млрд руб. Прибыль от реализации – 800 млн руб., чистая прибыль – 182 млн руб. Мы заметно "подросли" в прошедшем году, на 640 человек. Выработка на одного работающего составила 1,18 млн руб. Показатели очень неплохие.
В конце прошлого года было создано ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", РСК "МиГ" также войдет в эту организацию. Что будет с ММП им. В.В. Чернышева и другими двигателестроителями, которые сегодня входят в состав РСК "МиГ"?
РСК "МиГ" в свое время была лидером интеграции, создав первую в отечественном авиастроении вертикально интегрированную структуру, в которую вошли несколько двигателестроительных фирм. Интеграционные процессы идут и в российском авиационном моторостроении, это нормально. Вполне возможно, что будет создано несколько холдингов, в один из которых войдет наше предприятие. ММП им. В.В. Чернышева сегодня реализует маркетинговую стратегию, позволяющую не только обеспечивать бесперебойную работу, но и занимать устойчивую позицию на рынке авиационных двигателей. Тщательно продуманная стратегия развития позволила нам выйти на качественно новый уровень. Портфель заказов у нас сформирован, мы абсолютно уверены в полной загрузке предприятия в ближайшие пять лет и с уверенностью смотрим в будущее.
Что ММП им. В.В. Чернышева будет демонстрировать на выставке в Бангалоре?
Мы покажем все, что делает сегодня наше предприятие: двигатели РД-33, РД-33МК, ТВ7-117, РД-1700. С Индией мы и дальше намерены очень активно работать. Наша задача – выполнять все свои контрактные обязательства, это у нас получается, и мы надеемся, что сотрудничество с Индией будет плодотворно продолжаться. При этом наиболее перспективно формирование долгосрочных программ сотрудничества. Долгосрочное сотрудничество выгодно обеим сторонам. Оно позволяет работать на плановой основе, устранять всякие издержки и оптимально выстраивать отношения. Конечно, одним из главных принципов является максимальное удовлетворение требований заказчика, все вопросы специалисты ММП им. В.В. Чернышева стараются решать оперативно и на вз
аимовыгодной основе.