Проблемы развития интеграционных процессов в современном АПК

Номер 1. Медвежьи услуги

По мнению автора, возможны три основных направления развития интегрированных агропромышленных формирований. Во-первых, объединение при поддержке государства российских агрохолдингов и автономных производителей в некоммерческие партнерства. Во-вторых — интерграция с мировыми лидерами. В-третьих, формирование отдельными компаниями конкурентоспособных интегрированных структур.

Марина Лещева
Проблемы развития интеграционных процессов в современном АПК

"Экономические стратегии", №01-2008, стр. 138-140

Лещева Марина Генриховна — доцент Ставропольского государственного аграрного университета, к.э.н.

Аграрный сектор экономики России середины первого десятилетия XXI в. характеризуется некоторой стабилизацией финансово-экономического положения. Однако снижение темпов экономического роста, увеличение импорта продовольствия, наблюдающееся в последние годы, нерешенные проблемы социальной сферы села, рост безработицы свидетельствуют о том, что аграрная сфера АПК не вышла на траекторию устойчивого развития. Крайне низким является уровень фондовооруженности и интенсивности аграрного производства.

В то же время наблюдается повышение активности бизнеса в борьбе за получение конкурентных преимуществ. Конкуренция вынуждает субъектов рынка активно искать возможности концентрации и централизации капитала, эффективно использовать все ресурсы, снижать издержки и определять стратегии противодействия конкурентам. Рыночная самоорганизация товаропроизводителей, их стремление адаптироваться к изменению внешней экономической среды, а также регулирующее воздействие органов государственного управления обусловливает развитие интеграционных процессов.

Анализ активности их протекания в различных регионах России позволяет сделать вывод о том, что интегрированный бизнес развивается там, где для этого есть материальная основа в виде крупного сельскохозяйственного производства. Там, где такой основы нет и создание ее невозможно или требует высоких затрат (в силу особенностей технологии, природных, этнографических условий), более развиты простые формы кооперации.

Наиболее активно интеграция осуществляется в регионах с относительно более благоприятными условиями производства – хорошие природные условия, плодородные земли, – а также на территориях, максимально приближенных к рынкам сбыта сельхозпродукции и имеющих сформировавшуюся или активно развивающуюся производственную и социальную инфраструктуру, дешевую рабочую силу. Это, например, Орловская, Белгородская, Воронежская, Волгоградская, Ростовская, Московская области, Краснодарский и Ставропольский край.

Интегрированный агробизнес всегда стремится быть крупным, так как нацелен на достижение эффективности за счет масштабов производства. Централизация предполагает наличие концентрированного производства, поэтому интеграционные процессы в большей степени распространены в отраслях с высокой степенью концентрации и механизации: в производстве зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника, яиц, мяса птицы, которым занимаются крупные и средние сельскохозяйственные организации. Регионы, в аграрной структуре которых преобладают личные подсобные хозяйства, имеют менее благоприятную основу для развития интеграции.

В большинстве регионов России имеет место сочетание различных типов агробизнеса, включая крупные интегрированные структуры, автономно существующие сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения. Они существуют в разных соотношениях и по-разному взаимодействуют. При этом с ростом производительных сил региона или отдельной территории все большую роль в аграрном производстве играет крупный интегрированный бизнес.

Сравнительный анализ результатов деятельности интегрированных структур с автономными сельскохозяйственными организациями показал, что корпоративная форма интеграции вносит ощутимый вклад в развитие региональных агропромышленных комплексов. Корпоративные интегрированные структуры обеспечивают получение более одной четверти выручки от реализации продукции и одной пятой прибыли от хозяйственно-финансовой деятельности всех сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае. В Белгородской, Орловской, Воронежской областях, Краснодарском крае и других регионах страны с высоким уровнем развития интеграционных процессов вклад интегрированных формирований в конечные результаты региональных АПК еще более высок.

Накопленный опыт развития интеграционных процессов в АПК позволяет определить основные преимущества агропромышленной интеграции. Они проявляются:

  • в восстановлении утраченной в ходе реформ управляемости товарными, ресурсными, финансовыми потоками в АПК;
  • в повышении финансово-экономической устойчивости субъектов аграрного рынка путем формирования относительно замкнутых циклов ("производство – переработка – реализация");
  • в снижении трансакционных и совокупных издержек;
  • в формировании обоснованной цены на продовольствие и стимулировании платежеспособного спроса населения на продукты питания;
  • в мобилизации инвестиционных ресурсов, техническом перевооружении и модернизации производства на базе привлечения как внутренних накоплений и средств участников интеграционного формирования, так и внешних источников;
  • в реализации антикризисных мер;
  • в содействии реструктурированию неплатежеспособных, убыточных и низкорентабельных сельскохозяйственных предприятий.

Исследования показывают, что наиболее успешными являются вертикально интегрированные формирования, включающие предприятия всей технологической цепи вплоть до оптовой и розничной торговли. Объединив в единую интегрированную структуру сельскохозяйственные, перерабатывающие и торговые предприятия, они сокращают затраты на сырье, существенно экономят на налоговых платежах при переходе от одной стадии производства к другой, снижают трансакционные издержки, позволяют сконцентрировать в одних руках всю добавленную стоимость.

Реализация выступает важным интегрирующим звеном на рынке сельскохозяйственной продукции. Так, 19 московских предприятий оптового продовольственного комплекса создали интегрированные структуры с 75 сельскохозяйственными предприятиями в различных регионах страны. За 2003-2004 гг. на приобретение контрольных пакетов акций (долей) сельскохозяйственных предприятий, их реконструкцию и развитие предприятиями оптово-продовольственного комплекса г. Москвы направлено более
5 млрд руб., в том числе 1,3 млрд руб. льготных долгосрочных кредитов Правительства Москвы (1). Успешно функционируют ОАО "Омский бекон", продукция которого занимает 80% рынка колбасных изделий и 70% производства мяса в Омской области, ОАО "Ставропольский бройлер" и многие другие. Они привлекают в сельское хозяйство инвестиции, способствуют техническому и технологическому перевооружению отрасли.

Однако потенциальные возможности интеграции реализуются далеко не в полном объеме. Значительная часть дочерних предприятий агрохолдингов демонстрирует средние темпы роста товарной продукции и прибыли. Объем производства у них примерно в 5-6 раз меньше, чем у лидеров интеграции, а прибыль составляет около 20% от их уровня. Некоторые предприятия, действующие в составе интегрированных формирований, убыточны.

Причины сложившейся ситуации, по нашему мнению, заключаются в том, что ряд корпоративных структур имеет лишь формальные признаки интеграции в виде консолидированной собственности и наличия материнской компании. Взаимодействие входящих в состав этих структур предприятий не отработано, не созданы единые инфраструктурные службы. Создание их во многих случаях происходило хаотично, интуитивным путем на уровне "здравого смысла" или в форс-мажорных обстоятельствах, когда сельскохозяйственные предприятия находились на грани банкротства, без предварительного обоснования целесообразности интеграции. В результате сформированы рыхлые, трудноуправляемые структуры. У них нет лидера, обладающего мощным инвестиционным потенциалом, определенной "рыночной зрелостью" и консолидирующим потенциалом, они не включены в состав единой технологической цепи "поле – прилавок", а потому не имеют внутренних предпосылок для экономического роста. Фактически такие интегрированные формирования просто меняют собственника. Их состав должен быть пересмотрен, а структура оптимизирована, им необходимо пройти этап организационно-экономического проектирования. Определение приоритетов и структуризация бизнеса будет способствовать повышению эффективности их деятельности.

Фактором, сдерживающим реализацию преимуществ интеграции в полном объеме, является отсутствие целенаправленной поддержки со стороны государства в лице федеральных и региональных органов управления АПК. По нашему мнению, это является существенным стратегическим просчетом, так как при имеющихся объемах бюджетной поддержки именно крупные интегрированные структуры способны обеспечить качественный прорыв в развитии АПК.

Кроме того, интеграционные процессы имеют важную социальную составляющую. Большинство дочерних предприятий холдингов являются селообразующими, и существенное сокращение численности работающих в них может повлечь рост социальной напряженности в зоне деятельности интегрированных формирований. Региональные органы управления совместно с интегрированными структурами и муниципалитетами на паритетных началах должны найти пути решения этой проблемы, приемлемые для бизнеса и местного сообщества, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

Высока значимость интегрированных структур в связи с предстоящим вступлением России в ВТО. Это также определяет необходимость государственного регулирующего воздействия, с тем чтобы обеспечить их развитие в желаемом направлении. По нашему мнению, возможны три основных пути развития интегрированных агропромышленных формирований в условиях вступления России в ВТО.

Во-первых, при поддержке государства необходимо объединить российские агрохолдинги и автономных производителей в некоммерческие партнерства (союзы, альянсы) для лоббирования интересов, выработки единой стратегии, внедрения инновационных проектов, создания информационных блоков. Такие партнерства могут выступить в качестве субъектов отношений с исполнительной властью, позволят на равных вести конкурентную борьбу с мировыми лидерами аграрной отрасли. Существующие в настоящее время отраслевые союзы – зерновой, мясной, молочный, Союз сахаропроизводителей России и другие – могут стать основой для их формирования.

Во-вторых, неизбежна интеграция отечественных агрохолдингов с мировыми лидерами, вероятнее всего в форме поглощения российских компаний. Это, по всей видимости, не позволит отечественным производителям выйти на ведущие позиции в отрасли, так как формирование руководства интегрированных структур осуществляется, как правило, пропорционально экономическому вкладу объединившихся сторон.

Третьим направлением развития является формирование отдельными компаниями конкурентоспособных интегрированных структур. Это под силу только наиболее крупным структурам, хорошо позиционированным на рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Основными лимитирующими факторами здесь являются ограниченные финансовые возможности большинства российских компаний, низкий уровень интенсивности производства и отсутствие конкурентных преимуществ даже с учетом низких цен на отдельные виды продукции. Наличие конкурентных преимуществ по экологической чистоте может быть реализовано при условии осуществления дополнительных затрат на маркетинг. Государство должно поддерживать интеграционные процессы в АПК, являющиеся мощным фактором экономического роста.

ПЭС 7210/15.10.2007

Примечание
1. Правительство Москвы. По-становление "О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы" (принято 30 ноября 2004 г. № 827-ПП). Электронный ресурс http://www.garant.ru

Следить за новостями ИНЭС: