Принципы электронного правительства

Номер 4. Устремление к идеалу

Компания Huawei на протяжении трех лет успешно продвигает готовые решения в области построения сетей передачи данных для органов государственной власти в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия», служащей основой для функционирования «электронного правительства»…
Одним из первых проектов электронного правительства был проект, осуществленный в городе Ченду (КНР). При внедрении подобных проектов ключевым является решение главного концептуального вопроса: для кого должно функционировать электронное правительство, чьи нужды и интересы удовлетворять?..
В Ченду был реализован принцип «от малого к большому», который проявился в слиянии в единый монолит четырех принципов: единое руководство, единое управление, единое планирование, единое исполнение.

Виталий Чарушин, Андрей Сурков
Принципы электронного правительства

"Экономические стратегии", №4-2005, стр. 88-91

 

Компания Huawei на протяжении трех лет успешно продвигает готовые решения в области построения сетей передачи данных для органов государственной власти в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия", служащей основой для функционирования "электронного правительства".

Основные характеристики сети передачи данных электронного правительства:

  • Сеть содержит все современные информационные технологии для обеспечения доступности государственных услуг на всей территории страны.
  • Сеть должна обеспечивать каждому гражданину постоянный и легкий доступ, для того чтобы он мог воспользоваться государственными услугами в любое время в любом месте.
  • Сеть содержит все сервисы по передаче данных, голоса, видео.
  • Сеть использует технологию MPLS VPN для обеспечения принципа разделения конфиденциальной информации различных органов государственной власти в единой физической сети. Единое информационное пространство жестко структурировано для каждого органа государственной власти.
  • Сеть обеспечивает самый современный уровень безопасности и использует дополнительное сервис-обеспечение безопасности, например Huawei’s I3 SAFE.

Недостаток средств и требования эффективности вынуждают сосредоточиться на реализации приоритетных ключевых проектов электронного государства на основании интегрированной архитектуры, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни власти Российской Федерации. При низком уровне проникновения интернет-культуры таковыми должны стать проекты, повышающие эффективность государственного управления – создание системы государственных закупок, публичный интернет-портал правительства с интерактивным контентом, создание системы продуктивного взаимообмена информацией между силовыми ведомствами с целью повышения качества их работы.

Для успешной реализации идеи электронного правительства на региональном уровне нужно четко сформулировать его цели и задачи, при этом необходимо создавать дополнительные сервисы для граждан и бизнеса с целью повышения эффективности государства в целом. Обязательно надо концентрировать ресурсы на ключевых компонентах электронного правительства – создании информационной инфраструктуры, эффективного единого руководящего органа построения электронного правительства, объединяющего все заинтересованные органы государственной власти. Основным результатом создания электронного правительства должно стать совершенствование управления бюджетными процессами и государственной собственностью, повышение квалификации государственных служащих и качества оказания государственных услуг населению. Основой для работы всех приложений электронного правительства является единая информационная магистраль, объединяющая в себе сети передачи данных различных органов и субъектов государственной власти, в том числе региональных и муниципальных администраций.

Рисунок 1. Схема электронного правительства

На схеме отражены основные приложения электронного правительства, функционирующие на основе единой сети передачи данных органов государственной власти. На основе взаимодействия каждого уровня и органа государственной власти, включенных в единую сеть передачи данных, образуется пространство всех органов государственной власти, в котором успешно функционируют различные приложения электронного правительства.

Одним из первых проектов электронного правительства был проект, осуществленный в городе Ченду (КНР). При внедрении подобных проектов ключевым является решение главного концептуального вопроса: для кого должно функционировать электронное правительство, чьи нужды и интересы удовлетворять?

В Ченду программа электронного правительства стала внедряться более трех лет назад. В соответствии с требованиями времени наша компания предложила следующие этапы создания электронного правительства: Государство – Гражданин (формирование интерфейса общения с гражданином), Государство – Чиновник (формирование интерфейса общения с собственными государственными служащими) и, наконец, Государство – Государство (формирование процедур взаимообмена данными между всеми органами государственной власти).

В прошлом автоматизация делопроизводства, как внутреннего, так и нацеленного вовне, не давала ожидаемого эффекта. В чем же скрывалась причина такого положения? Не было рынка, не было движущей силы, не находилось реального потребителя. Поэтому при выборе основных принципов информатизации в Ченду необходимо было продумать приоритеты: что важней – создание очередной офисной системы или более качественное обслуживание населения? Наша компания придерживается следующего подхода: электронное правительство – это сервис, административное обслуживание, предоставляемое правительством гражданам.
Виртуальная приемная электронного правительства Ченду создавалась на основе именно такого подхода. Она представляет собой не только сайт, но и реальное место, куда может прийти посетитель. Во многих других городах, например в Шеньчжене, аналогичные приемные электронного правительства были созданы раньше, однако только в Ченду удалось воплотить в жизнь идею объединения всех министерств и ведомств в одной виртуальной приемной, а также функцию согласования, утверждения и контроля прохождения, а не только приема и выдачи документов. Другими словами, в такой приемной можно подать заявку и отследить процесс ее прохождения по всем учреждениям. Если бы каждое ведомство имело собственный сайт, на котором только принимало и выдавало документы, это называлось бы автоматизацией делопроизводства, а не электронным правительством. В реальном смысле этого слова виртуальная приемная в Ченду – это окошко электронного правительства, и когда граждане смогут полностью оформлять документы в сети, в существовании виртуальной приемной уже не будет необходимости.

Административный центр, оснащенный мультимедийной передачей, "приемные", работающие по одному адресу, по мнению руководителей информатизации в Ченду, свидетельствуют о начале масштабного развертывания программы электронного правительства. Для удобства граждан приемная будет существовать как в физическом, так и в виртуальном плане: для тех, кто привык ходить по кабинетам, и тех, кто предпочитает работать в сети. Таким образом, информатизация действительно станет всецело служить гражданину. На данный момент в виртуальной приемной города Ченду уже размещено 45 министерств, автоматизирована 3261 стандартная процедура, выполняемая правительственными учреждениями, размещено 1120 информационных материалов и статей, разъясняющих порядок оформления документов, виртуальная приемная позволяет скачать формы и бланки, проследить прохождение запросов и т.д.

В Ченду был реализован принцип "от малого к большому", который проявился в слиянии в единый монолит четырех принципов: единое руководство, единое управление, единое планирование, единое исполнение.

1. Единое руководство

В информатизации ключевым является личное участие руководителей, единое управление, наличие сильной и деятельной руководящей группы.
Руководящая группа электронного правительства Ченду была создана три года назад. В начале переходного периода в каждом ведомстве была своя группа руководителей (в некоторых других городах такое положение сохраняется до сих пор), а руководитель ведомства и был руководителем группы, поэтому существовало великое множество разнообразных руководящих групп. Как в таких условиях осуществлять единое руководство и единое управление? В первую очередь необходимо было объединить все эти разрозненные группы. Кроме того, в процессе реорганизации правительственных органов в Ченду одновременно с консолидацией групп было создано управление информатизации Ченду – рабочий орган управления созданием электронного правительства, единственный новый, в то время как количество прежних органов сократилось с 50 до 40. Он исполнял две функции: во-первых, координировал работу правительственных учреждений, Совета народных представителей, Народного политического консультативного совета; во-вторых, в качестве исполнительного органа выпускал руководящие документы, выполнял конкретные задачи по планированию работы и вводу в действие модулей и процедур электронного правительства.

2. Единое финансирование программы

Если проект введения информатизации предусматривает, что каждое ведомство может самостоятельно получать финансы и отчитываться за них, то "единое управление" – это не более чем пустой звук. Поэтому три года назад мэр города Ченду принял решение перевести все расходы на информатизацию города в Управление информатизации (УИ). Вследствие единого управления и единого распределения финансов процесс развития переходит на более "быстрые рельсы" и уж тем более не приводит к "клонированию расходов" основных ведомств.

3. Иерархия единого руководства

Информатизация и ввод в эксплуатацию электронного правительства Ченду позволили наилучшим образом решить вопрос об иерархии и концепции руководства.
В первую очередь – это отказ от стандартных административных понятий в осмыслении информатизации и размещение высшего руководства в Управлении информатизации. Однажды на рабочем совещании член городского комитета Ченду, главный секретарь приемной городского комитета сказал: "В работе по информатизации Ян Юй (начальник УИ) – главный конструктор, а мы – руководители отделов и служб. После решения этого вопроса вести дела будет намного удобней и проще".

4. Исполнение на базе общепринятых стандартов и в соответствии с генеральным планом

Работу инициирует УИ, которое обеспечивает распределение ресурсов. В каждом из районов города имеются собственные планы в рамках общего генерального плана. План информатизации Ченду "145" – это ввод высокоскоростной сети широкополосной передачи, четыре опорные сети (центр взаимодействия региональных сетей, географическая система "Цифровой Ченду", система аутентификации пользователей), пять прикладных систем (электронное делопроизводство, электронная коммерция, корпоративная информатизация, цифровой район и интеграция городской информации). Причем информатизация не делится по отраслям – туризм, транспортное сообщение и т.п., что позволяет решать вопросы комплексно.

Таким образом, функции информатизации не ограничиваются научно-техническим новаторством или отчетностью правительственных ведомств, а распространяются на формирование инфраструктуры города, что считается не менее важным, чем, например, коммунальные услуги. В городах, где считают, что информатизация – это научно-техническое приложение для научно-популярных целей, сложилась иная ситуация.

В Ченду это часть инфраструктуры, которая касается каждого правительственного учреждения, каждой отрасли, каждой сферы; по важности она равнозначна строительству города, поэтому нельзя рассматривать электронное правительство лишь как сервисное управленческое приложение.

В Российской Федерации наша компания реализует масштабные проекты создания электронных правительств в таких регионах, как Ульяновская и Оренбургская области, Дагестан. При реализации данных проектов мы строго руководствуемся положениями ФЦП "Электронная Россия" с целью успешной интеграции упомянутых регионов в единую систему управления и передачи данных Российской Федерации.

В рамках партнерства бизнеса и органов государственной власти компания Huawei предлагает различные инвестиционные программы для регионов и органов государственной власти. Такая гибкая политика способствует скорейшему развитию потенциала регионов Российской Федерации, улучшению межведомственного взаимодействия органов государственной власти, а в целом – повышению эффективности государственного управления.

Совместно с Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Центрально-Черноземная" компания Huawei предлагает руководителям субъектов РФ и заинтересованным представителям органов государственной власти посетить КНР, чтобы ознакомиться с опытом организации электронного правительства.

Следить за новостями ИНЭС: