Право быть стандартом
Отвечая на вопросы «ЭС», директор образовательных программ Русской Школы Управления Тимур Маратович Гафитулин, в частности, аргументирует свою позицию в защиту системы краткосрочных курсов повышения квалификации.
Тимур Гафитулин
Право быть стандартом
"Экономические стратегии", №04-2007, стр. 96-100
Русская Школа Управления, один из крупнейших и, несомненно, самый перспективный центр кратко- и среднесрочного бизнес-обучения, является неотъемлемой составляющей российской системы делового образования. Концентрация на ключевых дисциплинах, адаптация к специфике бизнеса компаний-участников, интенсивные методы и малая продолжительность обучения раскрывают смысл этой организации, емко сформулированный в девизе РШУ – "Практические знания в удобном формате". Действительно, профессиональный, творческий и инновационный потенциал центра очень высок, и, отвечая на вопросы "ЭС", директор образовательных программ Русской Школы Управления Тимур Маратович Гафитулин аргументирует свою позицию в защиту столь нелюбимой приверженцами фундаментального подхода системы краткосрочных курсов повышения квалификации. |
Как Вы оцениваете потенциальную емкость рынка делового образования в России? Каков его реальный объем на данный момент?
Ежегодно родители отправляют в общеобразовательные школы миллионы детей. А кто из этих детей пойдет в школу по собственной воле, без контроля со стороны старших? Правильно, таких будет не очень много, если дети вообще не перестанут учиться – ведь на игровой площадке интереснее. Похожая ситуация и с руководителями. Пока, что называется, жизнь не заставит, мало кто сам захочет учиться. Посмотрите на окружающую нас российскую действительность, и Вы сразу поймете, что объем и качество подготовки большинства современных руководителей имеют большие, скажем так, резервы для совершенствования. Вместе с тем учатся далеко не все. С сожалением должен признать, что мы готовим мало хороших руководителей, недостаточно их обучаем – могли бы делать это лучше. Отсюда результат: есть отдельные островки прогресса, все остальное – на уровне середины прошлого века. Причем очень многих устраивает то, что есть, они не видят перспектив и не хотят развиваться. Но это до поры до времени. Рынки насыщаются, конкуренция усиливается, вместе с ней растет потребность в активных и компетентных руководителях. Поэтому емкость рынка делового образования растет пропорционально сокращению быстрых легких денег.
Мы сегодня не ориентируемся на объем рынка делового образования. Не думаю, что кто-нибудь может оценить этот показатель достаточно точно. Но нельзя не заметить качественных изменений, которые происходят в средних российских компаниях: появляется регулярный менеджмент российского образца, растет заработная плата образованных и компетентных сотрудников, увеличиваются бюджеты, выделяемые на обучение, появляются штатные должности внутренних тренеров и тренинг-менеджеров. Уже не только крупные, но и средние компании создают корпоративные университеты. Это значит, что бизнес стал профессиональнее, бизнес стал жестче, бизнес стал эффективнее.
Какие форматы делового обучения являются, по Вашему мнению, наиболее перспективными для российских управленцев среднего и высшего звена? Каковы перспективы краткосрочных программ делового обучения в сравнении со все еще пользующимися спросом MBA-программами?
Безусловно, это интенсивные программы обучения с кратко-срочным отрывом от производства как в корпоративном, так и в открытом формате.
Российским управленцам среднего и высшего звена сейчас важно наладить эффективное управление на своих предприятиях и сократить отставание по показателям производительности, прежде всего от европейских компаний. Делать это нужно как можно быстрее (насыщение рынков, рост конкуренции, вступление в ВТО), поэтому ждать пока даст отдачу долгосрочное (от года) обучение просто нет возможности. Напрямую сравнивать программы МВА и краткосрочные программы я бы не стал. Это совершенно разные образовательные продукты, решающие разные задачи.
МВА – долгосрочная программа, аналогичная высшему образованию, а краткосрочные курсы повышения квалификации – это интенсивная форма подготовки руководителей к решению практических задач.
У системы краткосрочных курсов повышения квалификации много противников, особенно среди приверженцев более глубокого подхода. Вы знаете все их контраргументы, что Вы можете им противопоставить?
Вы спрашиваете о каких-то противниках краткосрочных курсов повышения квалификации? Покажите мне хотя бы одного такого "противника" среди руководителей предприятий реального сектора экономики. Наоборот, многие из них очень рады возможности сократить сроки обучения своих сотрудников, сделать образовательные программы более интенсивными, приблизить их к практике.
Ко мне обращается генеральный директор мебельной фабрики, который хочет повысить эффективность работы службы продаж. Какой курс, говорит, порекомендуете для моего коммерческого директора? Я, конечно же, хочу, чтобы каждый коммерческий директор каждой мебельной (и не только мебельной) фабрики в России знал мировую экономику. Поэтому рекомендую шестидневный курс "директор по продажам", который позволяет ответить на вопрос: "Как поднять продажи уже на следующей неделе?" Потому что если мы на следующей неделе не поднимем продажи, то уровня мировой экономики мы с этим коммерческим директором можем и не достичь, так как нас обоих уволят. Его по причине отсутствия продаж, а меня за образовательный продукт, который не дал заказчику эффекта. При этом я ни в коем случае не отрицаю необходимости серьезных тем и курсов. Просто у них своя аудитория и свое время.
"Глубокие" курсы пользуются ограниченным спросом. Они нужны не всем руководителям. В принципе, это очевидно и естественно. Да, на определенном этапе развития руководитель той же коммерческой службы сталкивается с необходимостью понимать глубинные принципы стратегического маркетинга. Но до этого доходят не все.
Краткосрочные курсы – это обязательная программа, для всех, "глубокие" курсы – как задачки повышенной сложности для "продвинутых", для тех, кому это действительно нужно и кто способен их "взять".
И основной аргумент в защиту краткосрочных курсов – их высокая на сегодняшний день экономическая эффективность для предприятий-заказчиков. Обучился – покажи результат. Показал – учись дальше. Не показал – подучись и покажи результат и только потом заводи речь о сложных, длительных и дорогих курсах.
Чем, с Вашей точки зрения, преподаватель университета или бизнес-школы отличается от преподавателя краткосрочных программ делового обучения? Каким методикам отдается предпочтение? Как в Русской Школе Управления выстроен процесс подачи материала?
Ключевое отличие – в профессиональной деятельности. Оно вытекает из деления курсов на "практические" и "глубокие". Практические – у нас, глубокие – в университетах. Придя на интенсивные курсы повышения квалификации, Вы хотите освоить практические приемы, которые помогут Вам в Вашей профессии.
Если Вы пришли в университет и хотите получить высшее или второе высшее образование, то Вам нужна фундаментальная подготовка по классическим дисциплинам. Что должен знать человек, который учит Вас бизнесу? Очевидно, не только педагогику, но и сам бизнес.
Преподаватели в университетах – это исследователи, ученые. Их основная деятельность – изучение бизнеса как науки. Поэтому они должны хорошо знать теорию бизнеса.
На наших курсах преподаватели – это прежде всего консультанты. Они должны хорошо знать практику бизнеса.
Важность знания практики для курсов повышения квалификации отчетливо видна в рейтингах преподавателей, которые мы составляем по результатам обучения. Если преподаватель не занимается консультационной практикой, если он не помогает решать профессиональные задачи руководителям, утрачивается актуальность его курсов и востребованность предлагаемых им подходов.
Хочу сказать несколько слов по поводу форм обучения. Великий Конфуций сказал: "Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и, может быть, я запомню, вовлеки меня – и тогда я постигну". Русская Школа Управления выступает за интерактивный вариант жизни вообще и образования в частности. Мы используем интерактивные формы обучения с обязательным вовлечением участников программ в дискуссии, решение задач, разработку проектов в рамках программ обучения. Для нас и для наших клиентов наибольшую ценность имеют те занятия, на которых преподаватель совместно с участниками программ решает их практические задачи.
Какова расстановка сил в тренинговом пространстве страны? Как Вы оцениваете присутствие Русской Школы Управления на российском рынке образовательных услуг?
В США есть курсы подготовки… профессиональных Санта-Клаусов! Вообще, тренинговые рынки стран с развитой рыночной экономикой представляют собой огромное количество узкоспециализированных консультационно-тренинговых компаний (среди них есть и международные с представительствами в России). Эти компании специализируются либо по функциональным областям – продажи, управление персоналом, бухгалтерия, маркетинг, навыки управления, тайм-менеджмент и т.п., либо по отраслям – гостиницы и рестораны, страхование, банки, супермаркеты, строительство и т.д. На комплексный охват традиционно претендуют бизнес-школы и крупные консалтинговые фирмы.
Это то, что происходит как бы "вокруг" нашего тренингового пространства. Многие из этих фирм хотели бы поработать в России, экономика которой находится на подъеме, поэтому они начинают адаптировать свои программы к нашим условиям, набирают и обучают персонал. То же самое пытаются делать западные бизнес-школы.
Если говорить о российских тренинговых компаниях, то здесь все только начинается. Нельзя сказать, что тренинговое пространство страны – это непаханое поле. Лучше сказать, что пахари к полю только подошли. Я не иронизирую, я действительно имею в виду пахарей-профессионалов, а не энтузиастов-огородников.
Текущую ситуацию лучше всего охарактеризовал Пушкин – "мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Пока на тренингах мы учим небольшую долю руководителей, тренинги не стали стандартизованным продуктом для массового потребителя. Поэтому у нас в ближайшей перспективе – разработка стандартизованных программ, аккредитованных ведущими заказчиками, подготовка лицензированных тренеров по программам, увеличение числа тренеров, создание качественных тренингов, доступных основной массе российских предприятий.
Русская Школа Управления планирует сохранять свои лидерские позиции на тренерском рынке России, она намерена выйти на рынки стран СНГ, туда, где ценят российский подход к управлению. Мы надеемся заслужить право быть отраслевым стандартом в деле интенсивной подготовки руководителей.
Кто к Вам приходит учиться и чего слушатели ждут от РШУ?
К нам приходят действующие руководители и те, кто хочет стать руководителем. Это люди, готовые взять на себя повышенную ответственность и вызвать к себе повышенное уважение. Они ждут, что Русская Школа выведет их на новый уровень, и мы изо всех сил стараемся оправдать их ожидания. Кстати, мы стараемся не называть участников наших образовательных программ "слушателями", как аудиторию радиостанций, и вообще всячески избегаем формулировок, которые отображают обучение как односторонний и пассивный процесс, например, "читать курс", "лекция", "лектор" и т.д.
От каких факторов зависит количество участников Ваших семинаров и на какие направления в последние годы существует особенный спрос?
Основные факторы, определяющие популярность программы – это актуальность темы и содержание программы. Кроме того, важен бренд Русской Школы Управления как организатора программы и имена преподавателей, занятых в ней. Понятно, что далеко не последнюю роль играет рекламная поддержка программы и активность консультантов по набору.
Самые востребованные направления сегодня – это "Финансы" (многие руководители стали задумываться о том, как сделать бизнес не только доходным, но и прибыльным), "Маркетинг", "Реклама и PR" (рост конкуренции активизирует борьбу за внимание потребителей), "Управление персоналом" (известна острая нехватка человеческих ресурсов и перегрев рынка труда), "Логистика" (даже средний сейчас бизнес становится трансрегиональным и транснациональным), "Личная эффективность руководителя и лидерство" (потому что эффективное управление начинается с эффективного руководителя).
Трудно не заметить достаточно агрессивную политику РШУ на региональных рынках. Как выстроен процесс региональной экспансии?
Здесь у нас довольно простая и прозрачная политика. Есть наше дело – дело просвещения современных руководителей. Тот, кто готов служить этому делу вместе с нами, – наш ближайший соратник. В регионах много желающих стать нашими партнерами, только, к сожалению, не все выдерживают высокий уровень стандартов Русской Школы, поэтому там, где мы не можем найти сильного партнера, мы открываем собственный филиал. Суть наших стандартов тоже прозрачна. Для того чтобы учить других, ты сам должен быть примером. Пока не все организации, которые хотели бы нам помогать, могут продемонстрировать образцовый уровень управления в вопросах пропаганды образования, набора групп, администрирования программ.
Мы понимаем, что для развития региональных партнеров требуется время, а потому сами активно участвуем в этом, учим их и учимся вместе с ними.
Каковы среднесрочные стратегические планы Русской Школы Управления? Расскажите о новом для российского рынка направлении Вашей деятельности – организации международных деловых поездок за рубеж.
Прежде всего это совершенствование существующих программ, повышение их эффективности для предприятий-заказчиков. Другая цель, которой нам бы хотелось достичь в ближайшее время, – это создание системы подготовки современных консультантов и тренеров. Все это ради того, чтобы сделать тренинги результативными и доступными по цене для средней российской компании.
Что касается международных поездок: мы хотим как можно скорее познакомить современных российских руководителей с передовой зарубежной практикой. Причем делаем это в нашем фирменном, интенсивном формате. В рамках одной зарубежной деловой поездки мы стараемся совместить семинар, т.е. знакомство с проблематикой и принципами решения профессиональных задач, посещение реально действующего предприятия для демонстрации этих принципов в действии и международную отраслевую выставку для знакомства с передовым опытом разных компаний из разных стран.
Насколько отечественные центры краткосрочного делового обучения – и РШУ в их числе – соответствуют западным стандартам?
За все центры говорить не могу, а Русская Школа Управления соответствует. Многие наши преподаватели обучались, стажировались, преподавали на международных программах, в том числе за рубежом. Некоторые из них выступают в роли репетиторов для российских руководителей, которые обучаются, например, на европейских программах. В отдельных случаях мы превосходим западные стандарты. Мне доводилось обсуждать с экс-ректором Парижской бизнес-школы господином Люсаком проблему подготовки преподавательского состава. Оказалось, что Франция в 1970-е гг., так же как и Россия сегодня, столкнулась с тем, что преподаватели академических вузов "оторвались" от реальной практики и малополезны для бизнеса. Интересен "французский" путь решения этой проблемы: по специальной программе преподавателей отправили в США учиться у преподавателей курсов МВА.
У нас, естественно, никто никого никуда не посылал – каждый преподаватель, который хотел работать с бизнесменами и менеджерами, был вынужден изучать бизнес на практике, развивая свой предпринимательский проект, работая менеджером, занимаясь консультационной практикой, обучаясь на внутренних курсах в западных компаниях. Получился уникальный сплав компетенций. Конечно, успеха добились далеко не все, но те из преподавателей, кто учился именно таким образом, получили востребованный в России опыт. Западные стандарты нам знакомы. Гораздо труднее превзойти стандарты восточные – японские, корейские, а теперь уже и китайские. И дело не столько в содержании образовательных программ, сколько в вековой традиции уважения к Знанию, к Учителю, к постоянному Совершенству.
Но есть и маленький повод для гордости. В России имеются собственные разработки, востребованные за рубежом. Мы начинаем активно развивать программы, например, по системным моделям, по инновациям, которых нет на Западе и которые руководители западных компаний осваивают, обучаясь у наших преподавателей.
Понятно, что главной целью для подавляющей части менеджеров при получении дополнительного образования является оттачивание собственного профессионализма и усиление своих конкурентных преимуществ. Работодатели же, выбирающие программу обучения для своих сотрудников, планируют решить задачи, связанные с развитием компании. Проводит ли РШУ программы повышения квалификации своих сотрудников? Каким образом Вы, как один из руководителей крупной организации, решаете проблему оттока квалифицированных кадров?
Как и любая развивающаяся организация, РШУ учит своих сотрудников, причем делается это на наших же курсах, а корпоративное обучение для себя проводим с привлечением своих же преподавателей.
Политика консалтинговой группы "Лекс", неотъемлемой частью которой является Русская Школа Управления, состоит в том, чтобы сначала все самое прогрессивное пробовать на себе. Первая корпоративная программа Mini MBA проводилась для директоров "Лекса", на открытых Mini MBA учатся как наши сотрудники, так и наши региональные партнеры. И дело не только в необходимости знать продукт "изнутри", хотя это тоже важно. Самое главное – быть эффективным руководителем. Отток квалифицированных кадров у нас существует, как и во многих организациях, но мы не делаем из этого проблему. Ответственности у нас всегда гораздо больше, чем людей, готовых ее с нами разделить.
Расскажите, пожалуйста, анекдот или притчу, наиболее ярко характеризующую Ваш подход к жизни и к работе.
Приведу один факт из истории отечественной школы управления. В 1919 г. лишь 46% населения России было грамотно. Больше половины взрослых не умели читать, писать и считать! В стране была проведена ликвидация неграмотности – можно сказать, "национальный проект" того времени, – и в 1957 г. мы первыми в мире запустили искусственный спутник Земли, начали освоение космоса. За почти сорок лет – с 1919 по 1957 г. – мы пережили Гражданскую войну, иностранную военную интервенцию, индустриализацию, коллективизацию и страшную Вторую мировую войну, в которой победили. На этом фоне многие наши сегодняшние "трудные" задачи покажутся "детским садом", хотя у нас есть и компьютеры, и Интернет, и мобильная связь, и вроде бы все умеют считать, читать и писать.
Для нас, современных руководителей, это пример потрясающего мужества и ответственности наших дедов и отцов, и нам нельзя быть хуже, чем они, нельзя забывать о Школе Управления, наследниками которой мы являемся, и о человеческих жизнях, отданных за нашу сегодняшнюю силу и свободу.