После краха доллара
Экономика и финансы – в различных ракурсах рассмотрения. Придут ли мировые финансы к своей исходной точке – металлическому стандарту? Какие перспективы это даст России?
Андрей Девятов, Ярослав Кеслер
После краха доллара
"Экономические стратегии", №1-2005, стр. 38-39
|
Грядущий переход мировой политики с козырей экономики на козыри силы не отменяет карты экономики. Чтобы понять, какой будет расклад в новом коне, следует посмотреть на "великое зеленое сукно глобализации" глазами не игроков, но зрителей. А отправную точку подскажет "наука всех наук" история. Диалектика познания предусматривает единство и борьбу противоположностей. Как же выглядит предмет нашего рассмотрения – экономика и финансы в земном ракурсе, во взгляде со стороны?
Диалектика делит мир на Запад и Восток, которым, говоря словами Р. Киплинга, "никогда не сойтись… и стоять на месте до Страшного Суда (!)". Основоположник метода диамата К. Маркс упоминал такие "диалектические пары", относящиеся к предмету рассмотрения, как "западные демократии" и "восточные деспотии", "прибавочная стоимость" и "азиатский способ производства".
Если же посмотреть на предмет рассмотрения в другом ракурсе, как бы сверху, то картина обогатится видением глубины "воздушной перспективы". Так, войсковая разведка из "окопа полного профиля" видит лишь передний край, но в деталях, а воздушная разведка, заглянув в глубину оперативного построения противника, видит его тылы и резервы, но уже в целом.
Как же выглядит глубина предмета нашего рассмотрения – финансов? На Западе, в "средиземноморской цивилизации", опирающейся на "боговдохновенные Книги": Тору (Завет), Евангелие (Благовестие) и Коран (Откровение), как "эквивалент всего стоящего" главенствовал "золотой стандарт". В свою очередь, золото мифопоэтически понималось как эквивалент солнечного Света, доставшегося земле как Божий ДАР. На Востоке, в "срединноземельной цивилизации", опирающейся на "данные свыше Книги": Перемен (Ицзин Чжоу И) и Пути и Благодати (Даодэцзин), главенствовал "серебряный стандарт", мифопоэтически – эквивалент лунного Света, озаряющего Поднебесный мир тогда, когда в черноте Неба виден Космос.
Помимо "эквивалентов всего стоящего" в мерах золота и серебра и на Западе и на Востоке был еще и ТРЕТИЙ металл: медная разменная монета. "Монета", изначально – УВЕДОМЛЕНИЕ (ср. мнение, память и пр.), что полученный товар будет компенсирован другим. То есть это – лишь БИРКА для БАРТЕРА.
До 1500 г. в год добывалось не более 200 кг золота – до смешного мало. Никакого ссудного процента и ростовщичества поначалу не было.
А вот обменный курс трех металлов относительно друг друга БЫЛ. Помните? Иисус из Назарета вошел в Храм Божий и рассыпал монеты, опрокинув столы МЕНЯЛ (а не РОСТОВЩИКОВ): в политическом центре Запада – Риме – и на восточной его окраине – в Иудее – были разные обменные курсы золота к серебру. Ростовщичества не существовало, а вот нетрудовой – без заповеданного Отцом Небесным "пота лица" – доход БЫЛ.
После "открытия Америки", уже в XVI в., в связи с испано-португальским "освоением золота ацтеков и толтеков", наплыв "лишнего золота индейцев" в Европу подорвал "эквивалент всего стоящего" в Старом Свете (здесь поначалу особенно постарались португальцы с золотом из Бенина). Другая часть проблемы – это ПОДДЕЛЬНОЕ золото алхимиков (то бишь ПЕРВОЕ появление латуни – вместо полновесного турецкого золотого алтына, чеканившегося с 1453 г.). Тогда-то "мастера денежных дел" и перешли с обменного курса на ссудный процент.
Примечательно, что бухучет – это тоже продукт второй половины XV в., причем кроме долговых расписок при отложенных платежах ничего иного не было. Ни один из средневековых законов не только не предусматривал наказания за "упущенную выгоду", но и категорически требовал только ВОЗВРАТА ДОЛГА (НЕ ДОЛЖен = ИНДУЛЬГенция, до сих пор бытует в словенском языке). "Двойная бухгалтерия" – продукт XVI в. (Фуггеры и прочие).
Бумажные деньги изобретены не в Европе. Их ввели в обращение китайцы в 1618 г. Это было время заката династии Мин (смысл имени – светлый). Заканчивался 300-летний (12 поколений) династический цикл. Дела в империи шли плохо. К натуральному налогу (зерно, ткань) был добавлен денежный, но металлической монеты не хватало, и тогда для платежей впервые ввели бумажные "ассигнации". Однако властям ничего не помогло продлить "мандат Неба". В 1644 г. восстание смело династию Мин. Последний император покончил жизнь самоубийством. Пришла новая династия Цин (смысл имени – чистый), серебряный стандарт был восстановлен, а бумажные деньги стали сжигать на день поминовения "цинмин" в храмах предков.
В середине XIX в. в ходе несправедливых "опиумных войн" Запад в лице англичан и примкнувших к ним французов вообще развалил серебряный стандарт "Срединной империи" китайцев, вернув в оборот "пустоту" бумажных денег. Мера стоимости в "лян серебра", однако, еще использовалась для оценки веса контрибуции в металлической натуре. Китайская экономика, основанная на азиатском способе производства, рухнула. Альтернативная Западу, цивилизация китайцев впала в политический хаос.
Победивший "серебро" Запад в середине XX в. отменил и "золотой стандарт". Мировые финансы полностью оторвались от природного "эквивалента" и перешли на совершенно "условные единицы" – ничего не стоящие сами по себе доллары США в бумажном, а затем и электронном виде. "Продажа денег" в бумажно-электронном виде банками потеряла естественные границы металлического запаса. Вокруг потребительской стоимости натуральных продуктов надулся пузырь "новой виртуальной экономики". Этот "пузырь" продолжит надуваться и либо лопнет с крахом и доллара, и фондового рынка "акционерного капитала", либо будет сдут до нормальных размеров макроэкономического баланса между массой товаров и массой денег. По признакам "перегретый пар процентов" мирового валютного и фондового рынков планируется "стравливать" медленно. Так, вовсю заработал старый метод менял: навар "из ничего" получается за счет разницы обменных курсов трех валют. Доллар переводят в евро, иену и опять в доллар. А посвященные китайцы (90% из 500 транснациональных корпораций мира являются инвесторами Китая), готовясь к снижению потребления "за океаном" и, соответственно, свертыванию внешнеторгового оборота, экстренно тормозят вклад капитала и освоение инвестиций в свои основные фонды. "Сбрасывают газ", отпуская также педаль внутреннего экономического роста, вновь ограничивая доходы (потребление) китайского населения. Планируют плавно замедлить прирост ВВП с 9,5% в 2004 до 8,8% в 2005 г.
Так или иначе, мировые финансы уже начали путь назад, к металлическому стандарту эквивалента всего, что хоть что-нибудь стоит в этом мире. Цена унции золота сегодня составляет 400 долл., серебра – более 7 долл., платины – более 800 долл. Это позволяет полагать, что крах доллара как меры всего стоящего приведет "мир века сего" назад к полноте Закона Отца Небесного. Тогда на Западе возобладает котировка денег к золоту, Китай (первое место в мире по запасам серебра) вернется к историческому "серебряному стандарту" юаня.
А Россия и тяготеющие к ее просторам и недрам "страны ближнего зарубежья" имеют шанс привязать "деревянный рубль" к мере веса металлов платиновой группы, благо запасов таких металлов у нас достаточно. И пусть все 420 тонн металлического золота Центробанка России, ныне хранящиеся на Западе, там и остаются. Ведь человечество в целом сегодня располагает лишь примерно 135 тысячами тонн золота, т.е. ВСЕ "золото мира" обеспечивает лишь около 2 триллионов долларовой массы. Кстати, удвоить мировую добычу золота можно лишь за счет разработки месторождения в Бодайбо, где половину себестоимости золота-сырца (порядка 2-2,5 долл. за грамм) составляют ГСМ и 15% – ВВ. Если суммарную добычу "черного золота" – нефти – принять за 4 млрд тонн в год, то при цене в 1000 долл. за тонну это еще 4 трлн. Итого: 6 триллионов, а экономика США оценивается в 8-11 триллионов!
С возвратом мировых финансов к металлической мере стоимости треугольник Запад – Китай – Россия естественно ляжет на фундамент обменного курса Золото – Серебро – Платина. Что в унциях, что в лянах, что в фунтах, что в тоннах – такой курс по состоянию на октябрь 2004 г. выглядит так: 57,2 – к 1 – к 114,3.
Есть признаки того, что "мастера денежных дел" уже выбрали тугоплавкую платину как основной металл, явно превосходящий другие металлы как мера стоимости в части металлических активов, покоящихся в сейфах инвестиционных банков. Что же касается металла в обращении, то это может быть цирконий. Его использование позволит защитить монеты от подделок. Кстати, две трети мировых запасов циркония – в России, причем их разработка может вестись открытым способом. Так что, как учил Председатель Мао: "Перспективы светлые, Путь извилист".