Пора возобновить знакомство!

Номер 3. Заплыв против течения

После распада социалистической системы отношения России с ее бывшими союзниками претерпели непростые метаморфозы вследствие стремления новых руководителей восточно-европейских государств стряхнуть с себя образ «советских сателлитов» и попыток довольно неуклюже, с точки зрения Кремля, вписаться в поворот в сторону Запада. С течением времени, однако, «игра на нервах» сменилась прагматическим подходом к двусторонним отношениям, что особенно заметно после прихода к власти Владимира Путина.

Андрей Апостолов
Пора возобновить знакомство!

"Экономические стратегии", 2002, №3, стр. 82-88

После распада социалистической системы отношения России с ее бывшими союзниками претерпели непростые метаморфозы вследствие стремления новых руководителей восточно-европейских государств стряхнуть с себя образ "советских сателлитов" и попыток довольно неуклюже, с точки зрения Кремля, вписаться в поворот в сторону Запада. С течением времени, однако, "игра на нервах" (особенно в период тяжеловесной и консервативной восточно-европейской политики ельцинского правления, а может, и просто отсутствия таковой) сменилась прагматическим подходом к двусторонним отношениям, что особенно заметно после прихода к власти Владимира Путина.

Двенадцатилетний отрезок времени, как представляется, оказался самым трудным в отношениях между Москвой и Софией. Ни одному из посткоммунистических правительств Болгарии не удалось нормализовать отношения с Россией, как это сделали центрально-европейские страны. Они успели стать членами НАТО, благодаря точно выверенному политическому политесу в поведении с Западом, за что и получили достойное вознаграждение в виде возможности беспрепятственно делать хороший бизнес с Москвой. В Болгарии в течение многих лет верх брали эмоции и желание любой ценой продемонстрировать уход страны с российской орбиты. Иногда это желание граничило с враждебностью, как в эпоху правления Ивана Костова, когда раскрывались "русские заговоры", инакомыслящие, т.е. все те, кто позволял себе иначе видеть отношения с Россией, заносились в черные списки, а шпионские скандалы и взаимные высылки дипломатов провоцировали "газовые войны" и обмен ударами в виде дипломатических нот.

Эмоции долгое время не позволяли и Белокаменной избавиться от исторических стереотипов: не желая замечать новых реалий, Москва с болезненным раздражением реагировала на не слишком тактичное идолопоклонство братьев-славян перед Западом. Хотя болгары, или по крайней мере их большая часть, не стали русофобами, отвечая на вопрос о том, кто обеспечит им защиту, Москву они не вспоминали. И это выглядело вполне логично на фоне пролетавших над страной натовских самолетов и ракет, бомбардировок Югославии, этнических конфликтов и невнятной позиции Кремля в балканской политике. В российских внешнеполитических и внешнеэкономических планах достаточно туманно определялось место Болгарии, да и других государств Балканского полуострова. Болгария в свою очередь предпочла скрыться в тумане, что, впрочем, не прибавило ей политического здоровья.

Пока наши страны выясняли отношения, напрочь забывая о том, что нет вечных союзников, а есть только вечные интересы, люди делали свой бизнес. Они и сейчас делают свой бизнес, а мы на международном уровне продолжаем выяснять отношения. Правда, правила игры поменялись в результате победы на парламентских выборах в июне 2001 года бывшего болгарского монарха Симеона Сакскоббургготского и после триумфа на президентских выборах в ноябре того же года Георгия Парванова – лидера Болгарской социалистической партии, кандидатура которого была выдвинута представителями широкой коалиции. Как премьер, так и президент не раз демонстрировали желание наконец-то нормализовать отношения с Россией. Россия также готова к этому. Вся надежда на то, что на сей раз прагматизм одолеет эмоции, поскольку, как говорят болгары, "дружба дружбой, но за обед нужно платить". Политическая воля и экономические потребности – налицо. Видимо, пришло время возобновить если не дружбу, то хотя бы приятельские отношения.

Нынешний год будет решающим для болгар, которые мечтали вступить в ЕС вместе с 10-ю другими государствами, но Европа решила, что, как и румыны, болгары слишком бедны и испортят картину распределения субсидий среди членов элитного клуба Старого континента. Живы и надежды на то, что на встрече НАТО в Праге нынешней осенью Софии будет сделано предложение присоединиться к пакту. Чешская столица становится своего рода Рубиконом для болгарских политиков – или переходим его, или тонем во мраке "варварства". Это наводит на мысль: София, не уверенная в собственных силах, рассчитывает, что интеграция в евроатлантические организации позволит ей сделать то, что не было сделано за прошедшие 12 лет, – гарантировать безопасность страны, дать толчок росту иностранных инвестиций и крупным инфраструктурным проектам.

Сегодня в Болгарии, на периферии большой политики, пытаются самостоятельно исправить ситуацию, уменьшить социальное напряжение и недовольство народа неспешными реформами и пустыми обещаниями. Не утешают и цифры: около 3 млн занятых, свыше 1 млн безработных, 2,5 млн пенсионеров, инфляция, намного превысившая запланированный уровень, заработная плата, в 20 раз меньшая, чем минимальная зарплата в ЕС, рост пессимизма и разочарования.

Новые руководители страны пришли к власти, не имея ясной программы действий и опираясь на одно лишь обещание за 800 дней превратить Болгарию в нормальное европейское государство. После выборов команда бывшего монарха определила свои приоритеты более конкретно: обеспечение высокого и устойчивого экономического роста (порядка 5-7% в год) на период 2002-2005 годов, снижение уровня безработицы, привлечение крупных иностранных инвестиций – по 1-1,2 млрд долл. в год в течение трехлетнего периода, улучшение торгового баланса, активное стимулирование экспорта, поддержка фиксированного курса национальной валюты по отношению к евро до приема страны в ЕС, развитие промышленности с учетом процессов глобализации экономики и либерализации мировой торговли, развитие туризма как ведущей отрасли национальной экономики и эффективного инструмента для обеспечения социально-экономического подъема.

Однако и в области приватизации (приватизировав почти 80% своей экономики, страна получила за последние 12 лет 1,8 млрд долл., причем большинство сделок сопровождалось громкими скандалами), и в налоговой, и в социальной политике, и в энергетике камней преткновения оказалось намного больше, чем предполагалось. Поэтому правительству приходится тратить много усилий на то, чтобы обойти их и одновременно умудриться не сбиться с курса и не лишиться поддержки избирателей. А курс правительства ясен: навести порядок в собственном доме и осуществить планы в сфере евроатлантической интеграции, т.е. добиться вступления страны в ЕС и НАТО. Одновременно, кормчие надеются, что пока они ведут корабль к этим тихим гаваням, на борту не случится никаких бунтов, не придется никого "подвешивать на рее", что благодаря новому "открытию" России страна займет чуть более достойное место в современном мире, а российский рынок, открывшись для болгарских товаров, позволит болгарской экономике глотнуть воздуха.

Однако предстоит еще ответить на вопрос, где зарыт ключ от ворот этого рынка. Руководствуясь одними лишь добрыми намерениями, его не найти. Нужно искать новые подходы к двусторонним отношениям, новые стратегии, отказаться от кампанейщины в их развитии. Болгарским бизнесменам и государственным деятелям следует познакомиться с российской спецификой, а к этому многие из них, к сожалению, пока не готовы.

Болгария и Россия – традиционные внешнеторговые партнеры, причем товарообмен и расчеты между двумя странами осуществляются в полном соответствии с международной торговой и финансовой практикой. В течение последних 12 лет торговые отношения между ними существенно изменились. Причем эти изменения выразились не просто в уменьшении объемов торгового обмена, но прежде всего – в резком падении объема импорта в Россию болгарских товаров. Правда, даже в последние годы торговля с Россией составляла 14% общего товарообмена Болгарии, что делало Российскую Федерацию одним из главных внешнеторговых партнеров балканского государства. Однако подобный товарообмен в значительной степени был обусловлен миллиардным отрицательным торговым сальдо с Россией.

В структуре болгарского экспорта преобладает продукция химической промышленности, прежде всего, фармацевтические препараты и косметика, составлявшие в 1999 году 32,5%, в 2000 – 46,4% и в 2001 году – 47,1% экспортных товаров. Производит впечатление усиливающаяся тенденция к снижению доли сельскохозяйственных товаров и изделий пищевой промышленности (табака, хлебо-булочных и кондитерских изделий, виноградных вин, мясоовощных и мясных консервов), которые в 1998 году составляли 33,7% экспорта болгарских товаров в Россию, в 2000 году – только 16%, а в 2001 году – всего 11%.

Болгарские товары хорошо известны на российском рынке. Это, в частности, вина, косметика, лекарства, сигареты, овощные консервы, зубная паста, кары и прочее.
В последнее десятилетие, однако, самые популярные болгарские марки были дискредитированы нечистыми на руку производителями и торговцами, которые, умело воспользовавшись вакуумом в двусторонних отношениях, ввозили в Россию огромное количество подделок и даже сумели наладить их производство на территории РФ и стран СНГ. Итак, насколько же соответствует действительности надпись "Сделано в Болгарии"?

Вина: сделано в Болгарии

Не секрет, что в Молдавии на бутылки с местным вином наклеивались болгарские этикетки, и товар отправлялся в Россию. То же самое происходило с сырьем из Македонии, которое также выдавалось за болгарское. В результате в популярном бренди "Слынчев бряг" подлинной оставалась одна лишь этикетка, а вкус настоящей "Плиски" был прочно забыт. Качество болгарских вин падало, рынок успел претерпеть значительные изменения, но инерция представлений о том, что российский рынок может проглотить все, что угодно, продолжала удерживать в плену многих, занимавшихся этим бизнесом. Но верно и то, что немало серьезных игроков на этом поле прилагает массу усилий для того, чтобы пробиться на российский рынок, делая при этом ставку на качество. Для экспортеров разливных вин (в Болгарии таких насчитывается не один и не два), отправляющих несколько цистерн в год, начинаются трудные времена, поскольку этому приходит конец.

Болгарские вина пользуются у русских широкой известностью, но им не хватает хорошей рекламы, а производителям вин – поддержки со стороны государства.

В принципе, на российском рынке ощущается не столько отсутствие болгарских товаров, сколько уход болгарского государства с этого рынка, в последние годы переставшего обращать внимание на болгарский бизнес в России. По крайней мере, к такому мнению склоняются менеджеры в Москве. И это относится к бизнесу в целом, а не только к винному.
В прогнозах на текущий год отмечается вероятность увеличения объемов импорта вин в Россию, что, разумеется, придает оптимизма болгарам (болгарские вина в прошлом году удерживали 4,5% рынка против 5,6% в 2000 году), но вместе с ними и молдаванам, и грузинам, продукция которых занимает половину средней ценовой ниши, считающейся наиболее перспективной.
Ожидается, что в 2002 году объем продаж в этой ценовой нише увеличится на 10-12%. Кто станет в ней хозяином – всецело зависит от хорошего маркетинга и правильной стратегии. Основные участники российского рынка вин стараются наладить производство там, где находятся виноградники, сырье. Молдавия и Грузия намного опередили в этом отношении болгар, однако крупным болгарским фирмам еще не поздно изменить это неблагоприятное для них положение. Однако у этой проблемы есть и другая сторона: в действительности традиционно сильное в прошлом виноградарство страны серьезно пострадало в последние годы. Секретом Полишинеля давно стало положение, в соответствии с которым виноград собирается, не успев созреть. Технологи получают шанс проявить свои познания в алхимии. Последнее сказывается как на качестве продукции, так и на ее продвижении на рынок, где все труднее рассчитывать на старые лавры.

Табак: забытый дым

Еще один традиционный болгарский товар в России – продукция табачных фабрик. Многие годы Болгария ввозила в СССР, а затем – в Россию крупные партии сигарет, но эти времена канули в Лету. Сегодня мало кто помнит рекордные поставки 1970-х годов, когда производство табачных изделий в стране достигало 150 000 тонн. Но их доля на рынке в последние годы неумолимо снижается: с 12% в 1995 году до менее 1% в 2001. Причины самые разные: и низкий уровень менеджмента СП в России, и плохая реклама, и "ловкие" дистрибьюторы.
Болгарские сигареты, занимавшие самую низкую ценовую нишу, делаются не из болгарского или, по меньшей мере, на 90% не из болгарского табака, а оригинальная рецептура, благодаря которой они в свое время были столь популярны в СССР, давно не соблюдается. По словам специалистов "Булгартабака", одной из причин потери позиций на российском рынке является то, что большинство таких известных марок, как "Опал", "Ту-134", "Стюардесса", "Вега", "Феникс" в 1992-1993 годах были зарегистрированы "Роспатентом" на имя швейцарской фирмы "Селектинвест".

Исполнительный директор "Булгартабака" Георги Попов считает, что "Роспатент" допустил ошибку, и теперь он, как руководитель холдинга, обязан ее исправить. Если "Булгартабак" действительно собирается вновь утвердиться на рынках России, ему, скорее всего, следует изменить стратегию, сделать ставку на продвижение новых марок "легких" сигарет более высокого качества и в современной упаковке. Сейчас, похоже, это не входит в число приоритетов компании, где ждут появления нового собственника, который, скорее всего, будет иметь сильные позиции в России без помощи болгар.

Процедура по приватизации "Булгартабака" уже началась.
К ней проявили интерес 5 компаний, 3 из которых с российским участием (две связаны с Маколом Черным, а третьей является банк "Региональная инициатива", бывший "Одинцово"). Не обошлось и без скандалов. "Союзконтракт", как один из дистрибьюторов болгарских сигарет, обвинил генерального директора "Булгартабака", что тот потребовал взятку в размере 500 тыс. долл. Пока обвинение повисло в воздухе, не подкрепленное доказательствами. Важнее для болгарской стороны то обстоятельство, что Россия заявила претензии в отношении некоторых предприятий, включенных в активы холдинга, которые она получила по репарации от Германии. Долгое время болгарские представители утверждали, что это не так. Но, очевидно, в Москве сохранились документы середины прошлого века, которые смогли бы повлиять на ход приватизации "Булгартабака", или, по крайней мере, обеспечить России дополнительный процент акций холдинга.

Кто победит, станет ясно в конце июля 2002 года. Но нужно иметь в виду, что выбор серьезного российского покупателя многое означал бы для обеих стран. Болгарии, большая часть населения южных районов которой живет именно за счет производства табака, это гарантировало бы торговлю сигаретами (а не только табаком) с Россией. Что касается Москвы, для нее успех в приватизации "Булгартабака" явится показателем успешности новой российской политики на Балканах и в странах, прежде входивших в Варшавский договор: масло вместо оружия. Россия делает ставку на бизнес и стратегические проекты, чтобы восстановить свое влияние в этих регионах.

Положение с болгарскими сигаретами в России является лишь одним из множества примеров, показывающих, что в Софии нет полной ясности относительно российского рынка. Болгарская сторона продолжает исходить из устаревших стереотипов, не располагает достоверной информацией. Зачастую энтузиазм молодых западных воспитанников болгарского кабинета министров расходится с реальностью, когда идет речь о России.

Решение вопроса о соотношении "количество-качество" имеет исключительное значение для болгарских торговцев и производителей, затрагивает каждого, поскольку от того, будет ли повышение спроса удовлетворяться за счет качественного предложения, зависит сегодня судьба импортера в России. Условия на рынке изменились, анархия, царившая в торговле в 1991-1995 годах, ушла в прошлое. Выжить теперь могут лишь те, кто осознал рыночную специфику, а также "зарубил себе на носу": переклеивание этикеток на товарах с просроченным сроком годности, быть может, и принесет небольшую прибыль, но чревато перспективой навсегда вылететь с рынка. Любой болгарин в Москве может поделиться с вами воспоминаниями об авральном переклеивании этикеток года эдак четыре назад, и, к сожалению, это не фольклор. Принцип, согласно которому рынок бездонен и проглотит любой товар, защищавшийся многими ловкачами-торговцами и производителями не без помощи таких же местных ловкачей, нанес огромный вред в России, где серьезные болгарские бизнесмены прилагали и продолжают прилагать усилия, чтобы восстановить доброе имя болгарских товаров. С другой стороны, не придется долго искать и тех болгарских бизнесменов, которых "кинули" их русские партнеры.
Показательным для состояния и возможностей болгарских производителей, с точки зрения соотношения "количество-качество", является такой факт: в прошлом году из предоставленных 48 квот необлагаемого импорта болгарских товаров в ЕС на 100% осуществлены лишь несколько, но ни единой квоты из приблизительно 18 000 тонн свежих овощей и фруктов.
У болгарских производителей есть лишь один шанс – объединить усилия отраслевых организаций. Во-первых, мощности болгарских предприятий невелики, в одиночку они не смогут удовлетворить серьезный спрос; во-вторых, реклама в Болгарии имеет чисто символическое значение – на нее расходуется приблизительно 0,01% тех сумм, которые ежегодно тратят на это конкурирующие с болгарскими предприятиями западные, да и не только западные, фирмы. В-третьих, болгарским фирмам не придется обмениваться ударами ниже пояса, что происходит сейчас сплошь и рядом во многих областях.

Последние десять месяцев со всей очевидностью продемонстрировали оживление двусторонних отношений. Болгария стремится восстановить свои позиции на российском рынке. Теперь стране придется начинать чуть ли не с нуля: ее торговый баланс с Москвой убийственно отрицателен. Россия также имеет все основания для недовольства уровнем взаимной торговли: несмотря на миллиардный плюс в товарообмене с Болгарией, 93% ее экспорта составляют энергоносители (газ, нефть, уголь, топливо для атомной электростанции). Болгарии пока не обойтись без российского сырья. Однако, по мере либерализации европейских рынков, у страны могут появиться альтернативные поставщики энергоносителей. Уникальное географическое положение этого балканского государства открывает немало возможностей для "чистого" российского бизнеса, тем более что "вето" на его присутствие в Болгарии теперь отменено. Российских предпринимателей могли бы заинтересовать несколько направлений, перспективных для инвестиций и создания совместных предприятий, в том числе в таких отраслях, как энергетика (в 2002-2003 годах предполагается приватизировать предприятия энергетического сектора, которые имеют для болгарской экономики наибольшую ценность, поскольку располагают возможностями для сверхпроизводства, в то время как соседние балканские страны и Италия испытывают нехватку электроэнергии; планируется также увеличить мощности существующей газопроводной системы); финансы; сельское хозяйство (СП); виноделие; туризм – прежде всего детский; предприятия ВПК (болгарская сторона выразила желание, чтобы российские предприятия участвовали в менеджменте болгарских предприятий, работающих по российским оружейным лицензиям; РСК "Миг" выиграл конкурс на модернизацию болгарских "Миг-29" по натовским стандартам, что позволяет рассмотреть возможность создания совместного предприятия по ремонту и модернизации истребителей этого типа, находящихся на вооружении в третьих странах), бытовая электроника и химическая промышленность (с перспективой выхода на рынки третьих стран).

Развитие тех же направлений могут предложить и другие государства балканского региона. И если Россия хочет более весомо присутствовать на Балканах, ей следует проявлять большую активность в расширении экономических контактов, заботиться об участии в стратегических инфраструктурных проектах, увеличивать долю своих инвестиций в экономику балканских государств.

Если Российская Федерация хочет восстановить свое влияние в Юго-Восточной Европе, ее руководство не может не отдавать себе отчета, что сегодня масло важнее оружия. Вероятно, поэтому акцент поставлен на развитии торговых связей, на инвестициях в стратегических проектах (нефтепровод Бургас-Александруполис, в котором в равных долях участвуют Россия, Греция и Болгария), а также в других инфраструктурных проектах на всем Балканском полуострове. Состоявшиеся в 2002 году сессия Российско-Болгарской комиссии и визит премьер-министра Болгарии в Москву позволили совершить прорыв в двусторонних отношениях на основе принятия разумных компромиссов. Будущее покажет, сумеют ли стороны превратить теоретические построения в практические шаги. Они продемонстрировали взаимную уступчивость и сумели принять решения по десяти важным темам. Лед в двусторонних отношениях начал таять. Но, как известно, весенний ледоход чреват паводками. Сегодня важно прагматически решать проблемы бизнеса и не позволять забалтывать их.


Макроэкономические показатели

Основные показатели болгарской экономики в 2001 году

(+) Ожидаемый экономический рост 4,9% — выше прогнозируемого 4,5% (Болгария вышла на первое место в регионе)
(+) Рост в промышленности 8,4%
(+) Рекордные (% ВВП) инвестиции — 19,5%
(-) Безработица 17,3% в декабре, высокая, но упала в 2000 году.
(+) Бюджетный дефицит 0,9% ВВП — ниже прогнозируемого 1,5% (самый низкий в регионе)
(+) Валютный резерв 4 млрд евро (рекордно высокий уровень)

Болгария расположена в центре Балканского полуострова, что дает ей большие преимущества во всех стратегических проектах в сфере энергетики. Интерес к этому району растет с каждым годом, а после 2006 года, когда планируется либерализация энергетического рынка, Балканы могут превратиться в «энергетический хит». Почти все крупные проекты «Восток-Запад», связанные с нефтью, газом, электроэнергией и трубопроводами, имеют отношение к Балканскому полуострову.
Поэтому вопрос о том, где пройдут трассы энергетических потоков из района Каспийского моря, которым в ближайшие десятилетия предстоит играть важную роль в жизни Европы, России и США, интересует все балканские государства. От его решения в большой степени будет зависеть их экономическая стабильность.
Энергетический рынок на Балканах весьма динамичен, и Болгария на нем —
первая скрипка по нескольким причинам: во-первых, она является ведущим экспортером электроэнергии (42% балканского рынка); во-вторых, через ее территорию проходят основные газопроводы в Турцию, Грецию, Македонию и Албанию.
Тем не менее, в ближайшие годы Болгария будет зависеть от импорта первичных энергоресурсов, объем которого составляет 60% от всех потребляемых первичных энергоресурсов (газ и нефть — почти полностью из России, уголь — из Украины).

Прогноз потребления природного газа на 2010 год (млрд куб. м)

Следить за новостями ИНЭС: