Политика, экономика, управление
Давая подробную, подкрепленную статистическими данными характеристику тенденций, сложившихся в хозяйственной и социальной сфере, автор определяет наиболее актуальные задачи, стоящие перед регионами Центрального федерального округа.
Георгий ПОЛТАВЧЕНКО
Политика, экономика, управление
"Экономические стратегии", №08-2006, стр. 14-17
|
Характерной особенностью развития Центрального федерального округа (ЦФО) в 2000-2005 гг. является преобладание промышленности в структуре региональной экономики. Тому есть две причины. Во-первых, исторически сложившаяся специализация регионов. Значительная часть предприятий и организаций – это бывшие "гиганты" советской индустрии. Причем многие являются "регионообразующими", и любые нештатные ситуации приводят к ухудшению региональных показателей как непосредственно по промышленному развитию, так и по экономическому росту в целом. Во-вторых, отсутствие возможности развивать добывающие виды деятельности и менее выгодное по сравнению с южными регионами географическое положение, не позволяющее добиться таких же успехов в сельском хозяйстве, заставляют заниматься развитием производственного сектора.
Во всех регионах ЦФО за период с 2000 по 2005 г. наблюдался рост промышленного производства.
В целом за рассматриваемый период по ЦФО объем промышленного производства в фактических ценах увеличился в 3 раза; в сопоставимых (по оценке) – на 62%, при среднем ожидаемом по России уровне прироста 29%. Объем промышленного производства на душу населения в целом по ЦФО за рассматриваемый период увеличился в 3 раза.
К сожалению, рассчитывать в ближайшие годы исключительно на интенсивный промышленный рост не приходится: уже сейчас многие предприятия и организации используют технологии и оборудование, которые не способны не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции,
а значит – поддерживать существующие темпы роста.
Позитивные изменения, проявившиеся после кризиса 1998 г., а также благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и относительная внутренняя социально-экономическая стабильность обеспечили сохранение на протяжении последних лет положительной динамики важнейших показателей развития регионов ЦФО. Уже в 2000 г. экономика вышла на уровень 1994 г., но с гораздо лучшими качественными характеристиками и дальнейшими перспективами роста.
Ключевым фактором начала экономического оживления явилось произошедшее после августа 1998 г. значительное реальное обесценивание рубля, в результате чего импорт сократился по сравнению с докризисным уровнем наполовину и появились возможности для расширения внутреннего производства. Падение цен на продукцию естественных монополий и более медленный рост заработной платы в этот период также привели к снижению издержек производства.
В целом в 2000 г. для большинства регионов ЦФО было характерно сохранение положительной динамики промышленного производства, объемов производства сельскохозяйственной продукции и инвестиций в основной капитал. Также происходило увеличение собираемости налогов, наметилась стабилизация ситуации на рынке труда.
В 2001 г. в целом по ЦФО удалось сохранить положительную динамику важнейших показателей социально-экономического развития. Один из наиболее значимых результатов состоит в том, что экономический рост был сохранен, причем произошел переход от внешнеэкономических факторов роста к внутренним. Возникла тенденция опережающего роста динамики инвестиций в основной капитал и потребления населением товаров и услуг по отношению к динамике ВРП и промышленного производства. Одновременно сохранялась финансовая стабильность, обеспечиваемая последовательным улучшением собираемости налогов.
Однако в это же время проявилось влияние отдельных факторов, повлиявших на замедление темпов экономического роста. Сказывались, во-первых, неблагоприятное воздействие внешних факторов – относительной рецессии мировой экономики и ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры в условиях сильной зависимости всей российской экономики и экономики регионов ЦФО от внешних изменений –
и, во-вторых, устойчивый рост реальной заработной платы, который к концу 2001 г. практически достиг предкризисного уровня.
В социальном плане и с точки зрения расширения конечного спроса это, безусловно, было положительным моментом, однако, как и опережающий рост цен в естественных монополиях, рост реальной заработной платы увеличивает издержки предприятий и снижает их финансовые возможности по увеличению инвестиций в производство.
В целом же достаточно благоприятные итоги 2001 г. в условиях исчерпания действия большинства факторов, положительно воздействовавших на экономический рост в период 1999-2000 гг., подтвердили повысившийся уровень адаптации предприятий и организаций ЦФО к внешним условиям. Предприятия и компании функционировали достаточно устойчиво при таких внешних параметрах, которые раньше являлись для них критическими.
В 2002 г. положительная экономическая динамика регионов ЦФО поддерживалась в основном за счет роста ориентированных на экспорт секторов экономики и отраслей потребительского спроса, обеспеченных ростом объемов товарооборота. В то же время в 2000-2001 гг. инвестиционный фактор перестал быть наиболее значимым с точки зрения роста экономики, что повлияло на снижение темпов экономического роста. К концу 2002 г. фактически полностью были исчерпаны факторы роста, сложившиеся в российской экономике после кризиса 1998 г.
Вместе с тем период 2000-2002 гг. был успешным с точки зрения социально-экономического развития ЦФО и России в целом. Наблюдался устойчивый экономический рост. Реальные располагаемые денежные доходы населения практически вышли на докризисный уровень, а оборот розничной торговли существенно превысил его. Произошло снижение уровня безработицы и увеличение производительности труда, хотя темпы ее роста заметно уступали темпам роста реальной заработной платы. При всем том 2000-2002 гг. и весь посткризисный период не были однородными как по темпам развития, так и по факторам, их определяющим.
В 2003 г. сохранилась тенденция общего экономического роста по всем регионам ЦФО. При этом по отдельным показателям темпы развития превысили соответствующие значения 2002 г. Можно отметить, что по итогам года удалось преодолеть тенденцию замедления экономического роста, наметившуюся в 2002 г. Основными причинами такого подъема явились увеличение инвестиционной активности, в том числе иностранной, а также благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. В 2004 г. в регионах ЦФО рост промышленного производства продолжился, и его темпы, как и в предыдущие годы, превышали среднероссийский уровень. В 2005 г. сохранялась тенденция роста промышленного производства, инвестиций
в основной капитал, увеличились доходы в бюджеты регионов. Продолжалось интенсивное строительство жилья, заметно активизировался розничный товарооборот.
Среди негативных тенденций можно проследить рост инфляции, в 2005 г. составивший по ЦФО 110,5%, что связано с ростом тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале года. В большинстве регионов округа производство продукции сельского хозяйства снизилось или балансирует на нулевой отметке роста. Правда, с другой стороны, в сельскохозяйственном производстве ЦФО все больше внимания уделяется проблеме налаживания межотраслевой кооперации, а также созданию холдинговых компаний, способных поддерживать и развивать агропромышленные предприятия и объединения. Во многих регионах предпринимаются меры по поддержке сельхозтоваропроизводителей, прорабатываются вопросы интеграции хозяйств с промышленными и перерабатывающими предприятиями, привлечения инвесторов. Тем не менее в настоящее время сельскохозяйственная отрасль ЦФО отстает в своем развитии от промышленного производства и других отраслей экономики регионов. Это значит, что основное внимание в обозримой перспективе должно быть уделено созданию скоординированной системы мер, направленных на формирование благоприятных условий для инвестирования агропромышленного комплекса.
В то же время необходимо учитывать, что региональная экономика обладает большой инерционностью, поэтому несколько благоприятных лет не смогли принципиально изменить сложившиеся негативные тенденции. Во-первых, особо следует подчеркнуть, что в последние годы продолжался процесс межрегиональной дифференциации, носящей ярко выраженный социальный характер. Разница в уровне жизни между различными слоями населения по регионам ЦФО значительно возросла. Во-вторых, продолжает действовать "механизм торможения" роста, так как существующая скорость модернизации социальной и экономической сфер не в полной мере обеспечивает устойчивые темпы экономического развития. Для его ускорения необходимы активизация структурных реформ в экономике регионов округа, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, расширение возможностей для малого и среднего бизнеса, создание новых предприятий и всемерное развитие прогрессивных (инновационных) технологий.
В целом за последние шесть лет прослеживаются положительные тенденции в социально-экономическом развитии Центрального федерального округа, однако для их сохранения и дальнейшего роста необходимо стимулировать перспективные направления жизнедеятельности, обеспечивающие постепенное формирование наукоемкой экономики, способной в будущем повысить конкурентоспособность регионов как в российском экономическом пространстве, так и на международном уровне. Это особенно актуально в свете предстоящего вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
Формирование бюджетов регионов ЦФО за последние пять лет претерпело существенные изменения, связанные как с проводимой налоговой реформой и корректировкой бюджетной классификации, так и с организационной перестройкой системы отчетности доходных и расходных статей бюджета.
С конца 2000 г. по настоящий момент наибольшие изменения претерпела динамика трансформации показателей по отдельным регионам. В первую очередь это связано с различными начальными ("стартовыми") условиями развития территорий ЦФО: регионы с первоначально низким уровнем развития показывают значительно более быстрые темпы роста (изменения) показателей бюджета, однако структурный анализ
доходных статей бюджета в ряде случаев свидетельствует, что высокие темпы роста не всегда сопровождаются положительными изменениями структуры бюджета.
По существу, можно констатировать, что за период 2000-2005 гг. произошло трехкратное увеличение совокупных доходов бюджетов регионов ЦФО (без учета внутренних оборотов и инфляции).
В частности, совокупные расходы бюджетов регионов ЦФО за это время увеличились менее чем в 3 раза. Соответственно, можно говорить о стабилизации бюджетных процессов и увеличении профицитных бюджетов регионов. Хотя по итогам 2005 г. бюджеты только 8 регионов были исполнены с профицитом, бюджетный процесс в регионах ЦФО находится в рамках ограничений, накладываемых Бюджетным кодексом Российской Федерации. Всего в двух регионах размер дефицита бюджета вплотную подошел к отметке в 12% (согласно Бюджетному кодексу, он не должен превышать 15%) от размера собственных доходов бюджета, тогда как дефицит в остальных не превышает 6%. Доля расходов государственного долга, которая не должна превышать 15% объема расходов бюджета, во всех регионах ЦФО не превышает 3,5%. Ни
в одном из регионов размер перечислений из федерального бюджета не превышает 50% доходов бюджета. Доля первоочередных расходов (расходы на оплату труда, обслуживание госдолга и трансферты населению) в расходах бюджетов регионов ЦФО находится в пределах 25-45%.
Следует отметить, что политика субъектов Федерации в данном вопросе на протяжении последних лет претерпела определенные изменения. В частности, многие субъекты предпочитают максимально использовать доступные финансовые ресурсы, что на первый взгляд приводит к дефициту бюджетов, однако дает положительный эффект с течением времени, позволяет своевременно решать задачи социально-экономического развития регионов. Как и в предыдущие годы, в настоящее время сохраняется тенденция дефицитов местных бюджетов регионов в отличие от бюджетов субъектов Федерации и консолидированных бюджетов. Особенно ярко это проявляется в свете проводимой реформы местного самоуправления и замены льгот на денежные компенсации. Именно неготовность бюджетов своевременно компенсировать расходы на нижних уровнях бюджетной системы привела к нестабильности при переходе на компенсационные выплаты льготникам.
Структура расходов по регионам ЦФО постепенно выравнивается. Так, на социальную политику тратится в среднем от 11 до 14% от всех расходов бюджета, на здравоохранение и спорт – от 14 до 17%, на образование – от 22 до 26%, на ЖКХ – 11-15%, на национальную экономику – 12-15%, на общегосударственные вопросы – от 7 до 11%.
В 2000-2005 гг. уровень инвестиционной активности в регионах ЦФО вырос в 1,9 раза. Центральный федеральный округ остается привлекательным с точки зрения привлечения иностранных инвестиций. Между тем их объем во многих регионах не соответствует имеющемуся инвестиционному потенциалу, и при грамотно построенной и продуманной инвестиционной политике (как окружной, так и в большей степени региональной) можно ожидать значительного увеличения данного показателя, на порядок превышающего существующие значения.
К сожалению, во всех регионах округа сохраняется тенденция сокращения численности населения из-за его естественной убыли. Исключение составляют Москва и Московская область, что связано прежде всего с миграционными процессами. В регионах ЦФО отмечаются самые низкие коэффициенты рождаемости (в среднем по округу – 8,8 родившихся на 1000 человек населения, по России – 10,3) при самых высоких коэффициентах смертности (18 умерших на 1000 человек населения, по России – 16,4). Как следствие области Центрального макрорегиона относятся к самым демографически депрессивным районам России. Все последние годы ситуация крайне неудовлетворительна. Конечно, за несколько лет переломить тенденцию невозможно, однако уже сейчас нужно планировать конкретные действия и мероприятия, закладывать их в окружные и региональные программы. Уровень среднегодовой номинально начисленной заработной планы во всех регионах ЦФО с 2000 по 2005 г. вырос в среднем
в 2,5 раза. В целом по округу в 2005 г. по отношению к 2000 г. объем розничной торговли на душу населения также вырос в 2,5 раза.
В предстоящие годы кадровый ресурс станет одним из наиболее значимых для ЦФО. Во многих регионах уже сейчас наблюдается дефицит подготовленных работников, способных удовлетворять все более повышающиеся требования со стороны работодателей, особенно при реализации крупных инвестиционных проектов и создании современных производств, ориентированных на выпуск высококачественной продукции, отвечающей мировым стандартам. Известная формула "кадры решают все" вновь приобретает актуальность. Необходимо создать современную систему подготовки и переподготовки специалистов,
в том числе для целей государственного и местного управления.
Очевидно, в ближайшей перспективе особое внимание необходимо уделить созданию на территории регионов так называемых "узлов ускоренного экономического развития". Подобная работа уже проводится в Московской, Владимирской и Липецкой областях, а также других регионах ЦФО. Однако сейчас далеко не все регионы определились не только с конкретными территориями для освоения инвестиций, но и со стратегическими целями своего развития, выраженными через систему четких мероприятий и программ. Если говорить о выстраивании комплексной работы по региональному развитию, построению системы целей и задач развития, а также их увязки с окружным и федеральным уровнями, то здесь уровень проработки вопросов "на местах" все еще далек от идеального. Конечно, в большинстве регионов ЦФО существуют разработанные по федеральным нормативам (стандартам) программы и планы развития, но не всегда в них должным образом разделены "декларативные", глобальные цели, к которым можно отнести и удвоение валового регионального продукта, и конкретные действия, исходя из анализа которых рассматриваются, к примеру, предложения по выделению бюджетных средств или реализация каких-либо проектов, в том числе с прямым участием частных инвесторов.
Таким образом, тенденции, сложившиеся в хозяйственном развитии территорий, социальной сфере, позволяют сформулировать вывод о том, что для успешной реализации политики социально-экономического роста ЦФО и решения задач, поставленных Президентом страны, регионам необходимо:
- определить долгосрочные цели своего развития на основе исторических тенденций, специализации, преимуществ, способных стать базой дальнейшего движения вперед;
- наметить цели и задачи на среднесрочный период с привязкой
к конкретным действиям администраций (органов государственной власти) регионов;
- взаимоувязать данные цели на окружном уровне посредством программ развития, в том числе и отдельных видов деятельности, например в рамках разработки Программы развития АПК ЦФО (именно как межрегиональной программы).