Политические итоги Олимпиады-2008 в Пекине, или Что такое гармония мира по-китайски?

Номер 7. Мир вразнос

По мнению автора, России для «сохранения лица» необходимо использовать Всемирную экономическую выставку ЭКСПО-2010 в Шанхае и по умолчанию выйти из китайской политической схемы «гармонии мира», перейдя к схеме «клятвенного союза добрососедствующих суверенов — Мэн» с равными претензиями на обладание благодатной силой — дэ.

Андрей Девятов
Политические итоги Олимпиады-2008 в Пекине, или Что такое гармония мира по-китайски?

"Экономические стратегии", №07-2008, стр. 34-38

Девятов Андрей Петрович — военный китаевед, исполнительный директор Академии небополитики.

Для полноты, целостности и органичности понимания политических итогов Олимпиады-2008 в Пекине необходим как ретроспективный взгляд в историю, так и увязка с предстоящими событиями, как рациональный логический анализ, так и оценки на уровне коллективного бессознательного, взгляд с позиции как западного (библейско-средиземноморского), так и даосско-конфуцианского (срединноземельного) наблюдателя.

Дракон проснулся, готов взлететь и показать полную силу

Подводя итоги XXIX летних Олимпийских игр, официальная китайская пропаганда отметила "Девять ценных сокровищ, преподнесенных Пекинской Олимпиадой-2008" китайскому Дракону. Это:

  • спортивные медали и рекорды, вселившие в китайцев чувство национального достоинства и уверенности в правильности курса партии и правительства;
  • улучшение экологии столицы, способствовавшее укоренению в широких народных массах представления о необходимости поддержания чистоты и качества окружающей среды;
  • экономический рост, позволивший большинству населения наслаждаться благами "малого процветания" страны;
  • триумф 5000-летней культуры нации "желтых людей – лучших из лучших";
  • дипломатическая победа, которая выразилась в том, что в Пекин приехало более 100 лидеров стран и регионов мира, членов королевских семей и других высоких гостей;
  • информационная победа за счет пропаганды через СМИ успеха Олимпиады в глобальном масштабе;
  • демонстрация стране и миру эффективности китайских специальных служб, создавших и обеспечивших уникальную систему безопасности;
  • развитие системы транспорта и инфраструктуры гостеприимства, работавших без сбоев, четко и обеспечивших комфорт гостям Олимпиады разного статуса и достатка;
  • мобилизация добровольцев, помогавших гостям Олимпиады и продемонстрировавших миру способность китайцев к бескорыстному служению.

Оценивая то же самое неофициально, можно сказать, что в Пекине:

  • состоялась традиционная для китайской культуры "мягкая демонстрация силы", а также демонстрация "высокого пафоса нации", "неоспоримых преимуществ китайской цивилизации" и "единства общества и государства" в современных условиях;
  • сделана заявка на показ миру после Олимпиады растущего влияния Срединного государства ханьской нации на международную обстановку;
  • Олимпиада показала смену мирового лидера с точки зрения духовного потенциала и стала стимулом для Китая предпринять "штурм высот" геоэкономики с целью превращения в глобального лидера ("мировую державу первого порядка").

Гармония Пифагора и гармония Конфуция

Ключом для понимания того, как и когда китайцы намерены превратить свою страну в универсальную (всеохватывающую) империю, является идеологическая кульминация церемонии открытия Олимпиады, когда тысячи людей на поле стадиона выложили иероглиф (хэ), имеющий смысл "гармония мира". Китайцы, японцы, корейцы и представители других народов, воспринявших иероглифические (символические) смыслы даосско-конфуцианской цивилизации, почувствовали значение происходящего. А те, кто пользуется буквенным письмом, остались в недоумении.

Лозунг "гармония мира" был официально поднят и стал составной частью политики КНР на V пленуме ЦК КПК XVI созыва летом 2005 г. Тогда же Китай подарил ООН символ "гармонии мира" – колокол.

Западное, идущее от Пифагора понимание "гармонии мира" связано с "музыкой сфер", со слаженной соразмерностью неравновеликих частей целого, которых по крайней мере три (аккорд складывается минимум из трех звуков), с музыкальным ладом.

В конфуцианской же системе взглядов "гармония мира" понимается не иначе как политический процесс внешних сношений Центра Земли, занятого Срединным государством желтых людей, которое является средоточием культуры, и всего остального окраинного мира (варваров). При этом превосходство цивилизации центра над варварством окраин традиционно мыслится как тотальное, вневременное, нравственное, единственно возможное состояние, естественное и предопределенное как различие между отцом и сыном. В энциклопедии "Тун дянь" ("Обозрение установлений", Шанхай, 1935) говорится: "Земли Хуася (1) находятся в центре того, что освещает солнце и луна, между верхней и нижней твердью. Все живое там получает здоровое жизненное начало (ци – дух). Характер людей там уравновешенный и добрый. Почвы плодородны. А растительность разнообразна. Поэтому там появляются на свет совершенномудрые, которые наследуют нормы нравственности и учения культуры и претворяют их в жизнь. Земли же остальных (и; 2) расположены по краям. Жизненные начала там нездоровые. У них не рождаются на свет совершенномудрые, и там некому исправлять первоначальные дикие нравы". Для официальных документов, касающихся внешних сношений, вплоть до второй половины XIX в. характерна отрицательная нравственная характеристика окружающих народов, которые в глазах китайцев, как правило, корыстны, грубы, глупы, хитры, непостоянны, непокорны, склонны к жестокости, воинственны и т.п.

Окраинные народы, в силу своей периферийности не обладающие добродетелью, становились бедствием для Срединного государства ханьцев. Выход из положения был найден в доктрине универсальной власти императора. Первое положение этой доктрины гласило: "На небе не может быть двух солнц, на земле – двух государей". Второе положение утверждало, что эта власть – универсальная: "Все, кто под Небом, – вся Поднебесная – подчиненные императора Срединного государства".

Считалось, что единственная и всеохватывающая власть императора подобно свету солнца и раскатам грома привносит порядок в мироздание, выступает условием и гарантом нормального существования всех людей. Будучи источником блага в мире, власть и влияние китайского императора распространяются на окружающие народы, как круги по воде. Т.е. экспансия идет из одной точки волнами во все стороны – сначала на ближних, затем на дальних. В доктрине универсальной государственности говорится: "Сын Неба не стремится получить от варваров никакой пользы: ни от единого человека, ни от единой пяди земли. Не проявляет ни малейшего пристрастия – как при вручении самых малых наград, так и при применении самых строгих наказаний". Таким образом, взаимодействие Срединного государства китайцев с внешним миром до середины XIX в. характеризовалось тем, что "окраинные народы" воспринимались как объект императорской власти, на который следовало оказывать благотворное влияние. А т.к. первоначальная природа "варваров" была несовершенна, императорская власть должна была ее изменить, исправив дикие нравы. В этом принципиальное отличие традиционных отношений Китая с внешним миром от современных западных международных отношений. Ныне считается, что источник развития находится не на Небе, а в самом обществе и внешние связи следует строить на таких основаниях, как поиск компромиссов, общих интересов, принятие партнера таким, каков он есть. Китай же всегда видел смысл и цель своих внешних сношений лишь в том, чтобы цивилизовать внешний мир под себя, а сами отношения рассматривал как процесс своего преобразующего влияния (окультуривания, приведения к состоянию согласия и покоя). На имперское воздействие внешний мир реагировал двояко. Одни народы сразу покорялись Срединному государству. Это называлось "предаться власти императора, сообразуясь с Высшим Законом – Дао". Но были и "идущие против воли Неба". К ним приходилось применять силу.

Это называлось "предавшиеся власти в результате капитуляции". Воздействие китайской цивилизации распространяется на весь Поднебесный мир. В своей универсальности оно подобно Небу и Земле: "Благая сила – дэ – правящей Небесной династии [подобно Небу] все накрывает, и [подобно Земле] все несет на себе". Сопротивление китайскому влиянию безнадежно. Оно – всего лишь преходящий момент в циклах перемен, который в фазе китайского величия должен приводить к тотальному подпадению "варваров" (а технический прогресс с позиции добродетели – это всего лишь развитая дикость) под нравственное преображение. Это покорение выражалось в приездах лидеров окраинных народов ко двору с данью уважения и дарами "местных продуктов".

Приезд был обязательным. Он рассматривался как следствие благоприятной обстановки в самом Китае и как признак успешного умиротворения Китаем внешнего мира, пребывающего в хаотическом состоянии. Традиционная китайская политическая теория под преображением варваров имела в виду проявление ими искренности. Способ выражения искренности был, в сущности, один – приезд на поклон ко двору императора с данью уважения. Таким образом, Китай подобно магниту притягивает к себе всех, кто искренен, и обладатели этого качества с окраин, преобразовавшиеся или только стремящиеся преобразоваться, невзирая на трудности, едут, чтобы выразить верность Сыну Неба. Их приезд в китайском сознании означает ни что иное, как завершение процесса снисхождения высших мироустроительных сил Неба в общественные отношения и воцарение в мире полной гармонии. И никак иначе!

В свете сказанного главным политическим итогом Олимпиады-2008 был приезд в Пекин президента США Джорджа Буша-младшего, первого из североамериканских президентов посетившего открытие Олимпиады на территории зарубежного государства.

А такие влиятельные фигуры мировой закулисы, как наследник испанской короны принц Астурийский Филипп и идеолог американского фундаментализма Генри Киссинджер, находясь рядом, лишь ритуально обрамляли фигуру покорившегося с почтением лидера ведущей "Страны Заката" (Запада).

Год Черного Дракона – 2012

Хотя в материалах последних съездов КПК пик благоденствия страны назначен на 2019 г., кардинальное изменение места Китая в мире планируется уже в 2012 г. Это год XVIII съезда КПК, проведение которого (и даже отказ от его проведения в связи с формой возвращения Тайваня в лоно родины) ознаменует окончательный переход единого Китая к имперской традиции по "Мандату Неба". В политической доктрине преобразующего влияния благодатной силы – дэ – всеохватной универсальной империи Небесной династии большое внимание уделяется знамениям Воли Неба (высших космических сил).

В 2008 г. Желтой Крысы стартовал очередной двенадцатилетний цикл мироустроительных перемен. Желтый – это цвет почвы Срединного государства. В мае старт был отмечен сильнейшим землетрясением в центральной провинции Китая Сычуань, а в августе – полными затмениями Солнца и Луны, которые можно было наблюдать в полосе древних столиц Сиань – Лоян.
А это в энергетике Космоса тревожные знамения, предупреждающие о грядущих потрясениях в жизни общества (крах мировых финансов, военная активность, напряженность в глобальной политике). Объявленный в Китае после Олимпиады-2008 "штурм высот" геоэкономики, предпринимаемый при содействии мастеров денежных дел мировой финансовой олигархии (финансового интернационала), наверняка закончится в пользу Китая и к посрамлению США. Китай уверенно станет лидером Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором (во Владивостоке) Россия в 2012 г. должна провести саммит Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). К 2012 г. станет очевидно превосходство совокупной мощи Китая над всеми странами региона. Это соотношение на Дальнем Востоке будет не в пользу России. На саммите АТЭС Россия рискует "потерять лицо", превратившись в данника, приносящего "местные продукты", окраинную землю, находящуюся под присмотром "министерства церемоний" Срединной империи.

В этом плане весьма примечательна оценка обстановки, данная Постоянным представителем России при НАТО Д.О. Рогозиным на фоне триумфа китайцев на Олимпиаде в Пекине. В интервью газете "Завтра" по поводу обострения отношений России с Альянсом он сказал: "На Западе сегодня не просто боятся Китая, а – такое впечатление – вообще смотрят на Китай, как кролик на удава. При этом официально ни слова о какой-либо "китайской угрозе" ни в НАТО, ни в Евросоюзе не говорится. Полная тишина, табу (запрет)… Россия же для современного Китая – это стратегический тыл, а главное направление китайской политики – это Юго-Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион в целом. Китаю нужна сильная и стабильная Россия, из которой он мог бы черпать все необходимое для мощного натиска в этом направлении, включая присоединение Тайваня. Если Китай и угрожает нам, то лишь тем, что способен черпать из России больше того, что мы можем дать без ущерба для себя. Но говорить о том, что Китай угрожает нашей стране, что мы являемся стратегической целью Пекина – это неправда".
Как известно, правда у каждого своя. Правда то, что с 1993 г. Китай осуществляет военную доктрину "переноса стратегических границ за пределы национальной территории", где мирное одоление Срединным государством трех Северов: Североамериканских Соединенных Штатов, Североатлантического альянса (НАТО) и Севера Евразии (Россия за Уралом) есть цель, поставленная Военным советом ЦК КПК. После Олимпиады очередным этапом мирного достижения этой цели будет Всемирная экономическая выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае, а затем – саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 г.

Таким образом, России, чтобы "сохранить лицо" в 2012 г., необходимо использовать ЭКСПО-2010 и по умолчанию выйти из китайской политической схемы "гармонии мира" (безграничного благого влияния центра на окраины и искреннего признания окраинами величия Срединной империи) и по умолчанию же перейти к схеме "клятвенного союза добрососедствующих суверенов – мэн" с равными претензиями на обладание благодатной силой – дэ. Такое в китайской политической традиции возможно.

Образ России, усмиряющей безудержную силу Дракона гармонией

На Олимпиаде-2008 в Пекине Китай выдвинул лозунг "Один мир – одна мечта", полностью соответствующий китайской политической доктрине универсальной империи (глобализации по-китайски). Для ЭКСПО-2012 в Шанхае назначен девиз: "Лучший город – лучшая жизнь". В матрице понимания западных ценностей этот девиз означает сытость и комфорт каждой личности, наличие инфраструктуры удобств, транспорта и связи, сферы ресторанных и гостиничных услуг, сферы расслабляющих развлечений, отдыха и оздоровления. Здесь приятно общаться с партнерами по бизнесу, согласовывать вопросы текущей политики, удобно заключать сделки и проводить финансовые операции. Имя такого города – "Ворота в мир глобализации по-американски". Совершенно очевидно, что этим критериям лучшей жизни соответствует быстро модернизируемый город Шанхай, который имеет явные преимущества перед Москвой, Нью-Йорком, Лондоном и Парижем, не говоря уже о Владивостоке.

Однако преобразующее внешний мир благое влияние Срединного государства наверняка выразится в китайских ценностях радости спокойной жизни в кругу большой семьи, где отец строг и заботлив, младшие уважают старших, царит мир и порядок. С большой вероятностью на ЭКСПО-2012 Китай так или иначе продемонстрирует лучшую жизнь на примере единого, духовного, зажиточного и подчиненного четкой иерархии "общества социальной гармонии". Чтобы гармония мира по форме перешла в небесный порядок на земле по существу (для стяжания Мандата Неба), китайская политическая доктрина требует привести благие силы общества в соответствие с Небом и Землей. Такая троичная гармония соответствия человека Высшему Закону Неба и естественным законам Земли выражается иероглифом (хэ).

И Россия с троично-асимметричным сознанием русских (русские пьют на троих, блуждают в трех соснах, кричат троекратное "ура!") обладает здесь такой же благодатной силой – дэ, как Китай в случае с гармонией мира (хэ). Осталось перевести наше понимание китайской политической доктрины гармонии соответствия концентрических кругов по горизонтали и гармонии соответствия человека Небу и Земле по вертикали в образ павильона России на ЭКСПО-2010: образ глобализации по-русски – это радость, а не уют.

Цель павильона России не в том, чтобы символически соединить Запад и Восток – именно так привычно трактуется двуглавый орел в гербе России, унаследованном от Второго Рима, – а в том, чтобы соединить Небо и Землю через сердца людей, как это следует из христианского благовестия "Нового Неба и Новой Земли, где обитает Правда". Т.е. следует отказаться от разъединяющей и противопоставляющей символики познания добра и зла и перейти к объединяющему символу Древа Жизни, а именно исподволь, на уровне чувств, – в формах, символах и декоре – показать, прежде всего китайцам, роль России как ожившего Древа Жизни в стране Восхода, находящейся в геополитической оппозиции странам Заката (Запада), Зеленого Древа Жизни, прорастающего из желтой почвы прагматизма Срединного государства китайцев и одолевающего тяготы жизни не за счет совершенствования технологий комфорта, но через радость души от схождения с неба Духа Истины.

На взгляд военных китаеведов, такой образ России может выразить "Дворец Света", соединяющий жизненные силы квадрата Земли и круга Неба через концентрацию Света на Древе Жизни. "У лукоморья дуб зеленый" – вот верный образ могучей и процветающей России, который должен вытеснить из сознания иностранцев матрешки, балалайки, шапки-ушанки, звериный оскал и рев дикого медведя. Лучшую жизнь трудно обрести лишь в рациональных конструкциях города, ее можно взрастить как живое дерево. Поэтому именно мировое дерево, в равной степени понятное всем цивилизациям, должно стать естественной композиционной осью павильона России.

Вершиной же "Дворца Света" должен быть сделанный из стекла бриллиант классической огранки ("яспис кристалловидный"), разлагающий естественный Белый Свет на все цвета радуги над дворцом и концентрирующий Тот Свет на Древе Жизни внутри дворца. Эскиз прилагается.

ПЭС 8202/04.09.2008

Примечания
1. Хуася – самоназвание Китая.
2. И – варвары.


Пояснение символики

1. Центральная часть павильона читается как символ Дома.
2. В нем растет вечнозеленое Древо.
3. Над домом – Крепость-Град.
4. Арки-входы в основном четверике должны быть сквозными со всех четырех сторон: безграничность, отсутствие замкнутого пространства.
5. В верхнем восьмерике также сквозные арки-окна.

Образ лучшей жизни в российском павильоне на ЭКСПО-2010 в Шанхае (пояснительная записка к эскизу)

Лучшая жизнь у всех народов выражается словом "счастье". Это превосходная степень блаженства, тогда как блаженство – это превосходная степень радости. Радость же в обыденной жизни возникает от ощущения тепла, исходящего от Света Истины, будь то улыбка ребенка, озарение мысли или стяжание энергии денег. Биохимия объясняет счастье как эйфорию отключения разума, освобождение ума от стеснения нормами морали и права, полную свободу сознания от оков Рационального! Биохимическое счастье ощущает наркоман и пьяница под кайфом. В ощущении счастья причина неизлечимости этих пороков человечества. Эйфория без опьянения связана с восторгом чистого сердца. Такой восторг бывает у детей. "Будьте как дети", – учит Благая Весть Священного Писания.

Дети знают искреннюю радость изумления и счастье купания в мечте. Символом лучшей жизни у детей разных народов выступает нечаянная радость получения игрушек (подарков) и чаяние в игре образов будущей (взрослой) жизни. Детским образом счастья лучшей жизни здесь выступает праздник Нового Года. Примечательно, что и у представителей средиземноморской цивилизации, и у желтых людей срединно-земельной цивилизации на праздник Нового Года выставляется символ радости: Древо Жизни. У русских это новогодняя елка, украшенная игрушками.

У китайцев же это живое мандариновое дерево усыпанное круглыми сладкими плодами. И у русских, и у китайцев это символ мечты о лучшей жизни. Павильон России должен продемонстрировать символы и образы "гармонии соответствия" человека Высшему Закону Неба и естественным законам Земли. При этом Небо (Свет Истины) символизирует Бриллиант (по Писанию, "яспис кристалловидный"). Мать-Земля представлена естественной почвой. А образ лучшей жизни выражает прорастающее сквозь почву прагматизма реальной жизни Древо лучшей жизни в образе новогодней елки. Игрушками для мальчиков будут макеты машинок, наноскопов и звездолетов. А игрушками для девочек будут нарядные куклы и затейливые предметы домашнего очага. Венчать же Древо Жизни будет Звезда счастья.

Политический смысл павильона – продемонстрировать прагматичным китайцам образ сопряжения символов традиционной китайской "гармонии умиротворенного покоя" (блаженства) по горизонтали с русской троично-асимметричной "гармонией соответствия Небу" (счастья) по вертикали с тем, чтобы получить в глазах китайцев положительный и достойный России СТАТУС СТАРШЕЙ СЕСТРЫ семьи народов.

Следить за новостями ИНЭС: