Показатели стратегического развития университета

Номер 2. Стартовый импульс

Сущность предлагаемого автором альтернативного способа формирования системы показателей стратегического развития организации состоит в том, что прежде всего определяется основное содержание самой стратегии. Статья иллюстрирована подробной схемой приведенного алгоритма.

Павел Захаров
Показатели стратегического развития университета

"Экономические стратегии", №02-2007, стр. 176-178

 

Захаров Павел Николаевич – доцент кафедры "Экономика городского хозяйства" Владимирского государственного университета, к.э.н.

Одной из интересных и актуальных задач современного стратегического менеджмента является определение органической взаимосвязи между процессами разработки и реализации стратегии организации.

С теоретической и методологической точки зрения более проработанными являются вопросы разработки стратегии. Вместе с тем очевидно, что реализация стратегии должна оцениваться с точки зрения критерия (критериев) эффективности. Реализация стратегии организации неизбежно приводит к возникновению стратегических организационных изменений. Для оценки эффективности стратегических изменений необходимо наличие комплекса показателей, позволяющих осуществлять контроль над процессом реализации стратегии организации.

Одним из устоявшихся в стратегическом менеджменте подходов к выбору показателей развития организации является концепция, получившая название сбалансированной системы показателей (ССП; подробнее см.: 1-5). Основополагающим тезисом рассматриваемого подхода является наличие стратегических карт (финансов, клиентов, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста). В рамках стратегических карт осуществляется формирование целей, определение показателей, соответствующих указанным целям, и критериев оценки степени их реализации.

Классическая концепция разработчиков ССП получила свое развитие и дополнение. В специализированной литературе описано несколько модификаций ССП, отличающихся между собой перечнем стратегических карт и причинно-следственными связями между ними.

При определении показателей развития университета и выбора критериев оценки используем алгоритм, предложенный доктором экономических наук, профессором Ю.Н. Лапыгиным и кандидатом экономических наук А.Е. Лешиным в монографическом исследовании "Сбалансированная система показателей муниципалитета" (6). Указанный алгоритм можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 1.

Рисунок 1. Алгоритм формирования ССП университета

В этой связи следует обратить внимание на тот факт, что процедура формулирования стратегических целей в ССП детализирована достаточно условно и не формализована. Кроме того, выглядит весьма спорной необходимость наличия самих стратегических карт. Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение возможности формирования показателей развития организации без их жесткой привязки к стратегическим картам финансов, клиентов, внутренних бизнес-процессов, обучения и роста.

Сущность предлагаемого альтернативного способа формирования системы показателей стратегического развития организации состоит в том, что данный процесс возможен только после того, как разработчики стратегии определят ее основное содержание (модель структурной схемы).

Обосновав состав философии развития (видение, миссию, стратегические цели), осуществив анализ внешней и внутренней среды, организация, либо собственными силами (инсорсинг), либо на основе использования консультантов (аутсорсинг), может получить модель структуры стратегии развития. Данная модель может содержать перечень политик (функциональных стратегий), стратегических программ и проектов, а также ключевых, стратегически важных мероприятий.

Основным моментом рассматриваемого подхода является предположение о том, что структурная схема стратегии развития организации, по сути, является деревом решений (действий), которые нужно выполнить для реализации стратегии. Следовательно, логично было бы предположить, что для контроля над реализацией стратегии развития организации следует использовать не цели, показатели и критерии, вытекающие из жесткого перечня стратегических карт, а цели, сформулированные на основе дерева решений.

Алгоритм формирования показателей развития организации может быть представлен совокупностью следующих процедур:

1. Формирование дерева действий на основе заполнения матриц решений по результатам SWOT-анализа.
2. Определение дерева целей организации, соответствующего структуре стратегии развития в рамках предлагаемых политик, проектов, программ, а также стратегически важных мероприятий.
3. Парное сравнение показателей развития организации и решений дерева действий для определения ранга значимости конкретного показателя для реализации стратегии.
4. Уточнение перечня показателей развития организации и определение их непротиворечивости и сбалансированности.
5. Определение критериев оценки по каждому показателю.
6. Построение сбалансированной системы показателей организации.
7. Каскадирование ССП до уровня структурных подразделений и отдельных исполнителей.

Следует отметить, что ключевым моментом в данном процессе реализации стратегии университета является построение системы мотивации на основе ССП. Чтобы успешно внедрить и применять стратегические карты, необходимо постоянно стимулировать их использование в текущей деятельности во всех подразделениях вуза.

Как заметили некоторые ведущие разработчики-практики ССП, "лишь в том случае, если стратегические карты становятся динамичной и функционирующей частью повседневной жизни компании, можно считать их внедрение законченным" (7).

Теперь рассмотрим подходы к определению стратегических показателей подразделений.

В настоящее время в науке об управлении сложилось следующее определение понятия "организационная структура управления": это "состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей" (8). Следует подчеркнуть, что организационная структура управления носит подчиненный характер по отношению к целям организации, т.е. изменение целей неизбежно должно вести к реформированию организационной структуры управления.

С этой точки зрения внедрение сбалансированной системы показателей в практику стратегического управления университетом должно привести к реформированию организационной структуры управления. Традиционно организационная структура управления университетом строилась по функциональному или линейно-функциональному (штабному принципу). Однако, как отмечают специалисты в области управления, данный тип организационной структуры управления эффективен лишь для организации, находящейся в стабильной внешней среде. Системные изменения, происходящие в высшем образовании России, формируют объективные предпосылки формирования концепции проектно-ориентированной организационной структуры управления университетом, о чем свидетельствуют публикации в специализированных изданиях и монографических исследованиях (9).

Как правило, сложившаяся организационная структура управления университетом, сформированная еще в период плановой экономики, отражает традиции и направленность на решение ранее поставленных задач и функций. Переход к стратегическому развитию должен сопровождаться изменением структуры управления вузом: она должна следовать за стратегией, ориентироваться на достижение стратегических целей, обеспечивать реализацию функциональных стратегий (политик), стратегических проектов и программ.

Приведенный в статье подход позволяет сформировать системное взаимодействие между результатами анализа внешней и внутренней среды организации (SWOT-анализ), решениями, полученными в ходе заполнения матриц по результатам SWOT-анализа, и показателями, позволяющими оценить эффективность реализации данных целей. По сути, можно говорить о том, что это новая процедура определения показателей оценки эффективности реализации стратегии.

Примечания
1. Браун М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 226 с.
2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. – 320 с.
3. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004. – 416 с.
4. Нивен П.Р. Сбалансированная Система Показателей – шаг за шагом: Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003. – 328 с.
5. Ольве Н., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. М.: Издательский дом "Вильямс", 2003. – 304 с.
6. Лапыгин Ю.Н., Лешин А.Е. Сбалансированная система показателей муниципалитета. Владимир: ВлГУ, ВГПУ, 2005, с. 72-81.
7. Ольве Н., Рой Ж., Ветер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. М.: Издательский дом "Вильямс", 2003, с. 90.
8. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. СПб.: ОЛБИС, 1998, с. 114.
9. Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Н. Новгород, 2004.

Следить за новостями ИНЭС: