Поддержка и развитие частного предпринимательства — характеристика подлинно конкурентоспособной страны
Наряду с осознанием принадлежности к мировому сообществу должна существовать национальная идея, национальное самоопределение и экономический патриотизм
Кайрат Сатылганов
Поддержка и развитие частного предпринимательства – характеристика подлинно конкурентоспособной страны
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №3-2007, стр. 42-47
Казахстанский бизнес сегодня достаточно созрел, чтобы конкурировать с иностранными инвесторами как в Казахстане, так и в других странах региона. При поддержке государства казахстанские бизнесмены будут осуществлять прорывные проекты в несырьевом секторе экономики и способствовать большей диверсификации национального производства. О национальной конкурентоспособности, роли предпринимательства в стране, принципах управления – в интервью Кайрата Алпамышовича Сатылганова, Председателя Правления АО "Холдинговая группа "АЛМЭКС" журналу "Экономические стратегии – Центральная Азия". |
Кайрат Алпамышович, в 1990-е годы был проведен ряд экономических реформ, благодаря которым Казахстан сегодня лидирует в финансовой области на постсоветском пространстве. В чем, по Вашему мнению, секрет такого успеха?
Секрет успеха – это четкое понимание проблем и задач, которые надо было решать в то время и своевременность принятия законов и решений правительством, направленных в первую очередь на регулирование финансовой системы страны и деятельность банков второго уровня. Это, на мой взгляд, удачный пример, когда в Казахстане впервые успешно использовался мировой опыт, который был применен на практике профессионалами высокого уровня.
В 1990 году я работал в отделении Внешэкономбанка СССР в Алма-Ате. Еще существовал СССР, и мы все операции проводили через Москву. Но уже тогда началось становление банковской системы Казахстана. После распада Советского Союза Внешэкономбанк переименовали в Алембанк. На первых порах он был единственным банком, через который работали предприятия-экспортеры. Сотрудники Алма-атинского отделения Внешэкономбанка СССР сегодня занимают ключевые посты во многих банках нашей страны. Именно они были одними из участников создания казахстанских коммерческих банков и других финансовых институтов, которые достигли того уровня, который мы имеем сегодня.
Если уж мы заговорили о секретах успеха, может быть, Вы сформулируете три важнейших, на Ваш взгляд, принципа управления.
Мой принцип работы – командный. Как говорят китайцы, между руководителем и подчиненными необходима гармония, согласие во всем. Нужно создать такую обстановку, в которой бы можно было спокойно обсудить любой вопрос, любую тему, выяснить, кто прав, кто виноват, и принять общее решение. В итоге ты не просто получаешь искомый результат, но и испытываешь удовлетворение от того, что к достижению результата причастны все твои сотрудники. И люди должны ощущать, что они сами стали архитекторами успеха, а не только их руководитель.
Очень важна культура общения, которая проявляется в отношениях с сотрудниками и клиентами. Это умение работать со своими людьми и с партнерами, умение представлять свой бренд, умение продавать свой товар. Культура есть путь, способ самореализации каждого человека, в том числе и в бизнесе.
Президент Назарбаев поставил перед страной амбициозную задачу: Казахстан должен войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Ясно, что ее решение невозможно без объединения усилий государства и бизнеса. Существуют ли проблемы во взаимоотношениях предпринимателей и государства? В чем заключается потенциал объединения усилий государства и частного сектора с целью построения конкурентной экономики?
Вы задаете серьезные вопросы, ответ на каждый из них потянет по объему на большую аналитическую статью. Поскольку я ограничен рамками интервью, буду краток. Ответ на первый вопрос: да, проблемы между властью и бизнесом существуют. Однако бизнес по природе своей неоднороден: у крупного бизнеса одни проблемы, у малого и среднего – другие. Крупный бизнес, и это вполне понятно, в силу разных причин является более защищенным, и здесь говорить о каком бы то ни было остром противоречии несправедливо. Более сложная ситуация с малым и средним бизнесом. На мой взгляд, отношения государства и предпринимателей в этом сегменте являются весьма "зарегулированными".
Более того, многие нормы, определяющие эти отношения, препятствуют развитию малого и среднего бизнеса и, что хуже всего, создают основу для коррупции. В настоящее время государство предпринимает меры, направленные на улучшение ситуации. Да и общество в целом постепенно приходит к пониманию того, что представители малого бизнеса являются полноправными участниками экономических отношений. В идеале малый бизнес должен не только удовлетворять витальные потребности самого предпринимателя и его сотрудников, но и приносить достаточную прибыль для развития производства, развития человеческого ресурса внутри самой компании. И, что не менее важно, человеческого ресурса внутри семьи самих предпринимателей через повышение образования детей, рост их числа, веры в экономическую состоятельность на продолжительную перспективу.
Как аксиому следует принять тот факт, что поддержка и развитие частного сектора и предпринимательства является важнейшей характеристикой страны с устойчивыми темпами роста, которая по-настоящему конкурентоспособна. Поэтому важнейшая задача государства заключается в том, чтобы сформировать и поддерживать необходимые условия для развития частного предпринимательства.
Как мне кажется, я затронул и второй вопрос, но, чтобы ответить на него, необходимо определить понятие "конкурентная экономика".
Какие критерии конкурентоспособности, по Вашему мнению, являются основными?
Согласно общепринятым методикам, в процессе определения конкурентоспособности страны используется множество показателей, которые разделены на восемь агрегированных групп. Это внутренний экономический потенциал, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, внешнеэкономические связи, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. Выделить из этого списка самый важный критерий весьма сложно, равно как и определить, которое из "золотых правил" конкурентоспособности, разработанных Швейцарским международным институтом развития менеджмента (IMD), является основным. Таких правил несколько: стабильное и предсказуемое законодательство; гибкая структура экономики; инвестиции в традиционную и технологическую инфраструктуру; стимулирование частных сбережений и внутренних инвестиций; повышение агрессивности экспорта наряду с привлечением прямых иностранных инвестиций; улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования; взаимообусловленность заработной платы, производительности труда и налогов; сокращение разрыва между минимальными и максимальными заработками в стране и укрепление среднего класса; крупные инвестиции в образование, особенно среднее, а также в непрерывное повышение квалификации работающих; баланс преимуществ глобализации экономики и национальных особенностей и предпочтений (то есть наряду с осознанием принадлежности к мировому сообществу должны существовать национальная идея, национальное самоопределение, экономический патриотизм).
Сегодня внешние факторы, влияющие на экономику Казахстана, уже не те, что были три или пять лет назад. Значительно увеличились темпы роста экспорта нефти, повышаются мировые цены на нефть, газ и металлы, меняется обменный курс доллара и евро, усиливается приток иностранного капитала. Насколько велика вероятность роста инфляции?
Влияние внешних факторов на инфляционные процессы в экономике Казахстана не следует переоценивать. На мой взгляд, курсовые колебания доллар/евро влияют на них опосредованно. Безусловно, в стране становится больше денег, и рост экспорта минерального сырья – одна из важных тому причин. Вопрос заключается в том, насколько соответствующие государственные органы способны и готовы использовать механизмы регулирования и поддержания уровня инфляции в заданных параметрах. Полагаю, у Национального банка достаточно механизмов, позволяющих держать под контролем данный процесс. Тем не менее "политика реагирования" в данном случае не самый лучший вариант, целесообразнее перейти к разработке мер и действий, предотвращающих развитие событий по подобному сценарию.
Бытует мнение, что один из важнейших показателей, имеющих отношение к инфляции и повышению конкурентоспособности, – соотношение роста производительности труда и роста заработной платы. Сегодня в Казахстане зарплата "забегает" вперед, обгоняя производительность труда. В чем, на Ваш взгляд, причина такого положения вещей?
Скорее не заработная плата, а доходы населения, что в наших условиях далеко не одно и то же. Возьмите, к примеру, те же компенсации за снос ветхого жилья и продажу частными лицами земельных участков и квартир под ипотеку и другие виды потребительского кредитования. Помимо валютной выручки на увеличение денежной массы влияет и рост зарубежных заимствований банков. А "забегание" заработной платы – фактор сугубо "локальный" как в географическом, так и в отраслевом плане. Думаю, вы согласитесь, что нельзя говорить о "забегании" применительно к оплате труда большого числа работников бюджетной сферы или сельского хозяйства страны.
Сегодня мы наблюдаем заметное отставание роста зарубежных инвестиций в несырьевой сектор казахстанской экономики. В данном случае ликвидация дисбаланса между высокими рисками и низкой рентабельностью может изменить ситуацию к лучшему. Это очень важно, так как внутренние инвесторы пока не в состоянии направить значительные ресурсы на диверсификацию отечественной экономики, что в значительной мере определяет низкий уровень инвестиций и инноваций в несырьевом секторе. Для решения данной проблемы также необходимо отказаться от неэффективного использования прибыли от экспорта минерально-сырьевых ресурсов и переориентировать эти потоки на обновление и модернизацию экономики.
Если мы хотим создать действительно конкурентоспособную экономику, нам нужно не только избавиться от сырьевой зависимости, но и сформировать современную систему общественных ценностей. Не случайно популярен тезис о том, что конкурентоспособность зависит не столько от потенциала страны, сколько от способности удовлетворить конкретную рыночную потребность, а также оперативно и гибко реагировать на изменение этой потребности.
Вступление в ВТО на выгодных условиях – это цель, которая стоит перед руководством Казах стана. Знает ли правительство, каким образом добиться ее реализации в процессе переговоров?
У нас не должно быть оснований не доверять правительству в вопросе вступления страны в ВТО. Все возможные проблемы, связанные со вступлением, достаточно полно обсуждались. Что касается программы вступления во Всемирную торговую организацию, то, не претендуя на исчерпывающую полноту охвата проблем, могу сказать, что первоочередная задача – это защита нашего сельского хозяйства и легкой промышленности. Сегодня необходимо оценить риск уменьшения налоговых поступлений в бюджет из-за сокращения или вытеснения отдельных видов производств за счет импорта, а также фиксации таможенных платежей и сборов. Есть опасность закрепления за страной статуса сырьевого придатка или страны с развитым периферийным вредным производством. Но я считаю, что у Казахстана имеется потенциал для преодоления данных негативных моментов. Так, уровень поддержки сельскохозяйственного производителя у нас почти в 2 раза ниже, чем в США, и в 2-4 раза ниже, чем в некоторых европейских странах. Налоговые поступления от неэффективных отраслей экономики не столь значительны и могут быть отчасти компенсированы таможенными сборами. Социальные последствия, связанные с сокращением производства, должны быть нивелированы за счет перепрофилирования рабочей силы для работы в других, конкурентоспособных отраслях производства. Кстати, для этой цели в рамках ВТО имеются соответствующие механизмы.
Меня больше беспокоит способность Казахстана проводить контрмеры, лежащие в правовом поле и направленные на защиту экономических интересов республики. Причина таких опасений – отсутствие у нас достаточного опыта и квалифицированных кадров. Поэтому одним из важнейших показателей конкурентоспособности страны я считаю развитие интеллектуального, научно-технического потенциала. Нам необходимо преодолеть наметившийся кризис среднего и среднетехнического образования, существенно улучшить качество высшего образования, поднять культурный уровень населения.
Некоторые специалисты утверждают, что в Казахстане, по сути дела, нет дефицита капитала, но есть дефицит взвешенных идей и проектов, а также команд высококвалифицированных управленцев. Каков Ваш опыт поиска прибыльных проектов для финансирования?
Отчасти я могу согласиться с данным утверждением. Что касается моего личного опыта, то недавно мы стали собственниками ТОО"Химпром-2030" и проводим перепрофилирование химического завода на новый металлургический, который мы назвали Таразский металлургический завод. На базе цехов по производству желтого фосфора создается ферросплавное производство, на базе цехов по производству электролитной массы – производство по изготовлению электрокальцинированных антрацитов, на базе ремонтно-механического завода начнется выпуск сталеплавильной продукции. Со следующего года начнется выпуск продукции, которая сегодня в металлургии пользуется большим спросом. Никому в голову не приходило, что фосфорный завод можно переделать в металлургический, а мы переделали. Пригласили доктора наук Болата Аманжоловича Святова, специалиста по ферросплавам, он привлек к работе других специалистов из Челябинска, с Украины, из Москвы, и они за полгода перепрофилировали завод. Во-первых, это прорывной проект; во-вторых, Жамбылская область всегда считалась депрессивным районом, она находится на дотации у государства. Эта проблема, я считаю, может быть решена за счет создания таких средних предприятий.
Второй проект, о котором я хочу рассказать, реализуется в рамках правительственной программы создания системы транспортной логистики. Особое внимание уделяется международному транспортному коридору. Почему? Потому что Казахстан расположен между Россией и Китаем. Сегодня, например, доставка грузов из Гонконга в Европу морским путем занимает три месяца. А можно построить нормальнуюжелезную дорогу через весь Китай, Казахстан и Россию в Европу. Во всех трех странах сегодня работают над этим проектом, стоимость которого составляет сотни миллионов долларов. Мы уже начали создавать транспортные логистические склады, где будут приниматься, разгружаться, обрабатываться и храниться любые грузы. Первый из них открывается 20 сентября в Алматы. Такие же склады планируется соорудить в Караганде, Астане, Чимкенте и Актюбинске. В первую очередь надо вкладывать деньги в свою страну, особенно в депрессивные регионы, а потом уже куда угодно. В этом я тоже вижу социальную ответственность бизнеса. Но и государство не должно сидеть сложа руки, нашему фонду "Казына" следует вкладывать в стартовые проекты.
Как можно в двух словах раскрыть суть нового экономического проекта Казахстана "30 корпоративных лидеров"?
Достаточно сложно в двух словах дать определение программе и раскрыть суть. Я постараюсь очень кратко поделиться своими мыслями на этот счет. Программа "30 корпоративных лидеров" – это разработанный и предлагаемый государством механизм, на основе которого планируется решить поставленную президентом страны задачу по вхождению в число 50 конкурентоспособных стран мира.
Если взять за исходную точку зрения мнение известного экономиста М. Портера, само по себе определение "конкурентоспособная страна" не имеет решающего самостоятельного значения. Так как в экономическом плане конкурентоспособность экономики каждой страны в конечном итоге определяется конкурентоспособностью какого бы то ни было отдельно взятого производства, и, принимая во внимание широкую отраслевую палитру производства, есть смысл скорее говорить об отраслевой или даже кластерной конкурентоспособности.
Иными словами, осуществить практический прорыв в приоритетных экономических направлениях Казахстана через создание, укрепление и развитие 30 корпоративных лидеров Казахстана, которые должны занять ведущее место в экономике Казахстана, являясь конкурентными "игроками" в региональной и глобальной экономике; реализацию прорывных проектов, способных оказать мультипликативный эффект на отрасли экономики.
Кайрат Алпамышович, расскажите, что такое хорошая репутация в современном казахстанском бизнесе? Как ее заслужить и что она может дать? Насколько сегодня важна деловая репутация для казахстанских бизнесменов? Что Вы думаете о социальной ответственности бизнеса?
Репутация у человека или есть, или ее нет! В этом смысле особенностей, присущих исключительно казахстанскому бизнесу, я не знаю. Слагаемые репутации, на мой взгляд, – порядочность и деловые качества. Несоблюдение любого из этих условий может лишить человека репутации навсегда, особенно когда под сомнение ставится его порядочность. Полагаю, залогом социальной ответственности бизнесмена является честный и прозрачный бизнес и, как это ни тривиально, неукоснительное выполнение налоговых обязательств.
Скажите, с чем у Вас ассоциируется работа: с игрой в шахматы, интерактивной компьютерной игрой, где необходимо принимать решения каждую секунду, с игрой в преферанс или с чем-то другим?
Скорее это похоже на турнир по быстрым шахматам.
Кайрат Алпамышович, многие психологи отмечают, что люди часто не хотят думать о нежелательном будущем, боязнь предстоящих невзгод заставляет их исключать некоторые сценарии из анализа. Что может сделать руководитель предприятия для преодоления такого синдрома?
Когда люди видят, что растет экономика, восстанавливаются и строятся предприятия, создаются новые рабочие места, у них появляется уверенность в завтрашнем дне, улучшается психологическое состояние. Это очень важно.
Некоторые бизнесмены утверждают, что бизнес – это война. А какова Ваша позиция?
Скорее бизнес – это жизнь. Он также интересен и многообразен. Несомненно, бизнес демонстрирует конструктивный и созидательный подход, а не деструктивный, свойственный войне. Любая война когда-нибудь заканчивается, а бизнес должен развиваться и расти.
Расскажите, пожалуйста, притчу, которая наиболее ярко характеризует Ваш подход к управлению и бизнесу.
Это сказка про репку – классический пример последовательной реализации твердого намерения получить положительно мотивированный результат и способности концентрировать коллективные усилия вне рамок заданной корпоративной группы.