Планирование карьеры: основы самомаркетинга
План карьеры и есть план получения процентов со своего человеческого капитала
Татьяна Иванова
Планирование карьеры: основы самомаркетинга
"Экономические стратегии – Центральная Азия", №01-2007, стр. 102-107
Иванова Татьяна Александровна — заместитель генерального директора ИНЭС, директор центра корпоративных коммуникаций и развития ИНЭС. |
Карьера всегда была формой реализации широкого спектра человеческих амбиций – от материальных до творческих. Карьера также всегда была практически беспроигрышным способом социального самоутверждения. Нельзя отрицать и тот простой факт, что некоторым просто психологически необходимо двигаться вверх по карьерной лестнице – они рассматривают такую форму личностного прогресса как первейший приоритет в жизни, даже в ущерб всем остальным ее сферам.
Отношение к карьеристам как к людям, явно преследующим цель занять более высокое положение в управленческой иерархии, также имеет множество оттенков – от иронии до зависти, переходящей в невольное уважение и даже трепет. В отечественной традиции принято было считать, что карьеризм – это неплохо, но, видимо, несколько стыдно. Идеология тотального (и поощряемого) коллективизма не принимала центральную идею карьеризма – идею столь же тотальной конкуренции всех со всеми. Природу смутных чувств, которые мы испытываем к карьеристу, объяснить легко – возможно, не отдавая себе в этом отчета, мы опознаем в нем конкурента. Иронизируя по его поводу, не хотим ли мы таким образом избавиться от подспудного страха: не на нашу ли голову этот выскочка задумал наступить по пути к своей вершине?
Не наше ли "теплое" место так приглянулось этому негодяю?
Все философские предупреждения, что на самых высоких вершинах ничего не растет, сплошной ледник и пронизывающий ветер, душа пуста, а звезды светят исключительно равнодушно, давно никого не смущают и не останавливают. Люди все равно стремятся к этим карьерным высотам. В конце концов по дороге даже к самым "голым" и "холодным" вершинам попадаются вполне ничего себе живописные и сочные луга. Не обязательно желать от жизни всего. Достаточно просто получить многое. Отсюда такой разброс в масштабах амбиций и карьеристских устремлений. Тех, кто действительно жизнь отдает за "вершину", в сущности, не так много.
И, напротив, среди тех, кто сбалансированно "застрял" где-то на середине карьерной лестницы, хватает вполне счастливых людей.
В чем дело? Восприятие карьеры изменилось.
Современный карьеризм: стратегии начинают и выигрывают
Вообще, приписывать карьеризму лишь нездоровую природу довольно глупо. Наше время привнесло в понимание карьеризма новые смыслы. С утверждением капитализма в России идея конкуренции в сфере построения карьеры вышла из подполья. Изменилось и отношение к карьере: меньше эмоций и болезненных амбиций, больше прагматизма. Сегодня карьеризм ярко выражает стремление социализироваться с наибольшей эффективностью в иерархическом обществе, диктующем для каждого человека сверхцель – успех. Можно тома посвятить тому, насколько нравственна или аморальна эта цель, насколько она способствует достижению внутренней гармонии, насколько в принципе эффективно такое общество. С точки зрения управления собственной жизнью здесь и сейчас мы имеем дело с иерархической реальностью, в которой большинство все-таки хочет разумно распорядиться своей жизнью с максимальной пользой для себя и для окружающих. В достижении этой цели карьера – один из главных инструментов. Ведь никто не станет утверждать, что контролировать свою жизнь – это плохо? С помощью карьеры мы организуем нашу жизнь, посредством карьеры обеспечиваем рост количества и улучшение качества ресурсов, "распространяем" себя в социуме.
Карьера – это способ социальной самореализации в мире и путь к получению вполне конкретных материальных благ. Ведь каждой новой ступени в карьере сегодня в большинстве разумно управляемых организаций соответствует более совершенный социальный пакет и более привлекательные способы оплаты труда. Продвигаясь по карьерной лестнице, человек приобретает доступ к более широкому кругу социальных и материальных привилегий. Кое-что он даже начинает получать автоматически, словно медаль за "социальные заслуги", уже не прилагая к этому того количества реального труда, какое понадобилось бы ему затратить раньше в попытках получить гораздо меньшее воздаяние. На более высоких ступенях карьеры ответственности больше, но и новых прав немало.
Карьера также открывает дорогу к новым возможностям и новым "социальным лифтам", формирует уверенность в будущем и даже снимает некоторые социальные ограничения и страхи. У человека, который демонстративно делает отличную карьеру в нашем обществе, что ни говори, всегда есть оправдание на тот случай, если он решится манкировать частью своих социальных обязанностей. Ему больше прощают, так как он больше окружающих соответствует принятому обществом образцу "успешного человека".
А успех, как не забывает твердить нам массовая культура, всегда прав. Хотя у каждого из нас, разумеется, может быть на этот счет свое мнение.
Остановимся на том, что планирование карьеры – это планирование очень важной части Вашей жизни. План карьеры является, по сути, планом использования Вашего человеческого капитала. Все началось с внедрения в управление персоналом представления о человеке как о капитале, который может обращаться, приносить прибыль и т. д. С человеческим капиталом происходит все то же самое, что и с капиталом финансовым. Пришло здравое понимание того, что все личные и приобретенные качества, знания, опыт, все социальные связи человека – это капитал. Как и денежный капитал, его можно "промотать" или "закопать в землю". Но можно и даже нужно распорядиться им более умно – так, чтобы со временем получать с этого капитала солидные проценты. При этом желательно, чтобы Ваш человеческий капитал достиг такого объема и был ровно настолько важен для "банка" (то есть компании или предприятия), которому Вы его доверили, чтобы Вы никогда не услышали в свой адрес фразу, однажды произнесенную британским телеведущим Дэвидом Фростом: "Просто не представляю себе, как мы смогли бы без Вас обойтись. Но мы попробуем".
План карьеры и есть план получения процентов со своего человеческого капитала. Как всякий план, он может быть умным или глупым, реалистичным или нереальным, долгосрочным или краткосрочным… Самомаркетинг позволит сделать планирование карьеры и продуманным, и максимально реалистичным, то есть приближенным к тем возможностям, которыми Вы располагаете или рассчитываете вскоре получить.
Что такое самомаркетинг?
Понятие "самомаркетинг" появилось относительно недавно и пока не стало для масс менеджеров и специалистов осознанной технологией создания собственного профессионального успеха. Хотя стихийные "самомаркетологи" время от времени встречались в организациях всегда. Обычно о них говорили: "Они знают, чего хотят". В этой фразе заключен очевидный смысл самомаркетинга – сформулировать цель своей карьеры и пути ее достижения. Самомаркетинг должен способствовать позиционированию человека в профессиональной и социальной среде. Все понятия, связанные с позиционированием – этим столь популярным в современном маркетинге концептом, – применимы и к планированию карьеры. Нельзя быть всем и для всех – вот ключевая идея позиционирования. Для успешной конкуренции на рынке необходимо создать себе позицию, подчеркивающую лишь некоторые, а именно отличительные, конкурентоспособные аспекты Вашего продукта. Представим себе, что тот продукт, который мы предлагаем на рынке труда, – это мы сами, наша социальная и профессиональная уникальность со всеми ее плюсами и минусами, с конкурентными преимуществами в том числе. Правильное позиционирование на рынке труда – база для успешной карьеры.
Шаг первый: определение мотивации
Плохая новость для HR-специалистов: согласно исследованиям, почти половина современных карьеристов руководствуется материальной мотивацией – более высокие доходы в случае удачной карьеры, привлекательные материальные привилегии, которые становятся доступны топ-менеджменту. Такими людьми трудно манипулировать. Да и надежность таких карьеристов прямо связана с материальными успехами компании, в которой они реализуют свои амбиции. Еще треть привлекает в карьере главным образом повышение компетентности и влияния. Ведущим мотивом для остальных становятся собственно самореализация, сокращение количества вышестоящих начальников, приобретение самостоятельности и ощущение большей безопасности – буквально по 3-4% на каждый мотив. Выходит, современный карьерист – человек, как правило, приземленный, корыстный. Ему легко измерить ценность своих достижений в карьере: она выражается в конкретных цифрах.
При выборе карьеры первым делом следует определиться с мотивацией, которая в свою очередь влияет на выбор критериев Вашего грядущего успеха. Это уровень зарплаты? Или количество подчиненных? Быть может, пространство ответственности? Или значительное расширение социальных либо творческих возможностей? Возможно, для человека важно измерять карьеру количеством закрытых "тусовок", на которые его начнут допускать при достижении определенного иерархического уровня в его организации?
Наличие четких критериев намного упрощает процесс планирования, переводит его на язык реальности – желаемой Вами реальности. Важно уяснить вот что: не лукавьте с собой, не ищите социально одобряемую мотивацию (например, "спасти мир" и "сделать вклад в максимизацию прибыли любимой корпорации"), если на самом деле Вам просто хочется стать "главным" в "этом гадюшнике", чтобы в один прекрасный день уволить без выходного пособия своего нынешнего шефа. Эта честность – верное средство избежать будущих разочарований: "Сижу в президиуме, а счастья нет". Возможно, когда-то следовало спросить себя:
"А зачем мне президиум?" – вместо того, чтобы рваться туда только по той причине, что в "президиум" стремились все? Вдруг Вам действительно хотелось спасти мир?
Кстати, сколько Вам лет? Знание приоритетной мотивации в рамках Вашего нынешнего жизненного цикла также упрощает определение реалистичных стратегических целей карьеры. До недавнего времени было распространено мнение, что планирование карьеры – удел молодых, а демографическим пределом такого планирования считалась отметка лет в 30-35. Между тем спланировать и реализовать карьеру можно практически в любом возрасте. Важно лишь понимать присущие определенному возрасту нюансы такого планирования.
Неплохо, если человек твердо определился с природой и целями своих карьерных амбиций до 25 лет, на подготовительном этапе своей трудовой деятельности: это говорит о ранней зрелости человека, его уверенности в собственных силах. Истории известны случаи, когда люди еще до 25 лет достигали всех мыслимых высот в своей сфере деятельности. Но это скорее исключение из общего правила. Обычно же до 25 лет человек находится в поиске оптимальных сценариев карьеры, а также оптимальных организаций и условий для ее осуществления. В этот период люди могут довольно часто менять работу, примерять на себя различные варианты профессиональной и личностной реализации, учиться, приобретать новые знания и навыки. Более того, американский исследователь закономерностей карьеры Дж. Розенбаум попытался найти параметры, по которым можно прогнозировать будущую успешность или несостоятельность конкретного человека в карьерном росте. Он обнаружил единственный такой параметр – связь с продолжительностью работы человека на первом месте работы (после получения профессионального образования). Чем быстрее человек покидает это первое место работы, тем оптимистичнее прогноз его будущей успешной карьеры. Вот такой парадокс. Расшифровать этот парадокс довольно просто: выше шансы сделать успешную карьеру у тех, кто независим, не боится поиска, конфликта, даже разрыва, кто способен пойти против устоявшихся правил и привык помнить о своих интересах. Управленческая практика подтверждает это: по-настоящему успешную или даже выдающуюся карьеру делает тот, кто плывет "против течения" и склонен играть по своим правилам. Дело за малым: надо правильно выбрать течение, против которого следует плыть – добавляют HR-специалисты. Выбор такого течения не возбраняется в любом возрасте, но лучше это сделать в годы, когда боль от набитых шишек быстро проходит и забывается, то есть до 25 лет.
Но если в этом возрасте человек предпочел достаточно долго сидеть на одном месте, будущему работодателю следует насторожиться: с высокой вероятностью этот человек как профессионал безынтересен либо все его подлинные устремления лежат вне трудовой и профессиональной деятельности.
В период с 25 до 30 лет человек собственно делает карьеру, то есть осваивает выбранную организацию и профессиональную нишу в ней. В карьере на первый план выходит мотивация утверждения на новых высотах с помощью формирования более высокой квалификации и способов защиты статуса, приобретаемого в организации. Часто именно в этот период человек обзаводится семьей, у него появляются первые проблемы со здоровьем, что заставляет его несколько раз подумать, прежде чем сменить место работы. Это также период, когда человек испытывает первый кризис "перехода в зрелость" (приблизительно в 28 лет – пик физической формы современного среднестатистического горожанина). Необыкновенную важность в карьере приобретает статус – как внутриорганизационный, так и социальный, материальный статус. Хороший момент, чтобы отказаться от занятия, которое выбрано ошибочно и не приносит ни денег, ни радости. Потому что в ближайшие десять-пятнадцать лет сделать это будет очень сложно.
Почему людям так сложно что-то менять в период, когда им от 30 до 45 и почему они становятся так легки на подъем, когда переходят этот рубеж, – большой вопрос и для психологов, и для HR-специалистов. Управленческая практика показывает, что примерно с 30 до 45 лет люди усидчивы и способны сосредоточиться даже на деятельности или карьере, которая их не вполне устраивает. Тот, кто нашел к этому времени устраивающую его нишу или даже лифт, развивает успех, накапливает профессиональный опыт и социальные связи, организует пространство вокруг себя, формирует основания для материальной и социальной уверенности на годы вперед. В мотивации карьеры становится важной эта стратегическая уверенность в будущем, стабильность, ощущение успеха, который будет длиться и длиться, благосостояния, которое только увеличится.
Знаменитый (и неоправданно преувеличенный) "кризис 40 лет" и реален, и мифологичен одновременно. Во-первых, не факт, что он настигнет именно Вас. Вы можете оказаться душой, которой недоступны сложные или неясные эмоциональные томления. Во-вторых, если такой кризис
и существует, в большинстве случаев он является простой ответной реакцией сильного и уверенного в себе человека на рутину предыдущих 10-15 лет. Это именно тот психологический срок, за который может надоесть что угодно. Соответственно, надо найти новые смыслы происходящего с Вами либо что-то поменять. Тот, кто не экспериментирует с реальностью в 40-50 лет, решительно многое упускает в своей жизни.
Конечно, в современной цивилизации, которая культивирует ценности молодости, человек в 40-50 лет находится под мощным прессом осознания "последнего шанса". Но та же цивилизация предоставляет немало примеров того, что вся жизнь после 40 – это много-много "последних шансов". Важно лишь, с каким жизненным, профессиональным, человеческим капиталом Вы играете на этом поле, усеянном шансами. Если капитал достойный (те самые надоевшие 10-15 лет не прошли зря), игра сможет доставить Вам большое удовольствие и принести немало пользы – например, утвердить в тех ценностях, от которых Вы вроде бы решили отказаться, либо помочь открыть новые ценности и смыслы, которые во всех аспектах обогатят Ваше настоящее и будущее. Если капитал окажется недостаточным, у человека впереди еще много времени, чтобы изменить сценарий и сделать новые жизненные приобретения. Хотя в этом случае все игры становятся очень рискованными.
Впрочем, с равной вероятностью этот период может стать и этапом сохранения и утверждения достигнутых результатов, совершенствования квалификации, поиска дополнительных источников дохода с учетом приобретенных знаний и навыков, распространения своего профессионального и организационного влияния. Большинство известных профессиональных триумфов, пиков независимости и творческого самоутверждения приходится на период 45-60 лет, который специалисты называют этапом сохранения.
С точки зрения планирования карьеры важно понимать, что вопреки распространенному мнению после 40 люди часто бывают более открыты инновациям и переменам, чем их более молодые коллеги, которых часто сдерживает недостаток знаний или опыта, страхи, связанные с опасениями за свой статус, а также элементарная подверженность внешним влияниям. Современный рынок труда в цивилизованных странах давно реагирует на эти особенности этапа сохранения повышенным спросом на работников "за сорок". С недавнего времени подобные тенденции появились и в отечественных рекрутинговых агентствах. Национальная особенность мотивации нынешнего повышенного спроса на специалистов этой возрастной ниши состоит в том, что зачастую сорокалетние и пятидесятилетние имеют более качественное, фундаментальное образование (полученное еще в СССР), чем большинство молодых рекрутов рынка труда. Вдобавок они более "закалены" в боях за самоутверждение в 1990-е годы и, честно говоря, демонстрируют большую мудрость и сговорчивость.
Границы так называемого этапа завершения (от 60 лет и выше) несколько размыты и зависят от самооценки человека: когда он начинает ощущать себя пенсионером и готовиться к уходу из активной профессиональной деятельности? Этот этап является кризисным для карьеры: по самым разным причинам растет дискомфорт от работы, человек начинает сознавать ограниченность собственных физических возможностей, в спину дышат более молодые и дерзкие коллеги. Но свои "плюсы" есть и на этом этапе карьеры. Это свобода от условностей карьеры на привычном месте работы, стремление найти новые источники дохода и новые области самовыражения, которые, возможно, станут базовыми после пересечения планки пенсионного возраста. Если нет финансовых проблем, мотивация самоуважения и общественного признания становится ведущей при планировании карьеры на этом этапе. Необходимо заметить: именно после 60 лет было сделано немало карьер на общественном и даже политическом поприще.
Создание эффективной стратегии новой или развития существующей карьеры возможно в любом возрасте. Важно только при планировании карьеры учитывать особенности мотивации и потенциала человека на каждом из указанных этапов. Кстати, знаменитый Дейл Карнеги первые шаги своей карьеры всемирного консультанта по эффективным отношениям сделал именно после сорока, перепробовав до этого массу занятий, которые не принесли ему ни славы, ни денег.