Первый взлет стоимости акций компаний биотехнологического сектора как предчувствие революционных изменений в медицине
Занимаясь анализом корпоративных новостей в секторе биотехнологий, нельзя не заметить ошеломляющих успехов первых, пока скромных и не выходящих за рамки клинических испытаний, попыток применения совершенно новых форм лечения. Появляется ощущение, что являешься зрителем фантастического фильма, когда человек, получивший травму или увечье, достает из кармана шприц с живительной субстанцией, делает инъекцию в поврежденное место, и его ткани быстро регенерируются. Сейчас это представляется чем-то нереальным, но разве пятнадцать лет назад можно было поверить в то что, достав из кармана телефонную трубку, вы сможете управлять своими инвестициями на электронной бирже, находящейся от вас в семи тысячах километров?
Сергей Коробков
Первый взлет стоимости акций компаний биотехнологического сектора как предчувствие революционных изменений в медицине
"Экономические стратегии", №7-2005, стр. 100-105
Коробков Сергей Вадимович — независимый аналитик рынка высоких технологий; naft@zl.ru |
В последнее десятилетие XX в. буквально на наших глазах необычайно динамично развиваются индивидуальные средства связи и глобальные коммуникационные системы. Всего за несколько лет мгновенная передача больших объемов информации в любой населенный пункт планеты стала явлением повседневной жизни. Интернет добавил несколько степеней индивидуальной свободы и на много порядков расширил возможности бизнеса. Глобальный объем расходов на товары и услуги, напрямую связанные с высокими технологиями, превысит в этом году, по оценкам аналитиков, триллион долларов. Это огромный рынок.
Первопроходцы, осваивавшие в середине 1990-х гг. новые пространства бизнеса, зачастую не имели конкурентов, вернее, конкурентная среда на этих пространствах в то время еще не возникла, так как число клиентов росло в геометрической прогрессии без особых усилий. Инвесторы, вовремя раскусившие перспективы высоких технологий и рискнувшие приобрести бумаги конкистадоров новых рынков, образовали касту hi-tech-нуворишей. Такого реактивного роста стоимости бумаг компаний, непостижимым образом материализовавшихся из футуристических идей, фондовый рынок до этого не знал. Так, только в 1999 г. акции телекоммуникационной компании Qualcomm выросли на 2680%, бумаги финского производителя телефонных трубок Nokia с апреля 1996 по апрель 2000 г. вспорхнули на 2418%, а акции интернет-поисковика Yahoo и вовсе превзошли самые смелые ожидания, улетев всего за три года (с декабря 1996 по декабрь 1999 г.) на 15135%. То есть имярек, вложивший на исходе 1996 г. 1000 долл. в бумаги малоизвестного тогда интернет-ресурса, через три года мог получить на руки 152 000 долл. Однако мир устроен так, что бесконечно мчаться галопом вперед на одной лошади не получится. То, что еще десять лет назад было доступно единицам, сейчас стало обыденным и привычным, как радио или телевизор.
На авансцену фондовых баталий выходят новые герои. Вслед за утвердившимися кибернетиками появились генетики. Своим появлением на рынке они обязаны новому взгляду на природу и методы лечения человека. Он выражается в том, что изношенные части человеческого организма подлежат замене при помощи стволовых клеток, которые воссоздают точный генетический дубликат состарившейся ткани или целого органа. Чтобы заниматься разработкой новых методов лечения, базирующихся на применении стволовых клеток, необходимо наличие основательной материальной и интеллектуальной базы. На сегодняшний день в США известно лишь несколько компаний, которые активно позиционируют себя в этой области и чьи акции прошли процедуру IPO и представлены на бирже NASDAQ.
Это фирмы Geron Corporation, Stemcells Inc., Aastrom Biosciences Inc. и Viacell Inc. Рыночная капитализация этих компаний колеблется от 210 млн долл. у Viacell до 620 млн долл. у Geron. Каждая из них накопила свой опыт и добилась конкретных результатов в экспериментах со стволовыми клетками и их производными. Я попробую рассказать о том, как это происходит и каких успехов на этом пути достигли упомянутые фирмы.
Geron Corporation, инкорпорированная в штате Делавэр, устроилась, однако, на тихоокеанском побережье США в городке Менло-Парк, что расположен в долине между Сан-Франциско и Сан-Хосе. У компании есть также филиал в шотландском Эдинбурге. Фирма разработала собственный метод выращивания, хранения и размножения индифферентных человеческих эмбриональных стволовых клеток и последующей дифференциации их в клетки строго определенных тканей. Ученым из лаборатории Geron Corporation удалось выделить несколько различных типов клеток, являющихся строительным материалом для нейронов, сердечной мышцы, поджелудочной железы, соединительной ткани и т.д. Диапазон исследуемого клеточного материала и последующее применение его в лечении спектра заболеваний хорошо показан на рис. 1. В настоящее время компания тестирует шесть типов лечебных клеток на животных. У четырех разновидностей клеток предварительные результаты указывают на высокую эффективность приживления клеточной субстанции, о чем свидетельствуют заметные функциональные улучшения у подопытных животных.
Об одном из таких экспериментов рассказал на проходившей в конце сентября в Нью-Йорке научной конференции Global Life Sciences президент компании доктор Томас Окарма. Он подробно описал технологию трансплантации кардиомиоцитов, полученных из человеческих эмбриональных стволовых клеток (HESC), в заднюю стенку левого желудочка сердца крысы. По истечении четырех недель около 10% пересаженных клеток сохранили пролиферативные свойства, что привело к формированию новых кровеносных сосудов в миокарде и как следствие к снижению угрозы инфаркта. Похожие опыты ведутся по трансплантации инсулинопроизводящих бета-клеток, извлеченных из HESC, в поджелудочную железу. Первые тесты показали, что страдающие диабетом особи вновь начали вырабатывать инсулин. После завершения серии экспериментов над животными компания планирует перейти к первой фазе клинических испытаний клеточной терапии.
Помимо этого, Geron разрабатывает одну из самых совершенных технологий ранней диагностики онкологических опухолей. Суть метода состоит в том, что в каждой злокачественной опухоли, независимо от ее формы и места возникновения, резко увеличивается содержание фермента теломеразы. Этот фермент легко устанавливается и подвержен количественной оценке, поэтому активность теломеразы в человеческом организме напрямую указывает на зарождение злокачественного образования еще до появления первых симптомов. Компания Geron запатентовала два протокола обнаружения теломеразы и ее компонентов в организме путем достаточно доступных тестов.
Следующая в этом ряду компания так и названа – "Стволовые клетки". В оригинале – StemCells Inc. Она расквартирована в городке Пало-Альто, южном пригороде Сан-Франциско. Капитализация компании немногим более 300 млн долл. StemCells Inc. собирает стволовые клетки из мозга, печени и поджелудочной железы человеческих эмбрионов, затем идентифицирует, очищает и характеризует их по свойствам. Очищенная популяция необходимых стволовых клеток получает возможность размножаться, собирается в банк и впоследствии тестируется на животных. Весь процесс извлечения и обработки клеточного материала показан на рис. 2.
Более всего компания работает с клетками нейронов. В середине сентября в журнале Национальной академии наук США были опубликованы промежуточные результаты медицинских экспериментов, поставленных в лаборатории Калифорнийского университета над мышами, имевшими серьезные повреждения спинного мозга и как следствие паралич задних конечностей. Предварительно научные сотрудники компании под руководством автора данного метода Брайана Каммингса сумели идентифицировать и извлечь стволовые клетки, из которых происходят нейроны и ткани спинного мозга. Впоследствии ученым удалось запустить процесс развития клеток в лабораторных условиях. Эта субстанция и была введена подопытным мышам. Через 6-8 недель у грызунов регенерировались двигательные функции. Они не только могут ходить, но у них появилась координация между передними и задними лапами и восстановилась способность поднимать хвост в движении. "Это настоящее шоу… насколько стволовые клетки восстанавливают двигательные функции", – говорит доктор Каммингс.
Параллельно проведенные эксперименты также показали, как различные типы стволовых клеток могут способствовать заживлению травм позвоночника. Ранее в июле ученые рапортовали о том, что генетически спроектированные стволовые клетки помогли срастить у мышей раздробленные позвоночники. Исследователи надеются, что в один прекрасный день их опыты и открытия помогут парализованным людям вернуть утраченные функции.
Третья по величине компания, тестирующая стволовые клетки, – Aastrom Biosciences Inc. Она обосновалась в районе Великих озер в штате Мичиган. Ее нынешняя капитализация составляет порядка 225 млн долл. Ученые из Aastrom Biosciences научились извлекать небольшое количество вещества из костного мозга бедренной кости пациента и затем переносить его в специально сконструированный автоматический клеточный инкубатор, где число клеток многократно увеличивается. В результате получается универсальный продукт, получивший название Tissue Repair Cells (TRCs). По-русски это звучит как "клетки для починки тканей". Затем по оригинальной запатентованной технологии из TRCs получают специализированные клетки для лечения и предупреждения заболеваний конкретных органов и тканей. Технологии дальнейшего применения продукта представлены на рис. 3.
По словам президента Aastrom Biosciences Дугласа Армстронга, компания в 2005 г. сделала существенный шаг вперед, перейдя от лабораторных опытов и экспериментов к фазе клинических испытаний продуктов клеточной терапии. Недавно Aastrom Biosciences обнародовала первые многообещающие результаты применения TRCs в костной травматологии. Больные со сложными переломами конечностей, трудно поддающимися традиционному лечению, после инъекций препарата демонстрировали устойчивую регенерацию костной ткани в местах сращивания костей, что подтверждают как радиографические снимки, так и функциональное улучшение состояния пациентов. Клинические исследования проводились одновременно в двух американских госпиталях и Институте регенеративной терапии тканей в Барселоне. Кроме того, в Барселоне получен хороший отзыв на применение препарата для наращивания костной ткани вокруг зубных имплантантов.
В начале октября немецкие врачи из Диабетического центра земли Северный Рейн – Вестфалия получили разрешение органов Евросоюза на клинические испытания производных TRCs для восстановления нормального функционирования кровеносных сосудов в нижних конечностях больных диабетом. Параллельно Aastrom Biosciences ожидает получения лицензии Евросоюза на создание производства специализированных клеточных культур в Европе.
В следующем году компания рассчитывает завершить предварительную стадию клинических испытаний своих клеточных продуктов и перейти к их коммерциализации. Чтобы успешно достичь намеченной цели, руководство Aastrom пригласило на должность старшего вице-президента компании Стефана Судовара, 12 лет возглавлявшего подразделение Hoffman La Roche в США. При нем продажи препаратов La Roche в США выросли втрое, достигнув многомиллиардных сумм.
Завершает ряд "клеточных терапевтов" компания Viacell Inc., выросшая под сенью Гарвардского университета в американском Бостоне и недавно открывшая свои филиалы и лаборатории в Германии и Сингапуре. Фирменным продуктом Viacell стала технология сбора, обработки и сохранения материнской пуповины. Все большее число "продвинутых" родителей обращается с просьбой сберечь пуповину для будущей возможной трансплантации стволовых клеток их чаду. Viacell занимает лидирующие позиции в этом сервисе. К настоящему времени компания выполнила подобные заказы в более чем 2 тыс. госпиталей США, 63 тыс. семей стали ее клиентами. Сотрудники компании не только осуществляют забор пуповины в специально разработанный контейнер, обеспечивающий полную стерильность, но и проводят важные анализы, позволяющие судить о количестве и качестве стволовых клеток, жизнеспособности клеточных ядер.
Отобранный материал также подвергают тестам на возможные инфекционные заболевания. Затем эту ткань обрабатывают в лаборатории компании по специальному дизайну таким образом, чтобы максимально сохранить стволовые клетки в течение длительного срока. После проведения всех необходимых анализов и процедур пуповину замораживают по особой технологии и хранят в жидком азоте в специально сооруженном подземном хранилище в штате Кентукки. В результате ребенок и его потомство получают уникальный банк собственных стволовых клеток, который может храниться в течение десятилетий. Кроме прочего, высококвалифицированный персонал компании обладает опытом подготовки клеточного материала к трансплантации. К настоящему времени тринадцать клиентов компании воспользовались биологическим банком.
Совсем недавно Viacell объявила о существенном прорыве в репродуктивной медицине и получении эксклюзивной лицензии на консервацию и хранение женской яйцеклетки. По мнению ученых компании, особая методика замораживания и хранения яйцеклетки поможет женщинам продлить и защитить их детородную функцию. Сейчас усилия научного подразделения фирмы сфокусированы на оптимизации и стандартизации процедуры криоконсервации и поддержании максимальной жизнеспособности клетки в процессе хранения. В конце 2005 г. компания Viacell планирует продемонстрировать первого младенца, развившегося из предварительно замороженной яйцеклетки.
Таков дайджест последних новостей компаний, активно работающих над воплощением в медицинскую практику идеи обновления человеческого организма за счет прививки первородного клеточного материала.
Занимаясь анализом корпоративных новостей в секторе биотехнологий, нельзя не заметить ошеломляющих успехов первых, пока скромных и не выходящих за рамки клинических испытаний, попыток применения совершенно новых форм лечения. Появляется ощущение, что являешься зрителем фантастического фильма, когда человек, получивший травму или увечье, достает из кармана шприц с живительной субстанцией, делает инъекцию в поврежденное место, и его ткани быстро регенерируются. Сейчас это представляется чем-то нереальным, но разве пятнадцать лет назад можно было поверить в то что, достав из кармана телефонную трубку, Вы сможете управлять своими инвестициями на электронной бирже, находящейся от Вас в семи тысячах километров?
Реакция рынка на депеши об удачном завершении тех или иных экспериментов такая же восторженная, как у простого обывателя на чудеса. Обычно новостного заряда хватает для разгона акции в среднем на 20-40%, причем происходит это в течение 1-2 дней. Такие локальные рывки хорошо видны по дневным тикам на годовом графике. Диаграммы по каждой из упомянутых компаний представлены на рис. 4, 5, 6 и 7.
На графике Geron Corp. (рис. 4) хорошо виден прыжок стоимости акций примерно на 40% в конце июля, когда конгресс США высказался за снятие ограничений на доступ к федеральным фондам для компаний, работающих со стволовыми клетками. Затем отчетливо прослеживается поступательный рост цены бумаг на протяжении августа – сентября после публикации квартального баланса компании, показавшего увеличение доходов в 14 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года. В целом с начала апреля по конец сентября стоимость бумаг Geron увеличилась вдвое – с 6 до 12 долл.
Похожую картину мы можем наблюдать на графике StemCells Inc. (рис. 5). Акции взмыли на 30% в конце июля и на 22% – в сентябре, сразу после упомянутой выше публикации в журнале Национальной академии наук. "Стволовые клетки", торговавшиеся год назад по 1,5 долл. за акцию, стоят сейчас около 5 долл. даже после некоторой коррекции на рынке. Годовой подъем составил более 250%. Вектор тяги очевиден.
Цена на акции компании Aastrom Biosciences Inc., которая всего год назад составляла 84 цента, совершила за пару месяцев головокружительный скачек вверх и в январе достигла 4,36 долл. (рис. 6). В мае она упала до 2 долл., затем в июле вновь поднялась до 3,5 долл. и сейчас в ожидании результатов клинических испытаний из Испании и Германии отдыхает на уровне поддержки в 2 долл. Боюсь ошибиться, но думаю, что к концу года эти парни из Мичигана будут стоить никак не меньше 4 долл. Таким образом, годовая экспансия легко может выйти за пределы 300%.
Viacell Inc. только в начале этого года впервые была представлена на бирже, поэтому пока нет более-менее объективной статистики (рис. 7). Однако почти стопроцентный рост курсовой стоимости бумаг с мая по июль оставляет хорошее впечатление. Смею предположить, что после демонстрации младенца, появившегося из замороженной яйцеклетки, акции "бостонских морозильщиков" обретут реактивное ускорение.
Если посмотреть годовые балансы всех четырех компаний, налицо будет существенный прогресс финансовых показателей. Практически все они имеют тенденцию к росту продаж или самих клеточных культур или, что еще важнее, интеллектуальной собственности на разработанные технологии их применения. В ближайшие год-два мы, скорее всего, столкнемся с лавиной клинических испытаний различных технологий "генетического ремонта" человеческих тканей и органов. А там рукой подать до коммерциализации новых видов лечения.
По единодушному мнению медицинского сообщества, через 10-12 лет трансплантация стволовых клеток превратиться в массовую процедуру. Если только в США прямые расходы на лечение наиболее распространенных заболеваний исчисляются суммой в 350-400 млрд долл. ежегодно, можно представить, какие доходы ожидают в скором будущем клеточных терапевтов.
Внимательно анализируя взлеты и падения акций рассматриваемых компаний, можно выбрать для себя две стратегии поведения на рынке. Одна из них – краткосрочное инвестирование, когда, дождавшись очередного взлета цены, фиксируется прибыль и Вы, учитывая высокую волатильность данных бумаг, ожидаете коррекции для следующего входа. Более консервативная модель предусматривает стратегическое инвестирование с прицелом на несколько лет и достижение максимального результата.
И тогда, очень даже может быть, однажды проснувшись хмурым зимним утром, Вы с некоторым удивлением обнаружите, что текущая стоимость Ваших бумаг позволяет прямо сейчас приобрести уютный кондоминиум с видом на океан. Но не одними финансовыми перспективами интересны биотехнологии. Не менее важна и гуманитарная миссия. Становясь совладельцем бумаг эскулапов XXI в., Вы не только одним из первых узнаете все новости с переднего края медицинской науки, но и косвенно способствуете ее прогрессу. Кто знает, возможно, одна из перечисленных мною компаний внедрит методику лечения, которая спасет жизнь Вам или Вашим близким, и это наверняка самое важное из того, на что мы способны влиять.