Первая война XXI века
О стратегиях миропорядка и генезисе Нового мира, о революции в сфере управления и окружающих нас новациях, о теневых сторонах развития цивилизации.
Александр Неклесса
Первая война XXI века
"Экономические стратегии", 2001, №5-6, стр. 40-45.
О стратегиях миропорядка и о генезисе Нового мира, о революции в сфере управления и об окружающих нас новациях, которые имеют свою теневую сторону… На вопросы заместителя главного редактора журнала "Эксперт" Татьяны Гуровой отвечает заместитель директора Института экономических стратегий Александр Неклесса. |
События 11 сентября 2001 года многие аналитики трактуют как обострение отношений между Севером и Югом. Так ли это?
Вопрос, точнее, то сомнение, которое в нем присутствует, на мой взгляд, – выстрел в десятку. Конфликт по оси Север-Юг реален, но то, что произошло 11 сентября, все-таки сигнал другой проблемы и, пожалуй, более серьезной.
Какой же?
Знаете грустную сказку о том, как курочка снесла яичко, да не простое, а золотое. Дед бил его, бил, не разбил, баба била-била, не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось… Почему же очень крепкое яичко, не поддававшееся деду с бабой, не устояло против мышиного хвостика? Мне кажется, если правильно ответить на этот нелепый вопрос, можно многое понять о мире XXI века.
Не могли бы Вы сами развернуто ответить на столь интригующий вопрос?
Отвечу, но, если позволите, не сразу. И ответ будет, что называется, с двойным дном. Суть ситуации, казалось бы, можно сформулировать просто: теракт в США – оборотная сторона современной цивилизации, с ростом ее мощи автоматически возрастает уровень угроз и разнообразие рисков. Но это все же плоская констатация… Элементы высокоорганизованного общества начинают систематически выходить из-под контроля и оборачиваться к человеку теневой стороной, только когда сама цивилизация оказывается в кризисе. Именно это сейчас и происходит.
Теракт в Америке – трещина тектонического разлома обнажившая новое положение вещей. То, что случилось, произошло впервые, однако ясно: ящик Пандоры открыт, и вряд ли удастся его захлопнуть. Более того, рискну утверждать, что подобного события – крупномасштабного террористического акта – ждали, гадая лишь о конкретных формах. И, надо сказать, успешно гадали: не случайны прямые визуальные и сюжетные совпадения с продукцией Голливуда или, скажем, с романом Тома Кленси "Долг чести".
Не слишком ли общий ответ?
Ну, это еще не ответ, скорее преддверье. Есть у проблемы и второй уровень, более прагматичный, что ли. Кризис цивилизации – это также сбой господствующей системы управления и рождение, деятельное утверждение неких альтернативных форм. В подобном столкновении проверяется, кто более конкурентоспособен, за кем, попросту говоря, будущее.
О каких системах управления и организационных схемах идет речь?
Тут есть простой ответ и более сложный. Чаще говорят о разделении систем управления на жесткие, административные и гибкие, рыночные. О замещении национально-государственной системы геоэкономической конструкцией. Или о перспективах новой мировой анархии. Все это так, но кардинальная оппозиция возникает сейчас между легальной властью, централизованной схемой управления ("яйцом") и новой – неформальной, сетевой ("мышками"). Входим в этот лабиринт?
Продолжайте, ведь у Вас, надеюсь, есть своя нить Ариадны?
Что ж, начнем, как и полагается, ab ovo, что, кстати, в буквальном переводе означает – "от яйца". Современные институты можно поделить на две группы: учреждения и корпорации. Это своего рода правое и левое полушария социосистемы: учреждения – жестче, консервативней, корпорации более гибки и динамичны. Корпорации легко преодолевают национальные границы, формируя глобальную систему, в которой сами видоизменяются. Учреждения в ХХ веке также стремились реализовать тот или иной вариант международной стратегии. Однако коррозия институтов Нового времени захватывает интернациональные бюрократические структуры, особенно структуры первого поколения, наподобие ООН и связанных с ней учреждений. С другой стороны, проявляется неоднородный характер экономической среды, ее "двухъярусность". Это уже менее отрефлексированная коллизия.
То есть современную ситуацию нельзя определить как "торжество экономического либерализма во всемирном масштабе"?
Экономическая история неоднозначна. В прошлом веке наряду с вектором либерализации проявилась тенденция слияния политических проблем с экономическими, стремление установить контроль над хозяйственной деятельностью, реализовав в этой сфере тот или иной грандиозный управленческий проект. Методы при этом существенно разнились: от явных, грубых форм администрирования, свойственных социалистической и корпоративной моделям государственности, до гораздо более гибких, проклюнувшихся в административных интенциях международных институтов развития, в системах финансового контроля или в некоторых типологических особенностях ТНК. Так, наряду с витринным конфликтом ХХ века между "социализмом" и "капитализмом", развивался менее очевидный, но более универсальный процесс подавления и маргинализации экономического многоголосья, компрометации экономического либерализма, введения в эту область деятельности все более разнообразных "надстроек".
В сущности, все три социальных проекта ХХ века – коммунизм, фашизм, глобализм – несли энергии антиутопии. И чем жестче становилась "скорлупа" технологически развитого общества, тем больше оно походило на заложенную в основании цивилизации бомбу. В итоге, вместо благостного конца истории или "горизонтального" столкновения цивилизаций мы наблюдаем "вертикальный" цивилизационный разлом, через трещину которого проглядывает новый мир, с иными законами бытия и собственной шкалой ценностей.
Ну, а новая, сетевая организация – "мышки"?
Сетевая организация – другая мегатенденция наших дней. По потенциалу управленческих кодов, по эффективности процедур она выше привычных форм организационной культуры. Основной "кирпичик" последней – формальный институт, у сетевой же организации – деятельная личность. Институты основаны на формальной иерархии, штатном расписании, ролевых функциях, стереотипизации процедур. Сетевая же организация – на концептуальном единстве, автономии частей, аутсорсинге и разделении рисков. И выраженной креативности. Здесь царит полифония, подчас какофония индивидуальных проектов и групповых коалиций. Их основа – синергия миссии и личностей. Кроме того, сетевая организация, будучи принципиально абюрократичной, способна к чудесному качеству – "преадаптации", то есть может схватывать на лету ту или иную тенденцию и готовить результат, для которого пока нет массового "потребителя". Наконец, новая культура, подобно вирусам, может присутствовать во плоти прежних социальных организмов, в недрах которых прочерчиваются границы новоявленного "столкновения цивилизаций" – конфликта между централизованной иерархией и сетевой культурой, между администратором и творцом, между центростремительными и центробежными тенденциями.
Сетевая организация выросла вне западной цивилизации?
Наоборот, в нынешней форме она во многом порождение присущей этой цивилизации технологической мощи, не столько даже промышленной, сколько инфраструктурной и инновационной. Однако по своим амбициям "сетевая культура" явно перерастает рамки современного общества, преподнося подарки не только в виде Интернета, хотя это наиболее внушительное – с точки зрения пропорций – сообщество "мышей".
"Сетевая культура" в виде слабоформализованных в окружающей среде сообществ, конечно же, существовала и раньше. Вся наша цивилизация создана таким сообществом, воспринимавшим себя не как формальный институт, но как "закваску", как "соль земли". В момент утверждения Константином Великим начал новой государственности численность самих христиан в Римской империи вряд ли превышала 5-6% населения. Но будучи мировоззрением монотеистическим и творческим, понимающим Творца как свободную личность, христианство преображало человека-функцию (язычника) в свободного человека, закладывая тем самым основу современного мира. И к тому же христианская цивилизация кардинальным образом влияла на менталитет людей, к ней не принадлежащих.
Но мир пережил катастрофу, а Вы утверждаете, что это проявление новых организаций и методов управления…
А знаете, где наиболее эффективно реализуются новые принципы? В среде НПО – неправительственных организаций. Среда эта – самая, что ни на есть эклектичная. Здесь и неформальные клубы различных уровней компетенции, и религиозные сообщества, и группы влияния, и такие организации, как, скажем, "Гринпис", "Эмнисти интернейшнл" или столь модное движение антиглобализма, но одновременно к этой типологии тяготеют разнообразные асоциальные и криминальные структуры, наконец, организации террористические… В начале года я ездил в Киргизию, где, в частности, обсуждалась ситуация с наркотрафиком. Ситуация практически безнадежная. Почему? Дело во многом в организационной асимметрии государственных органов и криминальных кланов. Высокая степень обратной связи и персональное разделение рисков внутри наркокартелей серьезно повышает их адаптивность и эволюционные возможности. В результате борьба с наркотрафиком подчас напоминает усилия по локализации вирусных эпидемий: усилия, приводящие к появлению все более изощренных и жизнестойких форм этой напасти.
Сейчас возникает принципиально иной класс угроз. Это борьба интеллекта, финансов, организационных принципов, технических возможностей и технологических решений, но, прежде всего, борьба мировоззрений, борьба кодекса поведения прежней цивилизации и моральных начал новой культуры. Деградация социосреды напоминает ситуацию поздней Античности – синкретизм и размывание культурных горизонтов, падение морали, распространение идеологии общества потребления, "сжимание" цивилизации варварством. На планете выстраивается своего рода глобальный Undernet, эксплуатирующий возможности для не ограниченных моральными препонами форм деятельности и иллегальных организаций, где неформальность и гибкость подобных организмов оказывается их существенным преимуществом.
И с тем же самым мы столкнулись сейчас в случае теракта в США?
Мир испытал воздействие диверсифицированной, духовно или идеологически мотивированной организации неопределенных пропорций, использующей для достижения целей террористические методы и широкий спектр средств, созданных цивилизацией. Присутствие идеологического компонента важно, поскольку продуцирует максимальные усилия членов организации, их готовность к самопожертвованию (и одновременно – создает возможность и для манипулирования). Если Вас не шокирует, скажу, что здесь в извращенных целях применяется принцип, известный как соборность, то есть сочетание свободной личности с общим делом. Вообще гражданство и лояльность в новом веке оказываются интимными, персонализированными понятиями. Однако свобода без любви, без сострадания, равно как и свобода, выражающаяся в ненависти, – нечто демоническое. В середине девяностых годов папа Иоанн Павел II предупреждал о распространении "культуры смерти", сейчас это определение приобретает дополнительный смысл. Перед нами действенное зло. Цивилизация столкнулась с агрессивными организациями прямого и косвенного действия, против которых у нее нет адекватной защиты. Символические сторожевые башни Нового Света – его геркулесовы столпы – повержены в прах и лежат в руинах.
Нет адекватной защиты, видимо, в рамках административной системы управления?
Существующие системы национальной безопасности в принципе настроены на иной класс угроз, в новых конфликтах их мощь, ориентированная на принцип эскалации (а не диверсификации), уходит в песок. Они были созданы для борьбы с системами нападения таких же государств. По крайней мере, – с агрессией отчетливо выраженных институтов, с чем-то, что как минимум имеет географически локализуемую структуру, имя, в конце концов. А против новых субъектов эти системы не работают. Возникает феномен "диффузных войн" – происходит диффузия временных и пространственных рамок конфликтов, их субъектов и объектов, применяемых средств и тому подобное. В условиях трансформации миропорядка, когда "родовые признаки" прежнего цивилизационного контекста и государственности отсутствуют или ослаблены, военные системы становятся все менее эффективными. Вспомним конфуз Америки в распавшемся на кланы Сомали или вязкость ситуации в Косово и Македонии, когда вектор активности смещался от конфронтации с Сербией на "Албанскую армию освобождения". США, обладающие огромной мощью, столкнулись с безликим противником и анонимной агрессией.
Предпринимаемые в борьбе с новым системным терроризмом действия подчас напоминают поведение слона, пытающегося передавить то разбегающихся, то собирающихся в стаи мышей. В какой-то момент возникает риск потери лица, и начинается поиск мальчиков для битья. Тут приходит на ум эпизод из повести Рея Бредбери "451° по Фаренгейту". Помните, когда власти оказались не в силах поймать героя, они выпустили механического пса на подставную цель, которую затем с триумфом уничтожили. Бюрократия умеет избегать провалов, по крайней мере, публично. Кроме того, чрезвычайные ситуации позволяют под прикрытием момента решать какие-то иные, побочные или вовсе посторонние, но с трудом реализуемые в обычных условиях задачи.
Так что же делать?
Это серьезный вопрос. То, что произошло 11 сентября, должно, прежде всего, изменить сам подход к проблеме. Ведь кризис был запрограммирован, ожидание крупной террористической акции длилось не один год. Но дело даже не в том, что трансформация не осознавалась во всей полноте, – бюрократический механизм в принципе плохо приспособлен к преадаптации, к "борьбе с тенью", то есть к реальному противостоянию еще не реализовавшимся угрозам. Понимаете, даже сейчас мы рассуждаем, приспосабливаясь к логике административных структур, способных более-менее эффективно реагировать на угрозу лишь после ее реализации. Кроме того, мы упускаем из виду, возможно, центральное обстоятельство – критическую роль играет не только совершенство процедур, но состояние личности, не только новые идеи, но и старые моральные ценности.
Цивилизация сталкивается с новым классом угроз всерьез и надолго. Все чаще приходится задумываться не столько о повышении эффективности существующих систем и подходов, сколько о принципиально новых путях обеспечения стратегической стабильности, об иной концепции действий, о целенаправленном и результативном изменении правил игры. Образно говоря, "стратегия Буша" (младшего) не может быть повторением, пусть и модифицированным, "стратегии Буша" (старшего).
Осознается ли новый характер угроз в управленческом корпусе?
Конечно же, осознается. Вопрос в другом – в характере долгосрочной стратегии безопасности. Нам все-таки чаще приходится сталкиваться с гипертрофией прежней логики: надежды возлагаются на совершенствование существующих подходов и технологий, но на новом уровне. Так, начинают обретать плоть модели, в которых социальное пространство уподобляется цифровому. Действительно, специалисты по безопасности признают, что выследить преступника в Интернете значительно легче, чем в обычном мире: компьютерные сети, набор серверов и протоколов представляют среду, где варианты действия ограничены и фиксируемы, процессы могут быть раскодированы и, таким образом, проконтролированы. А вот вне сетей, в реальном, а не виртуальном, сообществе, типов поведения великое множество при явном дефиците "протоколов". Если и дальше следовать данной логике, то задача в том, чтобы сузить множество вариантов поведения человека и уверенно контролировать оставшиеся. Идеал – тотально контролируемое общество. Попытка создать "всеобщий каталог", ввести личный код, систематизировать персональную информацию уже предпринималась и в странах Шенгена, и в США, корпорацией Oracle сейчас разрабатывается наиболее универсальная в этом смысле система Digital Angel. Все это, однако, коренная ревизия основополагающих принципов и американской мечты, и соответствующей системы ценностей: уплощение личности, превращение субъекта в объект.
В новой психологической атмосфере ведутся активные дебаты о жизненной необходимости ограничить ключевые свободы, о разрешении спецслужбам доступа к приватной информации. И вновь надежды возлагаются на технологии – информатику, биометрику, цифровые коды, телекоммуникационные системы, – эволюция которых начинает угрожать основной ценности цивилизации – свободной личности. Тут порочный круг. Подобный сценарий ведет в тупик. Это реакция охранительного механизма на растущий организм, стремление переломить, а не оздоровить логику развития. Возможно, с технологической точки зрения, задача тотальной слежки и может быть решена, но приведет это к созданию еще большей угрозы. В конечном счете получится, что основной источник опасности – сама свобода.
Вы несколько раз употребили выражение "новый системный терроризм". Какой смысл Вы вкладываете в это понятие?
Системный терроризм имеет несколько аспектов. Он учитывает взаимосвязанность мира, системный характер протекающих в нем процессов, предъявляя соответствующую стратегию угроз. Его акции строятся на принципе домино, а менталитет организаторов напоминает стиль мышления шахматистов, способных просчитывать последствия, идти на обманные комбинации и конъюнктурные жертвы. Обратите внимание на значение символических объектов, жестов и процедур в новой стратегии действий. В глобальном мире возникает "эффект бабочки": событие в одном месте способно вызвать лавинообразные последствия в другом. Скажем, в сфере социальной психологии или финансово-экономических операций, хотя и хорошо управляемой, но все же уязвимой для подобных системных воздействий.
Агрессивные сетевые организации как альтернативные существующей системе появляются только в странах Юга?
Нет, конечно. Хотя подобный стереотип действительно распространен. То есть источник бед – какой-то нехороший, грязный и одновременно обездоленный мир. Но меняется весь миропорядок, системные процессы самого различного толка развиваются в интернациональной среде НПО. Достаточно, наверное, упомянуть "бизоньи стада" горячих денег, в момент кризиса способные растоптать финансовые, экономические, политические и социальные системы целых государств, причинив немало бед и страданий населению. Квази-Север "нового кочевничества" в ряде деструктивных проявлений вполне сливается с Глубоким Югом, – это лишь различные аспекты единого "диффузного пространства". Планетарный Undernet – теневая глобализация асоциальных процессов – потому и глобален, что равнодушен к конкретному месту жительства.
Что же тогда составляет его основу?
В пространстве исторического действия возник новый субъект – свободно действующая личность, отсеченная от прежних культурных корней. Этот новый человек способен безжалостно распоряжаться своей и чужой свободой, действуя как "с той", так и "с другой" стороны социальной иерархии. Сейчас у него в руках могучие инструменты. При этом диалог подобных личностей и пассионарных групп различного толка ведется "через головы" других людей, психологически воспринимаемых как безликий хор статистов.
Гибкость и неподконтрольность, принципиальная непубличность действий новой неформальной элиты, не нуждающейся в институализации своих социальных претензий (по крайней мере, в прежнем смысле этого понятия), проявляется во внешней иррациональности, анонимности, даже эзотеричности семантики общественных связей. Новые субъекты этих отношений, действующие поверх прежних социоконструкций, подвергаются обвинениям в произвольном толковании закона, пренебрежении им, гегемонизме, терроризме. Однако они не столько подавляют, сколько игнорируют институты публичной политики, утрачивающие прежнее значение и приобретающие черты маргинальности в меняющейся социальной среде.
Давайте напоследок вернемся к вопросу о культурном происхождении сетевых организаций. Современные сетевые организации, скорее, продолжение развития именно христианской культуры, может, на каком-то ином ее ответвлении. Свобода выбора остается. Фактически добавляется еще и терпимость…
Это центральный пункт нового контекста. Начало третьего миллениума – горный хребет христианской культуры, на которой все еще стоит цивилизация. Христианский вектор истории творил и творит различные версии земных культур, имеющих общие начала, одно из которых – особое ощущение свободы. Христианская культура – и шире: цивилизация "людей Книги" – тесно сопряжена с проблемой личности и свободы, предопределяя широкий, иногда кажется, слишком широкий спектр возможностей.
"Сетевая культура" по своей природе амбивалентна, что, впрочем, вполне естественно; свобода привнесена в мир, но ее прочтение двойственно. Социальный Постмодерн в ряде проявлений есть плохое прочтение свободы, однако, без нее человек – совсем иное существо. То есть я хочу сказать, что сейчас возникла ситуация своеобразного пика, пограничья современной культуры, что и предопределило кризис, потому что человечество, вышедшее на этот пик, вынуждено сделать фундаментальный выбор.