Перспективы развития Байкальского региона
Автор предлагает конкретный сценарий развития Байкальского макрорегиона и определяет ресурсы и возможности для его воплощения.
Андрей Кулаков
Перспективы развития Байкальского макрорегиона
"Экономические стратегии", №05-06-2006, стр. 72-76
Кулаков Андрей Валентинович — член генерального совета Общероссийской |
Развитие Байкальского региона должно осуществляться в русле взаимовыгодных партнерских отношений с финансовыми и бизнес-структурами стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для координации взаимоотношений представителей Байкальского макрорегиона с российскими и зарубежными партнерами представляется продуктивным образование Совета губернаторов, который сможет выполнять функции организатора и коммуникатора, реагировать на инициативы, участвовать в распределении финансовых потоков и направлять бизнес-активность. Планомерному развитию регионов и территории в целом также должны служить стратегии и программы социально-экономического развития. Опыт изучения подобных документов в самых разных регионах России показывает, что зачастую они носят формальный характер и не имеют прикладного значения. С практической точки зрения долгосрочные планы должны содержать:
а) общее видение перспективы, основанное на анализе конкурентных преимуществ макрорегиона на внутреннем и внешнем рынках;
б) набор инвестиционных "проектов роста" на основе эффективного использования финансовых ресурсов и механизмов государственного партнерства;
в) проекты межтерриториальной интеграции, призванные создать общую институциональную и социальную инфраструктуру, унифицировать экологические требования, сформировать общее научно-образовательное и культурное пространство.
Реализация такого плана в Байкальском макрорегионе позволила бы "разбудить" уникальную по природным ресурсам территорию и придать импульс ее развитию. В статье, предлагаемой вниманию читателей, речь пойдет о конкретном сценарии развития Байкальского макрорегиона.
Формирование макрорегиона: базовый сценарий
При определении перспектив экономического развития восточных регионов страны необходимо учитывать более низкие темпы роста экономики (в первую очередь несырьевых секторов) регионов Восточной Сибири. Конечно, для этого есть ряд объективных причин. Во-первых, существенные транспортные издержки, связанные с более низкой плотностью населения, удаленностью от основных внутренних рынков сбыта (при относительной близости к внешним рынкам сбыта, то есть к рынкам стран АТР). Во-вторых, слабость собственной энергетической базы в ряде регионов. Да и в целом в Байкальском макрорегионе – сложные природно-климатические условия (что такое сибирская зима, пожалуй, объяснять не надо), обусловливающие более высокие издержки хозяйствующих субъектов. Природные условия препятствуют разработке богатейших недр. Из-за промерзания грунта в некоторых регионах Восточной Сибири, например, строительство или ремонт дорожного покрытия приходится осуществлять в очень короткие сроки. Важно и то, что по уровню заработной платы Байкальский макрорегион не может конкурировать с Китаем и другими слаборазвитыми странами. А бизнес здесь несет несравнимо большую налоговую нагрузку.
В программном докладе губернатора Красноярского края А.Г. Хлопонина на III инвестиционном форуме в Красноярске, подготовленном в сотрудничестве с Институтом региональной политики, говорилось об объективных причинах недостаточного развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Было верно отмечено, что восточные регионы России не прошли этап первичной индустриализации. И без ликвидации узких мест в инфраструктуре отставание этих регионов от западных будет только прогрессировать, несмотря на их богатейшие природные ресурсы. В то же время курс на освоение природных ресурсов и их переработку в рамках одного макрорегиона не требует немедленного решения транспортных задач. Поэтому реализация крупных инвестиционных проектов, основанных на использовании богатого сырьевого и энергетического потенциала восточных регионов страны, – наиболее очевидное направление развития Байкальского макрорегиона.
Базовый сценарий опирается на развитие ключевых отраслей экономики региона и возможности реализации в этих отраслях крупных инвестиционных проектов. Причем некоторые из этих проектов уже готовы. Предлагаемый сценарий включает два этапа. На первом этапе предлагается сконцентрировать внимание на развитии перспективных месторождений и инфраструктуры. Создание нефтегазового комплекса Байкальского региона станет стимулом для ввода в хозяйственный оборот других видов полезных ископаемых: золота, редкоземельных металлов, свинцово-цинковых и железорудных месторождений.
Прогнозное планирование позволяет предположить, что первый этап займет от пяти до десяти лет, а основная ставка будет сделана на освоение природных ресурсов, что послужит залогом динамичного развития экономики Байкальского макрорегиона.
Логично было бы связать начало первого этапа с началом освоения Верхнечонского нефтегазоконденсатного и Ковыктинского газового месторождений на территории Иркутской области. Прогнозные и извлекаемые запасы нефти на территории Иркутской области оцениваются в 2 млрд т, газового конденсата – в 0,5 млрд т. Из 232 млн т разведанных на территории Иркутской области запасов нефти (категории С1 + С2) 201,6 млн т приходится на утвержденные запасы Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения. Подготовленные запасы Верхнечонского месторождения позволят к 2012 г. довести добычу нефти до 7,5 млн т в год, а к 2020 г. – до 9,5 млн т в год. Инвестиции в эксплуатационное бурение и обустройство Верхнечонского месторождения оцениваются в 3,5 млрд долл.
Ковыктинское газоконденсатное месторождение является крупнейшим из разведанных. Его утвержденные запасы категории С1 + С2 составляют 2,13 трлн м3. Кроме того, запасы газа на севере области составляют порядка 160 млрд м3 и сосредоточены в основном на нескольких "малых" нефтегазоконденсатных месторождениях. А в перспективе от Иркутской области можно ожидать дальнейшего наращивания запасов природного газа в результате проведения геологоразведочных работ. Подготовленные запасы газа Ковыктинского месторождения позволяют добывать, по разным оценкам, от 25 до 37 млрд м3 в год в течение 30 лет. Особенностью этого месторождения является высокое содержание гелия (0,25%) и гомологов метана – этана (4,9%), пропана (1,08%), бутана (0,58%). Инвестиции в эксплуатационное бурение и обустройство месторождения для промышленной добычи оцениваются в 6,5 млрд долл. (без учета стоимости строительства магистральных газопроводов).
Ковыктинское и Верхнечонское месторождения станут основой мощного топливно-энергетического комплекса Байкальского региона. Один из рассматриваемых вариантов транспортировки газа Ковыктинского месторождения предполагает строительство магистрального газопровода "Ковыкта – Улан-Удэ – Чита – Забайкальск – Китай – Корея". В этом случае частично газифицируются Бурятия и Читинская область, что станет важной частью реализации проектов по повышению качества жизни населения Прибайкалья и Забайкалья.
Конечно, становление газоперерабатывающей промышленности в Байкальском макрорегионе потребует принципиально новых транспортно-логистических схем. Автодороги, строительство которых планируется при освоении месторождений, в перспективе сформируют схему транспортного сообщения внутри Байкальского макрорегиона и за его пределами. В перспективе Республика Бурятия в силу своего пограничного положения может стать центром, обеспечивающим наземный транзит по автомобильным и железным дорогам, а также грузовые авиаперевозки.
Увлекшись глобальными планами индустриализации регионов, богатых природными ресурсами, не стоит забывать об автономных округах. Чтобы обеспечить гармоничное развитие региона, необходимо отказаться от дотирования автономных округов и превратить их в центры развития сельского хозяйства.
Второй этап базового сценария продлится пятнадцать-двадцать лет. На это период приходится наращивание производственных мощностей и укрепление базиса, заложенного на первом этапе.
На втором этапе произойдут следующие события:
а) формирование нефте- и газохимической промышленности региона на базе предприятий Иркутской области;
б) участие в проекте металлургического комплекса на основе месторождений железных руд и коксующихся углей Читинской области и Якутии;
в) создание "мекки" экологического, спортивного и экстремального туризма на озере Байкал.
Оба этапа "индустриализации" Байкальского края должны сопровождаться созданием проектов, обеспечивающих комфортные условия проживания в регионе. К таким проектам относятся:
1) Проект расселения населения вдоль основных транспортных магистралей; максимальная его концентрация в столицах субъектов РФ.
2) Проект формирования общего научно-учебного пространства; развитие научного центра в г. Улан-Удэ.
3) Проект развития национально-культурных автономий с целью сохранения языка и культуры народов, проживающих на территории Байкальского края.
Формирование макрорегиона: ресурсы и возможности
Какие же объективные факторы сделают существование и развитие Байкальского макрорегиона возможным? В первую очередь новая региональная политика России. Принятие Федерального закона "О региональной политике" позволит создать механизм согласования программ развития как по линии "федеральный центр – регион – муниципалитет", так и по линии "отрасль – территория". Кроме этого, новый механизм позволит учесть при региональном планировании интересы бизнеса. Существенным ресурсом создания макрорегиона могут стать средства ФЦП, ФАИП и Инвестиционного фонда. Необходима поддержка проектов межрегиональной интеграции и сотрудничества. Одним из основных ресурсов при формировании макрорегиона Байкальский край должно стать формирование и усиление региональной бизнес-элиты. Именно бизнес, являясь главным двигателем экономического развития страны, должен ставить такие амбициозные задачи и добиваться их решения.
Как известно, одна голова хорошо, а две лучше, поэтому мне было бы интересно узнать мнение читателей журнала о предложенном сценарии. Приглашаю всех желающих принять участие в конструктивной дискуссии. Буду рад получить Ваши сообщения по адресу: kulakov-sibir@yandex.ru
Примечание
1. Первую статью на эту тему см.: Экономические стратегии. 2006. № 2.