Перспективы экспорта продукции нефтегазового комплекса в страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Автор приходит к выводу, что для реализации стратегии развития Восточно-Сибирского и Дальневосточного нефтегазового комплекса необходима корректировка нормативно-законодательной базы.
Степан ИЛЬИН
Перспективы экспорта продукции нефтегазового комплекса в страны Азиатско-Тихоокеанского региона
"Экономические стратегии", №01-2007, стр. 80-83
Ильин Степан Иевич – начальник Департамента производственных отраслей Министерства финансов Республики Саха, аспирант Российской академии государственной службы при Президенте РФ. |
В индустриально развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона – Японии, Республике Корее и во все возрастающей степени в Китае, а также и других быстро развивающихся странах в первой половине XXI в. будет расти зависимость от импорта сырья, прежде всего углеводородного. Повсеместное сокращение количества высокорентабельных месторождений нефти и газа с низкой себестоимостью добычи будет и в дальнейшем способствовать повышению мировых цен на первичные энергоресурсы. В этой ситуации важнейшая роль отводится разведанным и перспективным месторождениям Восточной Сибири и Дальнего Востока России.
Безусловно, комплексное освоение углеводородных ресурсов региона и выход на энергетические рынки стран АТР могут быть использованы для закрепления позиций России в данном стратегически важном регионе мира. В отличие от Западной Сибири и европейской части страны, где действуют единые транспортные коридоры, на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока нефтегазовая инфраструктура практически отсутствует. Добыча ведется лишь в отдельных районах для удовлетворения внутренних потребностей.
Республика Саха (Якутия) в составе Дальневосточного федерального округа является регионом, располагающим значительными ресурсами углеводородного сырья. К настоящему времени на территории республики открыто 29 месторождений нефти и газа, некоторые месторождения имеют значительные по объемам запасы гелия. Суммарные запасы газа составляют более 2,3 трлн м3, извлекаемые запасы нефти – более 300 млн т. Прогнозные ресурсы природного газа оцениваются в 9,4 трлн м3, причем преобладающая часть (60%) ресурсов сосредоточена в западном и юго-западном районе Республики Саха (Якутия). Начальные извлекаемые геологические запасы нефти оцениваются в 2,4 млрд т, при этом в Непско-Ботуобинской нефтегазоносной области (также на юго-западе республики), в пределах которой расположены все открытые к настоящему времени залежи нефти, прогнозируется примерно 30% общих ресурсов нефти.
Развитие всех месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока должно базироваться на основных критериях энергетической безопасности, а именно:
- на гарантированном обеспечении потребности региона в топливно-энергетических ресурсах исходя из надежности сырьевой базы;
- на максимальном обеспечении региона углеводородными ресурсами собственного производства;
- на строительстве экспортных газо- и нефтепроводов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с учетом необходимости обеспечения регионов Дальнего Востока природным газом.
Ресурсная база газа Сибирской платформы в настоящее время позволяет обеспечивать добычу газа на необходимых уровнях за счет базовых уникальных месторождений региона – Ковыктинского и Чаяндинского. Кроме этих двух базовых месторождений добыча газа также может существенно наращиваться за счет крупных и средних месторождений в Западной Якутии.
Потребность Республики Саха в природном газе к 2020 г. прогнозируется на уровне 4,5 млрд м3, что намного ниже потенциальных возможностей его добычи в республике. В связи с этим уже достаточно продолжительное время рассматривается возможность поставок якутского природного газа на экспорт в страны АТР. Разрабатываемый ОАО "Газпром" проект "Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона" предусматривает в перспективе освоение месторождений Республики Саха, в первую очередь Чаяндинского месторождения, с целью поставок газа в
Китай и Корею. Экспортная составляющая позволит окупить затраты на строительство магистрального газопровода из Якутии на побережье Тихого океана и снизить стоимость газа для российских потребителей восточных районов за счет увеличения объемов транспортируемого газа.
Инвестиции в развитие газодобывающего комплекса Республики Саха (Якутия) прогнозируются в объеме 7,1 млрд долл., в том числе до 2025 г. предполагается освоить 68% – 4,8 млрд долл. Основную часть составляют капиталовложения в разработку месторождений (2,87 млрд долл., или 59%), которые в дальнейшем значительно возрастут. Расчеты показывают достаточно высокую экономическую эффективность формирования в Республике Саха (Якутия) комплекса по добыче и переработке природного газа при наличии магистрального газопровода для транспорта добываемого газа на побережье Тихого океана и возможность экспорта его в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Нефть восточносибирских и дальневосточных месторождений может потребляться как на восточносибирских нефтеперерабатывающих заводах, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Внутренний спрос Восточной Сибири и Дальнего Востока на нефть формируется потребностью в сырой нефти, прежде всего действующих нефтеперерабатывающих заводов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В зависимости от масштабов разработки нефтяных месторождений Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия) будет расти внутренний спрос на нефтепродукты непосредственно в этих новых нефтегазовых регионах. В этой связи целесообразно строительство нефтеперерабатывающих заводов малой и средней мощности вблизи месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), которые будут производить отдельные виды продукции и к 2025 г. достигнут суммарной мощности от 1 до 3 млн т в год. Размещение производства нефтепродуктов в этих районах позволит кардинально решить проблемы завоза туда жидкого топлива и повысить эффективность и безопасность систем жизнеобеспечения населения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.04 г. №1737-р принято решение о проектировании и строительстве единой нефтепроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" по маршруту г. Тайшет (Иркутская область) – г. Сковородино (Амурская область) – бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью до 80 млн т нефти в год.
Проектом предусматривается возможность поставки в Китай до 30 млн т нефти из Сковородино по нефтепроводу Сковородино – государственная граница с Китаем и экспорт нефти через нефтеналивной терминал в бухте Перевозной до 50 млн т в год.
ОАО "Сургутнефтегаз", разрабатывающим Талаканское месторождение, принято решение о строительстве магистрального нефтепровода с Талаканского НГКМ до г. Усть-Кут (ст. Лена). Планируемая мощность нефтепровода составляет 26 млн т нефти в год. Завершить строительство этого нефтепровода планируется к концу 2008 г.
В данное время подготовленные к промышленному освоению запасы нефти в Иркутской области и Республике Саха (Якутия) позволяют обеспечить загрузку проектируемого магистрального нефтепровода в объеме не более 23 млн т. Для доведения объемов транспортировки нефти до проектных значений требуется наращивание ее запасов в регионе до уровня (по разным оценкам) от 1,5 до 2 млрд т.
Формирование нефтегазового комплекса на территории Сибирской платформы представляет собой крупный интеграционный проект, который требует стратегического управления со стороны государства, и в первую очередь координации деятельности различных субъектов РФ и нефтегазовых компаний, поскольку ни один из проектов освоения нефтяных и газовых ресурсов в пределах территории одного субъекта Российской Федерации не позволяет экономически выгодно заполнить экспортную магистраль.
Государственная поддержка межрегиональных интеграционных проектов на региональном уровне создает объективные предпосылки для образования коалиций субъектов Федерации. Основными формами коалиционной политики при реализации крупных проектов до сих пор были договоры между субъектами РФ о предоставлении государственных гарантий проектам путем создания совместных предприятий с крупными финансово-промышленными группами и нефтегазовыми компаниями; покупка пакетов акций органа