Переоценка ценностей в бизнес-сообществе
С 1997 года доктор философии Бредли Гугинс является исполнительным директором Центра корпоративного гражданства и профессором Департамента организационных исследований в школе менеджмента Уоллеса Кэрролла при Бостонском колледже. Являясь одним из ведущих научно-исследовательских учреждений, центр занимается проблемами корпоративного гражданства, управленческого образования и др. Школа осуществляет активное взаимодействие с более чем с 350 предприятиями, являющимися членами Центра.
В 1990 г. Бредли К. Гугинс создал Центр работы и семьи при Бостонском университете и руководил им в течение шести лет. Он возглавлял ряд исследовательских проектов, инициированных Фондом Форда, Фондом Альфреда Причарда Слоана, Фондом Келлога и Фондом МакАртура.
Доктор Гугинс является автором многочисленных статей и нескольких монографий. Он регулярно выступает в СМИ, участвует в работе конференций, посвященных корпоративному гражданству и роли корпорации в жизни общества.
Выпускник Бостонского колледжа, Гугинс получил степень магистра общественных проблем, общественной организации и социального планирования, а также степень доктора философии в университете Брендеис.
Бредли ГУГИНС
Переоценка ценностей в бизнес-сообществе
"Экономические стратегии", №8-2005, стр. 80-81
С 1997 г. доктор философии Бредли К. Гугинс является исполнительным директором Центра корпоративного гражданства и профессором Департамента организационных исследований в школе менеджмента Уоллеса Э. Кэрролла при Бостонском колледже. Являясь одним из ведущих научно-исследовательских учреждений, Центр занимается проблемами корпоративного гражданства, управленческого образования и др. Школа осуществляет активное взаимодействие с более чем с 350 предприятиями, являющимися членами центра. В 1990 г. Бредли К. Гугинс создал Центр работы и семьи при Бостонском университете и руководил им в течение шести лет. Он возглавлял ряд исследовательских проектов, инициированных Фондом Форда, Фондом Альфреда Причарда Слоана, Фондом Келлога и Фондом МакАртура. |
Вы – основатель Центра корпоративного гражданства. Каково предназначение этого центра? Были ли в его работе серьезные неудачи и яркие победы?
Основная задача Центра – взаимодействие с компаниями с целью переопределить деловой успех, который мы рассматриваем как значимый результат не только с точки зрения бизнеса, но и с общественных позиций. Мы хотим, чтобы компании использовали все ресурсы для обеспечения экономического процветания и построения справедливого и стабильного мира. Мы употребляем слово "гражданство", потому что полагаем, что любая корпорация, как полноправный член общества, имеет права и обязанности. Компании не являются независимыми организациями, их существование санкционировано обществом, поэтому на них накладывается определенная ответственность, они исполняют известные роли. Центр создан при университете и является исследовательской организацией. Мы очень тесно сотрудничаем с деловым миром, имеем более 350 корпоративных членов. По большей части это крупные корпорации. Помогая компаниям наращивать потенциал и добиваться успеха в обществе и бизнесе, мы используем стратегию внутреннего изменения.
Центру 20 лет, у него прочная репутация среди деловых партнеров как в США, так и во всем мире. Поскольку Центр является единственной организацией, концентрирующейся на создании потенциала как сущности корпоративного гражданства, – мы организуем курсы менеджеров, программы сертифицирования, конкретные исследования, у нас много заявок из разных стран на проведение курсов и исследований. Чтобы своевременно реагировать на такие просьбы, мы создаем глобальную образовательную сеть, в рамках которой будем работать со специалистами из разных стран над построением их потенциала, вместо того чтобы просто проводить курсы на территории этих стран. У нашей организации очень большие амбиции. Мы хотим изменить способ, посредством которого компании определяют и реализуют свою гражданскую принадлежность. В конечном счете речь идет о фундаментальной роли бизнеса в обществе. Сегодня, в начале XXI в., мир все еще находится на начальном этапе развития корпоративного гражданства. Тем не менее многие компании уже сделали первые уверенные шаги на этом пути.
Я полагаю, Вы хотели бы поговорить о переходе от концепции держателей акций к концепции держателей капитала. Кого Вы считаете держателями капитала и почему?
Сейчас весь мир переходит от узкой американской капиталистической модели держателей акций к более широкой концепции держателей капитала. К держателям капитала чаще всего причисляют служащих, инвесторов, потребителей. Это некая целостная общность. Возможность преуспеть в современном мире зависит не только от того, насколько успешными будут инвестиции держателей акций, но и от поддержки многих других держателей капитала, играющих немаловажную роль в достижении делового успеха. Большая часть рисков в бизнесе вызвана отношениями с ключевыми держателями капитала. Большинство компаний не в состоянии справиться с этим все усложняющимся комплексом отношений.
Достоевский описал потаенный мрак человеческой души. Недавние корпоративные скандалы практически иллюстрируют романы Достоевского. Есть ли свет в "душе" бизнеса? Каков Ваш прогноз относительно стратегических перспектив его развития?
"Душа" любого бизнеса связана с базовыми ценностями. Последние скандалы, как и многие проблемы, стоящие сегодня перед бизнес-сообществом, отрицательно сказываются на базовых ценностях компаний. Между тем они должны служить компасом, определяющим путь фирмы в бурных водах глобальной экономики. Многие ведущие компании (GE, IBM, Verizon) имеют тенденцию к переоценке ценностей. Такая переоценка станет основной характеристикой деловой жизни в следующем десятилетии.
Назовите, пожалуйста, самые важные черты перехода к новой концепции бизнеса. Какие факторы современной жизни способствуют развитию прогрессивных тенденций, а какие противостоят им?
Если говорить о чертах, определяющих новое корпоративное гражданство в XXI в., то, во-первых, это прозрачность бизнеса. Новые технологии, Интернет делают мир вокруг нас открытым. Мы живем и работаем в прозрачном мире, поэтому повышается роль общественного контроля над бизнес-процессами, экологическими изменениями, растет значение разного рода мониторингов. Во-вторых, это ценности. Как я уже сказал, компании все больше будут стремиться реализовать ценности, приверженность которым они декларируют. Важно будет не то, что они говорят, а то, что они делают. Третий очень важный момент – интеграция в бизнесе двух первых аспектов. Слоганы и благие намерения, заявления о соответствии мировым стандартам – все это прекрасно, но недостаточно для того, чтобы поднять гражданство на стратегический уровень. Компании будут вынуждены стремиться к прозрачности и реализации ценностей во всех процессах и процедурах.
Сегодня в моде социальная ответственность бизнеса. А существуют ли по-настоящему социально ответственные предприятия?
Компания не может рекламировать свое участие в жизни общества, игнорируя при этом собственных сотрудников. Бизнес не может преуспеть в защите окружающей среды, функционируя в стране, имеющей недостойное правительство. Здесь необходим системный подход; любое действие, любое решение компании, линия ее поведения должны быть привязаны к целому.
Какова, на Ваш взгляд, роль религии в современной деловой морали?
Я могу говорить только о Соединенных Штатах, где евангелическая церковь играет все более важную роль, как держатель капитала, оказывающий влияние на принятие корпоративных решений.
Какую роль в бизнесе играет политический климат? Может ли бизнес быть успешным, развиваясь в противовес ведущим политическим тенденциям?
Это очень сложно. В эпоху глобализации, в условиях растущей конкуренции взаимозависимость между общественным и частным сектором увеличивается. Если бизнес и политика движутся в разных направлениях, маловероятно, что может идти речь о взаимной выгоде.
Сегодня многие исследователи рассматривают транснациональные корпорации как форму современного рабства. Что Вы думаете об уроках истории?
У человечества богатая история. Из нее можно многое почерпнуть, извлечь пользу из опыта прошлого. Противоречие между регулированием и свободной торговлей, роль бизнеса в общественной жизни – все это не новые проблемы. В истории можно найти множество аналогий, которые помогут отыскать верное решение.