Мотивация и стимулирование персонала — важнейший организационный резерв повышения эффективности производства

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.126-137

В современных условиях основным инструментом привлечения квалифицированных специалистов, минимизации текучести кадров и стабилизации трудового коллектива, поддержания и развития у персонала стремления к повышению профессиональных знаний и навыков является система мотивации и стимулирования его трудовой деятельности.

Именно поэтому настоящая работа, посвященная выбору наиболее подходящей подобной системы для предприятий и организаций ОПК, исходя из специфических отраслевых особенностей, представляется, несомненно, актуальной.

В работе: 1) проанализированы и обобщены литературные источники, посвященные вопросам стимулирования труда; 2) выполнено аналитическое исследование на реальных данных зависимости важнейшего показателя производственно-хозяйственной деятельности — выручки от реализации продукции — от качественных профессиональных и возрастных характеристик персонала субъектов хозяйствования; 3) дана сравнительная оценка используемых в развитых зарубежных странах систем мотивации и стимулирования труда персонала (информационная база, механизмы формирования размеров оплаты труда персонала, преимущества, недостатки, возможная область использования); 4) приведено обоснование целесообразности использования в российском оборонно-промышленном комплексе в качестве базовых основополагающих элементов японской системы пожизненного найма, старшинства и организации из работников предприятий групп по поиску и расшивке «узких мест»; 5) сформулированы предложения (комплекс организационно-экономических мероприятий) по привлечению кадров молодых специалистов в ОПК.

Источники:

1. Соколов А.В. Сравнительная оценка финансово-экономического положения предприятий оборонной промышленности РФ. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. 196 с.

Кадровые проблемы оборонно-промышленного комплекса: подходы к решению

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.138-143

Значимость рассмотрения указанной проблемы обусловлена тем, что с началом Специальной военной операции возросли объемы государственного оборонного заказа, что в свою очередь повлекло необходимость привлечения новых кадров на предприятия. Однако, перейдя на усиленный режим работы, предприятия оборонно-промышленного комплекса столкнулись с острейшей проблемой нехватки квалифицированных кадров. Проведенный анализ показал, что существенное негативное влияние на численность кадров на рынке труда оказывает неблагоприятная демографическая ситуация в стране: сокращается численность населения моложе трудоспособного возраста, наблюдается снижение численности занятых в возрастных группах от 15–29 лет, а также происходит отток с предприятий молодых работников. Кроме того, серьезной проблемой отечественных предприятий является низкий уровень производительности труда, что также оказывает отрицательное влияние на решение задач по обеспечению требуемых объемов производства. Предлагается возможный подход к решению обозначенной проблемы за счет активного внедрения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса методов бережливого производства.

Источники:

1. Мантуров оценил потребности ОПК в 16 000 специалистов [Электронный ресурс]. Ведомости. 2023. 24 июля. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2023/07/24/986662-manturovotsenil-potrebnosti-opk-v-16-000

2. Максимова Е. В бой идут старики: оборонные заводы страны не могут набрать рабочих [Электронный ресурс]. 2023. 19 января. URL: https://newizv.ru/news/2023-01-19/v-boy-idut-starikioboronnye-zavody-strany-ne-mogut-nabrat-rabochih-394312

3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. № 2369 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2021–2030 годы» [Электронный ресурс]. Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/573275758

О сущности современных отношений собственности

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.5-14

Наблюдаемая в последнее время кампания по изъятию крупных предприятий из частной собственности на основе обращений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в суды вызывает неоднозначную реакцию в общественном сознании. С одной стороны, народ давно жаждет пересмотра итогов приватизации – несправедливой, неразумной и криминальной. С другой стороны, срок давности по оспариванию актов приватизации госимущества в 1990-е гг. давно истек, и их отмена выглядит как произвол правоохранительных органов, грубо попирающих базовые права собственности, которые считаются основой нынешнего устройства экономики. Попробуем разобраться, так ли это.

Источники:

1. Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 11.03.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

2. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы. Доклад Счетной палаты. М.: Издательство «Олита», 2004.

3. Клейнер Г.Б. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике. Вопросы экономики. 1999. №8. С. 64.

4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: «Дело» АНХ Москва. 2008. 528 с.

5. Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы (краткий перевод с англ.). М.: Экономика. 1984.

6. Глазьев С. Китайское экономическое чудо. Уроки для России и мира. М.: Из-во «Весь Мир», 2023. 406 с.

7. Клейнер Г.Б., Хабибуллин Р.И., Дементьев В.Е. и др. Коллективные формы хозяйствования в современной экономике. М.: ИД «Научная библиотека», 2017.

Имидж–консалтинг в различных отраслях экономики и сферах деятельности

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.15-28

Рассмотрен имидж-консалтинг в различных отраслях экономики и сферах деятельности в современных социально-экономических условиях.  Показано, что объем российского рынка управленческого консалтинга, по разным экспертным оценкам, в 2021 г. составлял порядка 50–60 млрд руб., к концу 2022 г. он сократился практически вдвое. Одна из главных проблем российского рынка управленческого консалтинга на конец 2023 г. – потеря квалифицированных кадров и практически полное разрушение системы их воспроизводства. Российский рынок управленческого консалтинга на конец 2023 г. претерпел значительные структурные трансформации: изменились имена и количество ключевых игроков, ценовая политика и приоритеты клиентов.

Проанализированы состояние и перспективы развития разных субъектов консалтинговых услуг в России на примере трех успешных отраслевых кейсов имидж-консалтинга из различных отраслей и сфер деятельности: ПАО «Сбербанк», сотового оператора связи «Билайн» и предприятия из сферы общепита – кофейни «Зернышко». Показано что, главной проблемой для рассмотренных организаций является выбор имидж-консультанта, даны рекомендации по решению этой проблемы.

Источники:

1. Абрамова П.В., Ищенко И.Г. Консалтинг как инструмент повышения инвестиционной привлекательности франчайзинговых проектов. В сборнике: Актуальные вопросы управления. Под редакцией С.В. Тактаровой, Г.Н. Тугускиной, 2020. С. 26-30.

2. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Прогресс, 2018.

3. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов. ИНФРА-М, 2020.

4. Алешникова В.И. Новые реалии международного и российского рынка управленческого консалтинга. В книге: Маркетинг и инфраструктурные проекты. Монография. Москва, 2023. С. 190-199.

Организация материально-технического обеспечения Гражданского воздушного флота в период 1941–1945 гг.

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.29-36

В хронологическом порядке приводится анализ содержания документов, созданных с целью обеспечить Гражданский воздушный флот требуемым парком воздушных судов, выполнить условие их эффективного использования, организовать все требуемое материально-техническое обеспечение для работы Красноярской воздушной трассы. А также рассматриваются документы, регулирующие снабжение детских учреждений продуктами питания.

Источники:

1. Деятельность Управления СВАГ по изучению достижений немецкой науки и техники в Советской зоне оккупации Германии. 1945–1949 гг.: Сборник документов / Отв. ред. и автор вступительной статьи В.В. Захаров. Сост.: В.В. Захаров, О.В. Лавинская, Д.Н. Нохотович. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. 704 с.

2. Мы трудной дорогой к Победе пришли … . Москва. 1941–1945: Архивные документы и материалы / Сост. В.А. Арцыбашев, С.С. Войтиков, С.Д. Гарнюк, Д.Г. Давиденко. М., 2015. 716 с.: ил. 

3. Шепелев В.Н. Директивные документы ГКО создании московской зоны обороны из фондов РГАСПИ. Ноябрь-декабрь 1941 г. Исторический архив. 2016. №1. С. 3–35.

4. Руководство оборонной промышленностью страны в годы войны. Веб-сайт «Обозник». URL: http://www.oboznik.ru/?p=41877/#2

5. Прямицын В.Н. Деятельность Отечественных государственных органов по развитию военной гидрометеорологии (1876–1945 гг.). Приложения к диссертации, 2019. 321 с.

6. 1945 год /Сб. статей. Государственный комитет обороны СССР. Постановления и деятельность. 1941–1945 гг. Аннотированный каталог. в 2-х томах. Сер. «Труды РГАСПИ» Том 2. Москва: Издательство «Политическая энциклопедия», 2015. С. 986–1220.

7. И производство мирной взрывчатки. Коммерсант. История. 26.08.2023. Веб-сайт «Коммерсант». URL: https://www.kommersant.ru/doc/6183690

Перспективы использования методов цифровизации в экономике

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.37-40

Представлен анализ методов обработки цифровой информации и бизнес-аналитики для предприятий гражданской авиации на примере «Data Science».

Источники:

1. Губанова А.В. Цифровая трансформация как инструмент развития конкурентоспособности промышленных предприятий. Креативная экономика. 2020. № 6. С. 17-18.

2. Жуковская И.В., Акаева В.Р., Кузьмин М.С. Актуальные проблемы цифровизации компаний на примере промышленного сектора. Микроэкономика. 2023. №4. С. 51-55.

3. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

4. Официальный сайт компании «Аэрофлот». URL: https://ir.aeroflot.ru/ru/company-overview/traffic-and-financial-highlights/

Усовершенствованная модель расчета микроэкономических критериев эффективности инвестиций в энергетические проекты

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.41-68

Представлена усовершенствованная методика расчета микроэкономических критериев эффективности инвестиций в энергетические проекты (и иные проекты реального сектора) на основе методологии UNIDO, позволяющая определить аналитическую взаимосвязь между инженерно-экономическими параметрами энергетических установок (на всем их жизненном цикле) и комплексом микроэкономических критериев эффективности инвестиций. Строго математически получены из определения главного микроэкономического критерия – чистого дисконтированного дохода (NPV) – вторичные критерии: внутренняя норма доходности IRR, приведенная стоимость единицы продукции (приведенная стоимость электроэнергии LCOE) и дисконтированный период окупаемости DPP.  Приведены многочисленные примеры и графические иллюстрации оценок отдельных параметров инвестиционных проектов и критериев эффективности инвестиций. Существенным отличием предлагаемой методики расчета критериев эффективности инвестиций является использование среднегодовых значений выручки, эксплуатационных затрат и производства продукции, а также введение так называемых коэффициентов приведения (φ), отражающих эффект дисконтирования денежных потоков на каждом периоде жизненного цикла (сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации).

Источники:

1. Management of Nuclear Power Plant Projects. IAEA Nuclear Energy Series No. NG‑T‑1.6. Vienna, 2020. 160 p.

2. Харитонов В.В., Костерин Н.Н. Критерии окупаемости инвестиций в ядерную энергетику. Известия вузов. Ядерная энергетика. 2017. №2. С.157–168.

3. Мезоэкономика развития / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. ЦЭМИ РАН. М.: Наука, 2011. 805 с.

4. Черняховская Ю.В. Макроэффекты международных проектов АЭС. Проблемы прогнозирования. 2018. №1 (166). С.29–37.

Модель экономического роста США и состояние экономики в мире

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.69-75

Приведена факторная модель экономического роста США, разработанная известными экономистами П.Э. Самуэльсоном и В.Э. Нордхаузом [1]. Дан анализ роста инфляции в экономике США и Европы в 2023 г. и пути ее снижения за счет роста процентных ставок ФРС США и ЕЦБ Европы. Отмечено, что экономика России в 2022–2023 гг. занимала пятое место в мире по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС), опередив страны Европы, а по данным Всемирного банка в мае 2024 г. поднялась на четвертое место.

Источники:

1. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. 16–е издание. Изд-во «Вильямс», 2003. 688 с.

2. Глобальное повеселение. МВФ повысил прогнозы мировой и российской экономики. Коммерсант, 30 января 2024 г. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6479601

3. Хазин М. Почему США и доллар в 2024 году ждет «ужас-ужас-ужас» и в чем стратегия России? URL: https :/ www. business-gazeta ru/article/6188366

4. Кузовкин А.И. Климатический саммит в Риме и конференция по климату в Глазго в 2021 году. Микроэкономика. 2022. №1. С. 91–97.

5. Из протокола Федерального комитета по открытым рынкам. URL: https://smart-lab.ru/blog/856802.php

6. Мильчакова Н. Загадки ВВП: как и почему Россия стала пятой экономикой мира? Московский комсомолец.1 апреля 2024 года. URL: https://www.mk.ru/economics/2024/03/31/zagadki-vvp-kak-i-pochemu-rossiya-stala-pyatoy-ekonomikoy-mira.html

7. Веденеева Н. Академик Аганбегян рассказал, как сделать россиян богатыми: «Очень действенный инструмент». Московский комсомолец, 20 марта 2024 года. URL: https://www.mk.ru/economics/2024/03/19/akademik-aganbegyan-rasskazal-kak-sdelat-rossiyan-bogatymi-ochen-deystvennyy-instrument.html

Инвестиционно-экономическая модель проведения геологоразведочных работ в Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.76-80

Предложена инвестиционно-экономическая модель для проведения геологоразведочных работ углеводородов на территории Российской Федерации. Определена целесообразная последовательность выполнения экономических расчетов. Автором разработана схема инвестиционно-экономической модели геологоразведочных работ. Приведено описание этапов реализации инвестиционно-экономической модели геологоразведочных работ.

Источники:

1. Богаткина Ю.Г., Еремин Н.А., Сарданашвили О.Н., Лындин В.Н. Экономическая оценка разработки Ольховского месторождения с применением различных налоговых моделей в недропользовании. Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2019. №1 (169). С. 14-19.

2. Мелехин Е.С., Афонина И.А. Проблемы геолого-экономической и стоимостной оценки в недропользовании. Микроэкономика. 2018. №1. С. 28-30.

3. Мелехин Е.С. Экономические аспекты формирования системы рационального недропользования в современных условиях. Монография. М.: Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2018. 147 с.

4. Мелехин Е.С. Применение проектных методов управления в недропользовании. Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2021. № 2 (194). С. 44-49.

5. Шарф И.В., Михальчук А.А., Филимонова И.В. Динамическая эффективность воспроизводственных процессов на ресурсодобывающих территориях. Известия томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2019. Том 330. №10. С. 102-110.

Опыт внедрения принципов клиентоцентричности в регионах России

DOI: 10.33917/mic-3.116.2024.81-89

Актуальность исследования обусловлена необходимостью перехода государственного управления и процесса оказания государственных функций и услуг к клиентоцентричной модели, основанной на обеспечении эффективного взаимодействия государства, общества и бизнеса. Проанализирован опыт внедрения клиентоцентричного подхода в ряде регионах России. Авторы пришли к выводу, что несмотря на имеющиеся стандарты и требования по внедрению клиентоцентричного подхода в государственном и муниципальном управлении, регионы самостоятельно определяют действия по реализации указанных требований. Предложены рекомендации, направленные на переосмысление государственного управления и повышение его эффективности.

Источники:

1. Стандарты клиентоцентричности [Электронный ресурс].  Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_upravlenie/gosudarstvo_dlya_lyudey/standarty_klientocentrichnosti/

2. Методические рекомендации по клиентоцентричной трансформации кадровой службы региональных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL:  https://irkobl.ru/sites/digital/working/klientocentrichnost/baza_znanii/metod_doc/Метод_рекомендации_по_трансформации_кадровых%20служб_РОИВ.pdf

3. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б. Клиентоориентированная оценка эффективности государственных услуг. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021. № 4. С. 79-96. DOI:10.51692/1994-3776_2021_4_79.

4. Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Клиентоцентричность государственного контроля: оценка граждан. Вопросы государственного и муниципального управления.  2022.  № 3.  С. 38-60.