Снижение экспорта и цен на российский газ в Европу в 2020 году и их прогноз до 2030 года

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.62-71

В статье исследуются причины значительного снижения объемов и цен на российский газ в Европу в 2020 г., прежде всего трубопроводного газа ПАО «Газпром». Отмечается, что главными факторами такого снижения являются снижение экономического роста из-за пандемии, резкое потепление погоды и конкуренция с СПГ, поставляемого из США. Однако в конце года СПГ США переориентировался на рынок Азии, где увеличился спрос и цены на СПГ. Дан прогноз объемов и цен на газ ПАО «Газпром» и СПГ в Европу к 2030 г.

Источники:

 

1. Годовой отчет «Газпрома» за 2019 г.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazprom.ru/f/posts/77/885487/gazprom-annual-report-2019-ru.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

2. Финансовый отчет «Газпрома» за январь-сентябрь 2020 г.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazprom.ru/f/posts/77/885487/gazprom-financial-report-2019-ru.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

3.  Матвеева О. Газпром испытывают рынком //Нефть и газ. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ». 2020. №93. С.1.

4. Orlov A. An assessment of optimal gas pricing in Russia. ACGE approach. Energy Economics 49 (2015). pp. 492-506.

5. Анализ и оценка руководством финансового положения и финансовых результатов деятельности. Опубликовано ПАО «Газпром» 30.11.2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazprom.ru (дата обращения: 12.12.2020).

6. Соловьева O. «Новатэк» и «Газпром» не поделил потребителя //Независимая газета 01.04.2019.

7. МЭА ожидает значительного падения экспорта «Газпрома» в Европу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nangs.org/news/business/mea-ozhidaet-znachitelynogo-padeniya-eksporta-gazproma-v-evropu (дата обращения: 15.12.2020).

8. Европа запросила больше российского газа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2021/01/15/evropa-zaprosila-bolshe-rossiyskogo-gaza (дата обращения: 15.12.2020).

9. Цена газа в Азии взлетела до небес: танкеры из России спешат по Севморпути [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eadaily.com/ru/news/2021/01/12/cena-gaza-v-azii-vzletela-do-nebes-tankery-iz-rossii-speshat-po-sevmorputi (дата обращения: 15.12.2020).

Национальное богатство недр как основа экономического развития страны

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.72-80

В статье рассмотрено отражение национального богатства недр в системе национальных счетов, приведена обеспеченность запасами некоторых видов минерального сырья, учитываемых в действующей системе оценки. Выявлены основные проблемы и даны предложения по методологической увязке показателей оценки   минерально-сырьевого богатства недр с системой национальных счетов и оценкой ВВП страны. Приведен пример оценки ценности многокомпонентной апатит-нефелиновой руды. Предложены меры по увязке оценки   национального богатства недр с оценкой ВВП страны в системе национальных счетов, обеспечения повышения уровня рационального недропользования, комплексности использования многокомпонентных руд.

Источники:

 

1. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации в 2018 году». М. МПР России, 2019. 370 с.

2. Структура и состав национального богатства России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: rosinfostat.ru›natsionalnoe-bogatstvo/ (дата обращения: 17.11.2020).

3. Хоменко Т.А. Национальное богатство в системе национальных счетов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: inecon.org^Docs^ -paper_20141218.pdf. (дата обращения: 17.11.2020).

4. Национальные счета России в 2014 – 2018 годах. Статистический сборник//Росстат. М., 2019. 245 с.

5. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостной анализ / науч. ред Б.К. Михайлов, О.В. Петров, С.А. Кимельман. – изд. 2-е доп. и перераб. Спб.: изд-во ВСЕГЕИ, 2008. 484 с.

6. Приказ МПР России от 04.09. 2018 г. N 413 «Об утверждении официальной статистической Методологии оценки запасов полезных ископаемых в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Проблемы реализации экономической политики на примере Республики Дагестан

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.81-87

В статье исследованы подходы к характеристикам депрессивных регионов и сделан вывод, что данные критерии необходимо рассматривать в совокупности с потенциалом региона по осуществлению воспроизводственных процессов в основных сферах деятельности и ресурсами для экономического роста. Дана оценка механизму реализации экономической политики Республики Дагестан и определены основные проблемы, препятствующие эффективности ее реализации. Дана оценка приоритетам экономического развития Республики Дагестан и предложены задачи по их реализации.

Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации № 193 от 25.04.2019 г. «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

2. Мусиева П.А., Гаджимусаев М.Г. Значение развития услуг сотовой связи для экономики депрессивного региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. №2 (19). С. 336-342.

3. Мансуров П.М., Мансурова Г.И. Критерии оценки депрессивности региона // Угрозы и безопасность. 2012. № 25(166). С. 44.49.

4. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия. М.: Экономика 1999.  1055 с.

5. Гаджиев Н.Г., Эльдаров Э.М. Регионообразующие отрасли Дагестанской экономики: проблемы и перспективы //Вестник Дагестанского государственного университета. 2019. Т.34. № 4. С.7-12.

6.Федосеев И.В., Чепаченко Н.В., Юденко М.Н. Территориальное планирование воспроизводственных процессов в регионе: монография / Федосеев И.В., Чепаченко Н.В., Юденко М.Н., W. Budner Waldemar, Cалов А.А., Ковалевская О.С. СПб.: СПбГЭУ, 2019.  123 с.

Стратегический анализ развития образовательной сферы города Москвы в XXI веке

DOI: 10.33917/mic-1.96.2021.88-102

В контексте важнейших законодательных актов и документов стратегического планирования в России, национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации до 2030 года, анализируются состояние и перспективы развития образовательной сферы Москвы в ХХI в. Выявлены внешние и внутренние противоречия и вызовы развитию сферы образования в столице РФ, связанные с доминированием технократических и либерально – рыночных подходов к стратегическому планированию и управлению образованием в городе Москве. Обозначены в этой связи стратегические ориентиры и перспективы развития образования в московском мегаполисе в среднесрочной перспективе до 2024 г.

Источники:

1. Бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2019/04/main/Budzhetnyy_prognoz_2036.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

2. Вершинин С.И. Управление проектами в образовании. М.: Центр новых технологий, 2017. 39 с.

3. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» – в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. № 233-ПП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/documents/stateprogrammetropolitaneducation/view/214011220/ (дата обращения: 19.11.2020).

4. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/photobank/ common/upload/programma_obrazovanie.pdf (дата обращения: 19.11.2020).

5. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие/Ю.В. Гуськов.  М.: Альфа-М, 2019. 448 с.

6. Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего професси­онального образования города Москвы // Вестник Московского государствен­ного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 76-86.

Расчеты в национальных валютах между Китаем и Россией в постпандемийную эпоху: современное состояние, вызовы и перспективы. Часть II

DOI: 10.33917/es- 1.175.2021.6-13

Статья является продолжением одноименной публикации, посвященной вопросам развития валютно-финансового сотрудничества между Россией и Китаем. Данная часть исследования содержит основные предложения по стимулированию расчетов в национальных валютах анализируемых стран и «рецепты» создания нового мирового экономического порядка. В первой части работы особое внимание уделяется процессам стыковки платежных систем, развитию цифровых валют и идее создания коллективной валюты на евразийском экономическом пространстве. Вторая часть посвящена системным реформам мировой финансово-экономической системы

Источники:

1. Развитие биржевого рынка юаня. Форум «Россия и Китай: вызовы перспективы (возможности) международной интеграции» РЭУ имени Г.В. Плеханова [Электронный ресурс]. Московская биржа. 1 ноября 2017 г. С. 8. URL: Пискулов Д.Ю._Развитие бирж.рынка юаня_Форум РЭУ им. Плеханова_01.11.17.pdf.

2. 人民币国际化10年回顾和展望,FT中文网,http://www.ftchinese.com/story/001085879?full=y&archive(上网时间:2020年5月10日

3. Статистика объемов торгов [Электронный ресурс] // Московская биржа. URL: https://www.moex.com/ru/ir/interactiveanalysis.aspx.

4. Глазьев С.Ю., Байзаков С.Б., Ершов М.В., Митяев Д.А., Фетисов Г.Г. К устойчивому росту — через справедливый мировой экономический порядок: Доклад, представленный на V Астанинский экономический форум // Российский экономический журнал. 2012. № 2. С. 57–75.

Энергосистема для прекрасного Китая

DOI: 10.33917/es- 1.175.2021.14-21

Рост потребления первичной энергии в 2019 г. на 1,3% был обеспечен за счет возобновляемых источников энергии и природного газа, которые суммарно обеспечили 75% прироста. Китай в период 2010–2020 гг. занимал лидирующие позиции по росту спроса на энергоресурсы, но по прогнозам в текущем десятилетии к нему присоединится Индия

Предхаос как среднесрочное состояние глобальной политики и экономики

DOI: 10.33917/es-1.175.2021.22-29

Современный мир характеризуется торможением важнейших процессов экономического и политико-институционального развития на фоне расширения возможностей геоэкономического противоборства, включая использование методов политического и экономического давления на страны-конкуренты. Возникающее состояние можно охарактеризовать как предхаос, то есть торможение важнейших геоэкономических (включая инвестиционные) и политических процессов в ожидании масштабной турбулентности с использованием политико-силовых методов. США заинтересованы в максимальной пролонгации нынешнего состояния, так как стремятся выиграть время с целью консолидации элиты и социальной стабилизации общества. Но длительное пребывание мировой экономики в этом состоянии, которое, в частности, выражается в отказе от принятия долгосрочных экономических, в том числе  инвестиционных, решений, лишь усугубляет остроту возможного будущего кризиса и обусловливает разрушение критических узлов глобальной экономической взаимозависимости

Источники:

1. Rajan R. How to Save Global Capitalism From Itself. Decentralizing decision-making can help left-behind regions get back on track [Электронный ресурс] // Foreign Policy. April 3, 2020. URL: https://foreignpolicy.com/2020/04/03/save-global-capitalismlocalism-deglobalization/

2. Лиддл Г.Б. Стратегия непрямых действий / Пер. с англ. М.: Астрель, 2012. 508 с.

3. Ильницкий А.И. Гибридные войны: вызовы, угрозы, уязвимости. У России мало времени, чтобы сформировать собственный образ будущего [Электронный ресурс] // Национальная оборона. 2020. № 10. URL: https://oborona.ru/includes/periodics/geopolitics/2019/0624/114126921/detail.shtml.

4. Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs, 2004, 192 p.

5. Сергей Переслегин: Пандемия коронавируса — это масштабный эксперимент по зомбированию [Электронный ресурс] // Бизнес-on-line. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/463926.

Глобализация мировой экономики и пандемия-2020

DOI: 10.33917/es-1.175.2021.30-43

В статье проведен анализ воздействия пандемии-2020 как в краткосрочной перспективе, так и с учетом долгосрочного тренда в целях восстановления национального экономического суверенитета национальными экономиками; исследованы факторы продвижения экономической глобализации — деятельность транснациональных/мультинациональных  компаний, продвижение США политики односторонних санкций, экономической свободы, граничащей с предельным критерием утраты национального экономического суверенитета; финансиализация мировой экономики как фактор ее роста; зависимость мирового развития от уровня сформированных глобальных цепочек создания стоимости (далее — ГЦС) и сложившейся специализации экономик стран мира, обусловивших их неспособность к обеспечению суверенитета, безопасности и здоровья нации. Сделан вывод о том, что пандемия-2020 выступает в качестве катализатора перестройки мировой экономики в направлении полицентризма и обеспечения реального разумного суверенитета, не отрицая потенциала вертикальной и горизонтальной кооперации, а также экономического взаимодействия

Источники:

1. Перская В.В. Социальное неравенство — неизбежность преобладающей в мире модели социально-политического устройства // Социально-трудовые исследования. 2020. № 1 (38). С. 8–19.

2. Перская В.В., Эскиндаров М.А. Вхождение в многополярность. Очерки переходного этапа. М.: КУРС, 2019. С. 232.

3. The economic situation was stabilising before Covid-19 [Электронный ресурс] // OECD. URL: https://www.oecd.org/economicoutlook/

4. Yen Nee Lee. 6 charts show the coronavirus impact on the global economy and markets so far [Электронный ресурс] // CNBC. 2020. March, 12. URL: https://www.cnbc.com/2020/03/12/coronavirus-impact-on-global-economy-financial-markets-in-6-charts.html.

5. 2019 Index of Economic Freedom [Электронный ресурс] // Фонд Наследия. URL: https://www.heritage.org/index/visualize.

Галерея признанных лидеров

Путь к успеху зачастую не похож на прямую линию. Каждый руководитель ежедневно сталкивается с проблемами, требующими принятия решения с опорой не только на шаблонные принципы управления, но и исходя из личных ценностных ориентиров. Сегодня рассказ о людях, чей опыт заслуживает «масштабирования с локального уровня на всю страну», — это помощник Президента Российской Федерации А.А. Серышев, председатель совета директоров АФК «Система» В.П. Евтушенков, управляющий директор ПАО «МОЭК» Д.Н. Башук