Доходный подход к оценке стоимости: последние достижения

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.100-109

В современных нестабильных экономических условиях при оценке стоимости уникальных или капиталоемких объектов все чаще определяются потребительные виды стоимости (инвестиционная или пользовательская). При этом в основу ложится доходный подход, связывающий будущие доходы объекта оценки и риски их неполучения. В статье описаны последние достижения в расчетной технике, охватывающие переменность ставки капитализации во времени и уточненные формулы метода накопления рисков, ранее не известные в мировой практике.

 

Источники:

1. Трифонов Н.Ю. Эволюция понятия «стоимость» в современной оценочной деятельности [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 4. С. 96–103. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.170.2020.96-103.

2. Международные стандарты оценки / Пер. с англ.; Ред. колл.: И.Л. Артеменков, С.А. Табакова, М.А. Федотова, Х.М. Увайсова, А.Г. Саркисян, Н.Ю. Трифонов. М.: Российское общество оценщиков, 2020. 182 с.

3. Евразийские стандарты оценки стоимости 2014. Минск: СОО Евразии, 2014. 12 с.

4. Real Estate Appraisal. From Value to Worth / S. Sayce, J. Smith, R. Cooper, P. Venmore-Rowland. S. l.: Blackwell Published Ltd, 2006. (Рус. пер.: Оценка недвижимого имущества: от стоимости к ценности / Сейс С. и др.; пер. с англ. М.: Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков», 2009. 504 c.)

5. Trifonov N. Modern condition: market value or user value? // Book of Abstracts and Programme. 17th Annual European Real Estate Society conference. 23–26.06.2010. Milan: Bocconi Univ., 2010. P. 218.

6. Трифонов Н.Ю. Оценка собственности: рыночная и пользовательская стоимость // Доклады Национальной академии наук Беларуси. 2011. Т. 55. № 1. C. 118–121.

7. Fuhrer M. Our old friend Hoskold // The Appraisal Journal. 1944. Jan. P. 50–51.

8. Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости / Пер. с англ. М. : Дело Лтд, 1995. 480 с.

К 100-летию Госплана СССР

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.110-119

Поэтапное и объективное рассмотрение истории Госплана СССР, представленное авторами, помогает составить целостное представление о том, как возникло могущество СССР и какая объективная необходимость или какие субъективные факторы привели к кардинальной смене политического и социально-экономического уклада в стране.

 

Источники:

1. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР [Электронный ресурс] // Великая страна СССР. URL: http://www.great-country.ru/content/sssr/sssr_5_bse_1.php.

Развитие Российской академии наук: решение организационных задач

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.120-129

Целью статьи выступает определение основных направлений развития Российской академии наук при взаимодействии с исполнительной и законодательной властью России. Как правило, Академией наук российское общество слабо информируется о текущей деятельности РАН, все ограничивается общими фразами о реформе. Авторы ставили перед собой задачу восполнить указанный пробел, конечно, привнеся свои собственные предложения и видение задач развития Российской академии наук. Методологию настоящей работы составляет сравнительный анализ, подходы к постановке стратегических задач развития науки и планированию этого процесса. Результаты проведенного исследования позволили конкретизировать задачи развития РАН, выделив сегмент, где академия обязана сама внести изменения для решения необходимых задач, а также зону ответственности за изменения на уровне исполнительной и отдельно законодательной власти. Кроме того, установлены те направления, по которым РАН достигла несомненного успеха и нуждается в его наращении, а также намечены необходимые организационные изменения, потребность в которых очень высока в условиях обостряющейся научной конкуренции и опережающего развития науки. Совокупность предложений позволит воссоздать цепочку «фундаментальная наука — НИОКР — производство», привлекая к такому взаимодействию системообразующие корпорации наукоемкого и иного профиля. В статье предлагается система перспективных изменений в деятельности РАН, обосновывается позиция, что именно они способны увеличить эффективность науки, не сводя ее к тому, что наука должна дать экономике сиюминутно.

 

Роль куратора в профессиональном самоопределении студентов-первокурсников вуза гуманитарных направлений подготовки

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.130-133

В статье раскрывается роль куратора вуза в профессиональном самоопределении студентов-первокурсников гуманитарных направлений подготовки. Уточняется понятие «профессиональное самоопределение». Указываются возможные направления профориентационной работы со студентами. Обосновывается актуальность получения гуманитарного образования, указываются причины появления в обществе потребности в профессиях социально-гуманитарной направленности. Проанализированы работы исследователей, изучающих направления профессионального самоопределения. Анализируется динамика личностных изменений, которые происходят у первокурсников в результате их профессиональной ориентации. Конкретизированы смысл и задачи кураторской работы, проблемы, с которыми сегодня могут столкнуться кураторы вузов: возможные ошибки куратора в работе с первокурсниками, а именно недостаток опыта, недостаточная добросовестность, некомпетентность. Определены основные направления работы куратора со студентами-первокурсниками. Предложены направления деятельности кураторов вуза совместно с психолого-педагогической службой. Выявлены условия успешной работы куратора со студентами в направлении профессионального самоопределения, такие как планирование, организация, контроль, мотивация.

 

Источники:

1. Профессиональное самоопределение [Электронный ресурс] // Национальная психологическая энциклопедия. URL: https://vocabulary.ru/termin/professionalnoe-samoopredelenie.html.

2. Цена студента [Электронный ресурс] // Российская газета. 2017. 20 февраля. URL: https://rg.ru/2017/02/20/po-akomuprincipu-

vuzy-poluchaiut-dengi-iz-biudzheta.html.

3. Выготский Л.С., Бурменская Г.В., Запорожец А.В. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: МПСИ, 2005. 656 с.

Стратегия хозяйствующих субъектов на рынках высокоиндивидуализированного спроса на примере услуг по дизайну помещений

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.134-141

Сегодня в России принимаются меры для поддержки малого и среднего предпринимательства, ведь в экономике страны они играют решающую роль. Это подтверждает создание различных программ, поддерживающих развитие фирм такого масштаба. Но открытие организации не привлечет клиентов и не принесет прибыль, если не использовать инструменты продвижения, а совокупность этих инструментов, грамотное выстраивание их последовательности и является стратегией продвижения.

 

Источники:

 

1. Yandex Wordstat — подбор слов [Сайт]. URL: https://wordstat.yandex.ru.

2. Бюро эффективной рекламы [Сайт]. URL: http://rekburo.ru/budushhee-internetmarketinga/

3. Дизайн интерьера: тенденции рынка [Сайт]. URL: http://www.viга.ru/ехр/news/detail.php?ID=43047.

4. Догудовская А.А. Продвижение как стратегия бизнес-развития: Молодежь. Творчество. Наука: сборник материалов VIII региональной студенческой научно-практической конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016.

5. Макаревич Л.М. Стратегии маркетинга кратко [Электронный ресурс] // iTeam. 2012. 10 апреля. URL: http://iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2057.

6. Маршева В. Дизайнер интерьеров Евгения Лыкасова: «Если вы хотите сделать интерьер, а не просто ремонт, доверьтесь архитектору» [Электронный ресурс] // Backstage.by. URL: http://backstage.by/dizain-interera/dizajner-intererovevgeniya-lyisakova.html.

Организация научно-технологического развития периода командной экономики: достижения и недостатки

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.5-13

В статье дан краткий анализ состояния научно-технологического комплекса СССР в наиболее благоприятный период развития его экономики (конец 1970-х – начало 1980-х годов). Показана структура организации научных исследований и освоения их результатов в промышленности. Обращено внимание как на преимущества централизованного планирования научно-технологических разработок, так и на его недостатки, в частности, отсутствие использования методов экономического стимулирования, что приводило к падению инновационной активности участников научно-технологического процесса от разработки идеи до ее внедрения.

Источники:

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bse.slovaronline.com (дата обращения: 26.08.2020)

2. Ларин С. Научные учреждения: Ежегодник БСЭ. М.: Советская энциклопедия. 1976. Вып. 20. 622 с.

3. Муравьева Т.Н. и др. Характеристика научно-исследовательских работ и научных учреждений СССР // Стат. обз. ВНТИЦентраза 1975 г. М.: ВНТИЦентр, 1976.

4. Муравьева Т.Н. и др. Характеристика научно-исследовательских работ и научных учреждений СССР // Стат. обз. ВНТИЦентраза 1975 г. М.: ВНТИЦентр, 1976.

5. Калугин В.В. Из истории организации, планирования и координации научных исследований в СССР (1946-1950 годы) // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. С. 3-7.

6. Попов Г.Г. Кризис инновационного развития советской экономики периода «застоя» в понимании руководства СССР и ученых-современников того периода // Вопросы теоретической экономики. 2019. № 2. С. 136-146.

7. Об утверждении Положения о научно-производственном объединении. – Постановление Совета Министров СССР от 30.12.1975 № 1062 (с изм., внесенными постановление Совета Министров СССР от 4.12.1981 № 1145).

К вопросу о совершенствовании системы высшего образования на современном этапе развития

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.14-18

В статье рассмотрен ряд проблем, связанных с развитием системы высшего образования на современном этапе, и текущие меры Правительства Российской Федерации по ее упорядочению.  Обоснована необходимость принятия неотложных мер по совершенствованию процесса обучения в магистратуре. Даны предложения по первоочередным мерам решения вопросов подготовки магистров, как наиболее квалифицированных специалистов своего профиля, и их востребованности хозяйствующими субъектами.

Источники:

 

1. Университеты на перепутье: Высшее образование в России /Д.П. Платонова, Е.С. Абалмасова, С.К. Бекова и др.; под ред. Д.П. Платоновой, Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 318 с.

2.    Исследование показало, сколько выпускников вузов… [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru›20190902/1558146808.html (дата обращения: 09.01.2021).

3.    Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gks.ru/compendium/document/13265 (Итоги выборочного обследования рабочей силы Обследование рабочей силы 2019 / ors-2019g.rar / таб. 2.75) (дата обращения: 11.01.2021).

4.    Все об образовании в России и за рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ucheba.ru›article/6323 (дата обращения: 11.01.2021).

5.    Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3697-Р «О реализации программы стратегического академического лидерства «ПРИОРИТЕТ-2030». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

6.    Студенты вузов будут сдавать профэкзамены рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pro-personal.ru/news/1089481-20-m12-studenty-vuzov-budut-sdavat-profekzameny (дата обращения: 11.01.2021).

7.    Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Анализ потребительских идеалов в пространстве имиджеобразующих факторов: постановка задачи и выявление факторов

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.19-31

Рассмотрена задача анализа потребительских идеалов в имиджеобразующем пространстве с акцентом на корректность применения методов и интерпретации результатов. Обсуждается постановка задачи и особенности использования методов ее решения. Анализируются подходы и способы выявления имиджеобразующих факторов, которые определяют рыночные процессы, и построения структуры рынка, в которой рыночные объекты отображаются в оптимальном виде для решения поставленной задачи. Представлена концепция продвижения товара/ торговой марки/ фирмы на основе анализа потребительских идеалов.

Источники:

1. IBM SPSS Statistics. Справочная система. IBM, Inc. 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://www.ibm.com/support/knowledgecenter/ru/SSLVMB_26.0.0/statistics_mainhelp_ddita/spss/categories/categories_introduction.html (дата обращения: 12.12.2020).

2.        Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Классификация и снижение размерности. М.: Финансы и статистика, 1989. 607 с.

3.        Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1983. 471 с.

4.        Григорьянц И.А., Бобкова Е.Ю. Современные тенденции потребительского поведения на рынке потребительских товаров городского округа Самара // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 116-129.

5.        Дэйвисон М. Многомерное шкалирование: методы наглядного представления данных. М.: Финансы и статистика, 1988. 254 с.

6.        Закускин С.В. Учет коммерческой привлекательности при сегментации целевой группы // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 2.

7.        Закускин С.В. Сегментация целевой группы на основании потребительских предпочтений // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 1.

Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.32-37

В научной статье обобщено понятие сервисного рынка услуг. На основе анализа анкетных данных респондентов предпринята попытка сегментации рынка по приоритетным рыночным нишам, имеющим тенденцию к коммерциализации в аспекте: медицинские услуги, образовательные услуги, финансовые и информационные услуги на примере мезо уровня исследования – Республики Татарстан.

Источники:

 

1.    Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY–сектора /И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2.    Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

3.    Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

4.    Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

5.    Rustem R. Khusaenov. Development of Innovative Infrastructure Services in The Conditions of Discreteness of Its Components / Rustem R. Khusaenov, Irina V. Zhukovskaya //International Journal of Advanced Research in Engineering and Technology (IJARET) ISSN Print: 0976-6480 and ISSN Online: 0976-6499 Vol. 11. №3 (2020). pp. 276-291.

6.    Жуковская И.В., Шинкевич М.В. Дифференциация поэтапных «точек кризиса» предбанкротных предприятий сферы услуг в современной экономике // Вестник экономики, права и социологии. 2018.  № 2.

7.    Шинкевич М.В., Жуковская И.В. Специфика исследования конкурентных преимуществ рынка сферы услуг на мезо экономическом уровне: теория и практика // Микроэкономика. 2019. №2.  С. 38-43.

8.    Хусаенов Р.Р. Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике/ Р.Р. Хусаенов, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С.50-56.

Музыкальные стриминг-сервисы в России – тактика форсированного наступления

DOI: 10.33917/mic-2.97.2021.38-46

В статье исследованы и выявлены причины изменения структуры музыкального рынка, приведшие к росту популярности потоковых музыкальных сервисов. Проведен сравнительный анализ наиболее значимых стриминговых сервисов на российском рынке, а также их уникальных конкурентных преимуществ, позволивших эффективно реализовать стратегию форсированного наступления на рынок и постепенно вытеснять пиратский теневой сегмент.

Источники:

 

1.                Статья РБК: Война за аудиторию. Кто победит на рынке стриминговых сервисов? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/5e21756e9a79473156536c9a (дата просмотра: 13.12.2020).

2.                Digital music revenue in the United States from 2008 to 2019, by type [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/186710/digital-music-revenue-in-the-us-since-2008/ (дата просмотра: 14.12.2020).

3.                Revenue from music streaming in the United States from 2010 to 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/437717/music-streaming-revenue-usa/ (дата просмотра: 14.12.2020).

4.                Music online musical streaming [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tadviser.com/index.php/Article:Music_online_%28musical_streaming%29 (дата просмотра: 14.12.2020).

5.                Russia’s Yandex.Music Streaming Service Doubled Paid Subscribers in a Year [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.billboard.com/articles/business/ 8513898/yandex-music-streaming-service-paid-subscribers (дата просмотра: 14.12.2020).

6.                Музыкальные стриминг-сервисы — сравнительный рейтинг лучших (2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/ax.digital/s/music-streaming-tools/ (дата просмотра: 14.12.2020).

7.                Music streaming market revenue distribution in Russia in 2018, by service [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1069169/music-streaming-market-share-by-service-russia/ (дата просмотра: 15.12.2020).

8.                LPOST «День в истории» 28 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lpost.ru/day/2013/04/28/17455/ (дата просмотра: 15.12.2020).