Цифровая трансформация розничного рынка электрической энергии: проблемы и задачи

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.32-39

В статье приведен обзор мирового опыта цифровизации электроэнергетической отрасли, рассмотрены предпосылки развития цифрового розничного рынка электрической энергии в РФ, освещены основные технические, организационные и нормативные вопросы и проблемы перехода к цифровому розничному рынку электрической энергии

 

Источники:

 

1. Блокчейн в электроэнергетике: ландшафт проектов и инвесторов [Электронный ресурс] // MINDSMITH, Центр энергетики Московской школы управления «Сколково». 2019. URL: https://energy.skolkovo.ru/ru/senec/research/internet-of-energy/

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.

3. Постановление Правительства РФ от 3 мая 2019 г. № 551 «О государственной поддержке программ деятельности лидирующих исследовательских центров, реализуемых российскими организациями в целях обеспечения разработки и реализации дорожных карт развития перспективных „сквозных“ цифровых технологий» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/all/121708/

4. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43868.

5. Концепция «Цифровая трансформация 2030» [Электронный ресурс] // Сайт ПАО «Россети». URL: https://www.rosseti.ru/investment/Kontseptsiya_Tsifrovaya_transformatsiya_2030.pdf.

6. Утвержденные типы средств измерения [Электронный ресурс] // Росстандарт. URL: https://fgis.gost.ru/fundmetrology/registry/4.

Внешнеполитический курс Китая и навязывание США Китаю биполярного противостояния

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.40-49

В статье анализируется политика США в части выстраивания биполярности в мировом сообществе, где в качестве основного врага прогрессивного человечества обозначается Компартия Китая, предпринимается попытка опять сформировать альянсы сторонников в противостоянии с Китаем и странами, которые стремятся проводить суверенную внешнюю и внутреннюю политику. Такое позиционирование отвечает традиции внешнеполитической деятельности США в мировом сообществе. Кроме того, оно основано на успешной политике противодействия лагерю социализма и СССР. Теперь предложено реализовать тот же курс в отношении КПК. В статье исследуются основные концептуальные положения,  определяющие содержание внешнеполитической стратегии КНР, доказывается, что Китай не стремится стать мировым гегемоном, но экономическое лидерство и свои экономические интересы будет стараться продвигать всеми возможными способами, исключая военные действия. Способом противодействия экономической экспансии КНР может быть исключительно обретение странами подлинного национального экономического суверенитета и наращивание национальной  конкурентоспособности, а также реализация внешнеполитической стратегии стран, основанной на отстаивании национальных интересов, и достижение консенсуса в чувствительных секторах хозяйственного взаимодействия.

 

Источники:

 

1. Сommunist China and the Free World’s Future. Speech. Michael R. Pompeo The Richard Nixon Presidential Library And Museum. 23 July 2020 [Электронный ресурс] // State.gov. URL: https://www.state.gov/communist-china-and-the-free-worlds-future//

2. Secretary Michael R. Pompeo at a Press Availability. Michael R. Pompeo, Press Briefing Room. Washington, Dc. 15 July 2020 [Электронный ресурс] // State.gov. URL: https://www.state.gov/secretarymichael-r-pompeo-at-a-press-availability-9/

Предложения по созданию эффективного механизма реализации долгосрочной социально-экономической стратегии России

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.50-57

Сегодня в сложной макроэкономической и геополитической обстановке России требуются принципиально новые подходы к созданию эффективной долгосрочной социально-экономической стратегии развития. Правительством Российской Федерации создана федеральная информационная система стратегического планирования посредством государственной информационной системы «Управление», продолжается сбор данных о реализации документов стратегического планирования. В настоящее время существуют тысячи документов стратегического планирования, однако до сих пор нет единого управления экономической системой страны на основе этих документов, федеральное правительство не имеет обратной связи от регионов и предприятий, что позволило бы скоординировать цели и задачи развития страны в целом и отдельных отраслей и регионов.

В связи с этим особенно остро стоит вопрос разработки эффективных методов перевода стратегического планирования и управления экономикой России в практическую плоскость — от совокупности тысяч документов, отдельных стратегий и планов к живой системе управления с обратными связями. Использование инструментария межотраслевых и межрегиональных экономических балансов, транспортно-экономических и топливно-энергетических балансов в связи с этим представляется одним из приоритетов.

Необходимо рассчитывать и финансовые, торговые, платежные балансы, балансы трудовых ресурсов, которые всегда были и остаются необходимыми элементами прогнозирования и планирования экономики. Наряду с этим представляется целесообразным в целях анализа состояния и перспектив развития отдельных отраслей использовать балансовые методы в рамках одной отрасли, показывающие соотношение «затраты — выпуск»; балансы основных фондов с учетом степени износа, уровня обновления, инвестиций.

Организационные и цифросетевые средства терминальной деструкции развития социума

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.58-69

В настоящий момент происходит смена универсальных аттракторов исторического процесса; в связи с этим требуется новая модель управления, соответствующая новым «программным требованиям» аттрактора «из будущего». Прежние политические и экономические регуляторы сыграли свою роль, но шаблоны мышления, выработанные за столетия, не допускают иных способов «перезагрузки» кроме деструкции. В статье анализируется, кто, зачем и какими средствами осуществляет попытку консервации сложившегося миропорядка. В качестве инструмента деструкции акторами глобализации выбраны сверхэффективные цифросетевые методы трансграничного воздействия — скрытое организационное оружие, позволяющее, не разрушая инфраструктурных объектов, необходимых для удовлетворения витальных потребностей, блокировать развитие социума через деформацию мотивационно-потребностной базы человека.

Для того чтобы выявлять скрытое воздействие организационного оружия, авторы предлагают использовать методологический «поляризационный фильтр» — нормативное ранжирование, позволяющее определять направленность различных социальных явлений (как результата «горизонтальной» или «вертикальной» регуляции), ведущих в пределе к деструкции или развитию.

 

Источники:

 

1. Сундиев И.Ю., Фролов А.Б. Управление суперпозицией в информационно-когнитивных процессах (инвариантность методов деструкции социума) [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 7. С. 124–133. URL: https://doi.org/10.33917/es-7.165.2019.124-133.

2. Катасонов В.Ю. Три идеи Римского клуба. К 50-летию подведения мины под человечество [Электронный ресурс] // Фонд стратегической культуры. 2018. 4 сентября. URL: https://www.fondsk.ru/news/2018/09/04/tri-idei-rimskogokluba-46724.html.

Необходима точечная настройка существующей системы

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.72-85

Сергей Михайлович Катасонов, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам, заместитель председателя Рабочей группы «Совершенствование законодательства в сфере кадастровой оценки, имущественных налогов и оценочной деятельности», в интервью журналу «ЭС» рассказал о новой схеме оспаривания кадастровой стоимости, а также кратко осветил проблематику квалификационного экзамена, высказав ряд предложений по нормализации ситуации.

Особенности трансформации оценочной деятельности в России на основе приоритетов стоимостного управления жизненными циклами товаров, работ и услуг

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.72-85

В статье рассмотрены особенности трансформации оценочной деятельности в Российской Федерации, ориентированной на приоритетную методологию стоимостного управления  жизненными циклами объектов оценки как основы устойчивого социально-экономического развития, особенно при реализации национальных проектов. Актуальность данного исследования определяется важностью решения такой народно-хозяйственной проблемы, как обеспечение старта инновационных высокотехнологичных инвестиционных циклов развития отраслей, предприятий и инвестиционных проектов на основе формирования обновленной методологической базы оценочной деятельности, ориентированной на долгосрочные стратегические циклы с горизонтом планирования до 60 лет. При этом в  качестве основной национальной оценочной идеологии предлагается использовать концепцию формализации процессов оценки и управления стоимостью в экономических системах, где основным объектом оценки выступают жизненные циклы товаров, продукции и работ, которым свойственны инновационные, высокотехнологические качества прорывного высококонкурентного типа, а также эффект эмерджентности и синергии. Целью исследования является разработка комплекса актуальных поисковых методологических предложений и рекомендаций по моделированию процессов трансформации национальной оценочной деятельности России на основе приоритетов стоимостной оценки и управления жизненными циклами товаров и работ, способными обеспечить устойчивое и прорывное социально-экономическое развитие страны на долгосрочной стратегической основе с горизонтом планирования до 50–60 лет с учетом обеспечения приоритетной реализации национальных проектов. Объектом исследования являются процессы генезиса и трансформации национальной оценочной деятельности в ходе выполнения поисковых фундаментальных исследований в области моделирования теоретических положений и концептуальных подходов к структурированию методологических основ оценки и управления стоимостью, жизненными циклами товаров в процессе реализации национальных проектов на основе минимизации стоимости их жизненных циклов, контрактов на жизненные циклы, совокупных затрат и стоимости владения жизненными циклами.

Горизонты государственной кадастровой оценки

Сегодня оспаривание результатов государственной кадастровой оценки и справедливая оценка интересуют прежде всего правообладателя, поскольку кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. О некоторых изменениях действующего законодательства рассказал начальник отдела нормативно-правового регулирования в сфере государственной кадастровой оценки Управления нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Денис Евгеньевич Шереметьев.

Пандемия — это новый опыт и возможность стать лучше

В беседе с Анной Юрьевной Исаевой, управляющим партнером, генеральным директором ООО «Профессиональная Группа Оценки», членом Апелляционного органа и рабочего органа по стратегии развития оценочной деятельности при  Минэкономразвития России, членом Президиума Экспертного совета, заместителем председателя Дисциплинарного комитета СРО Союз «Федерация специалистов оценщиков», MRICS, мы обсудили основные положения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятого Государственной думой РФ в марте 2020 г., а также положительные и отрицательные нюансы работы компании в период действия режима  самоизоляции.

Оценка: тренды развития бизнеса после COVID-19

DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.177.2021.90-98

Методология исследования стратегического потенциала оценочных компаний России основывается на применении программного комплекса «Стратегическая матрица компании», алгоритм которого подразумевает анализ качественных и количественных показателей, позволяющих построить полный профиль компании и дать сценарный прогноз ее развития. К основным качественным параметрам, принимаемым к анализу, относятся такие, как степень инновационности и дифференцированности услуг, уровень конкуренции и положение компании на рынке, приоритетность тех или иных стратегических целей в деятельности компании, эффективность  мотивирования, корпоративная культура, способность оперативно получить доступ к необходимым ресурсам.

 

Источники:

1. Падение прибыли российского бизнеса в 2020 году — рекордное за 12 лет [Электронный ресурс] // DW.com. URL: https://www.dw.com/ru/padenie-pribyli-rossijskogo-biznesav-2020-godu-rekordnoe-za-12-let/a-56882751.

2. Федеральный бюджет в 2020 году исполнен с дефицитом 3,8% ВВП [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2021. 21 января. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4654761.

3. Арсений Клаз. Новые испытания для оценочной отрасли: пандемия и государственное регулирование [Электронный ресурс] // Эксперт Бизнес-Решения. 2020. 1 октября. URL: https://expert-business.ru/researches/appraising/2020.

4. О мерах государственной поддержки сферы оценочной деятельности [Электронный ресурс] // Сайт Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков „Экспертный совет“». URL: https://srosovet.ru/press/news/170420/

5. Методические разъяснения по определению стоимости в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Сайт Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет». URL: https://srosovet.ru/activities/Metod/pandemic/MR_pandemiya_actual/

ALTHAUS: баланс работы и личной жизни

О специфике работы в условиях самоизоляции и карантина, организации работы команды в новых условиях с журналом «ЭС» поделилась партнер департамента корпоративных финансов группы ALTHAUS Елена Шувалова.