Онтологический подход при оценке деловой репутации компании

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.72-82

Управление активами компании как совокупностью ее имущественных прав является важным процессом хозяйственной жизни. Анализ и оценка активов важна для принятия управленческих решений. Процесс оценивания активов компании осложняется тем, что активы рассматриваются как часть функционирующего комплекса или как самостоятельный вид. Поскольку справедливое оценивание повышает достоверность выводов и значимость фирмы-оценщика, то формализация ее рекомендаций должна опираться на термины онтологии, используемые для внутреннего кодирования пользовательских знаний.

Оценка объектов интеллектуальной собственности обусловлена требованиями рынка в отношениях субъектов хозяйствования. Поскольку справедливая оценка повышает достоверность выводов, опирающихся на используемые для внутреннего кодирования пользовательских знаний термины онтологии, в статье делается акцент на результаты интеллектуальной деятельности, которая отличается правовым содержанием и рядом особенностей отражения нематериальных активов в бухгалтерском учете. Исходя из практики создания онтологий, невозможно утверждать о наличии единого универсального подхода, который способствовал бы абсолютно успешному результату, но для оценщиков этот метод представляется наиболее оптимальным.

Источники:

1. Горшков С. Введение в онтологическое моделирование. ООО «ТриниДата», 2016.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». РГ. № 50, 15.03.2005; Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, 2005.

3. Опальский А.П., Амелина Н.А. Формирование имиджа компании – разработчика компьютерных игр и защита репутационных рисков. Микроэкономика. 2023. № 2. С. 48–56.

Особенности финансового контроля в подразделениях Гражданского воздушного флота в период Великой Отечественной войны

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.83-90

Приводится перечень особенностей проведения финансового контроля расходования денежных средств из фонда заработной платы в подразделениях Гражданского воздушного флота, к которым относятся такие как: обеспечение рационального и своевременного расходования денежных средств, направляемых семьям погибших или без вести пропавших работников; предупреждение несоблюдения сроков оперативного учета и отчетности; необходимость улучшения процесса проведения оперативного учета; личная ответственность комиссаров особых подразделений за оформление и прохождение документации; точный учет всего личного состава: строгое штатное расписание, рациональное расходование денежных средств на подготовку кадров, содержание штатного персонала учебных заведений и стимулирование деятельности линейных инструкторов-пилотов; разработка мероприятий по стимулированию работы внештатных инструкторов-пилотов; полное описание назначения расходов и источников их финансирования при отборе и обучении пилотов. Также приводятся статьи экономии средств в процессе подготовки пилотов в учебных заведениях и обучающих эскадрильях в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Так, экономия средств достигалась за счет меньшего количества штатного персонала, уплотнения рабочего дня, неполной выплаты годовых премий и компенсаций за неиспользованный отпуск, сокращения срока пребывания курсантов в эскадрильях и досрочного завершения обучения части курсантов, экономного расходования на материальную часть. Основой для совершенствования финансового контроля является своевременный или оперативный учет, поэтому также были рассмотрены мероприятия по его внедрению.

Энергетическая стратегия Российской Федерации в системе национальной экономики и безопасности: цели, перспективные направления и сценарии развития

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.91-102

Проведен аналитический обзор энергетической стратегии Российской Федерации в системе национальной экономики и безопасности. Рассмотрены ее цели, перспективные направления и сценарии развития в условиях экономических санкций. Установлено, что переход России на альтернативное топливо произойдет не ранее чем через десять лет. В предстоящее десятилетие отечественный энергосектор не будет торопиться с мерами в борьбе с глобальным потеплением, а начнет думать над постепенным смещением баланса от угля и нефти к солнечным, водородным и другим безопасным для природы станциям. В настоящее время, не только Россия, но и другие страны пока не готовы полностью отказаться от топлива с высоким углеродным следом в атмосфере. Нефть и газ в мировой энергетической отрасли составляют порядка 54%.

На долгосрочную перспективу 10–20 лет энергобаланс сохранится при разных прогнозах развития возобновляемых источников энергии. В то же время энергопереход начался, и это можно увидеть по возросшим инвестициям в данный перспективный сектор. Резко растут вложения в альтернативную энергетику, включая солнечную, ветровую, водородную. В частности, планируется вовлекать достижения прошлых лет в области атомной энергетики. Россия начала готовиться к переходу на чистое топливо, над процессом трудятся не только чиновники, но и представители науки и промышленности.

Источники:

1. Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Шестов А.В. Международная глобализация и трансформация понятия энергетической безопасности. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 2.        

2. Алексеев А.Е., Новицкий И.Ю., Женжебир В.Н., Пшава Т.С., Дадугин М.В. Энергетическая безопасность в Европейском союзе: проблемы «зависимости» и развития. Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 6 (31). С. 3.

Использование организационно-экономического механизма для рационального недропользования углеводородов

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.103-107

Рассмотрены аспекты использования организационно-экономического механизма для рационального недропользования углеводородов. Автором приведены тенденции развития недропользования углеводородов, а также факторы, сдерживающие развитие геологоразведки и рационального использования углеводородов. Разработана схема организационно-экономического механизма рационального недропользования углеводородов и описана система взаимодействия по блокам. Сделаны выводы, касающиеся применения организационно-экономического механизма в нефтегазовой отрасли страны.

Источники:

1. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах».

2. Давыдов А.В. Вопросы рационального недропользования в современных условиях. Георесурсы. 2023. Том 25. №3. С. 82–88.

3. Кузина Е.С. Организационно-экономический механизм в недропользовании // Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные мировые научные достижения в контексте глобальных вызовов», 28 февраля 2024 г., г. Казань. Изд. «Наука и мир», 2024. 413 с.

4. Мелехин Е.С., Кузина Е.С. Методический подход к оценкам упущенной выгоды и ущерба, нанесенного недрам в результате их нерационального использования. Микроэкономика. 2020. №1(90). С. 74–79.

5. Мелехин Е.С. О проблемах рационального недропользования. Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2023. №4 (183). С. 49–52.

Почему экономика России не рухнула под влиянием санкций?

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.16-27

Хроники торгово-экономической войны (санкции, ограничения и прочее, фактически попытки организовать экономическую и научно-техническую блокаду) условно объединенного Запада против России после 2014 г. вообще и после начала СВО в частности ясно демонстрируют, что атлантические оппоненты экономически не смогли нас победить. Почему так получилось, они не понимают… Россия на удивление всему миру успешно реализует свой экономический потенциал, монетизируя его в устойчивость политического режима и в наращивание оборонных возможностей. В чем же причина макроэкономической устойчивости (национальной силы) России?

Источники:

1. Isard W. Interregional and Regional Input-Output Analysis: A Model of a Space Economy // Review of Economics and Statistics. 1951. Vol. 33. P. 318–328.

2. Leontief W., Strout A. Multiregional Input-Output Analysis. Structural Interdependence and Economic Development (ed. T. Barna). London: Macmillan (St. Martin’s Press), 1963. P. 119–149.

3. Koopman R., Wang Z., Wei Shang-Jin. Tracing Value-Added and Double Counting in Gross Exports. NBER Working Paper no 18579, Cambridge: National Bureau of Economic Research, 2012.

4. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д. Национальная стратегическая сила стран, международная торговля и экономическая успешность стран в нестабильном мире // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 3(9). С. 277–297.

5. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атак // Экономические стратегии. 2023. Т. 25. № 3(189). С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.189.2023.6-15

6. Макаров В.Л., Ильин Н.И., Бахтизин А.Р., Хабриев Б.Р. Национальная сила стран мира: оценка и прогноз // Экономические стратегии. 2022. Т. 24. № 6(186). С. 38–51. DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.186.2022.38-51

7. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Логинов Е.Л. Применение экономико-математических методов и моделей оптимального планирования в цифровой экономике будущего (ЦЭМИ АН СССР и ЦЭМИ РАН: прогностическая интерпретация и развитие научного наследия нобелевских лауреатов Л.В. Канторовича и В.В. Леонтьева). М.: Центральный экономико-математический институт РАН, 2022. 248 с.

Потенциал эффективности экономических санкций

DOI: 10.33917/es-3.195.2024.34-43

Анализируются механизмы действия санкций и проблемы, с которыми сталкиваются страны, применяющие этот инструмент политики. Особое внимание уделено случаям использования санкций против Российской Федерации и Ирана без выражения субъективного мнения о правомерности действий этих стран. Доказано, что экономические санкции в большинстве случаев чреваты экономическими затратами для всех участников санкционных эпизодов, включая страны, инициирующие санкции. Страна, против которой введены санкции скорее всего будет развивать торговые отношения с третьими сторонами, не участвующими в санкционной коалиции.

Источники:

1. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX–XXI вв.): политическая теория и международные отношения. М.: Аспект Пресс, 2015.

2. Тимофеев И.Н. Экономические санкции как политическое понятие // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 2(59). С. 26–42. DOI: 10.24833/2071-8160-2018-2-59-26-42

3. ЕС и США оценивают влияние собственных санкций в отношении России [Электронный ресурс]. Открытый журнал. 2022. 5 марта. URL: https://journal.open-broker.ru/results/itogi-nedeli-ot-5-marta-2022/

4. Хаффбауэр Г., Шотт Д., Эллиот К., Эгг Б. Пересмотр экономических санкций // Elsevier. Журнал международной экономики. 2007. Т. 76(1). С. 135–137.

5. Резолюция 1929, принятая Советом Безопасности на его 6335-м заседании 9 июня 2010 г. [Электронный ресурс]. Совет Безопасности ООН. URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/s/res/1929-%282010%29