Галерея признанных лидеров

В новой серии рассказов об уникальных личностях современности — истории успеха не только в политике и бизнесе, но и в жизни во всех смыслах этого слова заместителя Председателя Правительства РФ Ю.И. Борисова, председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонова, а также основателей компании «Мираторг» В.В. Линника и А.В. Линника.

Повышаем производительность труда: от Щекинского эксперимента (1967 г.) к национальному проекту «Производительность труда и поддержка занятости» (2018 г.). Что далее?

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.179.2021.78-95

В статье приведены примеры освоения на российских предприятиях передовых практик менеджмента, а также изложен опыт работы высококлассных менеджеров с адекватным рыночным реалиям менталитетом. По мнению автора статьи, активно осваивая три «кита» повышения операционной эффективности (ПОЭ) — менеджмент, менталитет и деловую культуру — мы повышаем производительность труда, а значит, имеем все основания увеличивать заработную плату работников, которая сегодня недопустимо низкая.

Raising Labor Productivity: from the Shchekino Experiment (1967) to the “Labor Productivity and Employment Support” National Project (2018). What’s Next?

 

Источники:

 

1. Метод, который опередил свое время [Электронный ресурс] // Строительные СНИПы, ГОСТы, сметы, ЕНиР. URL: http://snip1.ru/metod-kotoryj-operedil-svoe-vremya/

2. Порядок применения Щекинского метода совершенствования организации труда, материального стимулирования и планирования (утв. Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС 11 апреля 1978 г. № 67-ВЛ) (Извлечение) [Электронный ресурс] // Ассоциация лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья». URL: https://www.alppp.ru/law/trud-i-zanjatost-naselenija/trud/145/porjadok-primenenija-schekinskogo-metoda-sovershenstvovanijaorganizacii-truda-materialnog.html.

3. 22 января: в Туле всем Союзом изучают Щекинский метод [Электронный ресурс] // Блоги Тульского городского портала Myslo.ru. URL: https://myslo.ru/club/blog/tajny-tul-skih-ulic-etotden-v-istorii-goroda/62Bl-kq-2kqf9OthLGaV1A.

4. Щекинский метод [Электронный ресурс] // Свой путь. URL: http://svoy-put.ru/ekonomika/metod-shchkinskogo-kombinata/shchekinskii-metod.

5. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. На основе паспортов национальных проектов, утвержденных Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. М., 2019 г.

Анализ притока ПИИ в экономику России с учетом ряда глобальных тенденций

DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.179.2021.96-101

Предлагается нестандартный подход к анализу и прогнозированию прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и глобальных цепочек стоимости (ГЦС) в рамках современной гипотезы длинных волн. С учетом длинных волн (примерно 40 лет) в 2009 г. автор успешно прогнозировал экономические кризисы в России в 2014–2015 и 2020 гг. Россия испытала три экономических кризиса через 40 лет после мировых экономических кризисов 1969 г., 1974–1975 гг. и 1980 г. Поставлен вопрос о причинах масштабного распространения СOVID-19. Делается вывод о необходимости продолжать изучение длинных волн с целью их использования при прогнозировании.

Analasys of FDI Flow in Russian Economy Taking into Account Some Global Trends

 

Источники:

1. Ершов М.В., Лохмачев В.Ф., Татузов В.Ю., Танасова А.С. Глобальный кризис (сравнительный анализ циклических процессов) [Электронный ресурс] // Банковское дело. 2009. № 5. С. 16–20. URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=33338082.

2. Татузов В.Ю. Не приближается ли мировая экономика к повторению в известном смысле событий десятилетней давности [Электронный ресурс] // Вольная экономика — ВЭО РФ. 2019. № 1. C. 1. URL: http://freeconomy.ru/mneniya/ne-priblizhaetsya-limirovaya-ekonomika-v-izvestnom- smysle-k-povtoreniyu-sobytijdesyatiletnej-davnosti.html.

3. OECD Economic Outlook [Сайт]. URL: www.oecd-library.org.

4. The Economic Recovery Is Here. It’s Unlike Anything You’ve Seen [Электронный ресурс] // The Wall Street Journal. June 2. 2021. URL: https://www.wsj.com/articles/the-economic-recoveryis-here-rebound-jobs-stock-market-unemployment-biden-aidpackage-11622642152.

5. Покидченко М.Г. Существует ли экономический цикл? [Электронный ресурс] // Вопросы теоретической экономики. 2017. № 1. С. 66–73. URL: http://questionset.ru/files/arch/2017/2017-N1/VTE_2017_1.pdf.

6. Стало ясно, когда разразится новый мировой финансовый кризис [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2019. 10 октября. URL: https://ria.ru/20191010/1559590625.html.

7. Прогнозы социально-экономического развития [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/

Инновационная экономика и экономический рост

DOI:  https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.102-107

В статье рассмотрена взаимосвязь инноваций и экономического развития в рамках новых технологических укладов, а также реализация инновационной макростратегии в условиях современной кредитно-банковской системы, поддерживаемой и стимулируемой государством и транснациональными  корпорациями. Функция предпринимателя — способствовать процветанию как отдельного бизнеса, так и экономики страны в целом. В отсутствии предпринимателей, при бюджетном финансировании проектов зачастую имеют место безответственное принятие решений (экономически неэффективных), бюрократия, вырождение бизнеса. Необходима системная поддержка развития предпринимательской инновационной деятельности, а макроэкономические инструменты управления должны носить стимулирующий характер. Современное правовое регулирование не соответствует новым технологическим возможностям.

Технологические изменения могут вызывать как позитивные, так и негативные социальные последствия. Одной из серьезных социальных угроз считается рост безработицы. Продуманная государственная политика должна быть направлена на нейтрализацию негативных социальных последствий технологического перехода экономики. Необходимо использовать международный опыт в сфере осуществления кредитной эмиссии с целью стимулирования притока инвестиций в инновационные сферы экономики. Важна роль ЦБ в таргетировании роста корпоративных доходов и доходов населения, а также реализация программы инновационного развития экономики при государственной поддержке.

Innovative Economy and Economic Growth

 

Источники:

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

Введение ограничений на расчеты наличными нарушает принцип пропорциональности законодательства

DOI: https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.110-115

Автор рассматривает инициативу Минфина России об ограничении расчетов граждан наличными деньгами. Аргументом в пользу введения ограничений Министерством финансов является стимулирование безналичных расчетов, а также борьба с сомнительными операциями. Подобная инициатива идет вразрез с императивными нормами Конституции РФ, гражданским законодательством РФ, а также с законодательством о защите прав потребителей.

Imposition of Restrictions on Payments with Cash Breaks the Principle of Proportionality of the Law

Источники:

1. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минфином России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 11 октября 2013 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=111482#wOUjCkSclU0ZRftT1.

2. Россияне без наличных: когда запретят кэш [Электронный ресурс] // Газета.ru. 2018. 28 июня. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/06/28/11818381.shtml.

3. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене

11 апреля 1980 г.) // Вестник ВАС РФ. 1994. № 1.

4. Постановление Конституционного суда РФ от 6 июня 2000 г. № 9-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2000. № 4.

5. Постановление Конституционного суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2003. № 3.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/constitution.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.

Человеческий капитал: налогово-бюджетная политика поддержки развития трудовых артелей как путь создания общества благоденствия и формирования национального финансово-биржевого актива

DOI:  https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.116-121

Производственный кооператив (артель) — исторически исконно российская форма коллективной трудовой деятельности, нацеленная, как правило, на выполнение определенной постоянной или временной работы и требующая взаимного поручительства всех работников. В артелях и их объединениях используется только свободный творческий труд (не наемный), что позволяет труженикам самостоятельно отвечать за эффективность управления своим временем и постоянно совершенствоваться, обеспечивая рост производительности труда и рентабельности производства. Такая работа принципиально отличается от работы по трудовому контракту.

Участники артелей не передают «свое время» для нормирования «сверху», а самостоятельно организуют труд, раскрывают свой потенциал, исходя из личного опыта, смекалки, свободы и личной заинтересованности, эффективно взаимодействуя друг с другом в трудовом коллективе.

Human Capital: Fiscal Policy to Support the Development of Labor Cooperatives as a Way to Create the Welfare Society and to Form the National Financial-Exchange Asset

Уроки централизованных закупок отечественного офисного и антивирусного программного обеспечения в 2019–2020 гг.

DOI:  https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.122-133

В статье дается экспертная оценка эффекта централизации функции закупок или централизованных закупок конкретной продукции; описывается практический пример проведения централизованных закупок российского офисного и антивирусного программного обеспечения; дается перечень положительных и отрицательных результатов централизованных закупок отечественного ПО; приводится резюме европейского исследования по централизации закупок; формируются выводы и рекомендации по мерам для повышения эффективности централизованных закупок ПО.

Lessons of Centralized Procurement of Domestic Office and Antivirus Software in 2019–2020 Years

Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 8 июня 2018 г. № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/all/116897.

2. Никифорова Л.В. Централизация закупочной деятельности регионов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Федерализм. 2016. № 3. С. 42.

3. Мягких Н.Ю., Гриненко С.В. Механизм централизации системы государственных закупок // Научное обозрение. Экономические науки. 2017. № 3. С. 71.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 1726-р «О направлении бюджетных ассигнований на закупки школьных автобусов в 2016 году» [Электронный ресурс] // КонтурНорматив. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=280254.

5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // КонтурНорматив. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=395639.

Восприятие кибербезопасности на российском рынке в B2C-сегменте: проблемы и решения в контексте маркетинговой стратегии

DOI:  https://doi.org/ 10.33917/es-5.179.2021.134-142

Рынок российской кибербезопасности демонстрирует незначительные положительные темпы прироста за счет развития B2B-сегмента: запуск отдельных проектов в области цифровизации федерального уровня, а также внедрение защитных систем для отражения вирусных атак и проактивного выявления угроз со стороны крупных игроков на рынке. При этом B2C-сегмент сильно уступает B2B. Это в первую очередь обусловлено тем, что обычные потребители не осознают необходимости защищать цифровые данные. В представленной работе будут рассмотрены основные параметры макроокружения, конкурентная насыщенность и проанализирован современный потребитель услуг кибербезопасности. Данные факторы помогут выявить причины негативного восприятия киберуслуг российскими потребителями. Авторы статьи предлагают маркетинговую стратегию коммуникации для улучшения сложившейся ситуации на примере компании «Лаборатория Касперского» и целевой аудитории IT Administrators.

Perception of Cybersecurity in the B2C Segment of the Russian Market: Problems and Solutions in the Context of the Marketing Strategy

Источники:

1. Рынок ИБ по итогам 2018 года: оценка «Информзащиты» [Электронный ресурс] // Информзащита. Системный интегратор. 2019. 25 июня. URL: https://infosec.ru/analitika/marketingovayaanalitika/rynok-ib-po-itogam-2018-goda-otsenka-informzashchity/

2. Кибербезопасность — 2018–2019: итоги и прогнозы [Электронный ресурс] // Positive technologies. 2018. 18 декабря. URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-2018-2019/

3. Коломасова Р.А. Мировые тенденции страхования информационных рисков и проблемы его внедрения в российскую практику // E-SCIO. 2019. № 6. C. 602–612.

4. О компании «Доктор Веб» [Электронный ресурс] // CPS. Дистрибуция программного обеспечения. ИТ-услуги и сервис. URL: http://www.cps.ru/index.php?id=31&Itemid=96&option=com_content&view=article.

Модели и сценарии развития социально-экономических систем

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.5-11

В статье определена цель исследования, заключающаяся в необходимости проведения анализа существующих и прогнозируемых моделей и сценариев развития российских социально-экономических систем. Анализ осуществлен исходя из понимания социально-экономической системы как частичного образа реальности в индивидуальном или общественном сознании.  Приведено краткое описание существующих социально-экономических моделей в России и стратегий их развития. Сделан вывод о важности выбора методов описания моделей развития социально-экономических систем. Выявлены цели и недостатки предлагаемых методов описания модели развития социально-экономических систем.

Источники:

1. Самсонова М.А.   Методология моделирования социально-экономических систем // Вестник ЦЭМИ РАН. 2018.  № 4. DOI: 10.33276/S0000000-3-1. 

2. Прангишвили И.В. Системный подход и повышение эффективности управления. М.: Наука, 2005.  422 с.

3. Клейнер Г.Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении // Центральный экономико-математический институт, Российская академия наук. Препринт #WP/99/2010, Москва 2010. 43 с.

4. Белоусов А.Р.   Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу. Проблемы прогнозирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-19/III/Belousov.pdf (дата обращения: 11.06.2021).

5. Idrisov G., Mau V., Bozhechkova A. Searching for a New Growth Model // Voprosy Ekonomiki. 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-12-5-23 (дата обращения: 10.06.2021).

6. Микульский К. Россия в поимках модели экономического роста. // Общество и экономика. 2017.  № 3-4.  С.7-11.

7. Chaparov B., Gospodinova A., Fesoseev I., & Yudenko M.  Institutional risks impact on the growth potential of construction entrepreneurship organizations. Proceedings from: 11th International Conference on Civil Engineering Design and Construction – DCB’2020. Varna, Bulgaria: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. doi:10.1088/1757-899X/951/1/012030.

О совершенствовании модели государственного управления в сфере науки, технологий и инноваций

DOI: 10.33917/mic-4.99.2021.12-21

В статье рассмотрены основные изменения систем управления в сфере науки, технологий и инноваций, задачи, функции и полномочия субъектов управления в связи с принятием новой редакции Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», указов Президента Российской Федерации и ряда иных правовых актов. Предложено создать в структуре Правительства РФ вневедомственный федеральный орган исполнительной власти, основной задачей которого будет организация и координация внедрения достижений науки и технологий в реальный сектор производства. Сформулированы задачи, функции и полномочия такого органа управления.

Источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята 4 июля 2020 г.) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный конституционный закон от 6.11. 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента РФ от 27.07. 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года» [Электронный ресурс]. –  Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Указ Президента РФ от 15.02. 2021 г. № 144 «О некоторых вопросах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Указ Президента РФ от 15. 03.2021 г. 2021 № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Указ Президента РФ от 01.11.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».