Резильентность как стратегический императив в эпоху неопределенности

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.58-62

Статья посвящена резильентности как новому подходу к поддержанию экономического роста в условиях глобальной неопределенности и внезапных шоков. Рассмотрена специфика резильентности как способа динамической стабилизации сложных систем, нового императива политики роста и нового стандарта управления рисками.

Источники:

1. Смородинска я Н.В., Катуков Д.Д. Распределенное производство в условиях шока пандемии: уязвимость, резильентность и новый этап глобализации // Вопросы экономики. 2021. № 12. (В печати.)

2. Walker J., Cooper M. Genealogies of resilience // Security Dialogue. 2011. Vol. 42. N 2. P. 143–160.

3. OECD, SIDA. Resilience systems analysis: Learning and recommendations report. Paris: OECD Publishing, 2017.

4. Смородинская Н.В. Усложнение организации экономических систем в условиях нелинейного развития // Вестник Института экономики РАН. 2017. № 5. С. 104–115.

5. OECD. A systemic resilience approach to dealing with COVID-19 and future shocks. OECD Policy Responses to Coronavirus (COVID-19). 2020.

6. Sreedevi R., Saranga H. Uncertainty and supply chain risk: The moderating role of supply chain flexibility in risk mitigation // International Journal of Production Economics. 2017. Vol. 193. P. 332–342.

7. Linkov I., Trump B. D. The science and practice of resilience. Cham: Springer, 2019.

8. Ivanov D., Dolgui A., Sokolov B. Ripple effect in the supply chain: Definitions, frameworks and future research perspectives // Handbook of ripple effects in the supply chain / D. Ivanov, A. Dolgui, B. Sokolov (eds.). Cham: Springer, 2019. P. 1–33.

9. PIIE. Rebuilding the global economy. PIIE briefing 21-1, Peterson Institute for International Economics. 2021. Washington, DC.

10. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Резильентность экономических систем в эпоху глобализации и внезапных шоков // Вестник Института экономики РАН. 2021. № 5. С. 93–115.

11. Смородинская Н.В., Малыгин В. Е., Катуков Д.Д. Роль эндогенных механизмов и фактора сложности в достижении сбалансированного экономического роста // Вестник Института экономики РАН. 2020. № 1. С. 113–129.

12. Root H.L. Network origins of the global economy: East vs. West in a complex systems perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 2020.

О проектах ЦБ РФ по развитию финансового рынка

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.63-67

Статья посвящена резильентности как новому подходу к поддержанию экономического роста в условиях глобальной неопределенности и внезапных шоков. Рассмотрена специфика резильентности как способа динамической стабилизации сложных систем, нового императива политики роста и нового стандарта управления рисками.

Источники:

 

1. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов: Проект от 30 сентября 2021 г. [Электронный ресурс] // ЦБР. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/124658/onrfr_project_2021-09-30.pdf.

2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов [Электронный ресурс] // ЦБР. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2022_2024/

3. Аганбегян А.Г., Ершов М.В. Не стоит мелочиться. Спасут ли Россию длинные деньги? // Аргументы и факты. 2020. 10 августа.

4. Послание Президента РФ Федеральному собранию [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. 2021. 21 апреля. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages.

5. Ершов М.В. Мир в 2020 году: новые проблемы обнажают системные изменения в экономике // Вопросы экономики. 2020. № 12. С. 5–23.

Институциональная рента в металлургии: пути использования

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.68-75

В статье описываются возможности использования институциональной ренты крупнейших металлургических компаний, связанной с их нерыночными преимуществами. Определены каналы ее получения, в числе которых различия в налоговой нагрузке, разница ставок привлекаемых финансовых ресурсов для работающих в разных институциональных условиях компаний, господдержка, выигрыш от особенностей вертикальной организации производства. Получены некоторые оценки институциональной ренты и поставлены вопросы о справедливом для экономики уровне доходов и расходов компаний, ее получающих. Выделены направления, по которым крупные компании расходуют получаемую ренту; подчеркивается, что изъятие «сверхдоходов» может производиться только после их сопоставления с нерыночными расходами компаний, вмененными им государством. При этом информация о таких расходах разрознена, не точна и поэтому требует серьезной оценки и мониторинга. Обосновывается подход, при котором государство и крупный бизнес заинтересованы в поиске взаимовыгодного использования получаемой институциональной ренты.

Источники:

1. Блохин А.А. Институциональная рента в многоуровневой экономике // Проблемы прогнозирования. 2019. № 4. С. 16–26.

2. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В., Наумов С.А. Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 6. С. 68–77. DOI: htths://doi.org/10.33917/es-6.164.2019.68-77.

3. Блохин А.А., Дранев С.Я. Различия институциональных условий деятельности компаний разного размера на примере черной металлургии [Электронный ресурс] // Мир новой экономики. 2019. № 1. С. 36–47. DOI: https://doi.org/10.26794/2220-6469-2019-13-1-36-47.

4. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10 мая 2012 г.) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/fcaa26fb2b72a7ef1b1bdb6904804f9a2a7d2d3c/

2021: итоги девяти месяцев — упущенные возможности ускорения социально-экономического развития

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.76-81

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за девять месяцев 2021 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства.

Источники:

1. Социально-экономическое положение России в январе — сентябре 2021 года: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-09-2021.pdf.

2. Статистика внешнего сектора. Внешняя торговля РФ [Электронный ресурс] // Центральный Банк РФ. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/

3. Информация о заседании Совета безопасности Российской Федерации по вопросам совершенствования системы стратегического планирования в Российской Федерации 27 сентября 2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66777.

4. Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сергиенко Я.В., Сурков А.А. 2021: парадоксы января — мая [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. № 4. С. 54–59. DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.54-59.

Экономические последствия движения по тропам Натаниэля Бампо и Ника Адамса

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.82-91

В статье рассматривается одно из направлений несырьевого экономического развития — индустрия рекреации на природе, в частности такие подотрасли, как любительская охота, рыбалка и вотчинг. По мнению автора, развитие указанных отраслей в РФ может принести увеличение хозяйственного оборота на величину, сопоставимую с величиной дохода от экспорта российских вооружений. Автор рассматривает положительный опыт развития индустрии рекреации на природе в ряде развитых стран и приходит к выводу, что развитие индустрии рекреации на природе способно содействовать решению таких проблем, как укрепление здоровья населения, закрепление населения на труднодоступных и удаленных территориях, рост репутационного капитала страны за счет въездного экологического и рыболовно-охотничьего туризма.

Источники:

1. The Outdoor Recreation Economy [Электронный ресурс] // Outdoor Industry Association. URL: https://outdoorindustry.org/wpcontent/uploads/2017/04/OIA_RecEconomy_FINAL_Single.pdf.

2. Roadmap for the 21st Century Outdoor Recreation Economy [Электронный ресурс] // Outdoor Recreation Roundtable. URL: https://recreationroundtable.org/wp-content/uploads/2019/02/ORR_PolicyGuide2019_07.pdf.

3. Здравоохранение России: 2018–2024 гг. [Электронный ресурс] // Высшая школа организации и управления здравоохранением. URL: https://www.vshouz.ru/journal/2018-god/zdravookhranenierossii-2018-2024gg/

4. Психические заболевания в России: что происходит [Электронный ресурс] // MEDНовости. URL: https://medportal.ru/mednovosti/psihicheskie-zabolevaniya-v-rossii-chto-proishodit/

5. The Effect of Contact with Natural Environments on Positive and Negative Affect: A Meta-Analysis [Электронный ресурс] // Digital Commons@WOU. URL: https://digitalcommons.wou.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1031&context=fac_pubs.

6. Study provides insights on links between nature and mental wellbeing [Электронный ресурс] // Outlook. URL: https://www.outlookindia.com/newsscroll/study-provides-insights-on-linksbetween-nature-and-mental-wellbeing/1226643.

7. Резервные территории: задача для человечества [Электронный ресурс] // Livejournal. URL: https://vapankov.livejournal.com/2444.html.

Сравнительный анализ методологии статистического наблюдения за туристской деятельностью в Российской Федерации и странах Европейского союза

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.92-98

Потребность гармонизации национальной и международной статистической практики проведения сбора данных и их представления обусловлена стремлением обеспечить сопоставимость информации. В Российской Федерации и странах Европейского союза используется разный подход к организации и представлению результатов статистического наблюдения туристской отрасли, в том числе в отношении классификации средств размещения туристов, туристских поездок с точки зрения их целей. В России не собирают сведения о выявлении причин, по которым граждане этих стран не принимают участия в туризме, а также не регистрируют качественные характеристики. Анализ международного опыта демонстрирует, что статистике туризма уделяется большое внимание, причем фокус делается на опросе туристов и коллективных средств размещения. В российской системе статистического наблюдения в сфере туризма, несмотря на постоянное ее совершенствование, пока наблюдается острая нехватка данных, полученных на основе регулярных выборочных обследований.

Источники:

1. Отчеты Всемирной туристской организации [Электронный ресурс] // Все о туризме. URL: https://tourlib.net/wto.htm.

2. Статистический ежегодник ЮНВТО [Электронный ресурс] // UNWTO. URL: https://www.e-unwto.org/

3. Приказ от 30 мая 2019 г. № 304 «Об утверждении официальной статистической методологии формирования отдельных показателей деятельности коллективных средств размещения по полному кругу хозяйствующих субъектов с квартальной периодичностью» [Электронный ресурс] // Кодификация РФ. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosstata-ot-30.05.2019-N-304/

4. Регламент (ЕС) 692/2011 Европейского парламента и Совета по Европейской статистике туризма [Электронный ресурс] // EUR-Lex. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex:32011R0692.

Галерея признанных лидеров

В новых рассказах В.П. Чичканова — вдохновляющие и побуждающие искать ключи к успеху жизненные принципы Ю.П. Трутнева, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации; Р.Б. Темрезова, главы Карачаево-Черкесской Республики; О.Ю. Васильевой, президента Российской академии образования.

Инструмент «мягкой силы» в содействии международному развитию

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.104-117

В настоящей статье обосновывается следующий тезис: в условиях реального полицентризма и усиления противостояния со стороны государств либеральной системы ценностей и государств, отстаивающих реальный суверенитет и невмешательство во внутренние дела государств-реципиентов за счет разнообразного инструментария помощи развитию, исключительно «мягкая сила» может стать действенным механизмом создания условий для устойчивого развития мирового сообщества в целом. При написании исследования использовались методы историзма и сравнительного анализа подходов к политике реализации целей «мягкой силы».

Источники:

1. Абрамова А.В., Габарта А.А., Дегтерев Д.А., Дегтерева Е.А., Капица Л.М. Иностранная помощь: Монография / Под общ. ред. Л.М. Капицы; МГИМО (У) МИД России, каф. Мировой экономики. М.: МГИМО-Университет, 2013. С. 8.

2. Абрамова А.В., Завьялова Е.Б., Зайцев Ю.К., Капица Л.М, Козлова О.А. Содействие международному развитию. Курс лекций / Под ред. В.И. Бартенева и Е.Н. Глазуновой. М., 2012. 408 с.

3. Roger C. Riddel. Does Foreign Aid Really Work? Oxford University Press, 2008. P. 77.

4. Содействие международному развитию как инструмент внешней политики: зарубежный опыт / Под ред. В.Г. Барановского, Ю.Д. Квашнина, Н.В. Тогановой. М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 19.

5. Лигорио В. Внешняя теневая политика России: «мягкая власть» и международное образование // European science. 2019. № 5. C. 83–91.

6. Burlinova N. Russian soft power is just like Western soft power, but with a twist [Электронный ресурс] // Russia Direct. April 7, 2015. URL: https://russia-direct.org/opinion/russian-soft-power-justwestern-soft-power-twist.

7. Conley H., Gerber T., Moore L., David M. Russian Soft Power in the 21st Century: An Examination of Russian Compatriot Policy in Estonia [Электронный ресурс]. Washington, 2011, D.C, Centre for Strategic and International Studies. URL: http://csis.org/files/publication/110826_Conley_RussianSoftPower_Web.pdf.

Методическое обеспечение управления конкурентоспособностью машиностроительного комплекса Республики Беларусь на основе создания стратегических бизнес-единиц

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.118-125

В условиях быстро меняющейся экономической реальности управление крупными промышленными комплексами на макроуровне становится все более сложным и труднопредсказуемым. Непосредственно способность находить, создавать, а также комбинировать новые и имеющиеся концептуальные основы управленческой политики, ранее не использовавшиеся, но учитывающие тенденции и особенности определенных социально-экономических систем, предоставляет возможность выработать и создать гибкий, адаптивный, управленчески конкурентный механизм, позволяющий в зависимости от складывающихся обстоятельств как перестраивать систему изнутри, так и подстраивать ее под имеющиеся условия макросреды. Таким образом, управление становится главным стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество социально-экономической системы, а также ее «выживаемость», адаптацию, трансформацию и развитие. Машиностроительный комплекс Республики Беларусь представляет собой пример многомерной объемной социально-экономической системы, требующий больших управленческих затрат для повышения и укрепления его конкурентных возможностей и потенциала. Данная статья посвящена непосредственно разработке методических инструментов управления конкурентоспособностью машиностроительного комплекса Республики Беларусь с учетом особенностей и условий его функционирования.

Источники:

1. Инвестиционный цикл [Электронный ресурс] // Информационный бизнес-портал Market-pages.ru. URL: http://www.marketpages.ru/invest/3.html.

2. Особенности машиностроения [Электронный ресурс] // Cправочник. URL: https://spravochnick.ru/mashinostroenie/osobennosti_mashinostroeniya/https://spravochnick.ru/mashinostroenie/osobennosti_mashinostroeniya/

Трансакционные издержки при разработке, создании новых изделий ВВТ и проблематика их диверсификации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.126-133

В статье рассмотрен процесс производства изделия с точки зрения его жизненного цикла, определена ключевая, по мнению автора, проблематика каждого этапа жизненного цикла. Сформулирован альтернативный взгляд на процесс создания изделия от этапа задумки до момента его утилизации.

Источники:

1. ГОСТ Р 15.000–2016 «Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения» [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200141161.

2. ГОСТ РВ 15.004–2004 «Система разработки и поставки продукции на производства. Военная техника. Стадии жизненного цикла изделий и материалов» [Электронный ресурс] // ВИИ СФУ. URL: https://vii.sfu-kras.ru/images/Gost1.pdf.

3. ГОСТ Р 56135–2014 «Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Общие положения» [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200115460.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/

5. Приказ Министерства обороны РФ от 21 декабря 2017 г. № 792 «Об утверждении Обязательных требований в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), являющейся подъемными сооружениями и оборудованием, работающим под давлением, в составе вооружения и военной техники, поставляемой для Вооруженных Сил Российской Федерации по государственному оборонному заказу, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения указанной продукции» [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/542617054.