Необходимость использования методики отбора стратегических инвестиционных инициатив в рамках мероприятий по комплексному планированию субъектов Российской Федерации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.52-57

В статье рассмотрена разработка методики отбора стратегических инвестиционных инициатив, ее назначение, а также основные понятия, используемые в методике. Определены принципы отбора стратегических инвестиционных инициатив субъекта Федерации. В заключение дан ответ на вопрос о роли экосистем в смене технологических и мирохозяйственных укладов, а также сведения о путях доступа к мерам государственной поддержки авторов стратегических инвестиционных инициатив.

Источники:

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX.pdf.

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (утв. Правительством РФ 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2)) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a5f3add5deab665b344b47a8786dc902/prognoz2036.pdf.

4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2017 г. № 132 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства экономического развития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/3b00b259b4cccebf36dd63177813aa7a/Prikaz132.pdf.

5. Митяев Д.А., Матченко Е.А. Обоснование необходимости реализации стратегических инвестиционных инициатив в субъектах Российской Федерации с учетом развития технологий четвертой индустриальной революции // Вопросы новой экономики. 2019. № 3. С. 18–27.

О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.58-71

Статья посвящена проблеме формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза. Общие рынки рассматриваются автором как фактор обеспечения интересов национальных экономик государств — членов Евразийского экономического союза, способствующий повышению уровня экономической интеграции этих государств. Отмечается, что в настоящее время отношения в нефтяной сфере в рамках Союза осуществляются на двусторонней основе в соответствии с межправительственными соглашениями. Рассматриваются отдельные вопросы обеспечения энергетической безопасности. При этом утверждается, что ключевой целью обеспечения энергетической безопасности Союза должно стать в первую очередь поддержание  энергетической ресурсной базы каждого государства-члена и Союза в целом.

Источники:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/2bbbbf9ae33443d533d855bf2225707e/Dogovor_ees.pdf.

2. Концепция формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, утвержденная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 31 мая 2016 г. № 8 [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/456006395.

3. Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза, утвержденная Решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. № 23 [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/551866200.

4. Закревский В.А. Общий рынок нефти ЕАЭС как универсальный интегратор // НЕФТЬ и капитал. Аналитический журнал. 2021. № 9. Сентябрь. С. 36–40.

5. Гликман О.В., Назарова А.У. Международно-правовые основы энергетического сотрудничества государств — членов Евразийского экономического союза // Право и управление. XXI век. 2020. № 1. С. 28-35.

Стратегии интернационализации бизнеса китайских государственных нефтегазовых компаний

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.72-79

Статья посвящена анализу специфики международной экспансии бизнеса крупных китайских государственных компаний нефтегазового сектора: Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), Китайской нефтехимической корпорации (SINOPEC), Китайской национальной морской нефтяной корпорации (CNOOC). Исследуются стратегические ориентиры рассматриваемых компаний, факторы, влияющие на стратегии, форматы и формы экспансии, региональная специфика интернационализации бизнеса, тенденции развития деятельности на зарубежных рынках. Рассматриваются проблемы специализации и диверсификации бизнеса исследуемых компаний. Особое внимание уделено роли государства в процессах международной экспансии китайских нефтегазовых компаний.

Источники:

1. Bhattacharyya S. China and the Global Energy Crisis: Development and Prospects for China’s Oil and Natural Gas // International Journal of Energy Sector Management. 2017. Vol. 1. N 2. P. 56–61.

2. Shell sells shale stake to China // International Gas Report. February 13, 2012.

3. PetroChina snaps up remainder of AOSC’s MacKay River project // The Oil and Gas Journal. January 16, 2018. P. 71–75.

4. Devon and Sinopec team up for five-play venture // Upstream. January 6, 2019. P. 32–37.

5. Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность Китая [Электронный ресурс] // ЦДУ ТЭК. 2020. 30 марта. URL: http://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/725/

6. Ghemawat P. Strategy and the Business Landscape. 3rd ed. Prentice Hall, 2010.

Экспертиза решений в системе государственного управления

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.80-91

Целью исследования выступает анализ экспертной деятельности в Российской Федерации и формулирование основных рекомендаций по развертыванию системы государственной экспертизы. Методологию исследования составляет сопоставительный, ретроспективный анализ, метод таксономии проблем управления и решения слабо структурированных задач. Применение обозначенной методологии позволило прийти к основному результату, сводимому к тому, что в России экспертная деятельность на государственном уровне имеет значительные ограничения по многим причинам, что снижает эффективность аналитического управления. Это составляет условие провала многих программ и доктрин, а именно стратегических документов по развитию до 2024 г., а также блокирует формирование новой модели экономического роста на уровне проводимой государственной политики вот уже с десяток лет. Кроме того, непродуманные реформы образования, науки, административной сферы также подтверждают наличие значительных пробелов в области аналитического государственного управления. Преодоление перечисленных проблем видится в развертывании системы государственной экспертизы на базе соответствующего федерального закона при лидирующей роли Российской академии наук, поскольку экспертиза предполагает поисковую, научную деятельность, проведение многофакторного анализа и осуществление прогнозных оценок. По результатам анализа, в том числе проектов разработанного в Академии наук Положения о сопровождении экспертной деятельности в органах исполнительной власти России, предлагается отказаться от общественного статуса экспертных советов, а также изменить подходы в области рекомендаций и рассмотрения самих экспертиз. Также предлагается скорректировать некоторые правила голосования по экспертизе и уровень ответственности экспертов за их заключения, включая и ответственность органов власти относительно рассмотрения экспертных заключений. Тем самым предлагается развернуть масштабную работу по формированию системы государственной экспертизы, функционирующей во всех звеньях управления, и выделить на это бюджетные ресурсы.

Параметрический мониторинг организаций ОПК как инструмент стратегического управления

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.92-97

В статье предлагается подход к выработке стратегических управленческих решений на уровне головных компаний оборонно-промышленных объединений в отношении развития кадрового потенциала. Выявление взаимосвязей между принимаемыми решениями и их последствиями осуществляется на основе анализа изменений ранговой статистики ключевых показателей деятельности предприятий. Исходя из данных о возрастном распределении сотрудников АО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“» обоснована необходимость корректировки показателя среднего возраста. Особое внимание уделено вопросу совершенствования расчета параметра производительности труда в рамках исследовательских организаций ОПК.

Источники:

1. Меньщиков В.В., Козлов Г.В., Ерошин С.Е. Оценка эффективности деятельности предприятий оборонного концерна // Электронная промышленность. 2005. № 3. С. 66–73.

2. Меньщиков В.В., Козлов Г.В., Ерошин С.Е. Метод построения рейтинговой системы оценок // Вестник машиностроения. 2007. № 9. С. 73–76.

3. Ерошин С.Е., Козлов Г.В. Оценка эффективности деятельности исследователей в различных секторах науки // Экономические стратегии. 2016. № 2. С. 116–123.

4. Меньщиков В.В., Козлов Г.В., Кутузов И.В. Модельный анализ возрастной динамики кадровой структуры предприятий оборонно-промышленного комплекса // Промышленная политика в Российской Федерации. 2008. № 6.

5. Коновальчик А.П., Ерошин С.Е. Образовательный аспект цифровизации // Инновации. 2021. № 2. С. 11–15.

6. Ерошин С.Е., Козлов Г.В. Анализ системы управления научными исследованиями // Инновации. 2020. № 6. С. 42–45.

7. Ерошин С.Е., Климентов Г.А. Формирование системы показателей эффективности НИОКР // Инновации. 2020. № 11. С. 26–29.

Трансакционные издержки при разработке, создании новых изделий ВВТ и проблематика их диверсификации

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.98-105

В статье рассмотрена проблематика, связанная с процессом производства, с точки зрения жизненного цикла. Предложены факторы, учет которых позволит минимизировать трансакционные издержки производства новой и модернизации существующей продукции. Сформулированы особенности отечественного производства, развитие которых должно способствовать развитию промышленности.

Transaction Costs in Development and Creation of New Weapons and Military Equipment and the Problems of Their Diversification

Полиморфная гамма-шкала экономического развития

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.106-111

Динамический ряд сложных процентов всегда содержит трансцендентные числа, которые автор использует для построения двойственных функций полиморфного роста и развития. Эти гамма-функции квантуют геоэкономическое пространство и время в форме исторических стадий развития. Они также выявляют диалектические пары гамма-квантов ядра цивилизации и лямбда-квантов ведущих стран. Автор предлагает гамма-шкалу для измерения уровня развития национальных экономик.

Источники:

1. Пономарев В.П. Антропологическая политэкономия: Концепция теории саморазвития. Саарбрюкен: LAP, 2013.

2. ВВП на душу населения в 1990–2020 гг. (Всемирный банк; ППС, долл.) [Электронный ресурс] // SVSPB.net. URL: https://svspb.net/danmark/vvp-stran-na-dushu-naselenija-wb.php.

Колыбель жизни станет «пастбищем» «единорогов»

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.112-117

Эпоха цифровых преобразований приведет к трансформации мировой экономики, во многом определив вектор цивилизационного развития. Несмотря на потери XX в., Россия, обладая потенциалом фундаментальной науки и ресурсной самодостаточностью, все еще стоит среди немногочисленных стран, способных на лидерство в изменяющихся условиях. Постковидная экономика только ускорила процесс трансформации, создав тягу для бурного роста «единорогов», преимущественно на рынках платформенных и экосистемных решений. Россия может выступить «родиной» таких «единорогов», а их масштабирование обеспечит растущий потребительский рынок Африки, являющийся благоприятной территорией для развития и локализации масштабирования наукоемкого экспорта, способного обеспечить благополучие национальных экономик.

Источники:

1. Мировая география компаний-единорогов [Электронный ресурс] // Наука, технологии, инновации. 2021. 24 сентября. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/508603329.pdf.

2. United Nations e-Government Survey 2018 [Электронный ресурс] // United Nations. 2018. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/EGovernment%20Survey%202018_FINAL%20for%20web.pdf.

3. Россия стала одним из мировых лидеров по уровню проникновения финтех-услуг [Электронный ресурс] // EY. URL: https://www.ey.com/ru_ru/news/2019/11/news-ey-fintech-survey-2019.

4. При Мишустине налоговое ведомство России стало одним из лучших в мире [Электронный ресурс] // Федеральное агентство новостей. URL: https://riafan.ru/1242831-pri-mishustine-nalogovoevedomstvo-rossii-stalo-odnim-iz-luchshikh-v-mire.

5. African Economic Outlook 2021 [Электронный ресурс] // African Development Bank Group. URL: https://www.afdb.org/en/knowledge/publications/african-economic-outlook.

6. Саммит «Россия — Африка» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/61893.

Основные факторы расселения мигрантов из стран Центральной Азии на территории Сибири и Дальнего Востока

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.118-125

С распадом Советского Союза Россия стала страной — реципиентом для трудовых мигрантов из стран Центральной Азии. Во-первых, это связано с тем, что сформировалась миграционная подсистема, основанная на социально-экономических отношениях между странами бывшего Советского Союза, а также с географической близостью; во-вторых, в России для мигрантов больше возможностей — в их странах недостаточно рабочих мест, низкая заработная плата, в связи с чем мигранты едут в Россию в основном в поисках лучшей жизни. В данной статье авторы исследуют динамику расселения мигрантов из стран Центральной Азии в Сибирском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе. Были определены основные факторы, которые влияют на расселение мигрантов на этих территориях. В результате исследования было выявлено, что эти два федеральных округа достаточно привлекательны для мигрантов из упомянутых стран, несмотря на довольно суровый климат, поскольку в случае стран Центральной Азии социально-экономический фактор превалирует над природно-климатическим.

Источники:

1. Отчет о научно-исследовательской работе «Принципы формирования Екатеринбургской агломерации»: Этап 2 «Подготовка проектных предложений по формированию Екатеринбургской агломерации» [Электронный ресурс] // Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. URL: https://minstroy.midural.ru/article/show/id/1185.

2. Рязанцев С.В. Роль трудовой миграции в развитии экономики Российской Федерации [Электронный ресурс] // RefWorld. URL: https://www.refworld.org.ru/docid/58875fb04.html.

3. Шафранов-Куцев Г.Ф. Социально-демографические проблемы освоения Сибири // Siberian Socium. 2017. № 1. С. 13–24. DOI: 10.21684/2587-8484-2017-1-1-9-17.

Школы управления в России в ХХ веке: к истории вопроса

DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.126-137

В исследованиях по истории управленческой мысли недостаточно полно освещены вопросы развития школ управления в России в ХХ в. и не названы многие ученые, стоявшие у истоков научных школ и организаций, в рамках которых они возникли. Выдвинуты гипотезы о том, как исследователи в последние 30 лет сделали попытку изучения школ управленческой мысли в ХХ в. в различных организациях, прежде всего в университетах. Используются нарративный, сравнительный и исторический методы исследования. Показаны основные школы управления в России в ХХ в., их истоки, эволюция, вдохновители и лидеры, а также их основные научные труды. Остается неизученным вопрос о научных школах двух величайших мегапроектов, успешно реализованных в СССР, — атомного и космического. Делается вывод, что в России на протяжении ХХ в. шло развитие управленческой мысли, однако описать целостную картину эволюции научных школ управления в настоящее время крайне сложно.

Источники:

1. Безбородова М.А. Зарубежные научные школы в психологии: Учеб. пособие. М.: Московский педагогический государственный университет, 2020.

2. Научные школы Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского (Военного авиационного технического университета): история развития и современное состояние: издано к 80-летию ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (ВАТУ). М.: Академия авиации, 2000.

3. Научные школы Московского государственного технического  университета имени Н.Э. Баумана. История развития. 2-е изд. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.

4. Запарий В.В. Научные школы Уральского федерального университета: Энциклопедия. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2020.