2024 год — Год семьи. Новые меры поддержки рождаемости в России

DOI: 10.33917/es-4.196.2024.114-123

В последние годы в России ведется активный поиск выхода из демографического кризиса. Своевременным ответом на внутренние демографические проблемы стал Указ Президента РФ В.В. Путина, согласно которому 2024 г. объявлен Годом семьи. Направление на популяризацию семейных ценностей говорит о том, что проблема становится все актуальнее, а эффективных рецептов ее решения на сегодня не найдено. Демографическая проблема в целом широко обсуждается в России, предпринимаются попытки переломить негативную тенденцию за счет различных экономических мер. Однако значительных успехов пока достигнуто не было. В связи с этим новые взгляды и подходы к решению этой проблемы являются крайне востребованными.

Источники:

1. Гончарова Н.П., Еремин А.А., Тарасова Е.В. К вопросу о методике оценки результативности демографической политики // Демографический потенциал стран ЕАЭС: VIII Уральский демографический форум. Т. II. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. С. 77–81.

2. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/Z4OMjDg CaeohKWaA0psu6lCekd3hwx2m.pdf

3. Демография [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. федеральных законов от 24 ноября 1995 г. № 184-ФЗ, от 18 июня 1996 г. № 76- ФЗ, от 24 ноября 1996 г. № 130-ФЗ, от 30 декабря 1996 г. № 162- ФЗ, от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ, от 29 июля 1998 г. № 134-ФЗ, от 17 июля 1999 г. № 171-ФЗ, от 10 июля 2000 г. № 93-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 30 мая 2001 г. № 66-ФЗ, от 30 мая 2001 г. № 67-ФЗ, от 28 декабря 2001 г. № 181-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116- ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. № 206-ФЗ) [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/laws/77

Субъектно-ориентированное управление бизнес-процессами как инструмент инновационного развития предприятия

DOI: 10.33917/es-4.196.2024.128-136

Исследуются механизмы повышения жизнестойкости и устойчивости коммерческих организаций в условиях нарастающей нестабильности внешней среды. Проанализированы подходы к пониманию жизнеспособности, устойчивости и адаптивности организации. Введено понятие управленческого среза. Среди выделенных срезов авторами более подробно рассматривается инструментарий для исследования коммуникационного аспекта. Описываются преимущества субъектно-ориентированного управления для проектирования коммуникаций в организации, выделяются некоторые риски реализации предложенной стратегии. Актуальность исследования определяется параметрами и тенденциями изменения современной рыночной среды, которые диктуют реальную необходимость усиления динамики процессов обновления и адаптации, поскольку увеличение темпов технологических инноваций не сопровождается адекватным и сопоставимым развитием моделей управления. Полученные результаты могут быть использованы для теоретического исследования функционирования социотехнических систем разного масштаба. Также предложенный подход может быть применен на практике в рамках разработки мер по трансформации бизнес-модели компании или для повышения эффективности управления операционной деятельностью.

Источники:

1. Лаврикова Ю.Г., Бучинская О.Н., Мыслякова Ю.Г. Теория хаоса: расширение границ экономических исследований // AlterEconomics. 2023. T. 20. № 1. C. 79–109. DOI: 10.31063/ AlterEconomics/2023.20-1.5

2. Абрамов В.И., Чуркин Д.А. Оценка уровня зрелости системы управления взаимоотношениями с клиентами // Вестник университета. 2022. № 12. С. 5–13.

3. Пратт М., Какула С. Мотивация в коммерческой компании с использованием коммуникаций, основанных на технологиях: В кн.: Дингли А., Хаддод Ф.; Клювер С. (ред.) Искусственный интеллект в Индустрии 4.0. Исследования в области вычислительного интеллекта // Спрингер. 2021. Т. 928. DOI: 10.1007/978-3-030-61045-6_2 https://link.springer.com/chapt er/10.1007/978-3-030-61045-6_2

Выбор конкурентной стратегии вывода на рынок медицинского изделия: на примере технических средств реабилитации

DOI: 10.33917/es-4.196.2024.136-143

Рассматривается конкурентная стратегия компании, занимающейся медицинским оборудованием на рынке B2G. Анализируется процесс выбора стратегии лонча новой торговой марки в условиях высокой рыночной конкуренции — на фоне существенной монополизации рынка и рисков появления новых конкурентов. Описаны движущие силы данного рынка, регулирование, целевые аудитории и стейкхолдеры.

Источники:

1. Корниенко Д.А. Рынок российского медицинского оборудования в период экономических санкций. Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров // Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием). Таганрог, 21– 22 апреля 2023 года. Том I. — Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2023. С. 412–429.

2. Копылов М.А. Обеспечение устойчивого развития российских производителей медтехники в условиях внешне экономических санкций // Цифровизация техносферы: научный подход: Сборник научных статей Национальной научно-практической конференции. Москва, 24 мая — 22 июня 2022 года. Москва: МИРЭА — Российский технологический университет, 2022. С. 110–113.

3. Basil N. Stoma care: the market in products lets patients down. BMJ, 2013.

4. Симатов С.А. Проблемы организации оказания медицинской и реабилитационной помощи стомированным больным на современном этапе // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2017. № 3. С. 78–82.

5. Симатов С.А. Спорные и нерешенные вопросы оказания помощи стомированным пациентам в амбулаторных условиях (обзор литературы) / С.А. Симатов, М.Ю. Засыпкин, С.А. Столяров [и др.] // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ».

2019. № 5. С. 75–84.

6. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2017 г. N 2599-р «О стратегии развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 г.» [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71719020/

Опыт военно-гражданского слияния в США и Китае: нужен новый организационно-стратегический инжиниринг в российских оборонных и гражданских отраслях

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.5-17

В США и Китае в условиях подготовки к большой войне идет интенсивная перестройка не только вооруженных сил, но и промышленности, обеспечивающей военные нужды. Ключевой тенденцией является выработка и реализация стратегий военно-гражданского слияния. Российский опыт проведения СВО, в том числе анализ проблем НАТО с обеспечением техникой и вооружением реальных и потенциальных военных противников России и противостояния этим процессам со стороны ОПК России, актуализировали проблему разработки нового подхода к организационно-стратегическому инжинирингу в российских оборонных и гражданских отраслях промышленности и научно-технического сектора.

Источники:

1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Россия в новой экономической реальности. М.: ИНЭС, 2016. 460 с.

2. Агеев А.И. Динамика и структура глобальных рисковСтратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. Т. 3. № 2(5). С. 7–8.

3. Агеев А.И., Бахтизин А.Р., Макаров В.Л., Логинов Е.Л., Хабриев Б.Р. Экономический фундамент победы: стратегический прогноз устойчивости экономики России в условиях санкционных атакЭкономические стратегии. 2023. Т. 25. № 3(189). С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-3.189.2023.6-15

4. Иванов С. Военные инновации США. Инфраструктура и проекты. Миртесен. 2021. 15 сентября. URL: https://s30116489994.mirtesen.ru/blog/43322544035/Voennyie-innovatsii-SSHA-Infrastruktura-i-proektyi

5. Кокошин А.А. Военная реформа в КНР в 2015–2020 гг.: оборонные, внешнеполитические аспекты. М.: ИСПИ РАН, 2016. С. 39.

6. Агеев А.И., Капустян С.Г., Коробкин В.В. Состояние и прогнозные ожидания развития мирового рынка робототехники. Искусственный интеллект. Теория и практика. 2023. № 3(3). С. 50–58.

7. Грабчак Е.П., Логинов Е.Л., Чиналиев В.У., Епишкин И.И. Управление развитием сложных научно-технических комплексов на основе интеллектуальных цифровых платформ (реализация компетенций Госкомитета СССР по науке и технике в условиях цифровой экономики). М.: Институт экономических стратегий, 2023. 504 с.

Институты развития, их эффективность и перспективы

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.18-26

Дается определение института развития применительно к отечественным реалиям, а также представляет краткий обзор мирового опыта функционирования институтов развития. Автор указывает, что до недавнего времени российские институты развития демонстрировали невысокую степень эффективности, что обусловило необходимость преобразований в рассматриваемой сфере. Однако реформы не в полной мере решили поставленные задачи, поскольку резко поменялась внешнеполитическая обстановка. Делается вывод, что в основе низкой эффективности лежит недостаточное внимание к соотношению понятий «институт» и «институция». Предлагается перечень мероприятий, имеющих ключевое значение в деле улучшения положения в области институтов развития.

Источники:

1. Костин К.Б., Хомченко Е.А., Бурмистров А.Н., Меликова Е.Ф. Прямые иностранные инвестиции и транснациональные корпорации как потенциальные факторы экономического роста государств. Экономические отношения. 2021. Том 11. № 4. С. 633–664.

2. GE Global Innovation Barometer 2018. URL: https://www.ge.com/sites/default/files/GE_Global_Innovation_Barometer_2018-Summary_Report.pdf

3. Mapping 500+ Development Banks Qualification criteria, stylized facts and development trends. URL: https://financeincommon.org/sites/default/files/2021-10/mapping-development-banks.pdf

4. Рейтинги по совокупным активам SWFI. URL: https://www.swfinstitute.org/fund-rankings/development-bank

5. Кузенкова В.М. Концепции институтов развития: ретроспективный анализ. Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2020. Том 17.  № 1 (109). С. 40.

6. Монастырский Е.А., Саклаков В.М. Классификация институтов развития. Инновации. 2013. № 9 (179). С. 65.

7. Соколов А. Институты развития провалили инновации.  Ведомости, 02.03.2021. URL:https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/03/01/859742-instituti-razvitiya

8. Ботороева Е.  Эффективность институтов развития оценят по 10 показателям. URL: https://www.pnp.ru/economics/effektivnost-institutov-razvitiya-ocenyat-po-10-pokazatelyam.html

Прогноз динамики развития мировой экономики на 2024–2025 гг.

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.27-38

В статье дан анализ прогнозов мировой экономики на 2024–2025 гг., разработанных ВМБ, МВФ и ОЭСР. Согласно майскому докладу ОЭСР одним из рисков экономического развития может быть ускорение темпов инфляции в развитых странах. В США годовая инфляция ускорилась до 3,5% в марте 2024 г. по сравнению с 3,2% в феврале. И ФРС США готова отложить снижение процентной ставки до ноября 2024 г. Прогноз МВФ по росту ВВП РФ на 2024 г. улучшен до 3,2%, но снижен до 1,8% на 2025 г. Для США прогнозируется рост ВВП на 2,1% в 2024 г., а в 2025 г. – на 1,7%.

Формирование императива клинического маркетинга в управлении устойчивым развитием инноваций в медицинской промышленности

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.39-48

Рассматривается концепция клинического маркетинга как один из видов маркетинга в здравоохранении. Определен императив клинического маркетинга. К предпосылкам развития клинического маркетинга относят – переход на принципы доказательной медицины, ужесточение регулирование, увеличение стоимости создания инновационных медицинских продуктов. Выделены ключевые факторы успеха медизделия, которые ускоряют проникновение на рынок медицинских инноваций. Описана программа и основные инструменты клинического маркетинга, область их применения. Определена область приложения клинического маркетинга в соответствии с классом медицинских изделий. Показано, что применение элементов клинического маркетинга может положительно влиять на коммерциализацию инноваций в условиях политики импортозамещения медицинской промышленности.

Источники:

1. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2–е Европ. Изд. М.; СПб.; К.: Издат. Дом “Вильямс”, 2005. С. 502–512.

2. Шевченко Д. А. Основы современного маркетинга: Учебник для бакалавров / Д. А. Шевченко. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 604 с.

3.  Ямщиков А. С., Маева Е.И. Теоретические и методологические основы маркетинга медицинских учреждений. Менеджер здравоохранения. 2011. № 10. С. 28–35.

4. Ahmed R.R. Pharmaceutical marketing mix strategy and physician’s prescription behavior. The Pharma Innovation Journal. 2014. № 3. pp. 8–12.

5. Jambulingam Thani. The R&D Marketing Interface in Biopharma and MedTech. Journal of Commercial Biotechnology. 2019. № 24.

6. Eriksson Päivi & Rajamäki Heidi. Biotechnology marketing: Insider and outsider views. Journal of Commercial Biotechnology. 2010. № 16.

7. Stremersch Stefan & Dyck Walter. Marketing of the Life Sciences: A New Framework and Research Agenda for a Nascent Field. Journal of Marketing American Marketing Association. 2009. № 73. рp. 4–30.

Оптимизация систем управления жилищными комплексами, обращением с отходами и водными ресурсами в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы на основе корпоративной философии повышения качества

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.49-64

В данной статье рассмотрены вопросы оптимизации систем управления жилищными комплексами, обращением с отходами и водными ресурсами в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (ДЖКХ г. Москвы) на основе корпоративной философии повышения качества в современных социально-экономических условиях. Показаны основные ограничения по внедрению принципов философии Э. Деминга в деятельность хозяйствующих субъектов, проекты и программы в рамках российской действительности, которые носят социально-культурный и институциональный характер. Делается вывод, что для внедрения этих принципов необходимо внести изменения в законодательство РФ.

По предварительным оценкам, внедрение корпоративной философии повышения качества в работу ДЖКХ г. Москвы позволит повысить эффективность муниципального управления на 25–70%, улучшить качество и удовлетворенность горожан и гостей столицы общественными услугами на 25–50%, а также сократить бюджетные расходы на 25–50%.

Источники:

1. Адлер Ю.П. Доктор Эдвардс Деминг – мыслитель, опередивший время. Качество и жизнь. 2020. № 3 (27). С. 5–10.

2. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Наследие доктора Деминга: практические советы менеджерам XXI века. Методы менеджмента качества. 2020. № 10. С. 58–62.

3. Глашкина В.С., Цыплов Е.А. Доктор Уильям Эдвардс Деминг. Экономика и социум. 2021. № 11–1 (90). С. 896–899.

4. Конарева Л.А. Качество как стиль жизни доктора Эдвардса Деминга. Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. 2012. № 1 (11). С. 146–151.

5. Мировой опыт применения принципов кайдзен в госуправлении. Kaizen Institute Rus LLC, 2017. 15 с.

6. Нив Г.Р. Учредите лидерство: седьмой принцип Эдвардса Деминга. Методы менеджмента качества. 2020. № 6. С. 22–25.

Минимизация финансовых рисков и потерь на предприятии: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-4.117.2024.65-71

Представлен анализ методов снижения финансовых потерь в компании; систематизированы виды рисков; представлен алгоритм контроля и минимизации финансовых рисков на примере модели Альтмана и модели Таффлера.

Источники:

1. Galimulina F.F., Zhukovskaya I.V., Komissarova I.P., Shinkevich A.I., Mayorova A.N., Astafyeva I.A., Klimova N.V., Nabiullina K.R. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163–168.

2. Жуковская И.В. Специфика управления рисками инвестиционных проектов в промышленности. Экономика и управление. 2010. № 2. С. 53–56.

3. Управление финансовыми рисками: учебник и практикум для вузов / И.П. Хоминич [и др.]; под редакцией И. П. Хоминич. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 582 с.

4. Данные системы электронной базы «Контур-фокус» и «СБИС».