Факторы и инструменты управления конкурентоспособностью машиностроительного комплекса

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.126-135

В статье определены основные факторы повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса в интеграционном экономическом пространстве. Отражена взаимосвязь факторов сравнительных конкурентных преимуществ для производства экспортно ориентированной продукции машиностроения и структуры товарного экспорта. Предложена методика оценки конкурентоспособности машиностроительного комплекса, ориентированная на определение его сравнительных преимуществ в перспективных сегментах товарных групп экспорта. Представлены результаты апробации методики на основе статистических данных экспортных сегментов товарных групп машиностроения стран СНГ.

 

Источники:

1. Машиностроение — общая характеристика, структура и особенности развития [Электронный ресурс] // Наука.Club. 2019. 27 марта. URL: https://nauka.club/geografiya/mashinostroenie-eto.html.

2. Индустриализация в цифровую эпоху: Обзор [Электронный ресурс] // UNIDO. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/files/2019-11/UNIDO_IDR2020-Russian_overview.pdf.

3. Индекс конкурентоспособности промышленности 2020 [Электронный ресурс] // Сайт министерства экономики Узбекистана. URL: https://www.mineconomy.gov.uz/uploads.

4. Статистические показатели эффективности промышленного производства [Электронный ресурс] // UNIDO. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2014-01/UNIDO_presentation3_0.pdf.

5. Нагалин В.Ю. Евразийская экономическая интеграция как фактор повышения конкурентоспособности российской промышленности [Электронный ресурс] // Сайт РЭУ имени Г.В. Плеханова. URL: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Documents/%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD10.pdf.

6. Технологическая кооперация и повышение конкурентоспособности в ЕЭП: Доклад [Электронный ресурс] // Евразийский банк развития. URL: https://we.hse.ru/data/2013/04/11/1297442443/doklad_10.pdf.

Аутсорсинг печати: локальный рынок с глобальным доминированием

DOI: https://doi.org/10.33917/es-4.178.2021.136-141

В статье на примере аутсорсинга печати рассматриваются проблемы анализа и прогнозирования рынков, существенно зависящих от поведения глобальных игроков. При этом использование положений теории экономического доминирования позволяет, выделив типовые стратегии участников рынка, увидеть ряд новых, зарождающихся на рынке тенденций и открывающихся для российских компаний возможностей. В первую очередь они связаны с такими процессами, как переход на электронный документооборот, расширение сферы внедрения систем маркировки и прослеживаемости продуктов. Кроме того, кризис 2020 г. обусловил формирование нового спроса на обустройство домашних рабочих мест, изменение требований к архитектуре IТ-систем в крупных офисах. На основе кейсов присутствующих на рынке компаний делаются выводы о вероятных заметных изменениях роли крупных российских компаний на данном рынке, в том числе под воздействием трансформаций на смежных рынках

 

Источники:

1. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В., Наумов С.А. Альфа-

бизнес на российском продовольственном рынке [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 6. С. 68–77. DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.164.2019.68-77.

2. Вертоградов В.А. Рыночные стратегии альфы, беты и гаммы в контексте теории экономического доминирования [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 50–53. DOI: https://10.33917/es-2.168.2020.50-53.

3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2004. 512 с.: ил. (Серия «Деловой бестселлер»). С. 113.

4. Зарубин С. MPS: «печатный пряник» [Электронный ресурс] // CRN. ИТ-бизнес. 2015. № 3 (спецвыпуск). URL: https://www.crn.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=103225.

Прогнозирование результатов деятельности кредитных учреждений на базе имитационного моделирования

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.5-14

Целью настоящей работы является подготовка предложений по использованию для решения задач планирования и прогнозирования финансовых результатов деятельности кредитных учреждений методов имитационного моделирования. В статье решены следующие вопросы: 1) проведен анализ деятельности кредитных учреждений Российской Федерации, на основе результатов которого были выявлены  «болевые точки» – нерешенные проблемы, в том числе  управление просроченной   ссудной задолженностью; 2) обоснована целесообразность использования для разработки сценариев развития коммерческих банков методов имитационного моделирования; 3) предложен  подход на основе имитационного моделирования по установлению влияния размеров просроченной задолженности на показатели и экономические нормативы деятельности.

 

Источники:

1. ФЗ от 02.12.1990 № 395 -1 «О банках и банковской деятельности». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

2. ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

3. Инструкция Банка России № 199-И от 29.11.2019 «Об обязательных нормативах и надбавках к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

4. Инструкция Банка России № 183-И от 06.12.2017 «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

5. Положение Банка России № 242-П от 16.12.2003 «Об организации внутреннего контроля в КО и банковских группах». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

6. Положение Банка России № 483-П от 06.08.2015 «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов». – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

Управленческий анализ социально-культурной деятельности с использованием диаграммы Л.Эйлера

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.15-21

В данной статье проведен управленческий анализ социально-культурной деятельности с использованием диаграммы Л. Эйлера. При разделении понятий «культура» и «качество», «качество» и «ценности», «ценности» и «культура», формируются такие понятия как «культура качества», «культурные ценности» и «качество культуры». Это подтверждает актуальность применения диаграммы Л. Эйлера, которая была использована для анализа составляющих в сфере культуры. Данный инструмент помог авторам проиллюстрировать отношения между различными понятиями и сформулировать новые определения, которые исходят из анализируемых понятий. 

 

Источники:

 

1. Бекбаева Ж.С., Положенцева И.В. Формирование информационной культуры в условиях цифровой экономики //Главный механик. 2019. № 8. С. 62-66.

2. Эйлер Л. Метод нахождения кривых линий, обладающих свойствами максимума, либо минимума или решение изопериметрической задачи, взятой в самом широком смысле. М.; Л.: Гостехиздат, 1934. 600 с.

3. Лукашов И.М., Корабельникова А.А., Минайченкова Е.И., Положенцева И.В. Управленческий анализ национального проекта «Демография» с использованием диаграмм Эйлера-Венна //Журнал прикладных исследований. Научно-практический журнал. 2021. № 1. том 2. С.25-35.

4. Мосякин Т.Д., Минайченкова Е.И., Положенцева И.В. Анализ категорий качество и ценности с точки зрения психологии, социологии и экономики //Журнал прикладных исследований. Научно-практический журнал. 2021. № 1. том 2. С.41-44.

5. Michael McCarthy. Cambridge International Dictionary of Idioms. United Kingdom at the University Press, Cambridge, 608 p.

6. Айвазян Н.Л., Безпалов В.В., Беспалова Е.С., Гайворонская С.А., Жариков Р.В., Зима Е.А., Калинина О.В., Круг Э.А., Кучерявенко С.А., Липка В.М., Логинова И.В., Назарова А.Н., Прядко С.Н., Пучка О.В., Разинкина Е.М., Рапацкий Ю.Л., Синельникова Н.А., Сергеев С.В., Стенюшкина С.Г., Тхориков Б.А. и др. Концепции Э. Деминга в управлении качеством. Монография. Издательство: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, 2020. 178 с.

Анализ потребительских идеалов в имиджеобразующем пространстве: построение идеальных образов

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.22-31

Рассмотрена задача анализа потребительских идеалов в имиджеобразующем пространстве с акцентом на корректность применения методов и интерпретации результатов. Представлены подходы и способы построения образов идеальных товаров/ торговых марок/ фирм в восприятии представителей целевой группы. Обсуждаются вопросы продвижения товара/ торговой марки/ фирмы на основе анализа потребительских идеалов. Приведены примеры решения с использованием предложенного подхода практических задач построения идеальных образов товаров/ торговых марок/ фирм в пространстве предпочтений, анализа конфигурации идеальных образов, их сформированности и дифференциации применительно к созданию стратегии и разработке деталей продвижения.

Данная статья является продолжением исследования автора, представленного в №2(97) журнала за 2021 г.

Источники:

1. Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия // Гл.ред. Ю.В. Прохоров. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. 910 с.

2. Закускин С.В. Анализ потребительских идеалов в пространстве имиджеобразующих факторов: постановка задачи и выявление факторов // Микроэкономика. 2021. №2. С. 19-31.

3. Закускин С.В. Анализ дифференциации рыночных образов // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 7. С. 1447-1466.

4. Закускин С.В. Анализ сформированности рыночных образов // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 6. С. 1115-1136.

5. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент // СПб, «Питер». 2017.

Дифференциация методов управления конкурентоспособностью на примере сервисного рынка услуг

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.32-38

В научной статье выдвинуты теоретические и практические положения, в совокупности составляющие новый метод управления конкурентоспособностью в сфере услуг. Предложенная автором методика позволяет обеспечить эффективность процесса управления конкурентоспособностью в условиях рынка и нестабильности экономического развития, а также может применяться для последующих научно-теоретических исследований, и в практической деятельности предприятий сферы услуг в ходе выработки эффективных управленческих решений.

Источники:

 

1. Галиуллин И.Р. Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY–сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская // Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Galimulina F.F. Technology Platforms as an Efficient Tool to Modernize Russia’s Economy / F.F. Galimulina, I.V. Zhukovskaya, I.P. Komissarova, A.I. Shinkevich, A.N. Mayorova, I.A. Astafyeva, N.V. Klimova, K.R. Nabiullina // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № 1. С. 163-168.

3. Жуковская И.В. Рыночные аспекты реализации инвестиционной стратегии корпораций //Экономический вестник Республики Татарстан. 2009. № 4. С. 42-45.

4. Жуковская И.В. Специфика управления рисками инвестиционных проектов в промышленности //Экономика и управление. 2010. № 2. С. 53-56.

5. Жуковская И.В  Эффективность управления инвестиционными ресурсами предприятия //Экономика и управление. 2010. № 4. С. 76-81.

6. Заяц Е.Ю. Совершенствование управления на предприятиях бытового обслуживания // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2012. № 3. С. 12-13.

7. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М.: Юрайт, 2013. 448 с.

8. Лозовский Л.Ш. Маркетинг и конкурентоспособность. М.: Издательство стандартов, 2000. С. 150-155.

9. Леонов Е.Ф. Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий сферы услуг на основе формирования институционального пространства: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Леонов Егор Федорович. Санкт-Петербург, 2017. С. 189 -194.

Влияние пандемии COVID-19 на управление предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности в контексте их цифровой трансформации: проблемы и новые возможности

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.39-44

Пандемия COVID-19 привела к значительным изменениям в подходах к управлению предприятием, создав ряд проблем и открыв новые возможности для развития. Цель исследования – сформулировать рекомендации по управлению предприятием в условиях пандемии и постпандемийный период. Авторами сделан вывод о том, что пандемия повлекла за собой не только проблемы, но и открыла новые возможности в контексте цифровизации. Предложенные авторами рекомендации по управлению предприятием заключаются в использовании возможностей цифровой экономики, переходе к гибким подходам к управлению, росте информационной безопасности и необходимости оптимизации ресурсов и приоритезации реализуемых проектов с точки зрения их экономической эффективности.

Источники:

1. Бабанова Ю.В., Орлов В.М., Антонян Р.С. Гибкие технологии управления предприятием в условиях цифровизации экономики // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2018. № 6(216). С. 61-66.

2. Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: дисс. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / Грибанов Юрий Иванович; СПб., 2019. 355 с.

3. Дериземля В.Е., Тер-Григорьянц А.А. Методические положения оценки цифровой зрелости экономических систем // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. № 1. С. 39–55. http://dx.doi.org/ 10.22363/2313-2329-2021-29-1-39-55.

4. Ефремов В.С., Владимирова И.Г. Цифровые компании: понятие, масштабы и особенности транснационализации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 11А. С. 137-147.

5. Исследование влияния пандемии COVID-19 на российский бизнес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sapmybiz.rbc.ru/RBK_Issledovanie_vliyaniya_pandemii_COVID_19_na_rossiyskiy_biznes.pdf (дата обращения: 25.05.2021).

Роль ESG в период энергоперехода

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.45-56

Рассматривается необходимость многоаспектного подхода к оценке энергоперехода. Отмечается растущий тренд к отказу от инвестирования в публично торгуемые нефтегазовые компании и необходимость принятия мер в области экологического и социального управления с введением понятия «устойчивых» инвестиций. Сделан акцент на ответственные инвестиции в нефтегазовую отрасль, учитывающие факторы окружающей среды, социальной сферы и управления (ESG). Обсуждается связь вопросов ESG, финансирования и экономики. Приведены результаты деятельности нефтегазовых компаний в контексте требований ESG. Систематизирована информация о мощностях и объемах производства ВИЭ по крупнейшим компаниям. Сделан вывод о доминировании проблемы изменение климата в задачах финансового менеджмента.

Источники:

 

1. Fishman, Alanna. 2020. ESG in Oil and Gas: Engaging in the Market Evolution. OGEL 5 (2020), in Environmental, Social and Governance (ESG). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ogel.org/article.asp?key=3919 (дата обращения: 17.05.2021).

2. Virtual University. Responsible Investment in Oil & Gas. A case for Environmental, Social, Governance (ESG). Business, Energy, Environment. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bluewaterpe.com/esg (дата обращения: 17.05.2021).

3. Haley Zaremba. 2020. Why Shale Executives Should Jump On The ESG Trend Now. Oil price, August 27, 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oilprice.com/Energy/Energy-General/Why-Shale-Executives-Should-Jump-On-The-ESG-Trend-Now.html (дата обращения: 19.05.2021).

4. Renzi Stone. 2019. How Will Environmental Social Governance (ESG) Impact Oil and Gas? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://convergetechmedia.com/environmental-social-governance/ (дата обращения: 19.05.2021).

5. Judy Feder. 2020. ESG and Energy Transition. Balancing Value and Values in a Post-Pandemic World. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://jpt.spe.org/esg-and-energy-transition-balancing-value-and-values-post-pandemic-world (дата обращения: 21.05.2021).

6. Lindsay Delevingne, Anna Gründler, Sean Kane. 2020. The ESG premium: New perspectives on value and performance. McKinsey. Strategy & Corporate Finance and Sustainability Practices, February 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/the-esg-premium-new-perspectives-on-value-and-performance (дата обращения: 21.05.2021).

Углеродоемкость природного газа и электроэнергии, развитие ВИЭ в России и за рубежом

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.57-64

Дается анализ методов снижения углеродоемкости трубопроводного газа и СПГ, исследуется развитие ВИЭ на долгосрочный период в России и мире. Значительное внимание уделяется конфликту интересов партий Германии вокруг газопровода «Северный поток 2», особенно ярко проявившемуся перед выборами в бундестаг Германии, которые состоятся 26 сентября 2021 г.

Обоснован вывод о большой экологичности и экономичности «Северного потока 2». Дан анализ долгосрочной программы развития производства СПГ в Российской Федерации, принятой Распоряжением Правительства РФ 16 марта 2021 г.

Источники:

 

1. Углеродоемкость электроэнергии в мире и России /Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации //Энергетический бюллетень. 2019. № 72.

2. «Газпром» опровергает мифы об СПГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: interfax.ru (дата обращения: 02.05.2021).

3. Россия вступила в борьбу за глобальный рынок сжиженного газа года [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://1prime.ru/gas/20210324/833308809.html (дата обращения: 03.05.2021).

4. Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2021 г. № 640-р.– Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

5. Меркель призвала запустить «СП-2» из-за нужд в российском газе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iz.ru/1164745/2021-05-16/merkel-prizvala-zapustit-sp-2-iz-za-nuzhdy-v-rossiiskom-gaze (дата обращения: 16.05.2021).

6. Энергетический барометр (Power barometer) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://energy.Wiil.hse.ru (дата обращения: 06.05.2021).

7. Барсуков Ю. Санкции на потоке //Деньги. 2020. № 23. Тематическое приложение к газете «Коммерсант».

8. Пандемия вернула мир к традиционной энергетике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: vz.ru>Экономика>2020/3/24/1030602.htm.I (дата обращения: 06.05.2021).

Кадровое обеспечение стратегических проектов нефтегазовых компаний: элементы корпоративной среды и метод оценки

DOI: 10.33917/mic-3.98.2021.65-74

В нефтегазовой отрасли полным ходом идут процессы цифровой трансформации, требующие постоянного обновления компетенций персонала. Система подготовки кадров не справляется с задачей обеспечения опережающего образования. Высокотехнологичные отрасли испытывают кадровый голод. Корпоративные университеты более динамичны в своем развитии и способны быстро рефлексировать на внешние изменения. Цель исследования заключается в выявлении элементов корпоративной среды, наличие которых позволяет компаниям обеспечить кадрами стратегические проекты. В настоящее время к наиболее значимым элементам автор относит систему управления знаниями; HR-аналитику на основе предиктивной аналитики и анализа больших данных (Big Data); применение иммерсивных образовательных технологий; обучающее рабочее место и затраты на обучение персонала.  На основе балльно-факторного анализа автор разработал методику оценки роли корпоративного университета в кадровом обеспечении стратегических проектов компании. На основе полученных результатов удалось проранжировать зарубежные и российские нефтегазовые компании по их способности обеспечить стратегические проекты персоналом с требуемым набором компетенций.

Источники:

 

1. Национальная программа «Цифровая экономика РФ», принятая в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

2. «Энергетическая стратегия РФ на период до 2035 г.», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р. – Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

3. Козлова Д.В., Пигарев Д.Ю. Интеллектуальная добыча. Почему России необходимо изменить подход к государственному стимулированию отрасли // Neftegaz.Ru. 2018. №7. С.32-39.