Россия в глобальном мире искусственного интеллекта: оценка по мировым рейтингам

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.20-31

Системы искусственного интеллекта (СИИ) быстро становятся инструментом конкурентной борьбы, важнейшим фактором повышения эффективности социально-экономического воспроизводства и даже атрибутом развития человеческой цивилизации, ядром глобальных и национальных проектов развития. Сравнительные оценки степени развития СИИ также превратились в инструмент воздействия на экономические стратегии государств и компаний и поддержки их реализации. Определение места страны в мировой «табели о рангах» позволяет не только уточнить ее реальный статус в глобальной конкуренции в СИИ, но и обнаружить неучтенные элементы для повышения результативности государственных инициатив в области развития СИИ

Источники:

 

1. Глава ВЭФ заявил, что ковид следует рассматривать как долгосрочный вызов для человечества [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/13273357.

2. Кричевский Г.Е. НБИКС-технологии для Мира и Войны. Саар брюккен, Германия: Ламберт, 2017. 634 с.

3. Овчинников В.В. Дорога в мир искусственного интеллекта. М.: Институт экономических стратегий, РУБИН, 2017. 536 с. (Cерия: Стратегическая аналитика).

4. Гонка за цифровым призраком [Электронный ресурс] // Коммерсант. 2019. 24 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4003879.

5. Каляев И.А. Искусственный интеллект: камо грядеши? [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 5. С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.163.2019.6-15.

6. Markoff J. A learning advance in artificial intelligence rivals human abilities [Электронный ресурс] // The New York Times. 2015. URL: https://www.nytimes.com/2015/12/11/science/an-advance-inartificial-intelligence-rivals-human-vision-abilities.html.

7. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Шкута А.А. Китай как нейроинформационная мегаматрица: цифровые технологии структурирования когнитивных ансамблей порядка [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. № 1. С. 50–61. DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.175.2021.50-61.

Антимонопольное регулирование: приоритеты в меняющемся мире

DOI: https://doi.org/10.33917/es.2.182.2022.32-38

В статье рассматриваются спровоцированные цифровизацией экономики изменения мировых рынков, которые повлекли за собой новые вызовы для антимонопольного регулирования. В этом контексте рассматриваются цифровые платформы и использование алгоритмических механизмов ценообразования хозяйствующими субъектами. Автор предлагает провести разграничение между различными видами платформ на платформы – «биржи» (или торговые площадки) и платформы – многосторонние рынки и проследить воздействие каждого из видов платформ на конкурентную среду. Также в статье рассматривается использование цифровых алгоритмов хозяйствующими субъектами как фактора формирования согласованного поведения и имплицитных антиконкурентных соглашений картельного типа между участниками рынка. В этом контексте оценивается соотношение человеческого фактора и автоматизированного ценообразования на основе алгоритмов с позиций их воздействия на устойчивость имплицитных антиконкурентных соглашений. Обе проблемы — платформы и алгоритмические ценообразование — рассматриваются с учетом глобального характера деятельности хозяйствующих субъектов. В этих условиях возможности реакции антимонопольных органов на их монополистические проявления на национальном уровне ограничены, как и ограничен национальный суверенитет перед лицом глобальных корпораций. В заключении отмечается необходимость новых форм противодействия монополизации на цифровых рынках

Источники:

1. ICN 2021 [Сайт]. URL: https://icn2021budapest.hu/site/#

2. Агеев А.И. Картина мира [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 5. URL: /wpcontent/mag_archive/2019_04/ES2019-04-Slovo.pdf.

3. Howard A. Shelansky. Information, Innovation and Competition Policy for Internet // University of Pennsylvania Law Review. 2013. N 161. P. 1699–1701.

Экономическая атака на Россию и политика противодействия

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.40-47

Цель исследования — показать закономерности развертывания экономической атаки на Россию. Методологию исследования составляет сравнительный и ретроспективный анализ, элементы структурного подхода. В ходе анализа получен результат, сводимый к тому, что сложившаяся модель мирового хозяйства с высоким уровнем интеграции и зависимости экономики представляет угрозу национальной безопасности страны. Посредством санкций, наносящих ущерб, осуществляется экономическая война. Благоприятные условия для нее создала проводимая в России либеральная экономическая политика, сдерживавшая рост. Причем подобные исходы характерны не только для хозяйственной деятельности, но и для функционирования науки и образования — «невидимые» санкции, что создает длинную перспективу зависимого и ведомого развития. Необходимо обеспечить контроль  распределения владельцев собственности на внутреннем рынке, процедур планирования, сводимых к установлению пороговых значений в области импорта, экспорта по разным направлениям деятельности, а также допуска иностранных ресурсов и институциональных правил на внутренний рынок. При реализации такой институциональной политики санкции нанесли бы значительно меньший ущерб либо их негативный эффект отсутствовал бы. Сегодня противостоять экономической атаке необходимо за счет максимального вывода активов из долларового номинала, проведения антидевальвационной политики, отрезания банковской системы от спекулятивной игры на понижение курса, активизации усилий по замещению импорта по каждому отраслевому направлению. Требуется замкнуть контуры производства на внутренний рынок с перепрофилированием производств, практикуя арест иностранной собственности как ответ на аналогичные внешние действия. Для таких действий требуется системная государственная политика по всем направлениям координации производств и видов деятельности.

Ответ на глобальные вызовы Римского клуба: от «пределов роста» к «устойчивому развитию». К полувековому юбилею первого доклада Клубу

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.52-65

Знаменитый первый доклад Римскому клубу «Пределы роста» не только выявил стратегические негативные тенденции взаимоотношений современной цивилизации с природной средой, но и предложил теоретическое направление их преодоления — «динамическое глобальное равновесие» («нулевой рост»). Современная стратегия устойчивого развития рассматривается как конструктивный ответ цивилизации на вызовы реалий «пределов роста» на пути ее продвижения в предвидимое будущее

Источники:

 

1. Мeadows Donnella H., Randers Jorgen, Meadows Dennis L., William W. Behrens. The Limits to Growth: A Report for the Club of Rome’s Project on the Predicament of Mankind // Universe Books. 1972. 211 p.

2. Форрестер Дж. Мировая динамика. М.: Наука, 1978. 167 с.

3. Печчеи А. Записки Римского клуба. М., 2019. 240 с.

4. Mankind at the Turning Point. The Сlub of Rome, 1974.

5. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста: Предотвратить глобальную катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее. М.: Прогресс, Пангея, 1994. 303 с.

6. Медоуз Д.Х., Рандерс Й., Медоуз Д. Пределы роста: 30 лет спустя. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. 357 с.

7. Науке предстоит решать проблемы, а не открывать новые горизонты [Электронный ресурс] // Газета.гu. 2011. 2 мая. URL: https://www.gazeta.ru/science/2012/05/02_a_4569465.shtml.

8. Дубовский С.В. Путеводитель по глобальному моделированию // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 161–171.

9. Егоров В.А., Каллистов Ю.Н., Митрофанов В.Б., Пионтковский А.А. Математические методы глобального развития. Л.: Гидрометеоиздат, 1980. 192 с.

10. Ефимов Г.Б., Ефимова М.В., Егоров В.А. Первые работы по глобальному моделированию в ИПМ и вопросы экологии идей и нравов общества // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2019. № 45. 26 с.

11. Hawrylyshyn B. Road maps to the future — towards more effective societies. The Сlub of Rome, 1980.

12. Дубовский С.В. Глобальное моделирование: Вопросы теории и практики // Век глобализации. 2010. № 2.

Федеральный экологический оператор выстраивает новый порядок обращения с отходами промышленных предприятий

Предприятие Госкорпорации «Росатом» ФГУП «Федеральный экологический оператор» (ФЭО) отвечает за создание комплексной системы по обращению с отходами I и II классов, реализуемой в рамках национального проекта «Экология». Для ФЭО, имеющего большой опыт работы с радиоактивными отходами, это новое направление. О том, какие изменения произошли в работе предприятий с отходами I и II классов и какие задачи ставит перед собой ФЭО, мы поговорили с первым заместителем генерального директора по реализации экологических проектов ФЭО Максимом Сергеевичем Погодиным.

Жилищно-строительная экосистема: технологический прорыв

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.72-85

В статье на основе проведенного методологического анализа и привлечения обширных эмпирических данных предложен оригинальный подход к разработке исходных позиций концепции формирования жилищно-строительных экосистем. Рассматриваются основные критерии оценки целесообразности использования новой организационной формы для осуществления планов достижения стратегических социально-экономических целей, стоящих перед страной, и реализации перспективной стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. В качестве ядра строительной экосистемы предложено избрать технологический инжиниринг. В статье сформулирован ряд практических рекомендаций

Источники:

1. Мы говорим о программе развития Сибирского региона на десятилетия [Электронный ресурс] // РБК. 2021. 6 сентября. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/09/06/6131fab69a79471a71a0b412.

2. Гришкин И.И. Понятие информации. М.: Наука, 1973. С. 12.

3. Ванисова Е. Трансформация науки в элемент маркетинга не безобидна // НГ-наука. 2021. 22 сентября.

4. Что такое экосистема // Профиль. 2021. № 48–49. 20 декабря. С. 48.

5. Цуцуми С. Пути перемен. М.: Прогресс, 1982. С. 97.

6. Прорабы перекройки [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2021. 16 декабря. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5130609.

7. Мысли-НеМысли [Электронный ресурс] // Telegram. 2021. 9 декабря. URL: https://telegram.me/mislinemisli/9912.

8. Если ты не умеешь быть девелопером, то становись подрядчиком [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2022. 12 января. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5157145?query=Щербина.

9. Путин: строительный комплекс станет локомотивом роста при восстановлении экономики [Электронный ресурс] // ТАСС. 2020. 16 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/8261871.

10. Борисов Д. Другого качества стройка [Электронный ресурс] // Ведомости. 2022. 26 января. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2022/01/25/906386-drugogo-kachestva.

2021: стагфляция или технологический суверенитет — иного не дано!

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.86-91

Рассматривается изменение конъюнктурного индекса «Экономических стратегий» (КИЭС) за 2021 г. Оценивается вклад показателей спроса и предложения в КИЭС. Проводится анализ промышленного производства

Источники:

1. Информация о социально-экономическом положении России в январе 2022 г.: Доклад [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-01-2022.pdf.

2. Социально-экономическое положение России в январе — декабре 2021 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2021.pdf.

3. Информация о совещании у Президента РФ о мерах социально-экономической поддержки субъектов Российской Федерации 15 марта 2022 г. в режиме видеоконференции [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67996.

4. Френкель А.А., Тихомиров Б.И., Сурков А.А. 2021: итоги девяти месяцев — упущенные возможности ускорения социально-экономического развития [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. № 6. С. 76–81. DOI: https://doi.org/10.33917/es-6.180.2021.76-

5. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/47244.

6. Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2021 г. № 2816-р «Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/news/43451/

Экономические реформы в России сквозь призму времени

Вот уже более 30 лет Россия осуществляет реформирование своей экономики. За этот период произошло много негативных и позитивных событий в жизни страны. Однако вопрос, почему произошла катастрофа 1991–1992 годов, развернувшаяся на 1990-е годы, остается. Те объяснения, которые мы слышим по поводу отмечания даты — 30-летия разрушения СССР, не выглядят убедительно. Кто-то говорит о некоем распаде страны. Имеются мнения, будто были какие-то объективные причины, правда, при этом доказательное изложение упомянутых причин, как правило, отсутствует. Известно одно — страна за 30 лет не смогла восстановиться после той катастрофы и сегодня имеет проблемы развития, с нею напрямую связанные и из нее вытекающие. Следует отметить, что многие страны за треть века многократно увеличили свой ВВП, особенно Китай, а Россия, по самым оптимистичным оценкам, смогла увеличить его всего на четверть. Такой итог развития в указанном интервале трудно считать положительным, несмотря на то, что жизнь изменилась, возникли новые социальные функции, улучшающие ее качество. Вместе с тем продолжительность жизни населения, высокая смертность являются весьма негативными показателями, как и уровень бедности и неравенства в стране. Развитие экономики всегда имеет альтернативы — и в ту эпоху они, безусловно, были, но ими, к сожалению, не воспользовались.

Журнал «Экономические стратегии» обращает внимание на то обстоятельство, что в области долгосрочной стратегии развития страны всегда имеются варианты. Именно об одном из таких вариантов идет речь в интервью от 1990 года члена-корреспондента РАН, советника Президента РАН Валерия Петровича Чичканова, который в то время был вице-премьером Правительства РСФСР. Текст интервью восстановлен по машинописной бумажной копии, предоставленной автором. Представляется, что содержащиеся в нем идеи и предложения, которые были высказаны в 1990 году, справедливы и актуальны для сегодняшней России. Это ли не оценка развития страны за 30 лет? В публикуемом далее интервью В.П. Чичканов сформулировал мысли, имеющие отношение к региональному и территориальному развитию, проведению региональной политики, государственному управлению, осуществлению реформ в различных сферах общественной жизни. Он также говорил о связи экономической теории и практики, о причинах   возможных неудач и их последствиях, однако к его предостережениям тогда не прислушались. Кроме того, В.П. Чичканов предложил решения, которые следовало бы принять, чтобы не допустить разрушения экономики, которое и  произошло в 1990-е годы.

1925–1935 годы: Локарнский «правовой механизм „подталкивания“ Германии на Восток». Фактор нефти

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.108-115

В статье рассматривается фактор нефти, а именно тот факт, что часть влиятельных политиков и крупных бизнесменов, прежде всего в Великобритании, попытались использовать в своих  далеко идущих целях фактическое отсутствие у Веймарской республики собственных нефтяных месторождений. Монополизация нефтяных поставок в условиях реализации «правового механизма „подталкивания“ Германии на Восток» позволяла в определенной степени управлять внешнеполитической активностью гитлеровского режима

Источники:

1. Морозов С.В. Польско-чехословацкие отношения. 1933–1939. Что скрывалось за «политикой равноудаленности» министра Ю. Бека. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. 528 c.

2. Морозов С.В. К вопросу о секретном польско-германском договоре 1934 г. // Славяноведение. 2005. № 5. С. 35–53.

3. Морозов С.В. Из довоенного досье // Международная жизнь. 2007. № 1–2. С. 194–213.

4. Морозов С.В. К вопросу о создании в 1925 г. правового механизма «подталкивания» Германии на Восток [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 412. Ноябрь. С. 84–88. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=1482.

5. Мартиросян А.Б. За кулисами мюнхенского сговора. Кто привел войну в СССР. М.: Вече, 2008. 608 c.

6. Версальский мирный договор / Под ред. проф. Ю. Ключникова и А. Сабанина. М.: Литиздат НКИД, 1925. 227 с.

7. Агентурное сообщение в ИНО ОГПУ при СНК СССР о переговорах канцлера Германии Франца фон Папена в Париже о формировании западной военной коалиции против СССР [Электронный ресурс] // Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина. URL: https://www.prlib.ru/catalog/52995?page=3

8. Документы внешней политики СССР. Т. XVI. М.: Госполитиздат, 1970. 920 с.

9. Teichova A. An Economic Background to Munich. L.: Cambridge University Press, 1974. 422 p.