Современные методы исследования понятий «туризм» и «туристическая услуга»: от теории к практике

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.38-45

В научной статье на основе релятивистской теории представлена терминологическая трактовка понятий «туризм», «туристическая услуга» и их видовая классификация. Дополнены разновидности внутреннего туризма со смещением фокуса на региональное развитие по шести направлениям (деловой туризм; экологический туризм; культурно-познавательный туризм; автотуризм-молодежный-семейный; сельский туризм и санаторно-курортный туризм). Составлен рейтинг конкурентоспособности туристских услуг на примере Республики Татарстан.

Источники:

1. Жуковская И.В. Систематизация научных подходов к управлению конкурентоспособностью в сфере услуг: экономическая сущность, критерии. Микроэкономика. 2020. № 2. С. 29-37.

2.   Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан. Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

3.   Жуковская И.В. Сегментация рынка сервисных услуг: проблемы, пути решения. Микроэкономика. 2021. № 2. С. 32-37.

4.   Сизикова В.В.Повышение конкурентоспособности предприятий сферы услуг: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. Санкт-Петербург, 2019. 189 с.

5.   Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL: tourism.gov.ru

6.  Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. – Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

7.   Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Политика управления текущими активами и многофункциональными корпоративными коммуникациями российских бюджетных авиакомпаний

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.46-56

В данной статье рассмотрены современные проблемы управления текущими активами и корпоративными коммуникациями российских бюджетных авиакомпаний в условиях экономических санкций. Установлено, что ООО «Азур Эйр» сочетает агрессивную политику управления текущими активами и агрессивный тип политики управления текущими пассивами. Таким образом, комплексную политику оперативного управления активами и многофункциональными корпоративными коммуникациями можно также охарактеризовать как агрессивную. В период пандемии ООО «Азур Эйр» продемонстрировала высокую гибкость своей бизнес- модели, которую удалось обеспечить за счет разнопланового воздушного флота, состоящего из широко- и узкофюзеляжных самолетов Boeing различных модификаций. Это позволило весной 2022 г. свободно осуществить ряд вывозных трансатлантических рейсов для российских граждан, находившихся за рубежом, впервые приступить к выполнению полетов на внутренних воздушных линиях, а также активизировать грузовые перевозки.

Источники:

1. Безпалов В.В., Лочан С.А., Федюнин Д.В., Иванов А.В., Автономова С.А. Большие данные и возможности их использования при разработке коммуникативной стратегии предприятий регионального промышленного комплекса. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1-2. С. 28-34.

2. Зайцева Н.А., Макарова Л.М., Ларионова А.А., Филатов В.В., Окунев Д.В., Положенцева И.В., Вихрова Н.О. Оценка конкурентоспособности субъектов рынка телекоммуникационных услуг. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Т. 6. № S3. С. 60.

3. Моисеева О.А. О стратегиях развития современного коммуникационного поля. Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 532-535.

Социальная ответственность бизнеса и создание ценности

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.57-62

Внимание академического сообщества, правительств и корпораций привлечено к необходимости уменьшения вредного воздействия бизнеса на окружающую среду, решению социальных вопросов, совершенствованию корпоративного руководства. Концепция и диапазон социальной ответственности бизнеса расширились из-за влияния коронавирусной инфекции (COVID-19).  В статье рассматриваются вопросы социальной ответственности бизнеса и создания ценности в долгосрочной перспективе.

Источники:

1. Porter M. E., Kramer M.R. Creating Shared Value,Harvard Business Review, January-February 2011.  pp. 62-77.

2. Porter M. E., Kramer M.R. Strategy & Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility, Harvard Business Review, December 2006. pp. 78-92.

3. Pyatanova V.I., Pyatanov I.A. Responsible finance: application and challenges for society, governments and corporations. Upravlenie. 2020. № 8 (1). pp. 57-62.

4. Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/416541-zachem-rossiyskie-kompanii-vkladyvayut-milliony-v-korporativnuyu-socialnuyu

5. Кто стал самой «зеленой» компанией России – июньский рейтинг RAEX. URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/5fe4a0e89a79477bdd9c79c1

6. International <IR>framework. January 2021. URL: https://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2021/01/InternationalIntegratedReportingFramework.pdf

Состояние и возможности социального развития регионов Арктической зоны Российской Федерации

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.63-74

В статье представлены результаты сравнительного анализа позиций регионов Арктической Зоны по состоянию социальной (демографической) среды. Такой анализ проводится с целью выявить достигнутые ранее количественные характеристики социальных (демографических) процессов и ранжирования позиций регионов в базисном году начала реализации на территории Российской Федерации национального проекта «Демография» и соответствующих пяти федеральных проектов. Изучение утвержденных критериев реализации национального проекта «Демография» как перечня показателей ежегодной государственной статистической отчетности, подлежащих мониторингу, позволило выявить проблему, суть которой заключается в том, что: утвержденный перечень показателей является   недостаточным; количественные результаты реализации федеральных проектов,  планируемые на 2022 г. и прогнозируемые на 2024 г.,  существуют лишь по некоторым  показателям из утвержденного  перечня; в федеральных проектах в качестве критериев предлагаются показатели, которые не содержатся в ежегодной государственной статистической отчетности, что не позволяет провести анализ состояния социальной (демографической) среды; содержащиеся в федеральных проектах критерии, которые являются показателями ежегодной государственной статистической отчетности,  официально не утверждены.

Источники:

1. Babkin N., Bespalova S., Senetskaya L., Skotarenko O. Tools for digitalization of economic processes for supporting management decision-making in the Arctic region. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science Volume 302 Issue 1. 6 August. No 012147 4th International Scientific Conference on Arctic: History and Modernity; Saint Petersburg; Russian Federation 17-18 April 2019. 151045

2. Бабкина Л., Скотаренко О. Особенности квалиметрического подхода в региональных исследованиях. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. №5. С. 161-165.

Региональный франчайзинговый центр – новая модель развития франчайзинга в регионах

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.75-86

Франчайзинг стал популярным лишь в последние десятилетия. Эта форма предпринимательства все чаще применяется в различных секторах экономики, особенно в розничной торговле и общепите. Согласно официальным данным, более 70% этого вида предпринимательской деятельности приходится на региональный франчайзинг. В статье анализируются особенности развития регионального франчайзинга, дается оценка инициатив отдельных регионов по внедрению франчайзинга. Предлагается унифицированная концепция создания и функционирования регионального франчайзингового центра, определяются цели и задачи его создания, которые в основном направлены на систематизацию и синхронизацию работы по развитию бизнеса в регионе.

Источники:

1.         Абдурахмонова Т. Д. Перспективы развития договора франчайзинга на территории стран СНГ. Журнал «Юридический Вестник», Издательство Российско-Таджикский (Славянский) Университет. 2020. № 4 (4). С. 44-48.

2.       Михайлова Л. Перспективы развития новых форм франчайзинга. МИР: Модернизация. Инновации. Развитие. 2017. №4. C. 585-591.

3.       Рыжих А. И., Бочарова В. Г. Системное использование маркетинговых инструментов во франчайзинге в условиях цифровизации. Экономика устойчивого развития. 2021. № 4 (48). С. 161-164.

4.       Соловова Л. Свободный франчайзинг как альтернатива классическому франчайзингу. МИР: Модернизация. Инновации. Развитие. 2016. Т.7. №4 (28). С. 71-75.

5.       Шахова М., Михайлова Л. Современные тренды франчайзинга. Научное обозрение. 2017. № 20. С. 119 – 124.

6.       Юрицин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии. Итоги и перспективы правового регулирования. ИздательствоЮстицинформ, 2018. 264 с.

7.       Alon I., Lattemann C. Tchibo Goes Global: Implementing a Hybrid Franchising Strategy at Germany’s Leading Coffee Retailer // Global Business and Organizational Excellence. 2016. № 2. pp. 18-30.

Синергетический подход в оценке конкурентоспособности производителей туристических услуг на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.87-93

В научной статье обоснована концептуальная модель чистого приведенного эффекта синергии от слияния компаний на примере региональных туроператоров Республики Татарстан. Также предложено осуществить процесс объединения туристических компаний по типу «моноформат» в вариацию «мультиформат», где основными видами туристических услуг являются туры выходного дня, экскурсионные семейные туры и молодежные туры.

Источники:

1. Галиуллин И.Р.Оценка эффекта синергии в исследовании конкурентного рынка сферы услуг на примере DIY –сектора / И.Р. Галиуллин, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2019. № 2. С. 44-49.

2. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан. Микроэкономика. 2020. С. 93-98.

3. Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL:gov.ru

4. Рагимханов А.В. Систематизация научных подходов к исследованию конкурентоспособности услуг: от теории к практике. / А.В. Рагимханов, И.В. Жуковская. Микроэкономика. 2022. № 1. С. 75-78.

Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга как его конкурентное преимущество

DOI: 10.33917/mic-3.104.2022.94-101

Цель статьи определена необходимостью выявить виды деятельности, инвестирование в которые обеспечит интенсивный путь развития Санкт-Петербурга. Выполнен анализ конкурентных преимуществ инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга на основе положений Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года и оценок национальных рейтингов регионов. Дано авторское определение инвестиционной привлекательности региона, представляющее конкурентные преимущества региона как возможность инвестирования в виды деятельности, обеспечивающие интенсивный путь развития региона. Предложены направления инвестирования средств в формирование конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга.

Investment attractiveness of Saint Petersburg as its competitive advantage

 

Источники:

1. Идрисов Г.И., Мау В.А., Божечкова А.В. В поисках новой модели роста. Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 5-23. 

2.   Юденко М.Н., Воронина Е.В., Михайлова М.В. Модели и сценарии развития социально-экономических систем. Микроэкономика. 2021.  №4. С. 5-11. doi: 10.33917/mic-4.99.2021.5-11.

3.   Агаева Л.К. Инвестиционная привлекательность региона: учебное пособие / Л.К. Агаева, В.Ю. Анисимова. Самара: Издательство Самарского университета, 2018. 72 с.

4.   Закирова Э.Р. Экономическое содержание категории «инвестиционная привлекательность. Вестник Воронежского гос. ун-та инженерных технологий.  2016.  № 2.  С. 327-333.  

5.   Гришина И.В., Шахназаров А.Г., Ройзман И.И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. Инвестиции в России.   2001.  4(75).   С. 5-16.

6.   Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2019 г. №740. Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.

В интересах роста благосостояния и процветания народов ЕАЭС

Евразийский экономический союз сегодня — это не только пять государств-членов и три государства-наблюдателя, но и порядка 50 стран-партнеров, считающих ЕАЭС мощным интеграционным объединением с отличными перспективами, и сегодня, в условиях беспрецедентных геоэкономических вызовов, особенно важно уделить внимание стратегическому развитию евразийской интеграции в эпоху глобальных  изменений.

Подробнее о новых сферах и направлениях сотрудничества в ЕАЭС, а также о мерах по противодействию санкционному давлению со стороны Запада, в преддверии Евразийского экономического форума, который состоялся в Кыргызстане 26–27 мая 2022 г., рассказал председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Владимирович Мясникович в эксклюзивном интервью журналу «ЭС».

Авангардная стратификация наций

DOI: 10.33917/es-3.183.2022.16-25

В современном экономическом мышлении наблюдается нечеткое деление населения на богатых, бедных и средний класс. Это структурирование возникло во времена Еврипида и Аристотеля. Однако до сих пор нет общего метода определения параметров среднего класса, хотя от него существенно зависит динамика роста и развития национальных экономик. Автор предлагает стратифицировать население по критерию ВВП на душу населения, исчисленному по паритету покупательной способности. При этом автор определяет параметры авангардной, средней и арьергардной страт нации на маршруте развития экономики с помощью предложенной гамма-шкалы развития.

Источники:

1. Global Wealth Report 2015, Credit Suisse: Table 1. Middleclass share of all adults [Электронный ресурс] // Credit Suisse. P. 32. URL: global-wealth-report-2015.pdf.

2. Путин В.В. О среднем классе и доходах населения: Интервью ТАСС. 18 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.runts/president/news/63007.

3. Пономарев В. Антропологическая политэкономия: концепция теории саморазвития. Саарбрюкен, LAP, 2013. 60 с.

4. Пономарев В.П. Полиморфная гамма-шкала развития геоэкономики [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2022. № 1. С. 106–111. DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.181.2022.106-111.

5. Еврипид. Умоляющие // Трагедии: В 2 т. Т. 1: Литературные памятники / Пер. И. Анненского. М.: Наука, Ладомир, 1999.

6. Российский статистический ежегодник. 2019. М.: Росстат, 2019. С. 163.