Миротворчество и конфликты: изменение парадигмы в современных условиях

Номер 1. Пессимизм ума и оптимизм воли, 1999
Миротворчество и конфликты: изменение парадигмы в современных условиях

Конфликтология, одно из направлений политологии, находится на стыке общественно-политической и военной науки. Помимо констатации и описания фактов конфликтология способна предсказывать развитие событий. Это – неотъемлемая часть настоящей большой политики. Российская миротворческая политика ориентирована на создание свободных от каких-либо разграничительных линий региональных, а в идеале и международной систем безопасности. К сожалению, сегодня Россия не обладает достаточным экономическим и политическим потенциалом миротворчества. Поэтому, во-первых, в России и СНГ растет взаимосвязь политических событий и любых конфликтных ситуаций с интересами криминальных структур, которые ради передела собственности способствовали развязыванию практически всех локальных войн на пространстве бывшего СССР. Во-вторых, что представляет сейчас гораздо большую опасность для страны, растет сепаратизм регионов. Таким образом, для России сегодня жизненно важно налаживать отношения как между народами внутри страны, так и с соседями. Чтобы не допустить развязывания гражданских и этнических войн (конфликтов), нужна жесткая политическая воля, дееспособная власть, военные и экономические ресурсы, благоприятная внешнеполитическая ситуация. Даже если начало конфликта упущено, успешная миротворческая деятельность возможна.

Будет ли переход к политике экономического роста?

Номер 1. Пессимизм ума и оптимизм воли, 1999
Будет ли переход к политике экономического роста?

Новая экономическая политика России с приоритетностью жизнеобеспечения страны и экономического роста должна обеспечивать выявление возможностей экономического роста и оптимизацию системы мер экономической политики на множестве существующих и перспективных технологий. Методология макроэкономического прогнозирования должна определяться содержательными представлениями о траектории экономического развития страны, а также использовать адекватную технику моделирования ожидаемых последствий применения тех или иных инструментов экономической политики. Реформы должны быть направлены на достижение целостности институтов государственного регулирования и процессов рыночной самоорганизации, иначе экономическая среда формируется стихийно, отвергая несовместимые элементы и достраивая недостающие. Так, в России монетаристская технология количественного регулирования денежной массы была отвергнута экономической средой, которая заместила недостающие деньги неплатежами и бартерным обменом. Сверхбыстрая приватизация госимущества в отсутствие развитой правовой среды защиты прав собственности привела к криминализации экономических отношений. Либерализация и политика дерегулирования цен в отсутствие развитого института рыночной конкуренции повлекла за собой быстрое формирование и доминирование на рынке криминализированных организационных монополий.

Денежная реформа в России в царствование Екатерины II

Номер 1. Пессимизм ума и оптимизм воли, 1999
Денежная реформа в России в царствование Екатерины II

В царствование Екатерины II произошли два события, имевшие большое экономическое и политическое значение для России: были введены государственные бумажные деньги и была сформирована банковская система. Ассигнационные банки стали выпускать кредитные знаки (ассигнации), а также получили право вести кредитные операции. В России началось становление денежного хозяйства. Успех выпуска ассигнаций в ходе денежной реформы 1769 года превзошел все ожидания правительства. Более быстрыми темпами стали развиваться товарно-денежные отношения, что позволило удовлетворять растущие потребности людей. Стимулировалось развитие новых видов ремесел, мануфактур. Происходило разрушение натурального хозяйства. В товарообмен вовлекалось все больше и больше людей. Увеличилось поступление денег в казну и через налоги, и от государственных мануфактур. Спрос на ассигнации все время возрастал, они разошлись по всей России. Однако целью Екатерины II все-таки было не само по себе стимулирование развития товарно-денежного обращения, а пополнение казны, которой не хватало денег. Благодаря денежной реформе правительство получило несколько миллионов рублей, что позволило ему продолжить войну с Турцией и провести административную реформу.

России нужны новые модели инновационного процесса

Номер 1. Пессимизм ума и оптимизм воли, 1999
России нужны новые модели инновационного процесса

В конце ХХ века мир оказался перед необходимостью ускорить процессы передачи уже наработанных знаний в практическую сферу, превращения их в технологии. В России в 90-х годах поток знаний из фундаментальной науки в промышленность если не прервался, то питается только за счет “периферийных капилляров”, тогда как главные магистральные сосуды оказались забиты организационными и финансовыми “тромбами”. Если государство в ближайшие пять лет не создаст инвестиционный климат, привлекательный для притока капитала в реальный сектор экономики, мы безвозвратно потеряем сферу и фундаментальной, и прикладной науки. Поэтому надо срочно сформировать потребительский спрос на научную деятельность, для чего необходимо стимулировать использование малыми предприятиями конкретных результатов исследований научных лабораторий, нужны принципиально новые подходы и модели организации инновационного процесса. Инициирование разработки инновационных программ и проектов, направленных на пополнение бюджета, содействие в организации независимой экспертизы, финансирование начальных стадий инновационных проектов, в которых государство выступает в качестве заказчика, – вот важные направления работы государства в сфере исследований и разработок.

Задачи антикризисного управления

Номер 1. Пессимизм ума и оптимизм воли, 1999
Задачи антикризисного управления

События 1998 года были не досадным сбоем, вызванным внешними обстоятельствами, а естественным завершением периода псевдолиберальных экономических реформ 1992-98 годов, закономерным крушением долговой экономики. Анализ тенденций развития экономической и социально-политической ситуации в России выявил принципиальную ограниченность нынешних стратегий государственных и корпоративных структур, их недопустимо сильную зависимость от мировой и внутренней конъюнктуры. Урок для выработки экономической стратегии ближайших лет состоит в том, что без преодоления новых мифов, без деидеологизации не построить разумной социально-экономической политики. Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания, Центробанк, руководители регионов должны активно и в полной мере отражать интересы отечественных производителей и потребителей, не склоняясь перед сиюминутными и корыстными интересами финансовых игроков. Единственный шанс России выжить в жестком конкурентном мире – возродиться в качестве единой корпорации, сцементированной государством. Выделение семи главных оперативных задач административного аппарата в период кризиса позволит сформировать пакет рекомендаций. Однако реформа госаппарата – не самоцель, а средство мобилизации (но не растранжиривания) весьма ограниченных ресурсов переходного периода.

«Окно возможностей» и оборонный научно-промышленный комплекс России

Номер 1. Пессимизм ума и оптимизм воли, 1999
«Окно возможностей» и оборонный научно-промышленный комплекс России

В ближайшие 10-15 лет будет существовать так называемое “окно возможностей”, когда международная ситуация останется относительно благоприятной для развития России. Однако впоследствии вероятность осложнения обстановки возрастет. Кроме того, в любой момент возможны резкие скачкообразные изменения – революционные события. В связи с этим актуальна ревизия сил безопасности страны. Сегодня Россия занимает лидирующие позиции в мире в области ядерных и лазерных технологий и имеет приоритетные достижения в области двигательных установок, технологии новых материалов, спецхимии и энергонасыщенных материалов. Значительное отставание от общемирового уровня наблюдается в области информационных и экологических технологий. Но слабость современной российской армии связана не столько с технологическим отставанием, сколько с ее плохой подготовкой и неудовлетворительным морально-психологическим климатом внутри вооруженных сил и вокруг них. Суверенитет и территориальная целостность страны сегодня обеспечиваются не силами общего назначения, а силами ядерного сдерживания. Однако через 15-20 лет СЯС не смогут эффективно выполнять эту функцию. Динамика ситуации по всем видам безопасности отрицательная.

Накопление капитала вместо строительства кредитных пирамид

Номер 1. Пессимизм ума и оптимизм воли, 1999
Накопление капитала вместо строительства кредитных пирамид

Крах финансовой системы России в августе 1998 года еще раз продемонстрировал, что не может долго существовать “рыночная экономика без товарного производства”, основанная на спекуляциях на фондовом и валютном рынках, инвестировании в гособлигации, кредитовании убыточных предприятий. Реформы 90-х годов создали в России условия для роста криминально-теневого сектора. Импорт и перепродажа на вещевых рынках потребительских товаров без уплаты большей части налогов лишили бюджетную систему огромных доходов, сделали неконкурентоспособной продукцию отечественной обрабатывающей промышленности на внутреннем рынке, породили коллапс легального производства. Гражданам и правительству России необходимо исправлять ситуацию и развивать капиталистическую экономику с мощным сектором воспроизводства “общественных услуг” и целостной системой регулирования, сочетающей корпоративные, государственные, рыночные и общественные институты. Целью рыночных преобразований должно быть создание фирм, максимизирующих прибыль за счет оптимизации производства, его технологической модернизации и реаллокации, повышения качества продукции, диверсификации производства и капиталовложений. Высокая прибыльность предприятий позволит увеличить как их собственные ресурсы накопления капитала, так и возможности привлечения заемных средств под низкие проценты

О консолидации транснациональных корпораций

Номер 1. Пессимизм ума и оптимизм воли, 1999
О консолидации транснациональных корпораций

В 1990-х годах из-за изменения условий конкуренции в промышленности и смещения акцентов в системе факторов конкурентоспособности ведущих компаний, глобализации экономики, активного лоббирования национальными правительствами, посольствами и торгово-промышленными палатами международных интересов фирм значительно возросла роль объединения ресурсов компаний для повышения их конкурентоспособности. Условия и формы консолидации ресурсов ТНК различны: координация деятельности в совместных проектах или освоении сетей сбыта, совместные предприятия и стратегические альянсы, взаимодополнение научно-технического и интеллектуального потенциала, поглощения и слияния, создание сетей международных партнерств. Руководителям российских предприятий, решающих вступить в ТНК, необходимо: определить цели альянсов, в частности направления развития и интересы по конкретным направлениям; оценить “очаги” интересов зарубежных фирм в российской промышленности, степень допустимой передачи технологий и механизмы защиты ключевых компетенций; регулярно производить оценку результатов деятельности альянса; приложить усилия для развития внутрифирменных коммуникаций и корпоративной культуры, благоприятствующей сотрудничеству; учитывая опыт работы с зарубежным партнером, создавать управленческую команду нового типа, повышать её профессионализм. При таком подходе Россия с ее потенциалом должна выйти в лидеры мирового производства.