Цифровая трансформация в контексте социально-экономического развития регионов: проблемы и перспективы

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.65-74

В статье обозначена цель исследования, состоящая в определении наиболее актуальных проблем цифровой трансформации на региональном уровне. Представлено краткое описание стратегий цифровой трансформации нескольких субъектов РФ, различающихся по уровню социально-экономического развития. Проведен сравнительный анализ регионов по шести обязательным направлениям цифровизации. Сделан вывод о необходимости создания соответствующей инфраструктуры, включающей новые модели взаимодействия бизнеса, научных организаций, органов власти и, как следствие, формирование высокого уровня доверия населения к надежности и безопасности цифровой инфраструктуры.

Источники:

1. Воронина Е.В., Ушакова Е.В., Фугалевич Е.В. Цифровая трансформация деятельности органов власти региона как форма смягчения кризиса // Креативная экономика. 2022. Том 16.  № 1.  С. 37. doi: 10.18334/ce.16.1.114146.

2.  Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам.  М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. С. 37-38.

3. Печаткин В.В., Вильданова Л.М. Уровень цифровизации видов экономической деятельности как фактор их конкурентоспособности в условиях пандемии // Вопросы инновационной экономики.  2021.  Том 11.  № 1.  С. 48.

4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

5. Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Санкт-Петербурга: Расширенное заседание Президиума Совета по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге, протокол № 6 от 25.08.2021 г. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/protokolrasshirennogozasedaniyasoveta25082021.pdf

Цифровизация процесса потребления электроэнергии в жилых домах Арктической зоны

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.75-84

В статье выявлены причины, негативно влияющие на экономическое состояние и развитие электроэнергетики в городах Мурманской области, и обоснована необходимость создания интеллектуальных систем управления потреблением электрической энергии населением на основе цифровизации процесса учета.  В частности, большие объемы требуемых энергетических ресурсов на территории Арктической зоны, их ограниченность и нерациональное потребление обусловили необходимость реализации проекта «Умный дом» в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика».  К основным результатам этого проекта относятся: сокращение уровня дебиторской задолженности населения за поставляемую электроэнергию, снижение затрат на снятие, прием и обработку показаний приборов индивидуального учета, повышение эффективности ввода ограничений для режимов потребления, повышение экономической эффективность деятельности отрасли; обеспечение безопасности проживания населения в жилых домах.

Источники:

1. О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 (ред. от 29.12.2020), Собрание законодательства РФ. 07.01.2013. №1. ст. 45.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации, Федеральный закон №522-ФЗ от 27 декабря 2018 г., Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. №53 (часть I). ст. 8448

3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://base.garant.ru/72190282/

Теоретико-методические основы исследования туристской дестинации на примере Республики Татарстан

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.85-90

В научной статье обобщены виды, этапы жизненного цикла и составляющие элементы туристской дестинации по методу Р. Проссера; дано авторское определение туристской дестинации. Произведена рейтинговая оценка показателя туристской дестинации Республики Татарстан на основе точек дислокации центров туристской дестинации.

Источники:

1. Жуковская И.В. Специфика исследования сервисного рынка на примере Республики Татарстан // Микроэкономика. 2020. № 5. С. 93-98.

2. Вдовкина В.Н., Холодилина Ю.Е. Зарубежный опыт становления и развития туристско-рекреационных систем //Электронный сборник статей по материалам XLIII студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК». 2018. №8 (43). С.25-31. URL://www.sibac.info/archive/science/8(43).pdf

3. Хусаенов Р.Р. Методика ранговой корреляции как способ оценки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере услуг: от теории к практике //Микроэкономика. 2019. № 2. С.50-56.

4. Максаковский Н.В. Предварительный список всемирного наследия России: история развития, современный состав, пути оптимизации //Наследие и современность. 2018. Том 1, №2. С. 39-71.

5. Официальная информация Федерального агентства по туризму. URL: https: tourism.gov.ru

Использование инструментов экономической безопасности в государственных учреждениях

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.91-97

Экономическая безопасность является комплексной системой, поскольку включает в себя все стороны управления, направленные на предупреждение кризисов и банкротств, а также иных негативных явлений, сказывающихся на стабильности состояния любого субъекта экономики. При этом немалая роль экономической безопасности принадлежит и государственным учреждениями, которые также, как и коммерческие организации ведут свою деятельность в условиях нестабильности внешней среды. В статье приводится комплексный анализ особенностей экономической безопасности в государственных учреждениях, исследованы инструменты, поддерживающие ее, выявлены направления обеспечения безопасности и их влияние на функционирование современных государственных учреждений. Сделан вывод, что государственные учреждения нуждаются в эффективном построении рассматриваемой системы, которая включает в себя кадровую, финансовую, ресурсную и информационную составляющие.

Источники:

1.    Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

2.    Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2018. 294 c.

3.    Сергеев А.А. Экономическая безопасность предприятия. М.: Издательство Юрайт, 2019. 273 c.

4.    Безверхова Е.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и факторы [Электронный ресурс] / Е.Н. Безверхова, И.Н. Губа, А.К. Ковалева // Научный журнал КубГАУ. 2018. № 104(08). URL: https://kubsau.ru

5.    Богомолов В.А. Экономическая безопасность / В.А. Богомолов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 188 c.

6.    Гончаренко Л.П. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Л.В. Гончаренко, Ф.В. Акулина. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 340 с.

Современные особенности и противоречия развития экономической безопасности в России

DOI: 10.33917/mic-2.103.2022.98-103

В статье рассматриваются концептуальные положения экономической безопасности России. Авторами проанализированы существующие подходы к определению понятия «экономическая безопасность». Сделан вывод, что на обеспечение экономической безопасности государства напрямую влияют социальные, техногенные, информационные и другие процессы. На примере ситуации в России выявлены основные направления, воздействием на которые с помощью экономических инструментов можно нанести существенный урон безопасности в контексте проблем «экономической устойчивости» на национальном и региональном уровне. Дана оценка ключевым угрозам экономической безопасности Российской Федерации.

Источники:

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20, ст. 2902.

2. Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 30-39.

3. Кузнецов Д.А., Руденко Д.А. Система индикаторов оценки экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 23. С. 59-68.

4.   Neu C.R. and Wolf Ch. The Economic Dimensions of National Security. Santa Monica: RAND, 2014. – 269 p.

Цифровой двойник (искусственное общество) социально-экономической системы России — платформа для экспериментов в сфере управления демографическими процессами

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.6-19

Одним из наиболее перспективных инструментов для мониторинга и прогнозирования социальных процессов являются агент-ориентированные модели, широко распространенные за рубежом. Их преимущество заключается в рассмотрении изучаемой системы на уровне ее отдельных индивидуумов, что повышает реалистичность этих компьютерных методов оценки. В России данное направление также развивается, хотя и не так активно. В статье   рассматривается динамика численности населения России, а также факторы повышения рождаемости, успешные примеры практической реализации агентных моделей для изучения социальных процессов, дается краткое описание разработанной авторами модели, включающей 146 млн агентов. С помощью этого инструмента были получены прогноз численности населения России и оценка влияния на этот показатель некоторых мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.

Источники:

1. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И. Моделирование и оценка национальной силы России // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 6–19. DOI: 10.33917/es-2.168.2020.6-19.

2. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Ильин Н.И., Сушко Е.Д. Национальная безопасность России // Экономические стратегии. 2020. № 5. С. 6–23. DOI: 10.33917/es-5.171.2020.6-23.

3. Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Население Советского Союза: 1922–1991. М.: Наука, 1993. 143 с.

4. Федеральная служба государственной статистики [Сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru.

5. Здравоохранение [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13721.

6. Sobotka T., Matysiak A., Brzozowska Z. Policy responses to low fertility: How effective are they? // Working Paper. 2019. No. 1. May. URL: https://www.unfpa.org/sites/default/files/pub-pdf/Policy_responses_low_fertility_UNFPA_WP_Final_corrections_7Feb2020_CLEAN.pdf.

7. The World Bank [Сайт]. URL: https://data.worldbank.org.

Смотрю на мир с большой тревогой…

Вечный язык живописи как музыка и поэзия обитают в мастерской известной российской художницы Евгении Кокоревой — члена Творческого союза художников России и Международной ассоциации художников при ЮНЕСКО.

В интервью специальному корреспонденту журнала «ЭС» Алине Яким, посетившей художницу в ее мастерской по адресу: Верхняя Масловка, дом 9, Евгения Яковлевна Кокорева рассказала о творческом пути и истории создания картин, поделилась тем, каким видится мир через призму художника

Россия в глобальном мире искусственного интеллекта: оценка по мировым рейтингам

DOI: https://doi.org/10.33917/es-2.182.2022.20-31

Системы искусственного интеллекта (СИИ) быстро становятся инструментом конкурентной борьбы, важнейшим фактором повышения эффективности социально-экономического воспроизводства и даже атрибутом развития человеческой цивилизации, ядром глобальных и национальных проектов развития. Сравнительные оценки степени развития СИИ также превратились в инструмент воздействия на экономические стратегии государств и компаний и поддержки их реализации. Определение места страны в мировой «табели о рангах» позволяет не только уточнить ее реальный статус в глобальной конкуренции в СИИ, но и обнаружить неучтенные элементы для повышения результативности государственных инициатив в области развития СИИ

Источники:

 

1. Глава ВЭФ заявил, что ковид следует рассматривать как долгосрочный вызов для человечества [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/13273357.

2. Кричевский Г.Е. НБИКС-технологии для Мира и Войны. Саар брюккен, Германия: Ламберт, 2017. 634 с.

3. Овчинников В.В. Дорога в мир искусственного интеллекта. М.: Институт экономических стратегий, РУБИН, 2017. 536 с. (Cерия: Стратегическая аналитика).

4. Гонка за цифровым призраком [Электронный ресурс] // Коммерсант. 2019. 24 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4003879.

5. Каляев И.А. Искусственный интеллект: камо грядеши? [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 5. С. 6–15. DOI: https://doi.org/10.33917/es-5.163.2019.6-15.

6. Markoff J. A learning advance in artificial intelligence rivals human abilities [Электронный ресурс] // The New York Times. 2015. URL: https://www.nytimes.com/2015/12/11/science/an-advance-inartificial-intelligence-rivals-human-vision-abilities.html.

7. Агеев А.И., Логинов Е.Л., Шкута А.А. Китай как нейроинформационная мегаматрица: цифровые технологии структурирования когнитивных ансамблей порядка [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2021. № 1. С. 50–61. DOI: https://doi.org/10.33917/es-1.175.2021.50-61.

Антимонопольное регулирование: приоритеты в меняющемся мире

DOI: https://doi.org/10.33917/es.2.182.2022.32-38

В статье рассматриваются спровоцированные цифровизацией экономики изменения мировых рынков, которые повлекли за собой новые вызовы для антимонопольного регулирования. В этом контексте рассматриваются цифровые платформы и использование алгоритмических механизмов ценообразования хозяйствующими субъектами. Автор предлагает провести разграничение между различными видами платформ на платформы – «биржи» (или торговые площадки) и платформы – многосторонние рынки и проследить воздействие каждого из видов платформ на конкурентную среду. Также в статье рассматривается использование цифровых алгоритмов хозяйствующими субъектами как фактора формирования согласованного поведения и имплицитных антиконкурентных соглашений картельного типа между участниками рынка. В этом контексте оценивается соотношение человеческого фактора и автоматизированного ценообразования на основе алгоритмов с позиций их воздействия на устойчивость имплицитных антиконкурентных соглашений. Обе проблемы — платформы и алгоритмические ценообразование — рассматриваются с учетом глобального характера деятельности хозяйствующих субъектов. В этих условиях возможности реакции антимонопольных органов на их монополистические проявления на национальном уровне ограничены, как и ограничен национальный суверенитет перед лицом глобальных корпораций. В заключении отмечается необходимость новых форм противодействия монополизации на цифровых рынках

Источники:

1. ICN 2021 [Сайт]. URL: https://icn2021budapest.hu/site/#

2. Агеев А.И. Картина мира [Электронный ресурс] // Экономические стратегии. 2019. № 4. С. 5. URL: /wpcontent/mag_archive/2019_04/ES2019-04-Slovo.pdf.

3. Howard A. Shelansky. Information, Innovation and Competition Policy for Internet // University of Pennsylvania Law Review. 2013. N 161. P. 1699–1701.