От теории к практике

Номер 7. Король Лир!

Сегодня все в большей мере бизнесом востребованы теоретические знания о менеджменте, поскольку становится ясно, что только здравый смысл и опыт не обеспечивают продвижения вперед. Поэтому изданная в 2005 г. Международным центром финансово-экономического развития энциклопедия «Топ-менеджер. Для всех, кто руководит» под общей и научной редакцией доктора экономических наук, профессора В.Л. Уланова будет полезна управленцам. Над раскрытием фундаментальных экономических понятий и описанием управленческих технологий трудился уникальный коллектив из 200 высококвалифицированных авторов — доктора и кандидаты наук, топ-менеджеры как крупных, так и средних компаний, специалисты ведущих страховых и консалтинговых фирм. Основные проблемы экономики и финансов системно излагаются и увязываются с управленческими технологиями.

Талант — это устремление в будущее

Номер 7. Король Лир!

Джон Исааксон основал компанию Isaacson, Miller в 1982 г. Получив образование в Дартмутском колледже (степень бакалавра гуманитарных наук), Оксфордском университете на о-ве Родос и в Гарвардской школе права, он выбрал профессию государственного служащего. Джон начал свою карьеру в штате Массачусетс как помощник секретаря по вопросам, касающимся сферы услуг. На этом посту он в течение восьми лет занимался вербовкой служащих для кабинета министров, одновременно работая помощником комиссара Департамента молодежи в сфере услуг и директора службы по вопросам молодежи. В свое время фирма Isaacson, Miller исследовала все составляющие деятельности фирм, что позволило разработать комплексную систему знаний об искусстве проведения исследований: миссионерские цели организаций, дисциплина рынков, эмоциональное и интеллектуальное знание, которое приобретается лидерами в процессе выполнения работы. Джон Исааксон беседует с представителем «ЭС» в Бостоне, доктором наук Ириной Тууль.

Двадцать вопросов о будущем Вашей компании

Номер 7. Король Лир!

Наверняка Вы не сможете ответить на многие пункты вопросника, составленного школой бизнеса Sheffield Hallam Univerisity для высшего руководящего состава крупных английских компаний. Тем не менее, отвечая на эти вопросы и даже просто знакомясь с ними, Вы сможете более пристально взглянуть на будущее вашей компании, а также понять, какое место отводится мыслям о будущем в западных компаниях.

Больше — не всегда лучше

Номер 7. Король Лир!

Традиционно считается, что чем крупнее компания, тем она успешнее. Однако одно из наиболее престижных учреждений бизнес-образования — Stanford Graduate School of Business — опровергает этот постулат. Принимая ежегодно всего лишь 370 человек, школа осуществляет обучение в области General Management на основе междисциплинарного подхода, что возможно лишь при наличии немногочисленного преподавательского состава и ограниченного количества студентов. Каким образом воплощается эта идея на практике, какие принципы лежат в ее основе, а главное — как все это соотносится с жесткими требованиями рынка, Вы узнаете из интервью заместителя директора приемной комиссии  Stanford Graduate School of Business Лизы Джиананжели заместителю главного редактора «ЭС» Ольге Бардовой и менеджеру по работе с партнерами компании MBA Consult Ксении Забелиной.

Отличная репутация — результат успеха

Номер 7. Король Лир!

Одним из основных направлений деятельности страховой компании РОСНО является добровольное медицинское страхование. В то же время, одна из «дочек» РОСНО — «РОСНО МС» — специализируется на обязательном медицинском страховании. Услуги, предоставляемые обладателям полисов ДМС в РОСНО — одни из лучших на этом рынке, а о качестве услуг по полисам ОМС известно каждому жителю России. Каково мнение главы РОСНО Леонида Меламеда о результатах и перспективах социальной реформы? Какие задачи стоят сегодня перед компанией? Заместитель главного редактора «ЭС» Ольга Бардова беседует с уже знакомым нашим читателям генеральным директором компании РОСНО Леонидом Адольфовичем Меламедом.

Уверенно шаг за шагом

Номер 7. Король Лир!

Овальная синяя табличка и желтая надпись «Старый Лекарь» уже давно знакома каждому, кто пробегает или проезжает по московским улицам. Само название вызывает ассоциации с добрым доктором Айболитом… Бренд «Старый Лекарь» — сеть аптек, лицо фармацевтической компании «Морон», единственного ее поставщика. Между тем за 10 лет своего существования компания, начинавшая свою деятельность на фармацевтическом рынке Москвы и Подмосковья, теперь уже осуществляет поставку лекарственных средств во многие регионы России. Сотрудничество с ведущими зарубежными и российскими производителями лекарственных средств позволяет компании предлагать широкий и оптимально рассчитанный ассортимент препаратов и изделий медицинского назначения, что, в свою очередь, вывело сегодня ООО «Морон» на одно из ведущих мест среди фармацевтических фирм. Так, Игорь Яньков, генеральный директор «Морона», возглавил список лучших розничных поставщиков фармацевтической продукции в рейтинге 1000 наиболее профессиональных менеджеров, опубликованном газетой «Коммерсант». Недаром эмблема компании по форме напоминает корону!
Фармрынок в России сейчас развивается стремительными темпами, однако на пути этого развития стоит множество проблем. Засилье иностранных конкурентов, пресловутая контрафактная продукция… Насколько актуальны эти проблемы для «Морона»? Как «придать» фармбизнесу инвестиционную привлекательность? Как решаются в компании вопросы профессиональной и корпоративной этики? Предлагаемая Вашему вниманию беседа Ольги Бардовой, заместителя главного редактора «ЭС» с генеральным директором компании «Морон» Игорем Павловичем Яньковым даст ответ на эти и многие другие вопросы.

Актуальные вопросы развивающейся сети

Номер 7. Король Лир!

Аптечная сеть «О3», созданная в 2003 году на базе двух аптечных сетей — ICN и «Чудо-доктор», сегодня включает в себя более 130 аптек в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Томске, Красноярске, Екатеринбурге, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, Воронеже, Самаре, Волгограде, Перми, Уфе и других городах России. Ассортимент насчитывает до 15 тыс. наименований в крупноформатных аптеках. Сеть является дискаунтером, подтверждая тем самым свою миссию: «Хорошая забота о вашем здоровье и красоте в любом возрасте при сохранении семейного бюджета». Первый заместитель генерального директора аптечной сети «О3» Владимир Анатольевич Созонович очерчивает круг основных проблем российских аптечных сетей и наиболее эффективные пути их решения.

Инвестиционные риски, или Экономические стратегии на фармрынке

Номер 7. Король Лир!

На российском лекарственном рынке существуют свои, особые правила игры, «соблюдение» которых позволяет его участникам в той или иной степени удерживаться на плаву и даже в ряде случаев динамично развиваться. Но поскольку вся эта деятельность сопряжена с балансированием на грани дозволенного, то в качестве «наказания» она закономерно сопровождается высокими коммерческими рисками. Причина — в нецивилизованных формах бизнеса, когда отдельные его представители, не желая упускать благоприятной возможности быстро и легко заработать, столь характерной для неустойчивой экономики, применяют заведомо запрещенные приемы в деловом сотрудничестве. Всем остальным, кто удержался от соблазна «половить рыбку в мутной воде», приходится закрывать глаза на неэтичное поведение или мириться с подобным положением дел. То есть, осознавая опасность коммерческого подвоха, все же оставаться на этом рынке, стараясь по возможности избежать нежелательного для себя развития событий…
События на отечественном фармрынке очень напоминают ситуацию с приемом лекарства, обладающего тяжелым побочным действием. Но когда его назначают по жизненным показаниям, это оправдывает риск возникновения серьезных осложнений с высокой вероятностью неблагоприятного исхода. Именно поэтому высшим пилотажем врачебного искусства является соблюдение баланса между интересами больного и неумышленным причинением вреда его здоровью. В повседневной жизни каждому из нас также приходится выбирать или мучительно уравновешивать полярные позиции: «лечить» или «не навредить»…

Об эффективном управлении или выборе правильной экономической стратегии

Номер 7. Король Лир!

Еще совсем недавно считалось, что процветание компании, эффективность ее бизнеса и устойчивость на рынке зависит от количества собственности либо от величины других активов фирмы. Однако не секрет, что это может сопровождаться не только увеличением объема операций, но и падением доходности. В принципе, любой процесс укрупнения приводит к закономерному увеличению расходов, зачастую сводящих на нет положительный экономический эффект, обусловленный количественным и/или качественным ростом компании. Так происходит, когда значительные денежные средства, предназначенные для поддержания конкурентоспособности, приходится отвлекать из оборота на обслуживание и содержание вновь приобретенных активов.
И если эти дополнительные затраты не возмещаются доходами от накопленных активов, то большим компаниям, которые и без того сверх меры забюрократизированы и недостаточно мобильны, становится все труднее сохранять свои ведущие позиции, да и рыночную нишу в целом. Получается, что собственность в ряде случаев может оказаться обременительной, и в такой ситуации лучше иметь право распоряжаться материальными ресурсами, чем быть их номинальным владельцем. Иными словами, в плане доходности, важнее обладать доступом к активам, нежели стремиться к их аккумуляции в одних руках. При таком подходе значительно облегчается соблюдение приемлемого баланса в расстановке сил между агрессивным внешним окружением и лидером рынка.